Здавалка
Главная | Обратная связь

В ТВОРЧЕСТВЕ НИКОЛАЯ СЕМЕНОВИЧА ЛЕСКОВА



Литературное наследие Н.С. Лескова интересно тем, что оно самобыт

но. Самобытность творца заключается в его самоопределении в литератур

ной сфере и в гражданской позиции: в нравственном воспитании народа

должна сыграть религия и вера, надо заниматься выведением народа из

духовной неразвитости. И как горячий публицист откликался на реальность.

Нервом публицистики Николая Семеновича представляется разрыв между

потенциальными возможностями церкви как института власти и ее реальны

ми действиями. Церковь может разрешать многие социальные проблемы

путем обращения к духовной области человека — призыв, который звучит

во многих его произведениях. Поэтому Н.С. Лесков часто вступал в полеми

ку с духовнопрактической деятельностью церкви. Например, в статье «Не

сколько слов по поводу записи высокопреосвященного митрополита Арсе

ния о духоборских и других сектах» Лесков защищал свободу вероиспове

дания, выступал против своеволия и нетерпимости властей, пытался выяс

нить причины увеличения влияния различных сект.

Одной из причин ослабления православия может являться не только измене

ние мировоззрения людей, но и уподобление церковного управления чиновни

ческой системе; духовная сфера становится элементом власти, в политике. От

сюда и ослабление веры в христианах и в священнослужителях церкви.

Николай Семенович определил, что вера способна подвигнуть человека к

самосовершенствованию, к самопознанию. Например, в хронике «Соборяне»

писатель раскрыл жизнь священнослужителя Савелия Туберозова, который при

помощи веры нашел в себе дар Божий для творения. Батюшка Савелий ощутил в

себе дар проповеди: «Сегодня я говорил слово к убеждению в необходимости

всегдашнего себя преобразования, дабы силу иметь во всех борьбах ковать

ся… Говоря сие, увлекся импровизацией… Говоря это, я сам почувствовал мои

ресницы омоченными и увидел, что многие из слушателей стали отирать глаза

свои…»1. А церковь приставила цензора к этому священнику.

За искренность веры и боролся Николай Семенович Лесков, за искрен

ность службы священников православной церкви, чего не хватало в бюрок

ратической церковной структуре.

Нельзя отрицать и естественную потребность человеческой души в истинной

Вере, и ее способность очистить, укрепить православного человека.

«На сердце свое надейся, оно у тебя бьется верно. Слушай его, хоть оно

и безмолвно. Что в нем простонет, про то говори…»2

1 Лесков Н.С. Собрание сочинений в 6 тт. — М., 1993. — Т. 4. — С. 106–107.

2 Лесков Н.С. Собрание сочинений в 6 тт. — М., 1993. — Т. 4. — С. 353.

 

В.Б. Смирнов (ВолГУ)

ПОЭМА Н.А.НЕКРАСОВА «СОВРЕМЕННИКИ» В ЖУРНАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ «ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАПИСОК»

Поэма Некрасова «Современники», опубликованная в августовском но

мере «Отечественных записок» за 1875 год, литературоведчески изучена

обстоятельно. Однако она не только явление литературы, но и явление отече

ственной журналистики, требующее комплексного рассмотрения на стыке

двух разных дисциплин, которое реализуется историколитературным мето

дом изучения средств массовой информации. Его важнейший принцип — кон

текстуальность анализа художественного текста. Второй аспект принципи

ально нового исследования некрасовской поэмы — с точки зрения эстетики

журнализма, рождающейся в результате воздействия на произведение «си

лового поля», в котором оно функционирует (средство массовой информа

ции). Эстетика журнализма в конечном счете определяет его поэтику, вопло

щаемую в жизнь создателем художественного текста.

К сожалению, эта проблема находится на периферии исследовательс

ких интересов как теоретиков журналистики, так и литературоведов, хотя

определенные сдвиги в этом направлении наметились, в особенности с по

явлением книги «Музы ХХ века: художественные проблемы средств массо

вой коммуникации» (М., Искусство, 1978), подготовленной почти четверть

века назад Сектором художественных проблем средств массовой комму

никации Всесоюзного научноисследовательского института искусствозна

ния Министерства культуры СССР. Авторы сборника единодушны в мысли о

том, что средствам массовой информации присущ собственный «вырази

тельный язык», обусловленный именно массовостью этого явления куль

туры, что «массовость есть не только фон, на котором бытуют сегодня и

традиционные, и новейшие художественные формы, но и собственно эсте;

тический фактор, чрезвычайно существенный и важный»1. Причем изуче

ние истории русской журналистики в этом плане приобретает особую науч

ную ценность, поскольку этот материал становится той почвой, на которой

вырастает теория художественности массовокоммуникационного искус

ства.

Как справедливо замечают редакторы названной книги (Н. Зоркая,

Ю. Богомолов), «своего рода прологом к тем взаимоотношениям, которые

складываются сегодня между СМК и традиционными искусствами, можно

считать (при определенной условности любых исторических аналогий) вза

имодействие между периодической печатью — этим хронологически пер

вым средством массовой информации и коммуникации, народившимся и

получившим развитие в XVIIIXIX веках, и художественным словом, издавна

бытующим в обществе. Хорошо известно, что периодика не ограничива

 

лась только коммуникативными задачами в сфере распространения худо

жественного слова, но достаточно радикально влияла и на структуру лите

ратурного произведения... Благодаря тесному взаимодействию художе

ственной структуры и структуры коммуникативного канала постепенно скла

дывалась особая эстетика массовых форм»2.

Третий аспект, который позволяет рассмотреть анализ поэмы «Современ

ники» в журнальном контексте «Отечественных записок», — журналоведчес

кий, речь идет о сложившейся в редакторской практике Некрасова и Салтыко

ва системе принципов организации материала как в отдельно взятом номере,

так и в совокупности годовых номеров, то есть о композиционной структуре

микро и макроконтекста, по формулировке М.В. Теплинского3.

Поэма Некрасова «Современники» — одно из программных для «Оте

чественных записок» произведений середины 70х годов — дает богатый

материал для такого многоаспектного исследования.

Она появилась в канун пятнадцатилетия отмены крепостного права, систе

матический анализ результатов которой — экономических, социальных, нрав

ственных — был одним из главных пунктов общественнополитической и ли

тературнохудожественной программы «Отечественных записок» на всем

протяжении существования журнала4. Лавинообразное развитие буржуаз

ных отношений, которые вносили в веками сложившиеся общественные и

нравственные устои России переворот в формы ведения хозяйства, органи

зации производства и быта, в моральноэтические представления людей, по

рождал умственную и нравственную сумятицу, утрату идеалов, скептицизм в

отношении к будущему. 1875 год открывается в «Отечественных записках»

единственным произведением Достоевского в этом журнале — романом

«Подросток» и продолжением публикации щедринских «Благонамеренных

речей», сферой художественного отражения в которых стали новые жизнен

ные — буржуазные — веяния, проникшие и в психологию «столпов» (так

называется один из очерков Щедрина), в психологию молодого поколения,

ставшего поклонником главного «беса» России — капитала. Миллион — вот

главная идея «подростка» Достоевского, чуждая идее щедринского «под

ростка» — непочтительного Короната.

В мартовском номере «Отечественных записок» появляется очерк Гле

ба Успенского «Злые новости», в названии которого уже зафиксирована

писательская оценка тех новых экономических и нравственных явлений, ко

торые пришли на российскую землю. Индивидуалистические распри на об

щинной земле рисует С.Т. Славутинский в романе «Капитан Перелетов». В

девятом номере — продолжение темы в других очерках Успенского «Из

памятной книжки». Та же проблема и в комедии Островского «Волки и

овцы». Публицистика говорит об этом же из номера в номер. Поэма «Со

временники» — в самом центре этой художественной панорамы, жесткая,

смелая, остро сатирическая, содержащая хлесткие намеки на лица и собы

тия, мелькающие в публицистике. Многие сатирические портреты Некрасо

ва имеют конкретных прототипов из воротил, тузов и официальных лиц Рос

 

сии. Здесь злободневные явления обретают типический характер. Здесь

публицистика и «художественное слово» выступают в органическом един

стве, свидетельствуя о целеустремленной журнальной политике.

В свою очередь эта политика определила поэтическую структуру некра

совской поэмы, придав ей открытую общественнополитическую тенденци

озность, насытив пропагандистским пафосом, полемичностью, ярко выра

женной оценочностью. Ориентация на народное сознание во многом опре

делила и композиционную структуру поэмы. Она близка к жанру сатиричес

кого обозрения или театрального представления, насыщенного сатиричес

кими песнями, спичами, шансонетками, пародиями, памфлетами, раешными

стихами, «гротескным эксцентризмом», по выражению В. Турбина5; кон

трастной сменой картин, дающей возможность поэту выразить свои иде

альные представления, элементами эзоповского иносказания, неповтори

мым сплавом разнородных языковых стихий, — всем тем, в чем проявляет

ся эстетика журнализма.

1 Музы ХХ века: художественные проблемы средств массовой коммуникации. — М.: Искусство, 1978.

— С. 11.2 Там же.

3 См.: Теплинский М.В. О некоторых задачах изучения журнального контекста// Филологические

этюды. Журналистика. — РостовнаДону. — Вып. 3. — 1975.

4 См. об этом: Смирнов В.Б. «Отечественные записки» и русская литература 70—80х годов XIX

века. — Волгоград, 1998.

5 Турбин В. Гражданин и поэт // Новый мир. — 1971. — №12. — С.237.

 

Д.В. Туманов (Казанский ГУ)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.