Здавалка
Главная | Обратная связь

МОНОПОЛИЙ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА



В качестве основной тенденции развития на внутреннем информацион

ном рынке Германии в секторе печатных СМИ исследователи называют уси

ление концентрации газет. Концентрация в сегменте ежедневных газет, ха

рактерная для последних трех лет, происходила между 10 крупнейшими

издательскими группами, которым принадлежит 54,8% немецкого рынка

газет. Это концерны Бертельсманна, Лео Кирха, А. Шпрингера, Г. Хольтцб

ринка, «ВАЦ», Бауэра, Бурды, «Штутгартер цайтунг», «ДюМонт/Шауберг»

и «ФАЦ». Если их совокупный процент участия на рынке увеличился не очень

сильно: лишь на 0,2% за последний год, то совокупный процент сегмента

 

абонементных газет, издаваемых пятью крупнейшими группами («ВАЦ»,

«Штутгартер цайтунг», А. Шпрингера, «ДюМонт/Шауберг», потеснившая

«Франкфуртер альгемайне»), достиг 28,8%, повысившись на 1%. Немецкие

исследователи называют это новым рекордом, которого не было с начала

1970х годов.

Лидером минувшего года стала кельнская группа «ДюМонт/Шауберг»,

повысившая процент участия на рынке с 4 до 4,4%, аутсайдером — гамбур

гская группа «Грунер унд Яр», принадлежащая концерну Бертельсмана,

процент участия в этом сегменте рынка которой после продажи газеты

«Моргенпост» снизился с 3,4 до 2,8%.

Ведущее положение на общенациональном газетном рынке продол

жает занимать концерн А. Шпрингера, которому принадлежит каждая чет

вертая продаваемая ежедневная газета. Его доля на рыке равняется 23,6%,

что равнозначто совокупному проценту четырех следующих за ним изда

тельских групп («ВАЦ» — с 6%, «Штутгартер цайтунг» — с 5%, «Ду

Монт/Шауберг» — с 4,4% и «Зюддойче цайтунг» — с 3,3%). Лидирует

концерн и в сегменте бульварных газет благодаря высоким тиражам

«Бильд» и берлинской региональной «Б.Ц.». Второе место на германском

рынке в секторе абонементных газет принадлежит эссенскому концерну

«ВАЦ» — 7,9%.

Говоря о процессе монополизации немецких газет, стоит выделить сле

дующие тенденции:

— газетные монополии продолжают сдавать свои позиции по сравне

нию с телевизионными. Даже в свете недавнего частичного банкротства

группы Кирха, ежегодный оборот корпораций, занимающихся электронны

ми СМИ, значительно больше, чем печатных монополистов;

— по степени концентрации немецкий газетный рынок уступает лишь

британскому. Но это относится в основном к крупнейшим газетам. Регио

нальная пресса отличается меньшей степенью концентрации;

— слияние капиталов транснациональных информационных корпора

ций. Наблюдается рост региональных монополий («ВАЦ», «Хольтцбринк»);

— в Германии значительно меньшую роль в монополизации прессы иг

рают концерны, не занимающиеся издательской деятельностью. Исключе

ние составляет концерн Бертельсманна, который два года назад приобрел

крупную британскую фирму — провайдера в области Интернета «Рэндом

хаус».

 

А.М. Шестерина (Тамбовский ГУ)

ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА ОСВЕЩЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ПРЕССЕ

(на материале сопоставительного анализа

публикаций центральных и региональных газет)

СМИ, несомненно, оказывают значительное воздействие на процесс ди

намики уровня конфликтности общества в целом и на формирование моде

ли конфликтного поведения личности.

В регионе подобное воздействие осуществляется двумя потоками ин

формации, нередко функционирующими параллельно — центральной и ре

гиональной прессой. Оценка процесса формирования конфликтного пове

дения в данном случае осложняется некоторыми моментами:

1) неизвестно, в какой мере совпадают типы конфликтов, освещаемых

центральными и региональными СМИ. Не приводит ли расхождение в акцен

туации типов конфликтов к формированию противоречивой картины конф

ликтной среды;

2) сложно установить, как именно расставляются акценты в конфликт

ных материалах центральной и региональной прессы и совпадают ли оцен

ки. Можно ли говорить о большей степени влияния региональной или цент

ральной прессы на конфликтную модель мира регионального читателя?

Сравнительный анализ публикаций центральных и региональных газет

способен прояснить ответ на первый вопрос. Вторая же проблема может

быть частично решена за счет сравнительного анализа жанровой специфи

ки публикаций на конфликтную тематику, ибо жанр предполагает транс

формацию базового факта в русле определенных субъективных подходов

и акцентов.

Цель нашего исследования — сравнить жанровую специфику освеще

ния конфликтных материалов в центральной и региональной прессе.

Материалом исследования стали публикации центральных газет, занима

ющих первые строчки в рейтингах прессы г.Тамбова — «Аргументы и фак

ты», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Труд7». Мате

риалы этих изданий в исследовании сопоставлялись с публикациями газет

г.Тамбова и Тамбовской области — «Тамбовская жизнь», «Новости», «Там

бовский вестник», «Тамбовское время», «Тамбовский курьер», «Галаклуб».

Хронология исследования — 2000 г. Мы выбрали именно этот год как

своеобразный этапный отрезок времени, завершающий ХХ век.

Процедура исследования:

1 этап — выявление материалов, освещающих конфликт;

2 этап — определение типов конфликтов, рассматриваемых в публика

циях;

 

3 этап — изучение жанровых особенностей освещения конфликта в прес

се.

Результатом первого этапа стало выявление процентных показателей

освещения конфликтов. Стоит отметить, что учитывались только публика

ции, непосредственно посвященные конфликту. Материалы, в которых кон

фликты выполняют фоновую, характеризующую или иллюстрирующую фун

кцию, не фиксировались. Поскольку в данном случае определение количе

ственного показателя бессмысленно, регистрировался процентный показа

тель. Было установлено, что в проанализированных материалах централь

ной прессы процент публикаций, освещающих конфликт, более чем в два

раза превосходит этот показатель в региональной прессе.

Второй этап исследования позволил определить типологию конфликтов

центральной и региональной прессы и групповые приоритеты. За основу была

взята базисная классификация конфликтов, предложенная А.Я. Анцуповым и

А.И. Шипиловым (Конфликтология. М., 1999). В соответствии с этой класси

фикацией было установлено, что доминирующим с большим отрывом от дру

гих и в центральной, и в региональной прессе является социальный конфликт

(96% публикаций). Прежде всего — между личностью и группой (40% публи

каций). Во вторую очередь — между средними социальными группами (32%

публикаций). Однако в региональной прессе практически отсутствуют мате

риалы по проблемам межгосударственных конфликтов, тогда как в целом

международная информация эпизодически встречается.

Заметно реже появляется на страницах изданий внутриличностный кон

фликт (3% публикаций). Чаще его фиксация выполняет характеризующую

функцию. Нередко внутриличностный конфликт описывается как один из

результатов развития конфликтов других типов (например, межличност

ных, межгрупповых).

% хынт килфнок алсич о г ещбо т о % хынт килфнок алсич о г ещбо т о

рнаж

йоньлар тнец волаире т ам ыссерп йоньланои г ер волаире т ам ыссерп

ак т емаз 1 4 33

яь т а т с 6 2 23

яицнеднопсеррок 9 1 4

йира тнеммок 8, 4 91

жа т ропер 4, 2 3

акинорх 23

еинелпу т сыв 22

еинерзобо 21

еи г урД ырнаж 6, 5 3

 

Третий этап позволил оценить жанровые предпочтения журналистов

центральной и региональной прессы в описании конфликта.

Большое число проанализированных материалов были представлены

оперативноновостными текстами. Судя по всему, конфликтная тематика

относится к так называемым «горячим» сообщениям, которые моменталь

но фиксируются прессой. Иногда может последовать более подробный или

аналитический, публицистический вторичный материал. Именно такого рода

публикации, представленные, в частности, жанром статьи, занимают устой

чивое второе место в общем числе публикаций.

Намечается и ряд расхождений центральной и региональной прессы в

освещении конфликтов. Так, в центральной прессе на третьем месте стоит

корреспонденция, а в региональной — комментарий.

Подобные жанровые предпочтения служат лишь стартовой точкой для

дальнейшего всестороннего анализа специфики формирования информа

ционной модели конфликта центральной и региональной прессой.

 

История журналистики

С.Н. Гладышева (ВГУ)

ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЭМИГРАНТСКОЙ ПРЕССЕ ВТОРОЙ ВОЛНЫ

Беспрецедентна роль культуры в жизни русских эмигрантов. В русском

зарубежье она приобретает более существенное значение для сохранения

«русскости» общества эмигрантов, является существенной составной час

тью национального самосознания, мироощущения русского человека. Не

случайно проблемы культуры занимают важное место на страницах периоди

ческих изданий русского зарубежья. Не исключение — газеты и журналы

второй волны русской эмиграции, порожденной второй мировой войной.

Девизом многих изданий стали слова: «Ценность культуры» (например, жур

нал «Возрождение»). В программных заявлениях журналов часто указывалось:

«Объединить писательские силы на деле служения русской культуре» (журнал

«Новоселье»), «желаем освобождения русского художественного труда от

партийнополитической опеки и избавления от «социального заказа».., «доро

жим русским дореволюционным просвещением» (журнал «Опыты»).

Литература, служащая главной формой выражения творческого потен

циала русской культуры, активно проявила себя практически во всех эмиг

рантских периодических изданиях. Прежде всего в собственно литератур

ных журналах, альманахах, созданных в 5060х гг. Среди них литературно

художественный журнал «Новоселье» (19421950, НьюЙорк, затем Париж),

«Литературный современник. Журнал литературы и критики» (19511952,

Мюнхен), литературный журнал «Опыты» (19531958, НьюЙорк), литера

турный альманах «Мосты» (19581970, Мюнхен) и др. В этих изданиях встре

тились лучшие творческие силы писателей и поэтов первой и второй волн

эмиграции. Активно публиковались «первоволновики» И.Бунин, Д.Мереж

ковский, Б. Зайцев, А. Ремизов, И. Шмелев, Г.Адамович, Н. Тэффи, И. Одо

евцева Н. Берберова и др. Широко представлена здесь и вторая волна

русской эмиграции — И.Елагин, Л.Ржевский, О.Анстей, И.Чиннов, Д.Кле

новский, Г. Андреев, Н. Моршен, Н. Нароков. На страницах эмигрантских

изданий печатались также запрещенные произведения писателей, живущих

на родине: А. Белого, М. Булгакова, М. Волошина, Н. Гумилева, Б. Пастерна

ка и др.

Произведения художественной литературы, литературнокритические ста

тьи, литературные мемуары публикуются на страницах журнала литературы,

 

истории, мысли и быта русской эмиграции «Родные перезвоны» (19521970,

Брюссель), литературнополитического журнала «Возрождение» (19491974,

Париж), журнала литературы, искусства, науки и общественнополитической

мысли «Грани» (с 1946 г., Мюнхен, Лимбург, ФранкфуртнаМайне), литера

турнополитического издания «Новый журнал» (с 1992 г., НьюЙорк) и др.

«Новый журнал», ставший достойным преемником «Современных запи

сок» (19201940, Париж) и одним из лучших журналов русского зарубежья,

определил свою идейную задачу как защиту свободы русской культуры,

как продолжение того идейного наследства, которое внесла Россия в ми

ровую культуру.

Общекультурная часть газеты «Русская мысль» (с 1947 г., Париж), посвя

щенная литературе, живописи, музыке, театру, науке, духовнофилософским

течениям, пользовалась особым вниманием редакции с момента появления

издания. Отведенная вначале для культуры страница «Литература и искусст

во» со временем не могла уже вмещать все материалы о культурной жизни и

вскоре стала занимать едва ли не половину всего объема газеты. «...Каждая

статья, каждый отчет, каждое литературное произведение, помещенное в

отделе «Литература и искусство», находят своего читателя, чтото прибавля

ют, чтото изменяют в его повседневной жизни, и потому — на первый взгляд

второстепенное дело для зарубежной политической газеты — ее культур

ный отдел, — превращается в первостепенное», — писал в статье «К десяти

летию «Русской мысли» Ю. Терапиано (РМ, 1957, 27 апр.). Полноправное

место на страницах газеты, наряду с литературой, неизменно занимали искус

ство, театр, музыка. В газете плодотворно сотрудничали художественные

критики и искусствоведы (А. Шик, Ю. Анненков, Б. Лосский). В газете «Па

рижский вестник» (1942—1944, Париж) о театре регулярно писали С. Лифарь,

А. Бенуа, А. Плещеев; о музыке — Н. Куров.

В трудные военные и послевоенные годы эмигрантским пероидическим

изданиям считали своим долгом напомнить о вечных культурных ценностях,

поддержать читателей и укрепить их духовную связь с отечеством. Соби

рая под своими обложками писателей разных взглядов и творческих манер,

при всем эстетическом и философском многообразии издания проявляли

единственный вид нетерпимости — к антикультуре.

А.А. Грабельников (РУДН)

ЛОМОНОСОВ РУССКОЙ ЕЖЕДНЕВНОЙ ПРЕССЫ

В преддверии 300летия русской журналистики нельзя не вспомнить о

фигурах, которые сыграли выдающуюся роль в развитии отечественной

печати. Одной из них, безусловно, является Алексей Сергеевич Суворин

(18341912), имя которого долгое время было незаслуженно забыто. А ведь

он стоял у истоков российского информационного предпринимательства.

 

В годы народжающегося русского капитализма XIXначала ХХ века Суво

рин сумел создать одно из самых эффективных и преуспевающих предпри

ятий по производству информационной продукции, «фабрику новостей»,

которая и сегодня может служить учебным пособием для развития газет

ного дела в рыночных условиях. Думается, небесполезно проследить твор

ческий путь этого талантливого земляка воронежцев.

Суворин родился в 1834 году в селе Коршеве Бобровского уезда Воро

нежской губернии. Его отец, как сообщается в Энциклопедическом слова

ре Брокгауза и Ефрона, был государственный крестьянин того же села,

отданный по набору в солдаты, раненный при Бородине и получивший затем

офицерский чин. Он дослужился до капитана, что в то время давало потом

ственное дворянство.

С наступлением школьного возраста Алексей Суворин был определен в

воронежский Михайловский кадетский корпус, затем продолжил учебу в

специальных классах Дворянского полка, переименованного позже в Кон

стантиновское военное училище. По окончании училища получил специаль

ность сапера.

Однако военная карьера, видимо, не прельщала молодого Суворина, и

вскоре он вышел в отставку. Выдержав экзамен на звание учителя уездно

го училища, несостоявшийся сапер занялся педагогической деятельностью

в Боброве. Через некоторое время он перебирается в Воронеж, сочетая

работу учителя с первыми литературными опытами.

В губернском центре Суворин знакомится с поэтом Никитиным, сотруд

никами местной прессы. В 1858 году он начал публиковать в различных

изданиях («Ваза», «Московский вестник», «Весельчак», «Русский дневник»)

небольшие материалы, переводные стихи.

В 1861 году он напечатал в «Воронежской беседе» рассказ из народной

жизни «Гарибальди», который получил большую известность благодаря

тому, что его часто читал на литературных вечерах знаменитый актер Са

довский. В том же году в «Русской речи» появляются несколько его кор

респонденций из Воронежа, которые обращают на себя внимание изда

тельницы этого журнала графини Сальяс. Она предлагает Суворину посто

янное место в штате редакции своего журнала, и он перебирается в Москву.

Однако его журналистская карьера в «Русской речи» длилась недолго:

вскоре журнал закрылся. Суворин вынужден был искать себе новую рабо

ту. Он занялся составлением книжек для народного чтения, сотрудничая с

московским «Обществом распространения полезных книг». Параллельно

писал собственные произведения, публикуя их в разных журналах. В начале

60х годов выходят его повести «Солдат и солдатка» («Современник»),

«Жизнь патриарха Никона» («Ясная Поляна»), «Аленка» («Отечественные

записки»).

В 1863 году Алексей Суворин переселился в Петербург, где его публи

цистический, а затем и издательский талант проявились со всей полнотой.

Как журналист А.С. Суворин ярко проявил себя у В.Ф. Корша в «Санкт

 

Петербургских ведомостях», где опубликовал несколько сотен рецензий,

фельетонов, очерков, рассказов и других материалов. Кроме того, он пи

сал обозрение журналов в «Русском инвалиде».

В 1866 г. очерки текущей жизни, выходившие в «СанктПетербургских

ведомостях», были изданы отдельной книгой под названием «Всякие». До

полнительные главы, включенные Сувориным в книгу, вызвали негативную

реакцию властей. Некоторые авторы считают, что причиной этому послужил

образ революционера Самарского, который был выписан с интересом и ува

жением. Основой для него явилась история с гражданской казнью Черны

шевского. Тираж книги был сожжен, а автор приговорен окружным судом к

двухмесячному тюремному заключению, которое потом ему заменили на три

недели содержания на гауптвахте. (В 1907 году Суворин переиздал свой ро

ман «Всякие», несмотря на то, что издавал уже правоконсервативную газету

«Новое время» и считался опорой самодержавия.)

Однако этот арест не повлиял на карьеру журналиста. Наоборот, во вто

рой половине 60х годов под псевдонимом Незнакомец он продолжил в

«СанктПетербургских ведомостях» публикацию очерков и фельетонов. Его

постоянная рубрика «Недельные очерки и картинки» пользовалась большой

популярностью у читателей. Алексей Суворин, подчеркивает С. Венгеров,

поставил сатирические жанры, в частности газетный фельетон, на должную

высоту. Его блестящий талант соединял в себе тонкое остроумие с искренно

стью чувства и умением к каждому предмету подойти со стороны его обще

ственного значения. Суворин расширил рамки этого жанра. В воскресном

фельетоне он обсуждал самые различные стороны современной ему госу

дарственной, общественной и литературной жизни. Его политические памф

леты считались одними из лучших для своего времени. В них он высмеивал

представителей правого крыла отечественной журналистики — Каткова, Ска

рятина, кн. Мещерского. (Сам Суворин в те годы выражал взгляды умеренно

либерального западника и выступал за широкие политические свободы.) В

конце концов сатирические публикации Незнакомца стали одной из причин

того, что в 1874 году вся редакция «СанктПетербургских ведомостей» во

главе с В.Ф. Коршем была отстранена от выпуска газеты.

В начале 1875 года Суворин выпускает «Недельные очерки и картинки»

двумя книжками. Несмотря на заметно утраченную злобу дня, они были

быстро раскуплены читателями. В конце этого же года он начинает писать

воскресный фельетон в «Биржевых ведомостях».

Параллельно с работой в «СанктПетербургских ведомостях» Суворин

сотрудничал и с другими изданиями. Так, в 18691872 годах в «Вестнике

Европы» он печатал критические статьи и заметки о новых книгах — рома

нах Гюго, Флобера, СалтыковаЩедрина и других отечественных и зару

бежных писателей.

В начале 1876 г. Суворин вместе с В.И. Лихачевым приобрел газету «Новое

время», с которой был связан до конца своих дней. Не имея возможности

выступать в роли официального редактора по цензурным соображениям, Су

 

ворин становится издателем газеты. Многие читатели не без основания счита

ли, что «Новое время» воскресит на своих страницах дух и стиль коршевских

«СанктПетербургских ведомостей». Для первых номеров суворинской газе

ты дали свои произведения СалтыковЩедрин и Некрасов.

«Став наиболее яркой выразительницей симпатий к восставшим славя

нам, — писали современники, — газета имело огромный успех не только

среди прежних поклонников таланта Суворина, но и в публике совсем иного

сорта. Это привело к тому, что через одиндва года духовный облик изда

теля становится до неузнаваемости иным». Хотя, как подчеркивали они,

литературная манера Суворина в общих чертах оставалась той же, какой

она была у него в «СанктПетербургских ведомостях»: большей частью

свободна от грубого задевания личности, от вульгарных издевательств.

Здесь имеется в виду то, что со временем газета Суворина приобрела мо

нархический характер. А за ее владельцем в общественном мнении закре

пилась репутация защитника реакционного режима, оплота царизма. Тем не

менее многие признавали, что «Новое время» было самой популярной и

умной консервативной газетой в России.

Почти одновременно с приобретением «Нового времени» Суворин от

крыл книжный магазин и издательский дом, который со временем занял

одно из первых мест в книжной торговле России. Среди его многочислен

ных изданий особенно выделялась серия «Дешевая Библиотека» — благо

даря ей широкие круги российских читателей познакомились с сотнями клас

сических произведений русских и иностранных писателей.

Большие издательские заботы непосредственно отразились на журна

листской деятельности Суворина: в «Новом времени» его публикации появ

ляются уже не в том количестве, что в предыдущих изданиях. За собой он

оставил рубрику «Маленькие письма», которые публиковались регулярно и

посвящались актуальным вопросам общественной жизни.

На новом поприще раскрывается талант Суворина как крупного газетно

го предпринимателя. «Новое время» он купил за 500 рублей, а через трид

цать пять лет капитал «Товарищества «Новое время» составлял 4 миллиона

рублей. Газетножурнальный мир России начала ХХ века, как известно, фор

мировался в условиях интенсивного развития в стране капитализма. Если XIX

век был веком господства журналов, то ХХй (по крайней мере, первая его

половина) — веком господства газет. Вот несколько цифр: в 1900 г. выходи

ло 1002 издания, в 1905 г. — 1795 изданий, в 1913 г. — 2915 изданий.

Самыми крупными по финансовым оборотам ежедневными изданиями

были газеты «Новое время» Алексея Суворина и «Русское слово» Ивана

Сытина, вобравшими в себя все достижения буржуазной журналистики.

Кроме того, что это были универсальные газеты, освещавшие все стороны

жизни общества и привлекавшие тем самым широкую читательскую аудито

рию, они являлись и выгодными коммерческими предприятиями. В отличие

от прежних изданий, буржуазные газеты все чаще издавались на деньги

рекламодателей, а не подписчиков. Их дешевизна, большой тираж привле

 

кали уже не отдельных лиц и мелкие коммерческие заведения, а крупные

финансовопромышленные предприятия, которые тратили на объявления и

рекламу в газетах десятки тысяч рублей ежегодно. К 1912 году газеты Су

ворина и Сытина отводили под рекламу до половины газетной площади.

Прибыль от объявлений превратилась в самую доходную статью этих изда

ний. Отличаясь друг от друга своей политической позицией и издательски

ми приемами, они были похожи в стремлении к получению максимального

дохода.

Благодаря своим связям с членами кабинета министров Суворин до

бился монопольного права книжногазетной торговли на 150 железнодо

рожных станциях, что приносило большие прибыли, позволяло выпускать

и финансировать другие издания — «Земледельческую газету», газеты

«Московский телеграф», «ХХ век», «Русскую землю», «Вечернее вре

мя», журналы «Русское обозрение», «Исторический вестник», «Набор

щик и печатный мир». Издательский дом Суворина положил начало и вы

пуску разнообразных и многочисленных справочных изданий («Вся Мос

ква», «Весь Петербург» и др.). Конфиденциальные сведения из высоких

кабинетов позволили «Новому времени» занять место самой информиро

ванной российской газеты, ее считали «неофициальным официозом пра

вительства».

Газета выходила двумя выпусками — утренним и вечерним, кроме этого

еженедельно издавался иллюстрированный номер газеты. Имея самую со

временную для того времени типографию, Суворин активно использовал ее

в оформлении изданий. «Новое время» выходило на 816 полосах в три

краски с большим количеством фотографий.

Чтобы не зависеть от поставщиков, Суворин создал у себя законченный

цикл производства. Издательское, типографское и книготорговое акцио

нерное общество «Товарищество «Новое время», которое он учредил со

вместно с ВолжскоКамским банком, владело 30 тысячами десятин лесов,

древесина которых шла на производство бумаги, изготовлявшейся на соб

ственной бумажной фабрике. Это позволяло выпускать не только газеты,

но и книги — как дешевые популярные издания для народа, так и дорогие

собрания сочинений русских и зарубежных писателей для состоятельных

слоев населения. Благодаря прибылям, получаемым от продажи книг, Су

ворин несколько десятилетий держал стабильную подписную цену на газету

— 14 рублей.

Суворин явился создателем самой массовой общественнополитической

газеты. Тираж «Нового времени» составлял более 700 тысяч экземпляров,

что для начала века было цифрой весьма значительной. Благодаря своей

высокой тиражности газета получила привилегию на публикацию финансовой

информации, что позволяло ей повышать цены на банковские объявления,

поднимало ее авторитет в глазах деловых кругов, читающей публики.

Как редактор А.С. Суворин привлекал к сотрудничеству со своим издани

ем известных русских публицистов и писателей. На страницах «Нового вре

 

мени» публиковались А. Амфитеатров, А. Чехов, М. Меньшиков, В. Розанов,

С. Венгеров, И. Потапенко, Л.Н. Толстой, В. Буренин, А. Столыпин, Н. Энгель

гардт, Ю. Беляев, Л. Попов и других. Пятеро последних из названных выше

являлись выучениками Суворина. Сотрудники «Нового времени» отмечали,

что главным талантом Суворина, более важным для газеты, чем его литера

турный талант, была его особенная способность делать журналистов. «Имен

но делать, а не только отыскивать», — подчеркнул в своей книге «Мираж

«Нового времени» В. Снессарев.

Суворин как редактор политической газеты старался, тем не менее, при

держиваться политической умеренности, не примыкая ни к каким политичес

ким партиям и движениям. Его издание поддерживало царя и правительство,

защищало интересы государства, стояло на патриотических позициях, отста

ивало национальные приоритеты. За это большевики называли «Новое вре

мя» националистической, шовинистической, черносотенной газетой.

Следует добавить, что Суворин был разносторонне одаренным литера

тором. Среди своих современников он был известен еще и как драматург.

Им были написаны и пользовались большим успехом драмы «Татьяна Репи

на» (1889), «Медея» (создана в соавторстве с В.П. Бурениным, 1883), коме

дии «Биржевая горячка», «Не пойман, не вор», «Он в отставке», «Честное

слово», «Женщины и мужчины». C молодых лет неравнодушный к театру,

посвятивший ему немало публикаций как рецензент, Суворин, накопив не

обходимые капиталы, стал впоследствии владельцем собственного театра

в Петербурге.

Читатели конца XIX века знали Суворина также как романиста («В конце

века Любовь», 1893), и как литературного критика (вступительная статья к

изданию «Горя от ума» А.С. Грибоедова, 1896; литературный анализ под

делки пушкинской «Русалки», 1900).

К сожалению, в годы советской власти имя Суворина практически было

позабыто, а если и упоминалось, то со знаком «минус». При этом все ссыла

лись на статью В.И. Ленина «Карьера», которую он опубликовал в «Правде» в

1912 году, откликнувшись таким образом на смерть издателя «Нового време

ни». Автор в своей решительной полемической и разоблачительной манере

очень кратко очертил жизненный путь Суворина: «Бедняк, либерал и даже

демократ в начале своего жизненного пути, — миллионер, самодовольный и

бесстыдный хвалитель буржуазии, пресмыкающийся перед всяким поворотом

политики власть имущих в конце этого пути». Здесь же он выносит и приговор

газете: «Новое время» Суворина на много десятилетий закрепило за собой это

прозвище «Чего изволите?». Эта газета стала в России образцом продажных

газет. «Нововременство» стало выражением, однозначащим с понятиями: от

ступничество, ренегатство, подхалимство. «Новое время» Суворина — обра

зец бойкой торговли «на вынос и распивочно». Здесь торгуют всем, начиная от

политических убеждений и кончая порнографическими объявлениями». Эта

ленинская статья, однозначно оценивающая деятельность крупнейшего рус

ского издателя и журналиста, долгие годы останавливала отечественных ис

 

следователей и не позволяла объективно, с разных сторон изучить творчество

и организаторские способности А.С. Суворина.

Тем не менее, талант и журналистская деятельность Суворина вызывали

и вызывают большой интерес у читателей, ученых. Не случайно его «Днев

ник» неоднократно издавался в России — и в начале ХХ века (1923), и в

конце (1999). В последние годы публикуются воспоминания о нем (Розанов

В.В. Из припоминаний и мыслей об А.С. Суворине. М., 1992.), осмысляется

его личность (Динерштейн Е.А. А.С. Суворин. М., 1998). Одним из заметных

трудов стала книга Л.П. Макашиной «Вокруг А.С. Суворина. Опыт литера

турнополитической биографии» (Екатеринбург, 1999). Ждет своих иссле

дователей деятельность Суворина как крупнейшего организатора инфор

мационного производства, изучение которой сегодня, в условиях рынка,

весьма актуально для молодых предпринимателей в сфере информацион

ного бизнеса.

Итак, подводя итог сказанному, следует подчеркнуть, что Алексей Сер

геевич Суворин ярко проявил себя в разных аспектах журналистской дея

тельности: как талантливый публицист; как сильный редактор; как воспита

тель журналистских кадров для собственной редакции; как выдающийся

организатор газетноиздательского дела; как идеолог самодержавнобю

рократического, буржуазного государства.

Не случайно В. Розанов, подчеркивая многогранность таланта А.С. Су

ворина, назвал его «Ломоносовым русской ежедневной прессы».

 

Л.Е. Кройчик (ВГУ)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.