Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности педагогической деятельности



Имея много общего с другими видами деятельности, педагогическая отличается от них некоторыми особенностями. Кратко рассмотрим их.
Объект педагогической деятельности — индивид (ребенок, подросток, юноша), группа, коллектив — активен. Он сам стремится взаимодействовать с субъектом, проявляет свое творчество, отзывается на оценку результатов деятельности и способен к саморазвитию.
Объект педагогической деятельности пластичен, то есть поддается влиянию субъекта, он воспитуем. Он постоянно развивается, меняются его потребности (в этом причина активности), развиваются и меняются его ценностные ориентации, мотивирующие действия и поведение.
Правомерно утверждать, что процесс развития индивида полностью никогда не завершается. Содержание же педагогической деятельности строится по концентрическому принципу, а точнее, по спирали.
Педагогическая деятельность и процесс оказываются весьма динамичными факторами. Субъект, учитывая меняющуюся ситуацию, постоянно ищет оптимальный вариант педагогических действий, операций и средств педагогических воздействий на объект воспитания. В ней сочетаются наука и практика, педагогическое творчество.
Кроме субъекта-педагога, в педагогической деятельности на развитие индивида оказывают влияние другие, нерегулируемые факторы. Например, окружающая социальная и природная среда, наследственные данные индивида, средства массовой информации, экономические отношения в стране и др. Эта многофакторность влияния на индивида нередко приводит к тому, что результат педагогической деятельности значительно расходится с намеченной целью. Тогда субъекту приходится затрачивать дополнительное время и силы для коррекции деятельности, чтобы ее продукт (результат) соответствовал цели.
Предмет и результат педагогической деятельности представляют собой не вещественный, а идеальный продукт, который напрямую не всегда наблюдаем. Его качество и уровень часто определяется косвенно, а не путем прямого измерения.
Педагогическая деятельность — это деятельность преемственно-перспективная. Опираясь на предыдущий опыт, субъект организует ее; при этом ориентируется на будущее, на перспективу, прогнозирует это будущее.
Педагогическая деятельность имеет поисково-творческий характер. Такая особенность объясняется и вызвана несколькими причинами: активностью объекта деятельности, многофакторностью влияний на объект, постоянной переменчивостью условий и обстоятельств, в которых оказывается педагог в своей профессиональной работе. Ему неизбежно почти каждый раз приходится заново конструировать методы взаимодействия с воспитанниками из известных и освоенных приемов и средств.
Таковы некоторые особенности педагогической деятельности, отличающие ее от других видов. Отсюда вытекает ряд особенностей педагогического процесса. Назовем некоторые из них.
Поскольку педагогическая деятельность — это деятельность целенаправленная, постольку процесс — преимущественно управляемый. Между тем этот процесс протекает не только в искусственных условиях, то есть контролируемых, но и в условиях стихийных, неконтролируемых. Таким образом, есть процесс планируемый, направленный на достижение осознанной цели, а также и стихийный, приводящий к случайному результату, т.е. результату желательному или нежелательному, даже нейтральному. И в этой взаимосвязи не всегда берет верх управляемый процесс, бывает так, что побеждает процесс неуправляемый. И не приходится удивляться тому, что усилия педагога в воспитательной работе иногда поддерживаются, а иногда разрушаются процессом стихийным. Педагогу приходится учитывать эту ситуацию и условия. А это возможно только при постоянной, скользящей диагностике.
Педагогический процесс — это процесс целостный, одновременно охватывающий и физическое, и психическое, и социальное, и духовное развитие индивида. К тому же индивид, живя среди людей, взаимодействует и с ними, и с группой, и с коллективом. И формируется он не по частям, а целостно.
Педагогам в их деятельности будет сопутствовать успех при гуманистическом подходе к воспитанникам. Гуманизация педагогического процесса, отношений с детьми означает уважительное отношение к детям, способность ценить в ребенке его неповторимую самобытность, формирование самоуважения и достоинства.
Педагогическая деятельность необходимо включает не только учебно-воспитательный, но и коммуникативный процесс. Поэтому культура общения в этой деятельности играет особую роль. Она способна создать атмосферу доверительности, теплоты, взаимоуважения, благожелательности во взаимоотношениях педагога и воспитанника. Тогда слово педагога оказывается действенным инструментом влияния. Но грубость, жестокость, нетерпимость в тех же взаимоотношениях, бестактность в общении формируют атмосферу недоброжелательную. В такой ситуации слово воспитателя раздражает воспитанника, воспринимается им негативно, угнетает его. Само общение и для педагога, и для воспитанника становится безрадостным, нежелательным, а слово — малодейственным или даже разрушительным фактором.
В педагогической деятельности есть также процесс и руководство управления. Обычно процесс строится по вертикали: сверху вниз, от руководителя к подчиненному, от воспитателя к воспитаннику. В этом процессе заключены значительные возможности для придания этой деятельности атмосферы доброты, благожелательности, подлинного взаимоуважения во взаимоотношениях руководителей и подчиненных. При этом исчезает психологический барьер между ними; между старшими и младшими, опытными и неопытными членами группы устанавливается подлинное сотрудничество. Конечно, при этом ответственность старших за младших — моральная, правовая, психологическая — остается, но она смягчается, как бы не замечается, и в то же время как бы одинаково возлагается на всех.
Вопрос о стиле руководства вообще, о стиле взаимоотношений между руководителями и подчиненными— особый и большой. Он более подробно рассматривается в другой теме. Сейчас же скажем лишь о том, что демократический стиль, в отличие от авторитарного и либерального, более предпочтителен. Стиль же управления, который опирается на беспрекословное, не допускающее возражений и обсуждений, исполнение приказа, команды, распоряжения, — формирует личность пассивную, безответственную, безынициативную.

Таким образом, объектом педагогической деятельности является индивид, ребенок. Объект педагогической деятельности пластичен, то есть поддается влиянию субъекта, он воспитуем. Он постоянно развивается, меняются его потребности (в этом причина активности), развиваются и меняются его ценностные ориентации, мотивирующие действия и поведение. Педагогический процесс — это процесс целостный, одновременно охватывающий и физическое, и психическое, и социальное, и духовное развитие индивида. К тому же индивид, живя среди людей, взаимодействует и с ними, и с группой, и с коллективом теля [3].







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.