Здавалка
Главная | Обратная связь

ЖУРНАЛИСТИКА И АГОРА



(о роли метафоры в исследовании массовых коммуникаций)

Современное состояние науки предполагает изменение глобальных основ

методологических подходов в различных дисциплинах. Становится очевидным,

что эпоха узкой специализации, установившейся во второй половине ХХ века,

закончилась. Научная мысль, пыройдя через постмодернистскую деконструк

цию (Ж.Деррида), снова возвращается к идее целостного познания на ином уров

не; большинство передовых работ осуществляется на стыке наук.

Если в научной парадигме прошлого столетия существовал интердисципли

арный подход как метод освещения и решения проблемы с позиций разных

сфер науки, то сейчас наблюдается новая тенденция. Нынешний мультидисцип

линарный анализ проблемы характеризуется не только попыткой решить ее на

стыке наук, с использованием комплекса специальных методик, но и подойти к

проблеме целостно. На смену последовательного анализа/расчленения с точ

ки зрения каждой из дисциплин и дальнейшего синтеза/объединения резуль

татов приходит целокупное восприятие проблемы, одновременно существую

щей в различных мирахдискурсах, и исследование ее с учетом и в рамках

этого комплекса одновременных отношений. Иными словами, вместо анализа

проекций nмерной фигуры на различные плоскости используется ее объем

ное, нерасчлененное созерцание сразу во всех измерениях. Таким образом,

познание возвращается к определенного рода синкретизму, правда уже не

дорефлективному, мифологическому, а как бы сознательному, искусственно

му, направленному на умышленное сохранение целостности объекта в воспри

ятии, на осознании его как части в системе окружающей действительности.

При подобном подходе возникает очень важный вопрос, связанный с про

блемой описания подобной целостности явления. В этой связи хотелось бы ука

зать на опыт французских постструктуралистов (Р.Барт, М.Фуко, Ж. Лакан, Ж.

Деррида и др.), акцентировавших внимание на возможностях метафоры. В со

временной науке «метафора является не столько риторическим приемом, сколько

особой познавательной (когнитивной) моделью, с помощью которой мир и опи

сывается, и прогнозируется, и сотворяется» (Е.С. КараМурза).

Действительно, метафора как способ описания, несмотря на кажущую

ся субъективность, дает широкий простор для передачи всевозможных

смыслов явления — не только явных, но и внутренних, в т. ч. существующих на уровне бессознательного. Метафора использует не логические, а образ

ные ресурсы, она «раскрывается» внутри созерцателя, она сама цельна и

неделима и потому может передавать цельное. Исследователь смотрит на

объект через метафору и одновременно сквозь объект — на весь мир.

Для журналистики такой метафорой, моделирующей функционирова

ние объекта без расчленения на отдельные функции, может служить агора

 

(греч. .....) — городская площадь, игравшая огромную роль в жизни

древнегреческого общества.

В Древней Греции агора была местом сбора полноправных граждан, где

демократическим путем решались важнейшие проблемы городской жизни.

Это перекликается с организационной функцией журналистики, с примене

нием СМИ для решения актуальных проблем современного мира (страны,

города, социального института, ячейки общества).

В первой половине дня на агоре объявлялись различные новости, высту

пали ораторы. Таким образом реализовывались информационная и идео

логическая функции современной журналистики.

Но агора — это еще и базарная площадь, основное место торговли. И

это не случайно: политическая и информационная деятельность всегда была

неразрывно связана с торговлей, рынком. Аналогично современная демок

ратическая журналистика никогда не сможет освободиться от коммерчес

кой составляющий именно в силу социальнокультурной обусловленности

смежности этих занятий (а не изза какихто якобы негативно влияющих

экономических факторов).

Агора была центром развлечений, местом проведения шествий, тор

жеств, спортивных состязаний и т.п. Подобное использование агоры было

настолько привычным, что праздношатающегося человека называли «аго

райос». Это является еще одним доказательством того, что массовая куль

тура в журналистской деятельности — отнюдь не случайный гость, а опять

таки традиционный и логичный «сосед».

На агоре располагались храмы и другие строения, посвященные древнегре

ческим богам, поэтому можно с уверенностью сказать, что она являлась и мес

том духовной, религиозной жизни общества. Агора (журналистика) — это пар

ламент, ярмарка, аттракцион и святыня одновременно; она и доступна простому

человекуобывателю, и выше него. Подобная амбивалентность восприятия жур

налистики характерна и для современной аудитории mass media: пиетет и мифо

логизация смешиваются с презрением и пренебрежением.

Индивидуальные проблемы греки также зачастую решали на агоре: там

происходили деловые и личные встречи, обсуждались услышанные новости.

Поэтому для успешного функционирования института журналистики в обще

стве необходима не только социальная, но и личная заинтересованность чле

нов аудитории в информационной деятельности.

Интересно привести и семантический ряд слова «агора» (по древнегреческо

русскому словарю И.Х. Дворецкого, 1958). Это народное собрание, совещание,

речь в народном собрании, место собраний (городская площадь), рынок и даже

— товар. Подобная терминологическая метонимия (площадь — собрание, собра

ние — речь в собрании, рынок — товар), взаимопереплетение смыслов характер

но и для журналистики (учреждения — род деятельности — продукт деятельнос

ти). Это еще более сближает метафору с рассматриваемым явлением.

В итоге можно сказать, что при рассмотрении журналистики через ме

тафору агоры, решается вопрос целостного междискурсного, полифункци

онального анализа явления на различных уровнях: социальном, психологи

 

ческом, коммуникационном. При этом четко и наглядно обозначаются ин

дивидуальнообщественные связи в анализируемой системе, родственность

и смежность данного рода деятельности с другими, роль и место в системе

функционирования аудитории и т.п.

 

А.А. Зуев (КубГУ)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.