Здавалка
Главная | Обратная связь

РЕГИОНАЛЬНЫХ ПЕЧАТНЫХ СМИ



Региональная пресса является одним из важнейших факторов форми

рования общественного мнения. Не удивительно, что различные силы в об

ществе стремятся приобрести такое мощное «средство влияния на умы»,

как региональные, местные СМИ.

Изучение региональных средств массовой информации через «призму»

их учредительства представляется перспективным вариантом исследова

ния современных тенденций развития прессы (В данном материале под ре

гиональными подразумеваются все СМИ, не являющиеся общенациональ

ными — областные, городские, районные и пр. газеты). Уяснение того, ка

кие типы учредителей СМИ являются ведущими в том или ином регионе, а

какие присутствуют там слабо или не присутствуют вообще, помогает по

нять сложившуюся в этих регионах ситуацию с возможностью доступа к

СМИ представителей различных социальных групп, возможностью выраже

ния мнений, отличных от мнения представителей власти.

Для выяснения этих вопросов был проведен анализ информации о реги

ональных СМИ, предоставленной Уральским региональным Управлением

Госкомпечати России по территории Свердловской области (информация

дана по состоянию на 19 октября 2001 года). Анализировались сведения о

газетах, зарегистрированных на территории Свердловской, Челябинской и

Курганской областей. В выборку попали только издания неспециализиро

ванного, «универсального» характера.

В ходе работы все СМИ, издающиеся в трех областях, были разделены

на несколько групп — по типу учредителя, то есть в зависимости от того,

кто является учредителем издания: частное лицо, общественная организа

ция, коммерческое предприятие, орган власти и т.д. Всего была проанали

зирована информация о 532 газетах (293 из них зарегистрированы на терри

тории Свердловской области, 51 — Курганской и 188 изданий — на терри

тории Челябинской).

ы Результаты исследования показывают, что Свердловская область лиди

рует не только по количеству изданий универсального характера, но и по

разнообразию их (со)учредителей. В качестве таковых здесь выступают и

органы власти, и коммерческие организации, и частные лица, и партии, и

общественные объединения, и редакции газет.

Как в Свердловской, так и в Челябинской области учредителями СМИ чаще

всего выступают разнообразные ООО, ОАО и другие коммерческие организа

ции — как специализирующиеся на издательской деятельности, так и те, для

которых издание газеты является не основной сферой деятельности. Так, в Свер

дловской области коммерческие организации являются учредителями 87 изда

 

ний универсальной направленности, в Челябинской области — 67 изданий. Учи

тывая, что коммерческие фирмы во многих случаях также выступают соучреди

телями изданий наряду с частными лицами, общественными организациями и т.д.,

казалось бы, можно было сделать вывод, что издание газет в Свердловской и

Челябинской областях становится распространенной сферой бизнеса, что прес

са здесь в значительной степени коммерциализировалась, стала для многих либо

основным источником дохода, либо средством, обеспечивающим информаци

онную поддержку бизнеса. При этом надо иметь в виду, что из выборки были

исключены рекламные и различные специализированные издания, которые со

здаются, как правило, преимущественно с целью получения прибыли. Но практи

ка показывает, что газеты с самыми разными типами учредителей зачастую со

здаются с целью политического влияния на общество.

Такой тип учредителя, как частное лицо — на втором месте по распростра

ненности в обеих вышеупомянутых областях (в Свердловской области частные

лица являются учредителями 73 изданий, в Челябинской — 36 изданий).

Третье место по распространенности в Свердловской области занимает

такой тип учредителя, как органы власти (они являются учредителями 38

изданий). В ряде небольших городов или поселков газета, учрежденная

местной властью, является фактически единственным местным СМИ обще

ственнополитического характера.

Что касается Курганской области, то органы власти здесь являются самым

распространенным типом учредителя СМИ (из 51 издания 15 учреждены орга

нами власти). В Челябинской области также зарегистрировано немало СМИ,

учрежденных властными структурами (18). Во всех трех областях большой

удельный вес имеют издания, соучредителями которых выступают органы вла

сти и редакции газет (вы Свердловской области зарегистрировано 20 таких

изданий, столько же — в Челябинской области, а в Курганской области — 13).

Помимо этого, органы власти учреждают СМИ совместно с коммерческими

предприятиями, общественными организациями и так далее.

Таким образом, даже исходя из анализа официальных данных об учре

дителях СМИ, можно сделать вывод, что властные структуры продолжают

оставаться влиятельным субъектом регионального медиапространства, име

ющим большие возможности воздействия на общественное мнение.

Во всех трех регионах зарегистрировано немалое количество изданий,

учредителями или соучредителями которых выступают общественные орга

низации (например, детские, молодежные, профсоюзные, организации ин

валидов). В Свердловской и Челябинской областях СМИ нередко учрежда

ются партиями и различными общественнополитическими движениями. Это

говорит о том, что зарождающиеся структуры гражданского общества нуж

даются в собственных СМИ с целью распространения информации о себе,

отстаивания собственных интересов, установления контакта с представите

лями власти и разных социальных групп.

В условиях продолжающихся процессов концентрации прессы вокруг

финансовопромышленных структур и усиливающегося давления на СМИ

со стороны органов власти, не вызывает удивления то обстоятельство, что

в трех регионах осталось лишь восемь общественнополитических изданий,

учредителями которых являются редакции данных газет.

Прессу, издающуюся на территории Свердловской и Челябинской облас

тей, можно назвать более разнообразной и более коммерциализированной по

характеру (со)учредителей. Различные коммерческие предприятия, частные

лица, общественные организации, а также партии и политические движения,

причем самого разного толка, активно учреждают собственные СМИ на терри

тории этих двух регионов. Таким образом, жители Свердловской и Челябинс

кой областей имеют сравнительно большой выбор разнообразных источников

информации и сравнительно большие шансы выразить на страницах газеты

свое мнение.

В Курганской области зависимость прессы от власти носит более открытый

и ярко выраженный характер. Помимо того, что система СМИ здесь слабо раз

вита в количественном отношении, с точки зрения учредительства эту систему

СМИ можно назвать нерыночной и однообразной. Коммерческие предприятия

лишь в четырех случаях являются учредителями СМИ; частные лица также не

проявляют большой активности на этом поприще. Напрашивается вывод, что в

Курганской области наименее благоприятные условия для свободы выражения

мнений и для получения разносторонней информации о текущих событиях.

Следует подчеркнуть, что, опираясь на сведения об официальном учре

дителе (соучредителях), можно лишь с большой долей условности судить о

том, кто в реальности определяет информационную политику данного СМИ,

чьи интересы отстаивает это издание. Разнообразной и коммерциализиро

ванной прессу Свердловской и Челябинской областей можно назвать лишь

относительно, учитывая, что информационную политику многих СМИ, незави

симо от типов учредительства, определяют те или иные властные структуры.

 

Р.А. Шель (ВГУ)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.