Здавалка
Главная | Обратная связь

управления легкового автомобиля

Диагностирование и регулировка тормозного

1 Цель работы

Изучение устройства, принципа действия и работы тормозного управления, получение навыков в диагностировании и техническом обслуживании тормозной системы легкового автомобиля.

2 Задание

2.1 Ознакомиться с назначением, устройством и принципом действия тормозной системы легкового автомобиля.

2.2 Произвести диагностирование и техническое обслуживание рабочей и стояночной тормозной систем легкового автомобиля.

2.3 Составить отчет о выполненной работе.

2.4 Подготовить ответы на контрольные вопросы.

3 Оборудование, приборы и инструменты

3.1 Лабораторный комплекс «Тормозное управление ВАЗ-2108»;

3.2 Компрессор с электрическим приводом;

3.3 Преобразователь напряжения 12 В.

4 Общие сведения

4.1 Назначение и устройство тормозной системы

Тормозная система (рис. 1) служит для снижения скорости и быстрой остановки автомобиля, а также для удержания его на месте при стоянке. Наличие надежных тормозов позволяет увеличить среднюю скорость движения, а, следовательно, эффективность при эксплуатации автомобиля. К тормозной системе автомобиля предъявляются высокие требования. Она должна обеспечивать возможность быстрого снижения скорости и полной остановки автомобиля в различных условиях движения. На стоянках с продольным уклоном до 16 % полностью груженый автомобиль должен надежно удерживаться тормозами от самопроизвольного перемещения.

Современный автомобиль оборудуется рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной тормозными системами.

Рабочая тормозная система служит для снижения скорости движения автомобиля вплоть до полной его остановки вне зависимости от его скорости, нагрузки и уклонов дороги.

Стояночная тормозная система служит для удержания неподвижного автомобиля на горизонтальном участке или уклоне дороги и должна обеспечивать неподвижное состояние снаряженного легкового автомобиля на уклоне 23 % включительно. Стояночная тормозная система выполняет также функцию аварийной тормозной системы в случае выхода из строя рабочей тормозной системы.

Запасная тормозная система предназначена для плавного снижения скорости движения автомобиля до остановки, в случаи отказа полной или частичной рабочей системы; она может быть менее эффективной, чем рабочая тормозная система.

Рисунок 1 – Схема тормозной системы 1 – трубопровод контура «левый передний-правый задний тормоз»; 2 – сигнальное устройство; 3 – трубопровод контура «правый передний-левый задний тормоз»; 4 – бачок главного цилиндра; 5 – главный цилиндр гидропривода тормозов; 6 – вакуумный усилитель; 7 – педаль тормоза; 8 – регулятор давления задних тормозов; 9 – трос стояночного тормоза; 10 – тормозной механизм заднего колеса; 11 – регулировочный наконечник стояночного тормоза; 12 – рычаг привода стояночного тормоза; 13 – тормозной механизм переднего колеса  

Вспомогательная система тормозов предназначена для поддержания постоянной скорости автомобиля, при движении его на затяжных спусках горных дорог, с целью снижения нагрузки на рабочею тормозную систему при длительном торможении.

Каждая тормозная система состоит из тормозных механизмов, которые обеспечивают затормаживание колес или вала трансмиссии, и тормозного привода приводящего в действие тормозной механизм. Тормозной механизм может быть колесный, трансмиссионный, барабанный и дисковый.

Гидравлический привод предназначен для передачи усилия водителя через педаль с помощью тормозной жидкости, и состоит из: тормозного главного цилиндра, колесного тормозного цилиндра и соединительных трубок и шлангов, гидровакуумного усилителя и разделителя тормозов.

4.2 Назначение стенда

Лабораторный комплекс «Тормозное управление ВАЗ-2108» для подготовки специалистов по ремонту и эксплуа­тации тормозного управления легкового автомобиля (далее – комплекс), предназначен для проведения групповых и практических занятий, лабораторных работ в высших профессиональ­ных образовательных учреждениях, при подготовке специалистов по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.

Комплекс обеспечивает:

изучение устройства элементов гидравлического тормозного привода и прин­ципов их действия;

проведение диагностирования тормозного управления, определение причины неисправностей и способов их устранения;

выполнение работ по техническому обслуживанию тормозного управления, исследование статических и динамических характеристик тормозного управ­ления;

изучение влияния неисправностей на характеристики тормозного управления.

4.3 Техническая характеристика стенда

Лабораторный комплекс «Тормозное управление ВАЗ-2108» предназначен для эксплуатации в помещениях при температурах от плюс 10 до плюс 35°С, относительной влажности воздуха до 80 % при 25 °С. Средняя наработка на отказ – не менее 1000 ч.

   
Рабочая жидкость: пищевая, вязкость, мм2/с объем, л 900 ... 1500; 0,35;
Давление в гидроприводе, МПа: номинальное максимальное 4 ... 6; 10 ... 12;
Давление вакуумного усилителя, МПа, не менее 0,04;
Давление в пневматической системе, МПа, не более 0,5;
Усилие на педали, Н 147 ... 490;
Свободный ход педали, мм 3 ... 5;
Полный ход педали, мм, не более 150;
Свободный ход рычага СТС, щелчков 3 ... 4;
Питание: постоянный ток, номинальное напряжение, В 12;
Потребляемая мощность, Вт 180;
Время готовности комплекса к работе после его включения, мин 5;
Габаритные размеры, мм, не более Длина Глубина Высота   1200;
Масса, кг
Средний срок службы до списания, лет

 

5 Порядок и последовательность выполнения работы

5.1 Подготовка к работе

Установите при помощи кронштейнов на вертикальной полке приборы тор­мозного привода:

главный тормозной цилиндр с вакуумным усилителем и педалью; регулятор тормозных сил с приводом; дисковый тормозной механизм переднего колеса; барабанный тормозной механизм заднего колеса; рычаг привода стояночной тормозной системы с уравнивателем и тросом. Соедините приборы посредством трубопроводов и шлангов, как это показано на рис. 2.

Подсоедините вакуумный усилитель к вакуумной трубке, а пневматический баллон к компрессору. К штуцерам прокачки подсоедините сливные трубки.

Электрические выводы соедините соответственно с датчиком аварийного вклю­чения, выключателем сигнала торможения, выключателем сигнализатора СТС и датчи­ком износа тормозных колодок.

Залейте рабочую жидкость в бачок главного цилиндра.

Включите компрессор и блок преобразователя напряжения в электрическую сеть 220 В.

Перед выполнением работ закачайте в пневматический баллон воздух под дав­лением до 0,5 МПа (5 кгс/см2) и повернув ручку распределителя РЗ создайте в системе усилителя разряжение до 0,04 МПа (0,4 кгс/см2).

5.2 Выполнение работы

5.2.1 Изучить устройство элементов гидравлического тормозного привода и прин­цип их действия.

5.2.2 Провести проверку герметичности тормозного привода, состояния шлангов и трубок. Тормозные трубопроводы не должны быть ни согнуты, ни сплющены. Также они не должны иметь ржавых или потертых мест. Согнуть тормозные шланги из стороны в сторону и проверить на наличие повреждений. Места соединения тормозных трубопроводов и шлангов не должны быть влажными из-за выступающей тормозной жидкости.

5.2.3 Проверить уровень жидкости в бачке (рис. 5); состояние фрикционных накладок колодок тормозных механизмов (рис. 6).

Рисунок 5 – Проверка уровня тормозной жидкости в бачке
Рисунок 6 – Проверка толщины фрикционных накладок

 

 


5.2.3 Работоспособность вакуумного усилителя тормозов проверить следующим образом: на автомобиле с выключенным двигателем (выключенным компрессором стенда) 4 … 5 раз нажимаем на тормозную педаль. Удерживая педаль нажатой, пускаем двигатель (включаем компрессор). При исправном усилителе с началом работы двигателя педаль должна продвинуться еще на 5 … 6 мм. Обратный клапан, который находится в наконечнике вакуумного шланга, предназначен для того, чтобы можно было затормозить автомобиль с достаточной эффективностью при внезапно заглохшем двигателе. Проверить его состояние можно, создав давление в шланге с помощью подходящей резиновой груши. Негерметичный клапан подлежит замене.

5.2.4 Произвести прокачку гидравлического тормозного привода. Для этого отверните на 1,5 … 2 обо­рота штуцеры на цилиндрах тормозных механизмов и манометрах. Резко нажимая на педаль тормоза, и плавно отпуская ее, завертывайте штуцеры по мере вытекания из них жидкости. Затем прокачайте систему.

Воздух из системы удаляют сначала из I контура, затем из II контура, начиная с манометра задней оси. Для этого необходимо наденьте на головку штуцера прокачки трубку для слива жидкости, а её свободный конец опустить в прозрачный сосуд, час­тично заполненный жидкостью (рис. 7).

Рисунок 7 – Прокачка гидропривода тормозной системы

 


5.2.5 Резко нажав на педаль тормоза 3 … 5 раз с интервалами 2 … 3 с, отвернуть на ½ … ¾ оборота штуцер при нажатой педали. Продолжая нажимать на педаль, вытеснить нахо­дящуюся в системе жидкость вместе с воздухом через шланг в сосуд. После того как педаль тормоза достигнет переднего крайнего положения и истечение жидкости через шланг прекратится, завернуть штуцер выпуска воздуха до отказа. Повторить эти операции до тех пор, пока не прекратится выход пузырьков из шланга. Удерживая педаль в нажатом положении, завернуть штуцер до отказа и снимите шланг. Протереть насухо штуцер и наденьте защитный колпачок. Повторить операции, сначала на втором мано­метре этого же контура, а затем тормозном механизме I контура. После этого в той же последовательности повторить эти операции для II контура.

5.2.6 Провести проверку регулировки положения педали тормоза (свободный и полный ход). Свободный ход педали тормоза при неработающем усилителе должен составлять 3 ... 5 мм. Регулировку осуществляют пе­ремещением выключателя 10 (рис. 8) стоп-сигнала при отпущенных гайках 8 и 9, при этом упорный винт педали не должен выступать из кронштейна. Выключатель устано­вите так, чтобы его буфер упирался в упор педали, а свободный ход педали равнялся 3 … 5 мм. В этом положении выключателя затяните гайки 8 и 9.

 

Рисунок 8 – Привод тормозов 1 – главный цилиндр; 2 – бачок; 3 – датчик аварийного уровня жидкости; 4 – вакуумный усилитель; 5 – толкатель; б – педаль тормоза; 7 – буфер выключателя стоп-сигнала; 8, 9 – гайки крепления стоп-сигнала; 10 – выключатель стоп-сигнала; 11 – возвратная пружина педали

 

5.2.7 Отрегулируйте стояночный тормоз. Для этого:

поднимите рычаг 2 (рис. 9) ручного тормоза на 1... 2 зуба сектора;

ослабьте контргайку 7 натяжного устройства;

завертывая регулировочную гайку 6, натяните трос стояночного тормоза;

проверьте полный ход рычага 2, который быть 4 ... 5 зубьев по сектору, затем затяните контргайку.

Удлинитель тяги при регулировке должен быть в среднем положении.

Рисунок 9 – Привод стояночной тормозной системы 1 – кнопка фиксации рычага; 2 – рычаг привода стояночного тормоза; 3 – защитный чехол; 4 – тяга; 5 – уравнитель троса; 6 – регулировочная гайка; 7 – контргайка; 8 – трос; 9 – оболочка троса

 

5.2.8 Выполнить проверку работы регулятора тормозных сил. Оценку настройки привода регулятора давления можно определить по зазору между нижней частью рычага 5 (рис. 10) привода регулятора давления и пружиной 7. Зазор должен быть в пределах 2 ... 2,1 мм. Это указывает на правильность регулировки привода, при котором давление включения регулятора равно 3,0 ± 0,5 МПа (30 ± 5 кгс/см2).

 

Рисунок 10 – Привод регулятора давления

1 – регулятор давления; 2, 16 – болты крепления регулятора дав­ления; 3 – кронштейн рычага привода регулятора давления; 4 – штифт; 5 – рычаг привода регулятора давления; 6 – ось рычага привода регулятора давления; 7 - пружина рычага; 8 - кронштейн кузова; 9 - кронштейн крепления регулятора давления; 10 - упругий рычаг привода регулятора давления; 11 - серьга; 12 - скоба серьги; 13 - шайба; 14 - стопорное кольцо; 15 - палец кронштейна; А, В, С - отверстия.

 

В случае неправильной регулировки привода ослабьте болты 16 и 2 крепления регулятора давления, вставьте в отверстия А и В штифты специального рычага и переместите кронштейн до обеспечения требуемого зазора. В этом положении затяните болты 16 и 2 крепления регулятора давления и, убедившись в правильности регулировки, соедините серьгу 11 с кронштейном рычага задней подвески.

5.2.9 Дать заключение о состоянии диагностируемой тормозной системы. Сделать выводы о влиянии выявленных неисправностей тормозной системы на безопасность автомобиля.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.