ЖУРНАЛИСТИКА И АГОРА
(о роли метафоры в исследовании массовых коммуникаций) Современное состояние науки предполагает изменение глобальных основ методологических подходов в различных дисциплинах. Становится очевидным, что эпоха узкой специализации, установившейся во второй половине ХХ века, закончилась. Научная мысль, пыройдя через постмодернистскую деконструк цию (Ж.Деррида), снова возвращается к идее целостного познания на ином уров не; большинство передовых работ осуществляется на стыке наук. Если в научной парадигме прошлого столетия существовал интердисципли арный подход как метод освещения и решения проблемы с позиций разных сфер науки, то сейчас наблюдается новая тенденция. Нынешний мультидисцип линарный анализ проблемы характеризуется не только попыткой решить ее на стыке наук, с использованием комплекса специальных методик, но и подойти к проблеме целостно. На смену последовательного анализа/расчленения с точ ки зрения каждой из дисциплин и дальнейшего синтеза/объединения резуль татов приходит целокупное восприятие проблемы, одновременно существую щей в различных мирахдискурсах, и исследование ее с учетом и в рамках этого комплекса одновременных отношений. Иными словами, вместо анализа проекций nмерной фигуры на различные плоскости используется ее объем ное, нерасчлененное созерцание сразу во всех измерениях. Таким образом, познание возвращается к определенного рода синкретизму, правда уже не дорефлективному, мифологическому, а как бы сознательному, искусственно му, направленному на умышленное сохранение целостности объекта в воспри ятии, на осознании его как части в системе окружающей действительности. При подобном подходе возникает очень важный вопрос, связанный с про блемой описания подобной целостности явления. В этой связи хотелось бы ука зать на опыт французских постструктуралистов (Р.Барт, М.Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида и др.), акцентировавших внимание на возможностях метафоры. В со временной науке «метафора является не столько риторическим приемом, сколько особой познавательной (когнитивной) моделью, с помощью которой мир и опи сывается, и прогнозируется, и сотворяется» (Е.С. КараМурза). Действительно, метафора как способ описания, несмотря на кажущую ся субъективность, дает широкий простор для передачи всевозможных смыслов явления — не только явных, но и внутренних, в т. ч. существующих на уровне бессознательного. Метафора использует не логические, а образ ные ресурсы, она «раскрывается» внутри созерцателя, она сама цельна и неделима и потому может передавать цельное. Исследователь смотрит на объект через метафору и одновременно сквозь объект — на весь мир. Для журналистики такой метафорой, моделирующей функционирова ние объекта без расчленения на отдельные функции, может служить агора
(греч. .....) — городская площадь, игравшая огромную роль в жизни древнегреческого общества. В Древней Греции агора была местом сбора полноправных граждан, где демократическим путем решались важнейшие проблемы городской жизни. Это перекликается с организационной функцией журналистики, с примене нием СМИ для решения актуальных проблем современного мира (страны, города, социального института, ячейки общества). В первой половине дня на агоре объявлялись различные новости, высту пали ораторы. Таким образом реализовывались информационная и идео логическая функции современной журналистики. Но агора — это еще и базарная площадь, основное место торговли. И это не случайно: политическая и информационная деятельность всегда была неразрывно связана с торговлей, рынком. Аналогично современная демок ратическая журналистика никогда не сможет освободиться от коммерчес кой составляющий именно в силу социальнокультурной обусловленности смежности этих занятий (а не изза какихто якобы негативно влияющих экономических факторов). Агора была центром развлечений, местом проведения шествий, тор жеств, спортивных состязаний и т.п. Подобное использование агоры было настолько привычным, что праздношатающегося человека называли «аго райос». Это является еще одним доказательством того, что массовая куль тура в журналистской деятельности — отнюдь не случайный гость, а опять таки традиционный и логичный «сосед». На агоре располагались храмы и другие строения, посвященные древнегре ческим богам, поэтому можно с уверенностью сказать, что она являлась и мес том духовной, религиозной жизни общества. Агора (журналистика) — это пар ламент, ярмарка, аттракцион и святыня одновременно; она и доступна простому человекуобывателю, и выше него. Подобная амбивалентность восприятия жур налистики характерна и для современной аудитории mass media: пиетет и мифо логизация смешиваются с презрением и пренебрежением. Индивидуальные проблемы греки также зачастую решали на агоре: там происходили деловые и личные встречи, обсуждались услышанные новости. Поэтому для успешного функционирования института журналистики в обще стве необходима не только социальная, но и личная заинтересованность чле нов аудитории в информационной деятельности. Интересно привести и семантический ряд слова «агора» (по древнегреческо русскому словарю И.Х. Дворецкого, 1958). Это народное собрание, совещание, речь в народном собрании, место собраний (городская площадь), рынок и даже — товар. Подобная терминологическая метонимия (площадь — собрание, собра ние — речь в собрании, рынок — товар), взаимопереплетение смыслов характер но и для журналистики (учреждения — род деятельности — продукт деятельнос ти). Это еще более сближает метафору с рассматриваемым явлением. В итоге можно сказать, что при рассмотрении журналистики через ме тафору агоры, решается вопрос целостного междискурсного, полифункци онального анализа явления на различных уровнях: социальном, психологи
ческом, коммуникационном. При этом четко и наглядно обозначаются ин дивидуальнообщественные связи в анализируемой системе, родственность и смежность данного рода деятельности с другими, роль и место в системе функционирования аудитории и т.п.
А.А. Зуев (КубГУ) ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|