управления легкового автомобиля
Диагностирование и регулировка тормозного 1 Цель работы Изучение устройства, принципа действия и работы тормозного управления, получение навыков в диагностировании и техническом обслуживании тормозной системы легкового автомобиля. 2 Задание 2.1 Ознакомиться с назначением, устройством и принципом действия тормозной системы легкового автомобиля. 2.2 Произвести диагностирование и техническое обслуживание рабочей и стояночной тормозной систем легкового автомобиля. 2.3 Составить отчет о выполненной работе. 2.4 Подготовить ответы на контрольные вопросы. 3 Оборудование, приборы и инструменты 3.1 Лабораторный комплекс «Тормозное управление ВАЗ-2108»; 3.2 Компрессор с электрическим приводом; 3.3 Преобразователь напряжения 12 В. 4 Общие сведения 4.1 Назначение и устройство тормозной системы Тормозная система (рис. 1) служит для снижения скорости и быстрой остановки автомобиля, а также для удержания его на месте при стоянке. Наличие надежных тормозов позволяет увеличить среднюю скорость движения, а, следовательно, эффективность при эксплуатации автомобиля. К тормозной системе автомобиля предъявляются высокие требования. Она должна обеспечивать возможность быстрого снижения скорости и полной остановки автомобиля в различных условиях движения. На стоянках с продольным уклоном до 16 % полностью груженый автомобиль должен надежно удерживаться тормозами от самопроизвольного перемещения. Современный автомобиль оборудуется рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной тормозными системами. Рабочая тормозная система служит для снижения скорости движения автомобиля вплоть до полной его остановки вне зависимости от его скорости, нагрузки и уклонов дороги. Стояночная тормозная система служит для удержания неподвижного автомобиля на горизонтальном участке или уклоне дороги и должна обеспечивать неподвижное состояние снаряженного легкового автомобиля на уклоне 23 % включительно. Стояночная тормозная система выполняет также функцию аварийной тормозной системы в случае выхода из строя рабочей тормозной системы. Запасная тормозная система предназначена для плавного снижения скорости движения автомобиля до остановки, в случаи отказа полной или частичной рабочей системы; она может быть менее эффективной, чем рабочая тормозная система.
Вспомогательная система тормозов предназначена для поддержания постоянной скорости автомобиля, при движении его на затяжных спусках горных дорог, с целью снижения нагрузки на рабочею тормозную систему при длительном торможении. Каждая тормозная система состоит из тормозных механизмов, которые обеспечивают затормаживание колес или вала трансмиссии, и тормозного привода приводящего в действие тормозной механизм. Тормозной механизм может быть колесный, трансмиссионный, барабанный и дисковый. Гидравлический привод предназначен для передачи усилия водителя через педаль с помощью тормозной жидкости, и состоит из: тормозного главного цилиндра, колесного тормозного цилиндра и соединительных трубок и шлангов, гидровакуумного усилителя и разделителя тормозов. 4.2 Назначение стенда Лабораторный комплекс «Тормозное управление ВАЗ-2108» для подготовки специалистов по ремонту и эксплуатации тормозного управления легкового автомобиля (далее – комплекс), предназначен для проведения групповых и практических занятий, лабораторных работ в высших профессиональных образовательных учреждениях, при подготовке специалистов по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Комплекс обеспечивает: изучение устройства элементов гидравлического тормозного привода и принципов их действия; проведение диагностирования тормозного управления, определение причины неисправностей и способов их устранения; выполнение работ по техническому обслуживанию тормозного управления, исследование статических и динамических характеристик тормозного управления; изучение влияния неисправностей на характеристики тормозного управления. 4.3 Техническая характеристика стенда Лабораторный комплекс «Тормозное управление ВАЗ-2108» предназначен для эксплуатации в помещениях при температурах от плюс 10 до плюс 35°С, относительной влажности воздуха до 80 % при 25 °С. Средняя наработка на отказ – не менее 1000 ч.
5 Порядок и последовательность выполнения работы 5.1 Подготовка к работе Установите при помощи кронштейнов на вертикальной полке приборы тормозного привода: главный тормозной цилиндр с вакуумным усилителем и педалью; регулятор тормозных сил с приводом; дисковый тормозной механизм переднего колеса; барабанный тормозной механизм заднего колеса; рычаг привода стояночной тормозной системы с уравнивателем и тросом. Соедините приборы посредством трубопроводов и шлангов, как это показано на рис. 2. Подсоедините вакуумный усилитель к вакуумной трубке, а пневматический баллон к компрессору. К штуцерам прокачки подсоедините сливные трубки. Электрические выводы соедините соответственно с датчиком аварийного включения, выключателем сигнала торможения, выключателем сигнализатора СТС и датчиком износа тормозных колодок. Залейте рабочую жидкость в бачок главного цилиндра. Включите компрессор и блок преобразователя напряжения в электрическую сеть 220 В. Перед выполнением работ закачайте в пневматический баллон воздух под давлением до 0,5 МПа (5 кгс/см2) и повернув ручку распределителя РЗ создайте в системе усилителя разряжение до 0,04 МПа (0,4 кгс/см2). 5.2 Выполнение работы 5.2.1 Изучить устройство элементов гидравлического тормозного привода и принцип их действия. 5.2.2 Провести проверку герметичности тормозного привода, состояния шлангов и трубок. Тормозные трубопроводы не должны быть ни согнуты, ни сплющены. Также они не должны иметь ржавых или потертых мест. Согнуть тормозные шланги из стороны в сторону и проверить на наличие повреждений. Места соединения тормозных трубопроводов и шлангов не должны быть влажными из-за выступающей тормозной жидкости. 5.2.3 Проверить уровень жидкости в бачке (рис. 5); состояние фрикционных накладок колодок тормозных механизмов (рис. 6).
5.2.3 Работоспособность вакуумного усилителя тормозов проверить следующим образом: на автомобиле с выключенным двигателем (выключенным компрессором стенда) 4 … 5 раз нажимаем на тормозную педаль. Удерживая педаль нажатой, пускаем двигатель (включаем компрессор). При исправном усилителе с началом работы двигателя педаль должна продвинуться еще на 5 … 6 мм. Обратный клапан, который находится в наконечнике вакуумного шланга, предназначен для того, чтобы можно было затормозить автомобиль с достаточной эффективностью при внезапно заглохшем двигателе. Проверить его состояние можно, создав давление в шланге с помощью подходящей резиновой груши. Негерметичный клапан подлежит замене. 5.2.4 Произвести прокачку гидравлического тормозного привода. Для этого отверните на 1,5 … 2 оборота штуцеры на цилиндрах тормозных механизмов и манометрах. Резко нажимая на педаль тормоза, и плавно отпуская ее, завертывайте штуцеры по мере вытекания из них жидкости. Затем прокачайте систему. Воздух из системы удаляют сначала из I контура, затем из II контура, начиная с манометра задней оси. Для этого необходимо наденьте на головку штуцера прокачки трубку для слива жидкости, а её свободный конец опустить в прозрачный сосуд, частично заполненный жидкостью (рис. 7).
5.2.5 Резко нажав на педаль тормоза 3 … 5 раз с интервалами 2 … 3 с, отвернуть на ½ … ¾ оборота штуцер при нажатой педали. Продолжая нажимать на педаль, вытеснить находящуюся в системе жидкость вместе с воздухом через шланг в сосуд. После того как педаль тормоза достигнет переднего крайнего положения и истечение жидкости через шланг прекратится, завернуть штуцер выпуска воздуха до отказа. Повторить эти операции до тех пор, пока не прекратится выход пузырьков из шланга. Удерживая педаль в нажатом положении, завернуть штуцер до отказа и снимите шланг. Протереть насухо штуцер и наденьте защитный колпачок. Повторить операции, сначала на втором манометре этого же контура, а затем тормозном механизме I контура. После этого в той же последовательности повторить эти операции для II контура. 5.2.6 Провести проверку регулировки положения педали тормоза (свободный и полный ход). Свободный ход педали тормоза при неработающем усилителе должен составлять 3 ... 5 мм. Регулировку осуществляют перемещением выключателя 10 (рис. 8) стоп-сигнала при отпущенных гайках 8 и 9, при этом упорный винт педали не должен выступать из кронштейна. Выключатель установите так, чтобы его буфер упирался в упор педали, а свободный ход педали равнялся 3 … 5 мм. В этом положении выключателя затяните гайки 8 и 9.
5.2.7 Отрегулируйте стояночный тормоз. Для этого: поднимите рычаг 2 (рис. 9) ручного тормоза на 1... 2 зуба сектора; ослабьте контргайку 7 натяжного устройства; завертывая регулировочную гайку 6, натяните трос стояночного тормоза; проверьте полный ход рычага 2, который быть 4 ... 5 зубьев по сектору, затем затяните контргайку. Удлинитель тяги при регулировке должен быть в среднем положении.
5.2.8 Выполнить проверку работы регулятора тормозных сил. Оценку настройки привода регулятора давления можно определить по зазору между нижней частью рычага 5 (рис. 10) привода регулятора давления и пружиной 7. Зазор должен быть в пределах 2 ... 2,1 мм. Это указывает на правильность регулировки привода, при котором давление включения регулятора равно 3,0 ± 0,5 МПа (30 ± 5 кгс/см2).
Рисунок 10 – Привод регулятора давления 1 – регулятор давления; 2, 16 – болты крепления регулятора давления; 3 – кронштейн рычага привода регулятора давления; 4 – штифт; 5 – рычаг привода регулятора давления; 6 – ось рычага привода регулятора давления; 7 - пружина рычага; 8 - кронштейн кузова; 9 - кронштейн крепления регулятора давления; 10 - упругий рычаг привода регулятора давления; 11 - серьга; 12 - скоба серьги; 13 - шайба; 14 - стопорное кольцо; 15 - палец кронштейна; А, В, С - отверстия.
В случае неправильной регулировки привода ослабьте болты 16 и 2 крепления регулятора давления, вставьте в отверстия А и В штифты специального рычага и переместите кронштейн до обеспечения требуемого зазора. В этом положении затяните болты 16 и 2 крепления регулятора давления и, убедившись в правильности регулировки, соедините серьгу 11 с кронштейном рычага задней подвески. 5.2.9 Дать заключение о состоянии диагностируемой тормозной системы. Сделать выводы о влиянии выявленных неисправностей тормозной системы на безопасность автомобиля.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|