Здавалка
Главная | Обратная связь

ГЕРОЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ НОВОСТЕЙ: КТО ОН? КАКОВ ОН?



В разгар главного времени телевидения, с 20 до 21.30 перед зрителями

проходит три выпуска новостных программ: «Вести», «Вести — Воронеж»

и «Время». О чем и о ком рассказывают столичные программы? Действи

тельно ли они так похожи друг на друга, что сюжеты той и другой кажутся

снятыми с одной точки, а у комментирующих новость политиков выбирают

ся одни и те же фразы? Что добавляет в концерт новостей дня Воронежс

кое ТВ? Ответы на эти вопросы мы попытались найти, проведя контент

анализ всех трех программ в марте 2002.

Действительно, государственное и так называемое общественное теле

видение, как правило, «радуют» зрителей «Вестей» и «Времени» множе

ством одинаковых сюжетов в основном — из политической жизни. Внеш

ней политике ОРТ уделяет треть времени, РТР — 31%. На втором месте у

РТР политика внутренняя (29% материалов). ОРТ ею интересуется гораздо

меньше (6,5%), показывая лишь думские дебаты, но неравнодушно к про

блемам экономики (12% против 8% на РТР). Далее следует криминал (9%

материалов на ОРТ и 7% на РТР), военная и военнопатриотическая пробле

матика (10% на РТР, из них более половины — о Чечне, 7% на ОРТ, о Чечне

чуть меньше половины). Социальная тема представлена девятью процента

ми материалов на РТР и пятью на ОРТ. Подавляющее большинство сюжетов

на перечисленные темы относится к разряду «тревожных»: войны, убий

ства, грабежи, катастрофы, спад экономики, жизненная неустроенность,

неумение, а порой и нежелание властей защитить простой народ от беднос

 

ти. А между тем перечисленные темы на обоих каналах составляют по 3/4

выпуска, оставляя вопросам науки, культуры, народного образования, ис

кусства, спорта оставшуюся четверть.

География материалов довольно широка. В марте у РТР 55 стран, у ОРТ

— 37. Разумеется, на первом месте — «тревожные» регионы: Афганистан,

Израиль, Палестина. Из «спокойных» на ОРТ чаще других присутствуют

Франция и Япония, на РТР — Великобритания. Очевидно, там наиболее про

дуктивно работают собкоры, поскольку сюжеты из этих стран часто не

содержат весомого информационного повода. Они отбираются ведущими

именно потому, что интересны. Из субъектов Федерации по ОРТ «прозву

чали» 39, по РТР — 51. 31% материалов РТР и 28% ОРТ был снят «в преде

лах Садового кольца».

Примерно в 60% материалов есть конкретный герой, то есть человек,

который находится в центре события, названный по имени и фамилии, обла

дающий какимилибо обозначенными или легко угадываемыми чертами ха

рактера. На ОРТ 80% героев — отечественные и иностранные политики и

военные. На РТР эта цифра несколько меньше. На РТР 12% материалов

представляют в качестве героя дня президента, далее следуют Касьянов,

Сергей и Игорь Ивановы, министр сельского хозяйства Гордеев. Не случай

но поэтому, что среди 38 названных в текстах черт характера героев и на

ОРТ, и на РТР на первое место выступает настойчивость, на втором, с боль

шим отрывом, — ответственность. Женщин среди героев сюжетов не бо

лее трех процентов. Характерно, что их основное свойство — тоже настой

чивость (наряду с добротой, доброжелательностью, просвещенностью).

Истинно женское качество — элегантность — отмечено лишь у директора

ГМИИ Ирины Антоновой.

Еще год назад воронежские «Вести» были маленькой копией московс

кой программы, где вместо президента — губернатор, вместо премьер

министра — мэр. Набор сюжетов был примерно таким же: дебаты в мест

ной Думе, война в Чечне, криминал, аварии на дорогах. Сейчас картина дру

гая: «отцы» города и области «мелькают» на экране не более 2х — 3х раз

в месяц, иногда, правда, еще упоминаются и цитируются в дикторских сооб

щениях. Главная тема «Вестей» — экономика (17% материалов), на втором

месте — образование и наука — 14%, 12% составляют материалы на темы

культуры и искусства, почти столько же уделено социальной проблематике.

Пока еще велико содержание сообщений из Воронежа — их 64%, но в

отличие от прошлых лет, когда сюжетов из районов области были букваль

но единицы, сейчас в течение месяца на областном экране появляются едва

ли не все районы, особенно часто — Новая Усмань (ближайший сельский

район), Анна, Лиски, Россошь.

Среди героев чаще всего встречаются руководители предприятий, учителя

и тренеры, военные, артисты. Вообще же выбор героев, в отличие от столич

ных выпусков, исключительно широк: архитектор, врач, железнодорожник,

звонарь, зоотехник, инженер, компьютерщик, летчик, милиционер, охотник,

 

строитель. Отсюда — и другие приоритеты в оценке характеров героев. Чет

верть героев — женщины. У героинь мужских профессий (таксист) отмечается

аккуратность и женственность. Из 33 заявленных черт характера наиболее ча

сто отмечается талантливость (чаще всего это определение относится к лю

дям творческого труда), патриотизм (причем, не только как военная доб

лесть, но и как любовь к родному краю, его истории и культуре), сметливость.

Далее с отрывом следуют рассудительность, смелость, доброта, трудолю=

бие, упоминающиеся по 5—6 раз и только после них — типичные для столич

ных героев настойчивость и ответственность (по 2—3 упоминания).

Из сказанного следует, что на фоне мало меняющихся тревожных ново

стей из столицы нынешние воронежские «Вести» выглядят более спокой

ными, домашними, человечными. С 1 апреля они расширили присутствие в

эфире за счет утренних новостных программ, что, без сомнения, поможет

воронежцам начать трудовой день с хорошим настроением.

 

В.И. Сапунов (ВГУ)

ЭТИКА ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ КАК НОВЫЙ ЭТАП В ИСТОРИИ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ЭТИКИ

Этические проблемы электронных СМИ стали предметом обсуждения

профессионалов еще в первые годы развития телевидения как публичного

средства массовой информации. В частности, первый документ, кодифици

ровавший этические нормы поведения радио и телевизионных журналис

тов, появился в 1946 году в США. Это был профессиональный кодекс обя

занностей НАРНД — Американской ассоциации редакторов новостей ра

дио и ТВ. Однако документ этот, в основном, акцентировал внимание на

проблеме недостатка журналистов, специализирующихся на радио и теле

видении, и поэтому ключевыми в его тексте были такие положения, как «на

каждой радиостанции должен быть как минимум один квалифицированный

сотрудник новостей». Кроме того, кодекс содержал общие деонтологи

ческие положения, применимые ко всем сферам журналистики. Все это не

дает возможности отметить этапность появления такого документа, немно

гочисленность подобных кодексов позволяет определить их ценность толь

ко в рамках отдельного исторического факта.

Выделить этические отношения в электронных СМИ в отдельный этап

истории журналистской этики можно лишь в последние десятилетия ХХ века.

Этому предшествовали три этапа: этап «классической этики» (появление

первых журналистских кодексов в первой трети XX века), этап, когда этика

служила средством защиты СМИ от слишком жесткого государственного

контроля (50е — 60е годы ХХ века) и этап этики социальной ответственно

сти (70е — 80е годы ХХ века). К 80м годам прошлого века телевидение

 

окончательно оформляется как глобальная коммуникационная система.

Появление новых технологий поставило перед человечеством абсолютно

новые проблемы, в том числе и этические. Например, полностью решить

проблему «перелива вещания» — неконтролируемого распространения

спутникового сигнала — не удалось до сих пор ни техническими, ни право

выми средствами. Появление Интернета привело к появлению еще больше

го количества подобных проблем, решить которые правовыми средствами

практически не представляется возможным (в частности, распространение

порнографии, авторское право и другие). Спутниковый сигнал, массивы ин

формации в Интернете не знают границ. Во многом поэтому большинство

этикоправовых документов для электронных СМИ носят международный

характер. К таким документам стоит отнести, прежде всего, Европейскую

конвенцию о трансграничном вещании, принятую на заседании Комитета

министров Совета Европы в 1989 году в Страсбурге, Рекомендации Коми

тета министров Совета Европы о мерах обеспечения прозрачности элект

ронных СМИ (1994), документы совещания министров странчленов Совета

Европы по политике в сфере коммуникаций (Прага, 1994), Софийскую дек

ларацию ЮНЕСКО (1997) и некоторые другие.

К основным проблемам, затрагивающимся в этих документам можно

отнести:

— монополизация электронных СМИ,

— лицензирование,

— развитие общественного телевидения,

— количество рекламы,

— авторское право и пиратство.

Большинство этих документов носят рамочный и рекомендательный

характер, что вполне позволяет отнести их, скорее к этическим механиз

мам регулирования, чем к правовым. Конечно, не стоит забывать о том,

что регулирование электронных СМИ осуществляется правовыми сред

ствами гораздо жестче, чем прессы, однако конкретные регулирующие

механизмы устанавливаются на национальном уровне, которые большей

частью остаются в рамках перечисленных документов. Стоит отметить,

что документы эти, в отличие от кодексов этапа классической этики, исхо

дят не от журналистского сообщества, а от государственных органов,

занимающихся журналистикой. Они устанавливают нормы этического по

ведения как для себя в процессе регулирования журналистской деятель

ности, так и для журналистов. Некоторые нормы прямо направлены на

руководство СМИ. Разумеется, это нарушает природу формирования эти

ческих норм как средства саморегулирования и еще раз подчеркивает тот

факт, что глобализация и монополизация в сфере СМИ делают простого

журналиста все менее свободным в выборе. Все это, как и широкое пра

вовое поле для контроля за электронными СМИ, приводит к тому, что

количество журналистских кодексов в этой сфере очень невелико. Из круп

ных стран только телевизионные журналисты США, Швеции и Норвегии

 

имеют профессиональные кодексы. В России такого кодекса нет, есть

лишь проекты документов (например, хартия телевизионных вещателей

1995 года), и наша страна является примером того, как кодифицированная

система правовых отношений в сфере СМИ уменьшает возможности для

этического регулирования.

 

В.В. Смирнов (Ростовский ГУ)

ОБЩЕСТВЕННО4ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЕЩАНИЕ «РАДИО РОССИИ»: ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Основу общественнополитического вещания «Радио России» состав

ляют информационные и аналитические программы и их комбинирование в

сетке радиодня.

Структура программирования строится на соразмерности, сочетаемости

и значимости всех типов программ. Их совокупность создает, с одной сторо

ны, новостную панораму дня, с другой — предоставляет аудитории аналити

ческую картину наиболее важных и значительных текущих событий.

«Опорные точки» новостных программ звучат в начале и в середине

каждого часа, отражают динамику событий. В аналитических ежедневных

программах «Настоящее время», «От первого лица», «Персона грата» идет

осмысление, оценка, комментирование процессов, происходящих в разных

сферах жизни страны и за рубежом. Эти программы идут в полдень с 11.30

до 15.30, составляя «скелет» аналитики дня.

Каждый из ведущих этих программ: Д. Губин, Н. Бехтина, В. Ушканов —

разнообразием выдвигаемых на обсуждение тем, проблем, собеседников,

своеобразием ведения бесед достигает высокого уровня интерпретации

актуальной информации компетентными людьми: экспертами, политолога

ми, специалистами в разных областях знаний и практической деятельности.

Аналитические еженедельные передачи («Мир за неделю», «Парламен

тская неделя», «Дискуссионный клуб») подводят итоги наиболее актуаль

ных событий, произошедших в течение недели. Временные рамки событий

требуют воплощения материала в жанре обозрения.

В 2001 году «Радио России» стало использовать новый тип информаци

онноаналитических программ — «Этот день». Они идут в 12.00 и 16.00. В

этой передаче происходит более тесное сближение новостей и их оператив

ного анализа.

Концепция программы: соединение в одном выпуске новостей и ком

ментирование самых важных из них, добавление значительных подробнос

тей, мнений участников событий, которые позволяют слушателям лучше ори

 

ентироваться в том, что происходит в мире и понимать причины возникаю

щих событий.

Динамика подачи новостей в течение дня строится на повторении глав

ных новостей, их развитии, включении в выпуск только что поступивших в

редакцию сообщений.

Программы «Этот день» делят информационный поток на большие части.

Структура программы состоит из двух блоков: краткие новости, данные

телеграфной строкой (звучат 23 минуты) и развернутого изложения самых

значительных из них.

Информационные радиосообщения первого блока отобраны так, что они под

водят итог части дня. Из них отбираются 23, и программа наполняется небольши

ми корреспонденциями, комментариями с мест, интервью. Корреспонденты сооб

щают слушателям важные подробности, отслеживают развитие событий, оценива

ют их в контексте политических, экономических, социальных проблем.

Такое структурирование информационных и аналитических программ, их

взаимодействие демонстрирует, как «работает» система жанров радиожур

налистики, подчиняясь функциональным особенностям, значимости тех или иных

сообщений.

Таким образом достигается и соподчиненность функций вещания: сооб

щение новостей и их изложение с подробностями, несущими элементы оцен

ки, комментирования.

Сочетание актуальной информации и ее оперативной оценки — одно из

заметных тенденций развития современного общественнополитического

радиовещания.

 

В.В. Смирнов (Ростовский ГУ)

СОВРЕМЕННОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ: КОНЕЦ ЭПОХИ ПИСЬМЕННЫХ ТЕКСТОВ?

Радиокоммуникация самой своей природой создана для передачи спон

танной, живой речи — таков характер ее звукового проявления. Однако ее

путь к этому состоянию был длинным и сложным. И отразил в себе многие

социальнопсихологические и в первую очередь политические процессы,

происходящие в обществе.

История радиовещания в связи с этим — своеобразная летопись прояв

ления речевых текстов, предварительно написанных (литературно обрабо

танных) и текстов спонтанной живой речи.

С самого начала вещания (первая половина 20х годов) советская радио

журналистика использовала в эфире жанры речевого общения с массовой

аудиторией: лекции, доклады, беседы, выступления у микрофона политичес

ких, государственных деятелей, — но их тексты готовились заранее.

 

Радиовещание родилось в лоне письменных текстов и было понято как

своеобразная газета, трансформирующая разговорность газетных жанров

в эфире. Становление вещания предопределялось общностью социальных

функций печати и радио.

Кроме того, огромное психологическое воздействие оказывало само

бытие предшествующей коммуникации (газеты в данном случае).

Решающее влияние на жизнь письменных текстов оказывала цензура,

которой было удобнее и эффективнее отслеживать и контролировать поли

тическое содержание передач.

Трансформация письменных текстов в условиях цензуры, разной степе

ни идеологического давления и воздействия на творчество радиожурнали

стов демонстрировало постепенное приближение речевых форм общения к

естественным, разговорным.

Первые «живые» фрагменты импровизированных (но оговоренных зара

нее о содержанию и его изложению) передач появились во второй половине

50х годов в радиорепортажах, радиоочерках, радиорассказах, радиокор

респонденциях с распространением портативных магнитофонов, позволяю

щих вести документальные записи в самых разных точках, в самых разных

условиях и с изменением политической ситуации в условиях «оттепели». Эти

фрагменты составляли внешнее структурное единство с текстом журналиста,

записанным в студии, но они, как правило, диссонировали по речевому строю

фраз, по их тональности.

Одним из достижений современного отечественного вещания стал отказ от

письменных текстов во многих типах передач и жанрах: радиообозрении, ра

диокомментарии, радиобеседе, радиоинтервью, радиоопросах, радиоиграх,

текстах ведущих.

Диалогические жанры заняли заметное место в эфире и по объему времени

звучания, и по значимости содержания, как правило, фокусирующих аналитичес

кое осмысление событий и явлений жизни, и по утверждению новых контактов с

аудиторией. Идущие в прямом бесцензурном эфире, эти жанры и формы, звуча

щие как автономно, так и в структуре журнальных программ, начали создавать

новую речевую реальность в эфире. Ее особенностями являются прямая обра

щенность к слушателям, синтаксис разговорной речи, иная тональность, рассчи

танная в значительной степени на эмоциональное воздействие.

Живые импровизированные тексты обладают большей достоверностью,

активным включением внимания слушателя в процесс рождения и развития

мысли. Слушатель становится соучастником диалога, разворачивающегося

здесь и сейчас, затрагивая его интересы и ожидания.

Кроме того, прямой эфир активно использует интерактивное начало —

более действенную, эффективную форму подключения слушателей к тому,

что происходит в студии.

Смешение различных речевых потоков создает звуковую панораму, рас

крывающую своеобразие подходов к истолкованию фактов, ситуаций, собы

тий, к самой передаче информации.

 

Отказ от письменных текстов в разговорных жанрах приблизил вещание

к аудитории, к бытовому разговорному языку. Радиожурналистика стано

вится все меньше вещанием (передачей сведений с целью пропаганды) и

все больше — общением.

Государственные радиокомпании стараются сохранить прежний лучший

опыт советского вещания, обращается к письменным текстам, модифици

руя их, приспосабливая к новым функциональным задачам. Здесь, наряду с

заметными приобретениями, немалые утраты.

Коммерческие радиостанции, работающие в музыкальноинформаци

онном формате, отдают предпочтение разговорным формам и жанрам,

ориентированным на контекст общения со своей аудиторией.

Однако остаются жанры, хранящие письменную основу своих текстов:

языка, структуры, тональности, контактной обращенности к аудитории. Этого

требует их функциональная природа и методы обработки информации. К

ним относится в первую очередь информационное радиосообщение и ра

диокорреспонденция, а также редкие в современном эфире радиоочерки и

радиокомпозиции.

***

Итак, радио, осваивая свои новые возможности в речевом проявлении и

контакты с аудиторией, ищет разумный баланс письменных и устных тек

стов, используя их специфику и преимущества, определяемые функциональ

ными потребностями и предметным своеобразием и разнообразием мето

дов работы в эфире.

 

А.М. Стельмах (ВГУ)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В начале XXI века человечество отчетливо осознает важность телевиде

ния как социокультурного феномена, играющего ключевую роль в информа

ционноуправленческом воздействии на общественное мнение. В течение не

скольких последних десятилетий, по мере появления в европейских странах

частного телевидения, государства идут по пути все большего усиления кон

троля над коммуникационными ресурсами. После прихода к власти в России

В.Путина правительство нашей страны пытается скорректировать деятель

ность частного телевидения так, чтобы частное телевидение, формально ос

таваясь независимым, по принципиальным вопросам не расходилось с офи

циальной точкой зрения. Ярким примером этого может служить ситуация с

НТВ и ТВ6. Это обусловливает актуальность обращения к европейскому

опыту регулирования в области телевидения, который также подразумевает

существенную роль государства в управлении электронными СМИ. И здесь

 

мы постараемся выявить специфику государственного контроля в данной

сфере в Великобритании на фоне коммуникационной политики властей в дру

гих европейских странах.

Великобритания — страна со смешанной системой телевидения. В це

лом вся система телерадиовещания находится в ведении Министерства по

делам культуры, средств массовой информации и спорта, но повседневное

руководство корпорацией осуществляют две государственных организа

ции: БиБиСи и АйТиСи.

БиБиСи — общественная организация с участием частного капитала,

руководящим органом которой является Правление. Оно состоит из 12 чле

нов, назначаемых Королевой и осуществляет контроль за деятельностью

корпорации, следит за поддержанием качественного уровня программ, не

предвзятостью в освещении событий.

В Великобритании законодательно прописан механизм предваритель

ной цензуры. Парламент имеет право наложить запрет на любой материал

БиБиСи.

Финансируется БиБиСи главным образом за счет абонементной пла

ты, но в Уставе компании оговаривается право на развитие коммерческой

деятельности, как в Великобритании, так и за границей.

Комиссия по независимому телевидению (АйТиСи) регулирует деятель

ность коммерческих телекомпаний посредством предоставления лицензий,

которые выдаются на конкурсной основе, по результатам тендеров, а так

же посредством директив, касающихся уровня программ, спонсорства и

рекламы.

АйТиСи имеет право на отзыв лицензии в случаи какихлибо наруше

ний.

Ключевым механизмом правового регулирования электронных СМИ

является закон о телерадиовещании 1996 года, который был принят в раз

витие закона 1990 года — первого специального британского закона, на

правленного на сферу телевизионных коммуникаций. Новые правила рас

ширили права газетных концернов, телекомпаний и радиостанций на владе

ние другими видами СМИ. Введен и тест «общественных интересов», с по

мощью которого власти могут оценивать (одобрять или запрещать) слия

ние и приобретение газетных, теле и радиокомпаний. В новом законе смяг

чаются количественные ограничения на владение определенным числом

лицензий на местное телевещание и введен новый вид лицензий. предостав

ляемых в особых случаях, для освещения отдельных событий.

Стремительное развитие современных технологий привело к появлению

более эффективного и экономичного способа передачи теле— и радиосиг

нала, позволяющего увеличить количество передаваемой информации и

число каналов, повысить интерактивность традиционных электронных СМИ.

Это цифровое вещание. Во многом именно ввиду перспектив цифрового

вещания британское правительство приняло в 1996 году закон о телеради

овещании, главной целью которого является дать возможность цифровым

 

технологиям развиваться и конкурировать с цифровым спутниковым и ка

бельным вещанием. В связи с этим закон предусматривает преимущества в

конкурсах на получение частот компаниям, которые предоставят стратеги

ческий план инвестиций в цифровую индустрию.

Согласно закону, планируется создание шести частотных мультиплекс

ных каналов, на каждом из которых разместится по три телеканала. Лицен

зированием операторов будет заниматься АйТиСи. Новые услуги будут

доступны по подписке или за повременную плату.

Другими задачами закона является сохранение национального государ

ственного вещания, обеспечение лидерства Великобритании в области ис

пользования цифровых технологий, а также не допустить чрезмерной кон

центрации СМИ.

Итак, главными механизмами регулирования телевидения в Великобри

тании являются закон 1996 года и Комиссия по независимому телевидению.

Теперь постараемся определить специфику британской модели регулиро

вания электронных СМИ в сравнении с другими европейскими государства

ми.

— Законы о телерадиовещании так или иначе существуют в абсолютномбольшинстве европейских стран (из крупных государств исключение со

ставляет лишь Франция). Британский закон больше похож на Закон о теле

видении 1997 года в Италии, так как ставит главной целью развитие цифро

вого вещания и не предусматривает жестких мер в области концентрации.

Государственный договор о телерадиовещании в ФРГ призван скорее уста

новить жесткие рамки для деятельности частного и особенно общественно

правового телевидения (реклама, спонсорство, механизмы внутреннего

контроля).

— Комиссия по независимому телевидению организована по менее же

сткому принципу, чем Высший аудиовизуальный совет во Франции или Ком

муникационная коллегия в Италии. Эти два органа составляются по опреде

ленной временнорелевантной и партийнорелевантной схеме. При органи

зации КНТ скорее используется социальнорелевантный принцип, как в ФРГ.

— Санкции КНТ являются более жесткими, чем в большинстве других

стран Европы. Максимальное наказание — отзыв лицензии. Предусматри

ваются также штраф и публичное извинение.

— Большинство членов КНТ не являются профессионалами в области

журналистики, что делает ее уникальной в Европе по этому показателю, хотя

не способствует ее уважению в корпоративной журналистской сфере.

Механизм регулирования британского телевидения — Закон о телера

диовещании 1996 года и Комиссия по независимому телевидению — явля

ется достаточно жестким и внутренне организованным. Думается, что мо

дели обеих составляющих вполне могли бы использоваться при разработ

ке механизма регулирования электронных СМИ в России, который абсо

лютно необходим для их нормального функционирования.

 

Е.С. Степонайтис (ВГУ)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.