Здавалка
Главная | Обратная связь

Теория и практика журналистики



КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

 

Материалы Всероссийской научнопрактической конференции, 13—15 мая 2002 г.

 

Под редакцией

профессора В.В. Тулупова

ВОРОНЕЖ 2002

 

Факультет журналистики ВГУ

Материалы Всероссийской научнопрактической

конференции «Коммуникации в современном мире»,

Воронеж, 13—15 мая 2002 г. Под ред. проф. В.В. Тулупова

© Факультет журналистики ВГУ, 2002

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЖУРНАЛИСТИКИ

В.В. Бакшин (ДВГУ)

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РОССИИ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ....................................................................... 3

В.М. Березин (РУДН)

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВЖИВАНИЕ

КАК ПРИЕМ ДЕЗИНФОРМАЦИИ И УСРЕДНЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ............... 6

О.А. Бирюля (ЯГПУ)

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

НА ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВЫБОР МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ....................... 7

В.А. Вербкин (редактор газеты «Электросталь»,

Оскольский электрометаллургический комбинат)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ:

НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ..................................................... 11

Ю.Н. Веремеенко (Тверской ГУ)

ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО

ПОЗНАНИЯ МИРА ПОЛИТИЧЕСКОГО ...................................................... 12

М.П. Вязовой (ВГУ)

КЛАССИФИКАЦИЯ ФОТОГРАФИИ .......................................................... 14

Л.Г. Егорова (Казанский ГУ)

РОЛЬ СМИ В УСЛОВИЯХ

ИНФОРМАЦИОННОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ................................................... 17

Р.В. Жолудь (ВГУ)

ЖУРНАЛИСТИКА И АГОРА

(О РОЛИ МЕТАФОРЫ

В ИССЛЕДОВАНИИ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ) ............................. 19

А.А. Зуев (КубГУ)

ОПТИМИЗАЦИЯ НАСТОЛЬНОЙ

ИЗДАТЕЛЬСКОЙ СИСТЕМЫ ...................................................................... 21

В.Ф. Иванов (Центр свободной прессы)

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

МАСС МЕДИА В УКРАИНЕ ........................................................................ 26

Г.А. Карташян (РГУ)

МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ

КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ? ................................. 34

Ким Чжун Им (РУДН)

ЭТИКА ФОТОЖУРНАЛИСТИКИ ............................................................... 36

 

Н.Н. Колодиев (СПбГУ)

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА ОФИЦЕРА

В РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ ПЕРИОДА

ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ ЧЕЧЕНСКИХ КАМПАНИЙ ......................................... 38

Л.А. Коханова (МГУ)

НОВЫЕ МЕДИАТЕХНОЛОГИИ

(НА ПРИМЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ) ............................. 40

Л.Г. Люличева (ВГУ)

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ

В СТРУКТУРЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ ........................................ 45

Е.А. Сазонов (ВГУ)

ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСЕВДОСЕНСАЦИЙ

НА СТРАНИЦАХ «ЖЕЛТЫХ» ГАЗЕТ ........................................................ 49

Н.Н. Скрипникова (ВГУ)

ИМИДЖ ТЕЛЕВЕДУЩЕГО

КАК ФОРМА КОММУНИКАЦИИ ................................................................ 50

П.В. Ушанов (Институт массовых коммуникаций ДВГУ)

РАССЛЕДОВАНИЕ КАК ТИП ЖУРНАЛИСТСКОГО

ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ЛИБЕРАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ РОССИИ

В КОНЦЕ ХХ ВЕКА ..................................................................................... 52

Е.А. Цуканов (ВГУ)

ИН2ФОРМАЦИЯ ...................................................................................................... 54

Ю.В. Чемякин (Уральский ГУ)

ХАРАКТЕРИСТИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

РЕГИОНАЛЬНЫХ ПЕЧАТНЫХ СМИ ........................................................... 59

Р.А. Шель (ВГУ)

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

НЕМЕЦКИХ МОНОПОЛИЙ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА ..................................... 61

А.М. Шестерина (Тамбовский ГУ)

ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА ОСВЕЩЕНИЯ

КОНФЛИКТОВ В ПРЕССЕ

(НА МАТЕРИАЛЕ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

ПУБЛИКАЦИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ГАЗЕТ) .................. 63

ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

С.Н. Гладышева (ВГУ)

ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

В ЭМИГРАНТСКОЙ ПРЕССЕ ВТОРОЙ ВОЛНЫ ........................................ 66

А.А. Грабельников (РУДН)

ЛОМОНОСОВ РУССКОЙ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРЕССЫ .................................. 67

Л.Е. Кройчик (ВГУ)

РУССКАЯ ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ЧАСТНАЯ ГАЗЕТА ................................ 73

 

А.В. Млечко (ВолГУ)

«РУССКАЯ УТОПИЯ» ГЕОРГИЯ ФЕДОТОВА

(ПО СТРАНИЦАМ «СОВРЕМЕННЫХ ЗАПИСОК») ................................... 75

Н.Н. Нартыев (ВолГУ)

Н.К. МИХАЙЛОВСКИЙ О НИЦШЕ

(НА МАТЕРИАЛЕ СТАТЕЙ ИЗ ЦИКЛА «ЛИТЕРАТУРА И ЖИЗНЬ») ....... 77

В.В. Пугачев (Башкирский университет)

ГАЗЕТЫ УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ НА РУБЕЖЕ XIXXX ВЕКОВ .............. 79

Е. Рябченко (ВГУ)

ОБРАЗ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

В ТВОРЧЕСТВЕ НИКОЛАЯ СЕМЕНОВИЧА ЛЕСКОВА ............................ 81

В.Б. Смирнов (ВолГУ)

ПОЭМА Н.А.НЕКРАСОВА «СОВРЕМЕННИКИ»

В ЖУРНАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ «ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАПИСОК» ........... 82

Д.В. Туманов (Казанский ГУ)

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ПУШКИНИАНА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ ........ 84

В.В. Хорольский (ВГУ)

ФОРМИРОВАНИЕ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

И ПРАЖУРНАЛИСТСКОЙ ПАРАДИГМЫ ТВОРЧЕСТВА

В РУСЛЕ АНТИЧНОЙ РИТОРИКИ .............................................................. 86

ЯЗЫК И СТИЛЬ

МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

С.А. Гостеева (ВГУ)

О ПРОЕКТЕ «СВОДА ПРАВИЛ РУССКОГО ПРАВОПИСАНИЯ.

ОРФОГРАФИЯ. ПУНКТУАЦИЯ» ............................................................... 89

Г.А. Заварзина (ВГПУ)

ИЗМЕНЕНИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК

ОБЩЕСТВЕННОПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ

РУССКОГО ЯЗЫКА НА РУБЕЖЕ XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА .................. 91

Л.Е. Кириллова (ДВГУ)

РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ЖУРНАЛИСТА:

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ КАЧЕСТВЕННОГО ТЕКСТА .......................... 93

В.Т. Леонтьева (ДВГУ)

ПРЕССА И РЕФОРМА РУССКОГО ЯЗЫКА ............................................... 95

Е.П. Логунова (Мичуринский государственный

аграрный университет)

ДИАЛОГ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ

КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ............................................................................... 98

П. Ондомбо (ВГУ)

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ

СИНТАКСИСА РЕКЛАМНОГО СЛОГАНА ................................................. 100

 

И.В. Смотрова (ВКИ)

РОЛЬ СНИЖЕННОЙ ЛЕКСИКИ В ГАЗЕТНОМ ТЕКСТЕ

(НА МАТЕРИАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ ГАЗЕТНОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ) ......... 104

Е.Г. Сомова (КубГУ)

МЕЛОДИКА КАК СТОППЕР В РАДИОРЕКЛАМЕ ..................................... 106

А.М. Шестерина (Тамбовский ГУ)

ЗАВЕРШАЮЩИЙСЯ ТЕКСТ В СОВРЕМЕННЫХ СМИ .............................. 108

А.М. Шишлянникова (ВГУ)

О МЕСТЕ РЕКЛАМНОГО СТИЛЯ В СИСТЕМЕ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ

СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА ...................................................... 111

Е.С. Щелкунова (ВГУ)

МНОГОУРОВНЕВАЯ СТРУКТУРА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА .... 115

ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ

Е.Ю. Колесник (Саратовский ГУ)

ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ В НОВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ:

ПЕРСПЕКТИВЫ И РЕАЛЬНОСТЬ ............................................................... 117

А.В. Куэнго (ВГУ)

ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО

КОММУНИКАЦИИ В АФРИКЕ ................................................................... 118

В.А. Лебедева (МГУ)

ТЕЛЕПОРТРЕТ: МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

И РАСКРЫТИЯ ЛИЧНОСТИ ГЕРОЯ ........................................................... 120

Т.В. Лебедева (ВГУ)

ГЕРОЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ НОВОСТЕЙ:

КТО ОН? КАКОВ ОН? ................................................................................ 122

В.И. Сапунов (ВГУ)

ЭТИКА ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ КАК НОВЫЙ ЭТАП

В ИСТОРИИ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ЭТИКИ .................................................. 124

В.В. Смирнов (Ростовский ГУ)

ОБЩЕСТВЕННОПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЕЩАНИЕ «РАДИО РОССИИ»:

ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ......................................................... 126

В.В. Смирнов (Ростовский ГУ)

СОВРЕМЕННОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ:

КОНЕЦ ЭПОХИ ПИСЬМЕННЫХ ТЕКСТОВ? .............................................. 127

А.М. Стельмах (ВГУ)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ ..................................................... 129

Е.С. Степонайтис (ВГУ)

ВЫРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАДИО ................................................. 132

 

Н.А. Сычина (ВГУ)

ВЛИЯНИЕ РАДИОТЕАТРА

НА РАЗВИТИЕ ЖАНРОВ РАДИОПУБЛИЦИСТИКИ ................................. 134

Ю.Н. Тарасова (ВГУ)

РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕЛЕПРОГРАММЫ:

СОДЕРЖАНИЕ, АДРЕСНОСТЬ, СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ........ 135

М.И. Цуканова (ВГУ)

РАДИОПРОГРАММЫ ВЫХОДНОГО ДНЯ ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ

НА ВОРОНЕЖСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ РАДИО ............................... 136

О.П. Чернега (АГУ)

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРОГРАММЫ В ЭФИРЕ «РАДИО РОССИИ» .................. 138

МНОГОТИРАЖНАЯ И КОРПОРАТИВНАЯ ПЕЧАТЬ

А.А. Кажикин (ВГУ)

ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ РЕДАКТИРОВАНИЯ

КОРПОРАТИВНОГО ИЗДАНИЯ ................................................................. 140

Л.М. Макушин (УрГУ)

ПОЛИТИКА УЧРЕДИТЕЛЯ И КОНЦЕПЦИЯ ГАЗЕТЫ ................................ 145

Н.С. Сапелкин (ВГУ)

КОРПОРАТИВНЫЕ ИЗДАНИЯ В СИСТЕМЕ

ВНУТРЕННИХ КОММУНИКАЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ ................................... 149

И.Ю. Стуколова (ВГУ)

К ВОПРОСУ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙ

«МНОГОТИРАЖНАЯ» И «КОРПОРАТИВНАЯ» ПРЕССА ....................... 151

В.В. Тулупов (ВГУ)

«ВУЗОВКА»: МНОГОТИРАЖНАЯ ГАЗЕТА

ИЛИ КОРПОРАТИВНОЕ ИЗДАНИЕ? ......................................................... 153

РЕКЛАМА И ПР

А.Е. Богоявленский (ВГУ)

ИСТОРИЯ ПР: ПРЕДСТАРТОВЫЙ ОТСЧЕТ ............................................... 156

А.Е. Богоявленский (ВГУ)

ПР: ОТ ПАБЛИСИТИ К ВЗАИМОВЛИЯНИЮ

И ВЗАИМОПОНИМАНИЮ ........................................................................... 158

Н.В. Брауда (ВГТА)

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕКЛАМЫ ................................ 160

Л. Жданова (прессслужба ЮгоВосточного УВД на транспорте)

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

И ИХ СОТРУДНИКА

В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ............................................ 162

 

А.М. Знаменщиков (ВГУ)

СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В БАНКАХ ........................................... 166

Е.А. Ильина (ВГУ)

АРХЕТИПИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА В ПРЕССРЕКЛАМЕ .......................... 168

Л.Г. Кирьянова (Томский политехнический университет)

PR И МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ ................................................................ 170

М. Кирьяшина (ВГУ)

СПОНСОРСТВО КАК СОВРЕМЕННЫЙ ФЕНОМЕН .................................. 173

Е. Курганова (ВГУ)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРАВНЕНИЙ В РЕКЛАМЕ ......................................... 175

Я.В. Лебедев (МГУ)

СТАНОВЛЕНИЕ ТИПА РЕКЛАМНОЙ ГАЗЕТЫ ......................................... 177

Н.Ю. Ломыкина (ВГУ)

РОЛЬ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ

В ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЕ ................................................................. 179

Е.В. Маслова (ВГУ)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ГАЗЕТНОЙ РЕКЛАМЫ

В ВОРОНЕЖЕ ............................................................................................. 183

Л.Л. Сандлер (ВГУ)

ЖАНРОВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ ПРИНТЕРВЬЮ ................................................................ 186

В.В. Тулупов (ВГУ)

СТРУКТУРА РЕКЛАМНОГО ПОСЛАНИЯ ................................................. 187

Е.В. Филатова (РУДН)

ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУРАХ ..................................................... 189

Л.С. Щукина (ВГУ)

ПОНЯТИЕ СЛОГАНА В РОССИЙСКОЙ

И ЗАРУБЕЖНОЙ ТЕОРИИ РЕКЛАМЫ ....................................................... 191

ВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

М.Л. Алемасова (Мичуринский государственныйаграрный университет)

ОСОБЕННОСТИ PRОБРАЗОВАНИЯ ........................................................ 193

А.А. Грабельников (РУДН)

ЛЕКЦИЯ КАК ЗРЕЛИЩЕ ............................................................................ 195

А.А. Давтян (ВГУ)

ЗНАЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

В ПОДГОТОВКЕ РЕКЛАМИСТОВ

В РАМКАХ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «КОПИРАЙТИНГ» .................................. 197

 

Теория и практика журналистики

 

В.В. Бакшин (ДВГУ)

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РОССИИ НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Обеспечение информационной безопасности страны невозможно без создания оптимальной системы средств массовой информации, призванной доводить социально значимую информацию до самых широких слоев населения страны. Такая система существовала в свое время в Советском Союзе.

В период перехода страны к рыночной экономике система СМИ была практически разрушена. Обнищание значительных слоев населения, резкий рост подписной цены на периодические издания, постепенное уничтожение проводного радиовещания, удорожание бытовой теле— и радиотехники привели к существенному уменьшению информированности населения. Между тем, говорить об «едином информационном пространстве» страны можно только при условии, что в любом пункте этого пространства, в любом городе или селе каждый человек может получить минимум необходимой социальной информации. В настоящее время это, к сожалению, нереально.

Так, практически в каждом субъекте Российской Федерации есть населенные пункты, лишенные возможности смотреть телевидение. На Дальнем Востоке и в Сибири есть территории вне зоны вещания российских радиостанций. Во многих регионах страны достаточный уровень информирования населения по важнейшим социально-политических вопросам обеспечивается только в крупных населенных пунктах, чаще всего это столицы субъектов Федерации. Так, жители Владивостока смотрят 13 телевизионных каналов, в 2002 году к ним должно добавиться еще два телеканала, в то время как население большей

части Приморского края имеет возможность смотреть только ОРТ и РТР, а в некоторых отдаленных селах края вообще отсутствует телевещание.

Во многие сельские населенные пункты страны периодические издания доставляются сейчас 2-3 раза в неделю, что, естественно, не стимулирует их жителей к подписке на еженедельные общественно-политические газеты.

Тиражи общенациональных и местных газет и журналов с начала 90-х годов сократились в десятки, а порой и в сотни раз. Так, за 10 лет (с 1990 по 2000 гг.) тираж «Правды» снизился в 163 раза, «Известий» — в 42 раза, «Труда» — в 33 раза, «Комсомольской правды» — в 25 раз, «Аргументов и фактов» — в 11,5 раза. Суммарные тиражи газет сократились почти в 5 раз, журналов — более чем в 7 раз. В начале 2002 года насыщенность печатью по подписке составила 228 экз. на тысячу жителей (Ведомости, 2002, 28 янв., с. А6). Это более чем в 2 раза меньше, чем, к примеру, в Норвегии (575), Японии (570) и Финляндии (445) (Профессия — журналист, 2001, № 6, с. 56).

То же самое можно сказать и о региональных периодических изданиях.

Тираж самой популярной ежедневной газеты Приморского края «Владивосток» сократился с 188,7 тыс. экз. в 1995 г. до 38,3 тыс. экз. в 2002 г. В начале 80-х годов тираж приморской газеты «Красное знамя» достигал 400 тыс. экз., в 2002 г. тираж «КЗ» составил только 12,9 тыс. экз.

Вместе с тем количество изданий в стране значительно выросло — по данным Минпечати, в 2001 году в стране было зарегистрировано 31,5 тыс. печатных СМИ, из которых более 2,5 тысяч — ежедневных газет. Это больше, чем в какой-либо другой стране мира. За последние 5 лет количество зарегистрированных печатных СМИ увеличилось более чем в 3 раза.

По данным аппарата полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе на 1 января 2002 г. в десяти субъектах округа было зарегистрировано 1693 СМИ, из них 664 (почти 40 процентов!) — в Приморском крае. В крае зарегистрировано 496 печатных и 168 электронных СМИ, при этом только за 2001 год их количество возросло на 16 % (появилось 95 новых печатных и 22 электронных СМИ).

На одного гражданина России в год сегодня приходится чуть более 48 экз. газет (включая рекламные) и около 3 экз. журналов (Рос. газета, 2001, 29 авг., с. 14).

Значительное падение тиражей периодических изданий связано прежде всего с экономической ситуацией в стране. Низкая покупательная способность населения не позволяет издателям устанавливать подписную стоимость, окупающую хотя бы 40 % расходов по изданию газет. Так, по данным финансовой службы ЗАО «Владивосток-новости», учредителя и издателя крупнейшей в Приморье ежедневной газеты «Владивосток», доходы от подписки на это издание составили в 2001 г. лишь 16% всех доходов компании.

По оценкам экспертов, объем рынка периодической печати в стране составляет около 15 млрд. рублей в год, т.е. около 125 рублей на одного взрослого человека (Рос. газета, 2001, 29 авг., ст. 14). Не выручают и доходы от рекламы. Рынок рекламы в 1999 году в России составил 764 млн. долларов (Журналист, 2000, № 8, с. 13). Для сравнения: это 30 процентов рекламного рынка Польши.

После краха 1998 года рекламный рынок России постепенно оживает. Уже в 2000 году его объем достиг 1100 млн. долларов, из которых газеты (в том числе рекламные) получили 240 млн., телевидение — 270 млн., радио — 40 млн. долларов (Рекламный мир, 2001, № 1, с. 2). Между тем, объем государственных дотаций всех уровней составил 320 млн. долларов. Таким образом, суммарные доходы российских СМИ, включая рекламу, государственные дотации, подписку и розницу, составляют примерно 2 млрд. долларов. Однако расходы на производство и распространение за 2000 год, включая распространение телерадиосигнала, услуги почты, бумагу, полиграфию и т.п., составили сумму в 5 раз большую. То есть российские СМИ зарабатывая 2 рубля, тратят 10 (Профессия — журналист, 2001, № 5, с. 9). Иными словами, до 80% расходов российских СМИ покрываются инвесторами — их владельцами и так называемыми спонсорами, зачастую из теневых или зарубежных источников. Естественно, именно «инвесторы» определяют содержание, отбор и характер подачи информации в СМИ. Это не уходит от внимания аудитории. Не случайно по данным ВЦИОМ, доверие к СМИ испытывают лишь 8-10% россиян. Между тем еще в начале 90-х годов рейтинг общественного доверия СМИ не опускался ниже 60% (Профессия — журналист, 2001, № 5, с. 8).

Однако СМИ, особенно телевидение, по-прежнему остаются одним из основных механизмов информационного воздействия на население (по мнению Олега Попцова, «телевидение — это механизм управления обществом» — Телефорум, 2000, № 10, с. 6). Что, естественно, побуждает «инвесторов» к созданию новых электронных СМИ, к увеличению расходов на их содержание. Так, в январе 2002 года в Приморье действовали 168 электронных СМИ, а в целом по стране — более 3,5 тысяч. Между тем, по оценкам экспертов, рынок телевизионной рекламы в Приморском крае в 2000 года составил примерно 1,5 млн. долларов (Материалы международного конгресса НАТ. М., 2001, с. 122) — это меньше, чем бюджет одной телерадиокомпании — Тихоокеанской государственной телерадиокомпании «Владивосток».

Остается только предполагать, какие средства вкладываются в целом в приморские СМИ. Не случайно, по мнению министра печати Михаила Лесина, свобода в области СМИ в нынешних условиях может быть только экономическая (Страна. Ru, 2002, 26 февр.).

Но пока и самые удачные в экономическом плане СМИ нельзя назвать

процветающими. Так, у ЗАО «Владивостокновости», издающего популярные в Приморском крае ежедневную газеты «Владивосток» и еженедельную газету «Семь дней в Приморье», показатель ликвидности в 2001 году был в пять раз ниже нормативного, компания постоянно испытывала острую нехватку оборотных средств (прежде всего для закупки бумаги и авансовых платежей за полиграфические услуги), что, естественно, отражалось на ее развитии.

Не случайно многие эксперты в области СМИ бьют тревогу по поводу

ситуации в российской журналистике. Ее искривленное развитие неизбежно отражается на состоянии информационной безопасности страны.

 

В.М. Березин (РУДН)

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВЖИВАНИЕ КАК ПРИЕМ

ДЕЗИНФОРМАЦИИ И УСРЕДНЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Понять факт, событие и в целом — всю информацию, приходящую по

каналу коммуникации, как правду отношений человека и мира, человека и

человека, это означает подготовить условия к обретению извне сущности

сообщения, понять его как урок истинности, нравственности, красоты. В

этом случае сообщение становится «изобретением» для себя, что подво

дит к пониманию личностной «должной установки» и степени «ответствен

ной участности» индивида. «Только изнутри моей участности может быть

понято бытие как событие», — писал М.М. Бахтин.

Любое личностное изобретение побуждает личность не держать его

втуне, а использовать самому — в практической и творческой деятельнос

ти, в социальных отношениях, в поступках для себя и для другого.

Телевидение, являющееся ныне наиболее эффективным, вовлекающим

в себя как в некую реальность средством массовой коммуникации, пользу

ясь самыми современными технологиями аудивизуальной коммуникации,

часто искажает отмеченную выше «правду взаимоотношений».

Дж.Б. Пристли еще полвека назад, когда ТВ только становилось на ноги,

уже писал о черной магии, заключенной в телевидении как таковом. И даже

сами телеработники, — считал он, — не осознают еще всей бездны этой

магии, когда вечер за вечером наши квартиры наполняются такими броски

ми и соблазнительными образами, что своим воздействием на рассудок и

воображение превосходят все остальные виды развлечений. Однако самая

главная опасность ТВ заключается в том, что телевидение не только не

приближает к зрителю реальный мир, но еще более его отдаляет. «Уже сам

по себе телевизионный аппарат, которым управляет, быть может, какойто

дьявольский ум, враждебный человеческому роду, создает фатальный по

тусторонний эффект. Ведь даже те проблемы, которые раньше казались

жгучими и насущными, вообще перестают быть проблемами. На телеэкране

они не только не решаются, но обходятся стороной», — писал журналист и

драматург в статье «У телевизора».

Русский мыслитель М.М. Бахтин примерно в то же время дает объясне

ние этой магии ТВ, этой дьявольщины. Он объясняет подобную степень воз

действия на зрителя тем, что коммуникаторы используют эффект «эстети

ческого вживания» в субъект коммуникативного воздействия. Эстетичес

кое вживание в данном случае является, как он полагает, не чистым, не

теряющим себя в субъекте, а объективирующим вживанием. Оно не может

дать знания единственного бытия в его событийности. Это вживание дает

лишь эстетическое видение внеположного субъекту бытия. Бытие не воссо

единяется с субъектом, он сам внеположен своей активности. Такое эстети

 

ческое видение провоцирует его пассивность, неизобретательность, усред

ненность. Говоря на языке современного городского жаргона — расцве

тает «апофигизм», состояние профанации. Как писал П.А. Флоренский, —

большинство ищет пассивной спасенности, приобретения даров духовной

жизни без самой жизни.

О.А. Бирюля (ЯГПУ)

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВЫБОР МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В условиях научнотехнического прогресса существенное влияние на

художественную и эстетическую деятельность человека оказывают сред

ства массовой коммуникации.

Массовая коммуникация — это распространение информации с помо

щью специальной системы средств информационных сообщений, ориенти

рованных на восприятие разными группами людей (5).

Большие возможности характера массовой коммуникации обусловле

ны в настоящее время, вопервых, мощным развитием современных средств

передачи информации (миллиардные тиражи газет и журналов, миллионы

радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, распространение кабель

ноантенной и спутниковой связи, внедрение видеотехники и проката видео

фильмов). Вовторых, процессами демократизации и развитием свободы в

нашей стране, где средства массовой информации играют ключевую роль.

В связи с переменами в общественной жизни страны основной целью

массовой коммуникации на сегодняшний день становится формирование у

людей личностного отношения к действительности, к содержанию переда

ваемой информации, выработка определенной социальной позиции, кото

рая интегрирует качества личности и придает определенную направленность

ее деятельности.

По классификации А.С. Школьника в социальнопедагогическом плане

значимы следующие функции массовой коммуникации: (5)

1. Информационнопознавательные.

Печать, телевидение, радио, кино ориентируются на потребность людей

в получении разнообразных фактов и данных об интересных явлениях и

общественных событиях. С помощью средств массовой информации (СМИ)

мы постоянно узнаем о жизни в нашей стране и за рубежом, научных откры

тиях и спортивных достижениях, новостях науки и искусства и т.д.

2. Нормативная.

С помощью средств массовой информации пропагандируются нормы и

образцы поведения в обществе, утверждается система ценностей. В связи с

 

этим, средства массовой информации выступают в роли важного обще

ственного регулятора жизнедеятельности людей.

3. Социальнопроблемная.

Средства массовой информации приобщают каждого человека как чле

на общества к важнейшим актуальным проблемам современности. При этом

учитывается желание зрителей, слушателей, читателей быть в курсе обще

ственного мнения, обсуждать насущные проблемы и вопросы, которые вол

нуют миллионы людей.

4. Интегративная.

Средства массовой информации объединяют массы вокруг идей, суще

ствующих в настоящее время в политической системе нашей страны, фор

мируют у людей общие взгляды, позиции, оценки тех или иных событий,

создают психологический тонус в обществе.

5. Развлекательнокомпенсаторная.

Отдых перед экраном, в кино, с журналом в руках позволяет рассла

биться после трудового дня или учебного времени, сменить эмоциональ

ный фон и одновременно получить заряд недостающих в реальной жизни

ярких впечатлений. Эта функция средств массовой информации особо зна

чима для школьного возраста, так как позволяет уменьшить свойственную

ему эмоциональную неудовлетворенность.

6. Фоновая.

Радио, телевидение, звукозапись позволяют многим людям избежать

одиночества. Ребенок в семье, готовящий уроки под «аккомпанемент» го

лубого экрана или магнитофона — явление, давно уже ставшее абсолютно

привычным.

Мы в праве констатировать, что в настоящее время возросла развлека

тельнокомпенсаторная и фоновая функции СМИ изза поверхностного вос

приятия социально значимой информации, что ставит перед педагогами

проблему формирования критического отношения к массовым информа

ционным процессам в нашем обществе. Т.е. СМИ, в основном, выполняют

функцию развлечения — это, в большинстве своем, не несет подлинной

культуры. Культуры во всем: внешнего вида, взглядов на мир, вкусов, речи.

«Телевидение для широких кругов зрителей и, особенно, для молодежи

является первым каналом распространения норм, ценностей, вкусов, в том

числе, и в области культуры. Телевидение — это массовая, популярная эн

циклопедия культурной жизни» (3). В результате исследования, проведен

ного Л.Ф.Боженко, оказалось, что львиную долю свободного времени де

тей «съедает» телевизор (1).

«Изучая жизнь по телевидению, дети усваивают и определенные модели

поведения — либо на основе «мыльных опер», либо через приключенчес

кий или криминальный жанр. Отсюда неадекватное поведение, чаще всего

агрессивное, с разной степенью выраженности агрессии — гнев, ссора,

драка. Ребенок в этом возрасте хочет иметь своего героя, которому мож

но подражать, о котором можно говорить. И обычно такой герой приходит

 

с экрана, являясь чаще всего результатом не личного, а массового выбора

кумира» (2).

В ходе нашего исследования (2001 год) мы пытались выяснить характер

досуговой деятельности младших школьников. С этой целью мы опросили

учащихся начальных классов школ г.Ярославля (базой для исследования ста

ли 2, 3, 4е классы школ №№ 19, 21, 28, 43, 68, 71, 75; примерно 300 человек).

Учащимся была предложена следующая ситуация: «Когда у меня появляется

свободное время, я…». Определились следующие группы ответов:

cлушаю музыку (32%);

гуляю (26%);

играю (16%);

смотрю телевизор (11%);

рисую (5%);

пою (5%).

Средства массовой информации (в данном случае телевидение и магни

тофон) имеют, в целом, 43%. Ведущее место в досуге детей занимает про

слушивание музыки. Но в последнее время через СМИ на юных слушателей

обрушивается море музыкальной продукции, в основном, состоящей из

произведений весьма сомнительных в художественном и нравственном от

ношении. Следствием этого явилось активное влияние звезд современной

эстрады на музыкальные предпочтения младших школьников.

По результатам нашего исследования около 60% учащихся начальной

школы выбирали для себя приоритетным творчество современных эстрад

ных исполнителей. Среди наиболее популярных: «Земфира», «Scooter»,

«Руки вверх» и др. Проанализировав песни этих групп, мы убедились, что

они не только не приобщают к нормам морали, а, наоборот, побуждают

ребенка игнорировать устои общества, пропагандируют «культ силы», аг

рессию, свободную любовь и т.д.

Как показало исследование, младших школьников привлекает, в основном,

«внешняя» сторона песни: ритм, запоминающаяся мелодия. Дети совершенно

не задумываются над смыслом песен, не умеют анализировать их текст.

По результатам нашего исследования, около 34% учащихся назвали

имена популярных эстрадных исполнителей в качестве нравственноориен

тирующего образца (идеала). Нужно учитывать, что специфика строения

идеалов младших школьников такова, что они представлены как нерасчле

ненное целое, в котором качества личности не отделены от поступков. «Дети

и подростки — личности еще не сложившиеся, без устойчивой жизненной

позиции. Не зная подлинных ценностей, они легко принимают ценности мни

мые, лживые, что ведет к потере духовной культуры» (2).

Можно предположить, что, выбирая в качестве своего идеала популяр

ного эстрадного певца, младший школьник будет не только петь его песни,

но и усваивать (даже на подсознательном уровне) идеи ненависти, убийства

и, может быть, даже и действовать на основе усвоенных идей.

 

«Многие годы наблюдений над духовным развитием одних и тех же вос

питанников от младшего возраста до зрелости убедили меня в том, — пишет

В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям», — что стихийное,

неорганизованное воздействие на детей кино, радио, телевидения не способ

ствует, а скорее вредит правильному эстетическому воспитанию» (4).

Таким образом, СМИ способны не только управлять вкусами младших

школьников, но и навязывать им свои «идеалы». Ребенок, еще не ориентиру

ющийся в современной эстраде, как правило, выбирает «модных» на сегод

няшний день певцов, которые не редко становятся его жизненным идеалом,

определяют музыкальные предпочтения, а, в дальнейшем, и эстетический вкус.

Как важно, чтобы именно в этот момент рядом оказался человек, разбираю

щийся в современной эстраде, готовый подсказать младшему школьнику

правильный эстетический выбор. Главным проводником в мир музыкальной

продукции должен стать учитель музыки, который поможет учащимся на

чальной школы разобраться в современной музыкальной эстраде.

Для решения данной проблемы, на наш взгляд, необходимо:

1. В процессе музыкального воспитания учить детей анализировать со

временные эстрадные песни (лучше всего начать с песен, предпочитаемых

детьми), развивая тем самым человека, способного критически мыслить, а не

просто воспринимать всю ту информацию, которая поступает через СМИ.

Особое внимание, на наш взгляд, следует уделять анализу текста песни, так

как именно в нем заключено содержание основных идей, пропагандируемых

автором, и, в дальнейшем, так легко усваиваемых младшими школьниками.

С младшими школьниками нужно акцентировать внимание на нравственно

этическом аспекте анализа идеи песни, для этого можно задать следующие

вопросы: чему учит нас эта песня, к чему (каким поступкам) призывает, зачем

появилась эта песня? Не будем забывать, что песня состоит из двух взаимосвя

занных «компонентов»: музыки и текста (слов), поэтому и анализировать мы их

должны во взаимосвязи, одновременно противопоставляя друг другу. С этой

целью можно задать следующий вопрос: существует ли взаимосвязь между

основной мыслью песни и музыкальным ее воплощением?

2. В качестве альтернативы можно использовать на музыкальных заня

тиях в школе лучшие образцы детских песен из мультфильмов, детских ска

зок, а также романсы и песни на стихи русских классиков поэзии, русские

народные песни и др.

3. Необходимо взаимодействие учителя и семьи по коррекции негатив

ного влияния СМИ и, в частности, современной эстрады. Данное сотрудни

чество должно объединить усилия двух воспитывающих сторон, и только

при соблюдении этого условия можно добиться положительного результа

та. Для этого необходимо нормированное общение ребенка со средствами

массовой информации, когда родители не только знают, что смотрит их

ребенок, но и пытаются анализировать телевизионные и музыкальноэст

радные программы вместе с ним (с точки зрения их нравственного содер

жания).

 

Список литературы:

1. Боженко Л.Ф. Досуг школьников// Социс. — 1990. — №1.

2. Гундорова И.В., Рожков М.И. Телевид. и мл.шк.// Яр. пед. вест. — 1999. — №34.

3. Массовые виды искус. и совр. худ. культ. Отв. ред. и сост. В.Демин. — М.: Искусст., 1986.

4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Изд. «Радянська школа», 1969.

5. Телевидение и школа: опыт соцкульт. и психпед. анализа. /Собр. науч. трудов. Отв. ред. В.С.

Собкин. — М.: Изд. АПН СССР, 1989.

В.А. Вербкин (редактор газеты «Электросталь»,

Оскольский электрометаллургический комбинат)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ:

НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

В современных условиях интенсивного развития массовой коммуника

ции проблема информационных потребностей становится поособому ост

рой. Информационные потребности лежат в основе мотивов человеческих

действий, связанных с производством, передачей и потреблением инфор

мации, выступают в качестве одного из важнейших слагаемых духовной

ориентации личности.

Изучение информационных потребностей, несомненно, имеет большое

научнометодологическое и практическое значение. Анализируя проблемы

современной российской прессы, В.В. Тулупов не случайно называет среди

них в качестве актуальной и такую, как удовлетворение информационных

потребностей. По его мнению, чтобы добиться эффективного функциони

рования СМИ, очень важно уметь выявить информационные потребности,

«выделив объективные и субъективные, основные и второстепенные, долго

временные и сиюминутные, то есть выяснить истинные мотивы, желания,

запросы аудитории и те, что можно обозначить всего лишь как «потребу».

(Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Новые тенденции в изда

нии газет. Воронеж: Кварта, 2001, с.11)

Информационные потребности можно определить как возникающую у

человека в процессе коммуникации нужду в накоплении, фиксации и обога

щении содержательносмысловых элементов картины мира, которая спо

собствует объективному осознанию людьми своей роли в историческом

процессе, выработке соответствующего отношению к окружающему миру,

осуществлению ими собственной разнообразной деятельности.

Характер потребности человека в информации, формирующейся как

результат социального общения, информационного взаимодействия инди

видов, социальных групп и иных общностей, различных сфер жизни, — важ

ный показатель уровня общественного развития. Безусловно, информаци

онные потребности меняются с изменением общественнополитического

уклада, социального и экономического бытия. В то же время динамика этой

 

трансформации не всегда адекватна тем ценностям, которые объективно

предпочитает общество. Противоречия между информационными потреб

ностями человека, общества и поведением средств массовой информации

очевидны особенно в кризисные периоды развития.

Нынешний распад духовных ценностей и представлений выдвинул на пер

вый план, как нам представляется, прежде всего проблему истинных и ложных

информационных потребностей. Практика современных российских СМИ дает

богатые примеры того, что мотивы обращения аудитории к информации под

даются целенаправленному манипулятивному воздействию — через рекламу,

«черный пиар», агрессивные информационные войны СМИ, через культивиро

вание деструктивных образов и мифов. И это подтверждает наш вывод о том,

что информационные потребности личности как объективный фактор ее само

реализации легко замещаются идеологическими фантомами, если у человека

не сформированы фундаментальные ценностные ориентации.

Вместе с тем, технология массовой коммуникации сегодня меняется столь

стремительно, что массовая аудитория оказывается — и это естественно — не

сразу готовой к использованию новых возможностей обработки информаци

онных продуктов, их правильному восприятию и пониманию. Появление Интер

нета означало не только рождение новой информационной среды, нового сред

ства доступа к информации, но и колоссальное воздействие на динамику ин

формационных потребностей человека. Уже сегодня приходится констатиро

вать разделение общества на тех, кто пользуется Всемирной Паутиной, и кто

имеет доступ лишь к традиционным СМИ. А это в свою очередь ведет к рассло

ению на информационно богатых и информационно бедных.

Многие исследователи негативно оценивают процесс глобализации, ко

торую несет с собой Интернет, утверждая, что это означает еще большую

стандартизацию личности через стандартизацию информационнокультур

ной среды. Отчасти это так. Но как нам кажется, Интернет содействует и

развитию уникальности человеческого мира, позволяя создавать глобаль

ные сети для любой социальной общности и тем самым формируя многооб

разие информационных потребностей в новых условиях глобальных ком

муникативных структур.

Ю.Н. Веремеенко (Тверской ГУ)

ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

МИРА ПОЛИТИЧЕСКОГО

Среди теоретиков журналистики нет больших расхождений в понимании

того, что не только наука с ее рациональными методами, а искусство, лите

ратура, используя эмоциональнохудожественные и психологические об

разы, являются формами познания мира, но и публицистика, отображая

 

потребности, проблемы и социальные явления общества, выражая его он

тологические и аксиологические приоритеты, активно участвует в постиже

нии характера и сущности окружающей нас действительности1, является

надежным и универсальным способом исследования динамической приро

ды современного общества.

Сравнивая публицистическое произведение и текст художественной

литературы, мы понимаем, что они отличаются друг от друга не только

несхожими законами творчества, но и несовпадающими методами пости

жения и отражения действительности. «Эстетика документализма», приня

тая на вооружение публицистикой, — пишет В.Смольянов, — обусловлива

ет отношения журналиста к факту как к онтологическому первоэлементу

создаваемой им картины бытия»2.

В рассуждениях Т.А. Алексеевой, рассматривающей связь идеологии и

философии3, нам хотелось бы выделить мысль о том, что если идеология

порабощает философию (как это было в СССР), она неизбежно не только

лишается важного подспорья, но создает застывшую, подчас искаженную и

предвзятую картину политической реальности, давая ложные, устаревшие

или корпоративно интерпретированные установки для политической практи

ки.

Отталкиваясь от известного высказывания Ж.Бюрдо: «Политика не дает

себя сфотографировать»4, современные исследователи считают, что изоб

ражение мира политики в целом можно представить не как фотографиро

вание, а как создание художественного портрета5. Мы представляем в на

шем изображении политической реальности скорее наши политические до

воды, нежели воспроизводим политическую практику6.

Разумеется, каждый автор стремится быть честным перед самим собой

и своим читателем, максимально объективным. И тем не менее современная

публицистическая картина мира остается дробной, фрагментарной, моза

ичной. И это «следствие не только технологии журналистского производ

ства, но и самой природы публицистики, стремящейся поспеть за события

ми, успеть запечатлеть, зафиксировать и хотя бы частично осмыслить тот

или иной фрагмент социальной действительности. Динамизм, изменчивость

— одно из главных свойств публицистической картины мира»7.

Другая причина, по которой истина ускользает, «не дается в руки», со

стоит в том, что в процесс формирования публицистической картины мира

«включаются такие категории, как общественный интерес, польза, выгода,

политические цели»8, а они у субъектов публицистического творчества мо

гут быть совершенно разными.

Опираясь не только на теоретические разработки, но и на свой собствен

ный журналистский опыт, мы может сделать вывод о том, что парадокс по

знания политической реальности состоит в том, что, чем «чище», выдержан

нее мировоззрение публициста, чем самоотверженнее служит он своей идее,

тем меньше читатель может доверять его произведениям в поиске истины. И

с другой стороны, чем дальше автор отстоит от политических страстей, тем с

 

большей объективностью он сможет нарисовать картину действительности.

А теоретически это объясняется тем, что как бы авторполитик ни стремился

к объективности, какой бы тактики ни придерживался, он не может изменить

сам принцип политического мышления, в основе которого лежит построение

социальных, политических оппозиций9.

Но процесс познания не останавливается ни на минуту. Сегодня «ощу

щается необходимость поиска новых горизонтов осмысления политическо

го. Возникает потребность в разработке принципов политизированного

мышления. Реальность подсказывает контуры нового способа осмысления

политики»10. Дальнейшие исследования теоретиков журналистики, несом

ненно, дадут возможность представить и описать эти способы и, таким об

разом, глубже проникнуть в сущность публицистических средств познания

политического бытия.

1 Жолудь Р.В. Христианство и его влияние на генезис публицистики // Научнобогословская кон

ференция. Белгород, 1999.

2 Смольянов В. Образ автора в публицистике и художественной литературе // Журналистика

конца XX столетия: уроки и перспективы. Воронеж, 1998. — С.12.

3 Алексеева Т.А. Полезна ли философия политике? // Общественные науки и современность, 1992.

№ 2. — С.106.

4 Гаджиев К.С. Политическая философия. — М., Экономика, 1999. — С. 544.

5 См.: Гаджиев К.С. Указ соч. — С. 540.

6 Там же. С. 540.

7 Солганик Г.Я. Современная публицистическая картина мира // Публицистика и информация в

современном обществе. — М., МГУ, 2000. — С. 9.

8 Там же. — С.15.

9 См.: Алтунян А. О собирателях земли Русской. Жириновский как публицист//Вопросы литера

туры, 1996, мартапрель. — С. 78.

10 Зарубин В.Г. Участие российской журналистики в политическом процессе // Журналистика и

социология. Россия, 90е годы / Ред.сост. С.Г.Корконосенко. — СПб.: СПбГУ, 2001. — С. 42.

 

М.П. Вязовой (ВГУ)

КЛАССИФИКАЦИЯ ФОТОГРАФИИ

Попытки классифицировать такую сложную систему как фотография

неоднократно предпринимались и в России, и за рубежом. Французский

исследователь, эстет и структуралист Ролан Барт, например, считает, что

фотография от систематизации и классификации ускользает. В нашей стра

не типологией светописи занимались такие ученые как Моисей Каган, Ирина

Бальтерманц, Юрий Грабовенко, Георгий Белицкий и др.

Для классификации современной фотографии уместно применить

сравнительнотипологический, комплексный метод, который позволит ох

ватить различные уровни фотографии как системы и одновременно по

служит средством более глубокого проникновения в смысл изображе

ния. Этот же метод позволит учитывать и стилистику художественной

выразительности, что важно для фотографии как картины. Типологичес

 

ким основанием классификации является принцип функционального на

значения, который реализуется в элементах содержания и формы фото

произведения.

В общих чертах фотографию можно расчленить на три больших вида:

документальную, художественную и фотожурналистику.

Документальная фотография, она же научная, техническая, репродук

ционная находит применение в тех областях жизни, где требуется макси

мальная тождественность, точность, достоверность. Объект и его отраже

ние заменяются понятиями оригиналкопия, между которыми стоит знак

равенства. В документальной фотографии присутствие фотографаопера

тора необязательно: его может заменить печатающая машина. Такая фото

графия, как правило, лишена жанровой дефиниции. Область применения

документальной фотографии необычайно широка: от фотокарточки на пас

порт до научных снимков распада атомного ядра. Палитра изобразитель

ных средств наоборот, чрезвычайно скупа. Документальная ценность зак

лючается именно в способности визуально точно представлять объект, ис

пользуя, так называемую «фотогению» изображения. В современном фо

товедении это понятие активно применяет Б.Н. Головко. По его определе

нию, фотогения — это особая выразительность фотографии, то, что отли

чает ее от других изображений. При этом фотогения — не только внешняя

выразительность, но и все сущностные характеристики изображения. Са

мыми главными из них являются сознательная избирательность историчес

кого и социокультурного авторского видения. А это уже удел художествен

ной фотографии.

Художественная фотография, или фотоискусство — это область твор

ческой деятельности. В свою очередь фотоискусство состоит из двух подви

дов: искусства факта и искусства вымысла. Искусство факта — это своеоб

разная творческая компиляция, когда фотограф фиксирует готовые образы

природы, когда сама реальность, проявляя во внешнем облике свою сущ

ность, становиться картиной достойной кисти, пера, объектива. Искусство

вымысла — вторая ветвь творческой фотографии, в которой реальный мир

на изображении может и не присутствовать, подменяться вымышленным, вир

туальным. Это направление в художественной светописи представлено аван

гардной, концептуальной, модернистской фотографией. Отношения между

объектом и отражением в искусстве факта строятся как приблизительно рав

ные, а в искусстве вымысла — как неравные. Фотоискусство наиболее полно,

активно использует весь арсенал изобразительных средств фотографии.

Жанровую палитру художественная фотография заимствовала у своей стар

шей сестры — живописи. К трем классическим жанрам: портрет, пейзаж,

натюрморт, прибавился несколько новый жанр, названный довольно тавто

логично: жанр — жанровая фотография. В искусстве фотографии главным

решающим фактором является личность фотографа. Реальный мир важен

здесь не сам по себе, а лишь в авторской творческой трансформации. Грань,

отделяющая документальную фотографию от искусства факта, тонка, но она

 

есть. Художественное и документальное находятся в диалектическом един

стве и противоречии одновременно, но роль документа в современном ис

кусстве не уменьшается, а, наоборот, возрастает.

Третий вид светописи — это фотожурналистика, прессфотография.

Главное отличие ее состоит в том, что она носит ярко выраженный соци

альный характер и всегда (или почти всегда) сопровождается комментари

ем, вербальным компонентом. Само вербальное окружение фотоснимка

без подписи предопределяет его восприятие. Между объектом и его отра

жением в журналистике можно поставить знак приблизительного тожде

ства. Жанры прессфотография, в основном, заимствовала у литератур

ной, вербальной журналистики. Классическая система прессфотожанров

выглядит так: фотозаметка, фотозарисовка, фоторепортаж, фотокоррес

понденция, фотоочерк и фотомонтаж. В последнее время ряд исследовате

лей считают такую классификацию жанров несостоятельной и выдвигают в

свою защиту довольно веские аргументы.

Если представить три основных вида фотографии наглядно в виде трех

взаимно пересекающихся кругов, то общий сектор между документальной и

художественной фотографией будет представлять искусство факта. Общий

сектор между документальной фотографией и фотожурналистикой пред

ставляет информационную группу жанров. Тогда как общий сектор между

прессфотографией и фотоискусством представляет художественнопубли

цистические жанры. Фотопублицистика как тип творчества располагается

внутри круга фотожурналистики, а изобразительная журналистика, как бо

лее широкое понятие, включающее в себя графику, рисунок, телеоператорс

кое мастерство, образует круговал поглощающий прессфотографию. Рек

ламная фотография на сегодняшний день представляет собой симбиоз твор

чества и журналистики, поэтому ее

можно расположить на схеме отдель

ным автономным образованием

между прессфотографией и фото

искусством, но с выходом за преде

лы круга, так как фотореклама при

меняется и в непечатных формах, на

пример, в наружной рекламе.

Фотожурналистика использует

все виды фотографии: докумен

тальную, художественную и соб

ственно прессфотографию. Но в

схеме есть сектор, включающий все

три вида светописи одновременно.

Это тот счастливый случай, когда

фотография может одновременно

быть и документальной, и художе

ственной, и прессфотографией.

 

Л.Г. Егорова (Казанский ГУ)

РОЛЬ СМИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ

ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В условиях глобализации, интернационализации информационной и комму

никационной сфер роль, которую средства массовой информации играют в

моделировании международных отношений, многократно усиливается. Это

особенно заметно во время социальнополитических волнений и международ

ных кризисов. Способность электронных СМИ информировать о событии в

момент его свершения может иметь прямые последствия в направленности его

развития, поскольку последовательная глобальная реклама, данная событию

реальным телевидением, влияет на поведение всех его участников.

Сегодня СМИ уже не есть отражение нашего мира, рефлективный взгляд

общества на само себя, зеркало, в которое мы смотримся, в процессе гло

бализации они превращаются в самостоятельную реальность, формируя

образ нашей жизни, который страдает неоправданной генерализацией, вы

давая социальнофрагментарные характеристики за социальнототальные

(Д.Крото, У.Хойнс). Жесткий, реальный мир начинает существовать для те

левидения, для печати, для паблик рилейшнз. Все так называемые содержа

тельные программы настраиваются на то, что в первую очередь должно

зазвучать в виртуальном мире средств массовой информации. И потому

жесткий мир либо стирает невыгодные для него факты, либо выпячивает

выгодные. Так, глобальная реклама демонстрации студентов на площади

Тяньаньмынь в 1988 году была принята во внимание Китайскими властями,

вынужденными соответственно отреагировать на нее, уничтожив оператив

ный повод. А падение осенью 1989 года Берлинской стены при ярком свете

телевизионных камер, напротив, придало этому событию большее симво

лическое значение, чем оно могло бы иметь, не засвидетельствованное ре

альным телевидением, чем и привлекло многочисленных участников.

Глобальные СМИ имеют своеобразную монополию на конструирование

мирового общественного мнения, формирование повестки дня и оценки важ

ности свершающихся или намеченных событий. Глобализация всюду расстав

ляет свои акценты. И быть может потому, по мнению критиков глобализации, в

постиндустриальный информационный век люди, исходя из того, что обеспе

чение полного доступа к любой информации может оказаться возможным,

начинают все чаще спрашивать себя, а будет ли это еще и желательным.

Предрекая отмирание национального государства в его традиционном

смысле, теоретики информационного общества считали, что на смену при

дут полуавтономные экономики единого глобального мира (О.Тоффлер).

Неравномерность экономического развития и различия национальных по

литикокультурных контекстов опровергают это предположение. Создание

межнациональных институтов не ведет к созданию единой экономики. Ско

 

рее всего, имеет место доминирование развитых в экономическом отноше

нии стран, а не взаимозависимость (Э.Валлерстайн).

Кроме того, глобализация вызывает не только прирост, но и бедность.

Экономики развитых стран инвестируют друг друга, а не делятся своим

капиталом с бедными странами.

Между тем, глобализация уже наносит экономический удар по челове

честву. По прогнозам, в наступившем столетии для функционирования ми

ровой экономики будет достаточно двадцати процентов населения. Пятой

части всех ищущих работу хватит для производства товаров первой необ

ходимости и предоставления всех дорогостоящих услуг, какие мировое

сообщество сможет себе позволить. Эти двадцать процентов будут актив

но участвовать в жизни общества, зарабатывать и потреблять. Комменти

руя эти прогнозы, коммерческий директор Sun С.Макнили образно заме

тил: «Либо ты ешь ленч, либо на ленч едят тебя». Это в полной мере относит

ся и к сфере информационного обслуживания планеты. Лидеры промыш

ленно развитых государств и правительств впервые забили тревогу по по

воду отрицательных сторон информатизации 23 июля 2000 года, собрав

шись на Окинаве (Япония) на встречу Большой восьмерки. Уже в сентябре

в ньюйоркской штабквартире ООН для обсуждения информациологичес

ких проблем, поднятых на Окинаве, на Саммит тысячелетия собрались сто

восемьдесят семь глав государств и правительств мира. Среди поднятых

проблем ведущей была названа растущая дифференциация потребителей

информации на бедных и богатых: существует вероятность появления ново

го опасного разрыва в уровнях грамотности в результате образования все

большей неравномерности в доступе к возможностям, предоставляемым

новыми технологиями коммуникации и информации.

Современные технологии СМИ порождают множество новых ситуаций,

которые прочнее встраивают информационнокоммуникационную сферу в

социальный контекст. Американизация глобальных телекоммуникационных

сетей создает угрозу автономии и жизнеспособности культур не только более

слабых, зависимых обществ третьего мира, но и ряда передовых стран, опре

деленных критиками как «рискованно ранимых к телевизионной и кинопродук

ции США». По сути это и есть информационный империализм, скрывающийся

за теорией свободного потока информации. Он настораживает исследовате

лей, ориентированных на гуманистические ценности и деидеологизацию массо

вого сознания. В проекте постановления Всемирного информациологическо

го форума отмечается, что лишь понимание фундаментального принципа ин

формационного единства природы, взаимодействия людей, понимание инфор

мационного единства общественносоциальных процессов и процессов само

информациогенезиса Вселенной позволит решить глобальнокосмические за

дачи обеспечения информациологической безопасности государств и наро

дов, глобализации СМИ, экономики, науки, культуры, медицины, образования и

развития информациологических ресурсов и технологий.

 

Р.В. Жолудь (ВГУ)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.