Здавалка
Главная | Обратная связь

ИМИДЖ ТЕЛЕВЕДУЩЕГО КАК ФОРМА КОММУНИКАЦИИ



 

Благодаря новым технологиям в области систем связи и распростра

нения информации возник глобальный информационный мир, и человек

оказался внутри него, более того, он стал зависеть от этого информаци

онного пространства. Процесс коммуникации осуществляется с помощью

различных дискурсивных моделей; информационный мир выработал к се

годняшнему дню множество языков коммуникации: метаязык рекламы,

метаязык политики, метаязык искусства и др., которые, переплетаясь, фак

 

тически равноправно занимают все пространство языка СМИ. Благодаря

радио и телевизионным средствам коммуникации создается видимость

естественной жизни, но она показывается не всегда такой же, какой она

является на самом деле: «культура жизни» формируется в соответствии с

модой и вкусами массового потребителя, для которого стиль — это все.

Потребитель считает культуру частью своего модного быта, а не интел

лектуальной деятельности»1. «Творческим продуктом» массовой культу

ры, который рационально используется и является средством, своего рода

посредником между массовой культурой и потребителем, аккумулирую

щим в себе различные культурноисторические значения, выступает имидж.

Имидж — один из главных инструментов коммуникации, а само поня

тие наделяется большой емкостью и многогранностью. Образ, мотив, роль,

типаж, маска, репутация, прогнозируемое ожидание — вот неполный пе

речень значений этого понятия. Существует множество как определений

имиджа, так и различных подходов к классификации его типологии. При

ведем для примера одно: имидж — это самоосознанное и самовоплощен

ное «я», призванное отражать существующую субъективную (человечес

кую) реальность. Понятие имиджа как самовоплощенное «я», играю;

щее инициативную коммуникативную роль, касается свойств челове;

ческого мышления и вытекающих из этих свойств разных мировоззрен;

ческих основ или менталитетов. В основе философского осмысления

имиджа, частью которого являются психология и социология имиджа, ле

жит возникновение адекватного образа данной объективносубъективной

ситуации, что и дает при взаимодействии с реальной действительностью ту

человеческую действительность, которая основывается на естественном,

реальном отношении к миру. Таким образом, имидж телеведущего, явля

ясь элементом массовой культуры, представляет собой форму подачи

информации в рамках информационных процессов массовой культуры.

***

Человек, стремящийся стать телеведущим, безусловно, должен быть про

диагностирован относительно способностей к данной профессии; далее, он

должен развивать свою одаренность, созревать как личность, должен фор

мировать свой имидж на основе законов психологии творчества, а также на

основе современных подходов к созданию (моделированию) имиджа. Но

только его духовное кредо способно помочь выстроить свой образ так

или иначе. Проще, конечно, использовать весь спектр современных психо

технологических методик для создания некой маски. Точно также проще

использовать все богатство социологических способов изучения имиджа в

плане коммуникации телеведущего с определенной аудиторией. Но очень

сложно сохранить самого себя, свою индивидуальность и неповторимость

и предложить «потребителю» ваших услуг не свою «товарную маску», а

свою душу. Иными словами, предложить эмоциональное общение. Совре

менный подход к изучению коммуникации определяется необходимостью

создавать эмоциональную связь, эмоциональное общение между личнос

 

тью телеведущего и зрителем. До сих пор остается открытым вопрос о том,

что конкретно нужно сделать для создания полноценного имиджа телеве

дущего? С одной стороны, личность телеведущего ищет способы выраже

ния самоосознанного и самовоплощенного «я», с другой — у него возни

кает неизбежная мысль о необходимости понравиться аудитории, сооб

щить зрителю именно то, что тот хочет слышать, вести себя так, как хоте

лось бы зрителю. Ответ на этот вопрос прост: телеведущему необходимо,

выгодно, чтобы его принимало наибольшее число зрителей. Коммерческий

интерес оказывается главным. Ведь и креативные технологии основывают

ся не столько на интеллектуальных, сколько на прагматических установках.

Под воздействием коммерческого интереса самовыражение ведущего не

избежно ограничивается, его имидж превращается в «упрощенный сим

вол», «формальный штамп». Процесс конформизма оправдывается низкой

культурой зрителя. Поэтому, чтобы ответить на вопрос, как создать свой

неповторимый образ, следует обратиться прежде всего к этическим про

блемам.

Имидж телеведущего как форма коммуникации представляет собой не

кую рациональную схему, в основе которой лежит прагматическая цель, но,

чтобы избежать примитивизации ведущего, необходимо в каждом конкрет

ном случае при создании алгоритма построения имиджа исходить не толь

ко из прагматической установки; необходимо стремиться к творческому

самовыражению телеведущего.

1 Whetmore E. Mediamerica: Form, Content and Consequence of Mass Communication. Beimount, 1982. C. 7.

П.В. Ушанов (Институт массовых коммуникаций ДВГУ)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.