Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРОГРАММЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАДИО



В наши дни, когда постепенно увеличивается количество радиостанций

нового (коммерческого музыкальноразвлекательного) формата, часто ни

чем не отличающихся друг от друга, быть оригинальными, казалось бы не

трудно: есть целевая аудитория — молодежь ЯмалоНенецкого Националь

ного округа, для которой мы работаем, есть музыка, созданная и создава

емая здесь, в ЯНАО, ее создатели и исполнители, желающие пропагандиро

вать собственное творчество на родине, есть журналисты, желающие орга

низовать работу молодежной программы.

Но… оказалось, что это не так просто. Как выяснилось, с мнением ауди

тории руководство местного радио и ТВ не считается: пилотную развлека

тельную шестиминутную программу «Анекдот в эфире», занявшую в рей

тинге 4е место вслед за новостными программами, сняли с эфира «за низ

кий художественный уровень оформления и содержания», ничего не объяс

нив создателям.

Казалось бы, руководство должно было приветствовать наше стремле

ние пропагандировать музыку местных композиторов. Ими написано много

песен о красоте Русского Севера, о Ямале, о городах и Лабытнанги и Сале

харде, но и этого не случилось: к местным поэтам, композиторам, исполните

лям руководство Ямала относится свысока, приглашая в дни торжественных

мероприятий столичных артистов (например, Юлиана) и не жалея денег на

гонорары для них, местным же музыкантам и исполнителям оказывается крат

ковременное внимание, когда они заслуживают награды и призы за предела

ми округа. Даже экзотическая музыка ненцев Ямала не пропагандируется

местными электронными СМИ, поэтому о фольклоре, укоренившемся в крае

со времен строительства узниками концлагерей, политическими ссыльными

железной дороги Салехард—Игарка, и говорить не приходится, хотя эти пес

ни десятилетиями поют барды всей страны.

И всетаки мы решили использовать в передачах в первую очередь нашу

музыку — именно так назвали и передачу: «Наша музыка»: в ней зазвучали и

ненецкие мелодии в сопровождении деревянных народных музыкальных ин

струментов, и фольклор, и творчество поэтовпесенников и композиторов

Лабытнанг. Некоторые из них — Леонид Сайготин, Юрий Григорчан, Юрий

Федоров — стали нашими постоянными собеседниками в эфире.

С самого начала мы постарались избавиться от некомпетентности веду

щих, привыкших, как это часто бывает на FMных станциях, выходить в эфир

неподготовленными и говорить, что заблагорассудится. Вот пример из пе

редачи «Линия жизни» (Радио Ямала, 14.11.01).

 

Радиослушатель: — Меня зовут Михаил.

М. Чусовитина: — Ваш вопрос?

Р.: — У меня даже не вопрос, а два вопроса. Первый такой: существует ли

у хора Духовной музыки — нашего, Салехардского — компактдиск, где за

фиксированы эти песни? И где их можно было бы приобрести? А второй

такой вопрос: существуют проблемы с популяризацией этой музыки, в част

ности, на радио Ямала? Потому что передача идет, идет разговор о конкур

се, о Фестивале, вернее, духовной музыки, но почемуто эти песни не звучат!..

М. Ч.: — Спасибо за звонок!

М. Ч.: — У нас разорвалась связь, к сожалению. Но хочу сказать Миха

илу, что записей, к сожалению, нету. Отец Вадим, ответьте, пожалуйста, на

вопросы, которые нам задал Михаил.

Отец Вадим: — Запись какого хора спрашивают?

М. Ч.: — Нашего, наверное хора, нашего храма. Можно я скажу сначала!

Михаил, у нас денег, мне кажется, нету, чтобы записать диск! Если у вас есть

финансы, то, пожалуйста, помогайте!

О. В.: — Что касается хора храма, то в прошлом году перед Пасхой хор

храма выпустил свой первый диск, и сейчас идет работа над вторым. Диски

эти у нас есть, есть и диски, и аудиокассеты.

М. Ч.: — Скажите, как Михаил их может приобрести? Он, наверное, такой

ярый поклонник церковной музыки!

О. В.: — Ну, хорошо, что человек интересуется духовной музыкой… И

отчасти, всетаки, мне кажется, его вопросы обоснованы тем, что мы говорим

о духовной музыке, о концерте, а произведения мы слышим в другом жанре.

Поэтому необходимо просто пойти в Храм Петра и Павла и там поинтересо

ваться. Предоставят вам диск с записью хора.

Таких ошибок в эфире легко избежать, если ведущий заранее имеет пред

ставление о предмете разговора, а когда над передачей работает коллектив

единомышленников, как в конце концов получилось у нас, разговор каждый раз

получался серьезным, предметным, обстоятельным. Нам очень хотелось сде

лать передачу интерактивной, с аудиторией в студии, с эфирными включениями,

но географические особенности края (большая территория, слабое развитие

транспортной системы, высокая стоимость телефонной связи со студией) заста

вили нас ограничить общение аудиториями крупных городов (Ноябрьска, Нады

ма, Нового Уренгоя и особенно самых близких — Салехарда, откуда ведется

вещание, и Лабытнанги, находящегося на противоположном берегу области.

Таким образом, нам удалось уйти от привычного формата подобных пере

дач: концерт по заявкам + реклама + информация. «Наша музыка» — это

моноконцерты местных поэтовпесенников, композиторов, исполнителей с их

рассказами об особенностях создания каждого произведения, поисках ис

полнителей, трудностях озвучивания. Тем самым достигается благородная цель:

молодежь знакомится с хорошей музыкой своего края и о своем крае, что

важно не только с точки зрения эстетического воспитания, но и патриотическо

го тоже.

 

Н.А. Сычина (ВГУ)

ВЛИЯНИЕ РАДИОТЕАТРА НА РАЗВИТИЕ ЖАНРОВ РАДИОПУБЛИЦИСТИКИ

Радиотеатр — один из видов художественного вещания. Спектакли радио

театра появились в эфире в первые месяцы регулярного вещания. Его влияние

на формирование и развитие остальных видов регионального вещания неоспо

римо. Наиболее оно заметно в радиоочерке. Считается, что этот жанр «при

шел» на радио из газеты. Но на радио он вскоре зазвучал более ярко и сильно

благодаря использованию освоенных приемов радиотеатра. Первые радио

очерки читали сами авторы (к примеру, М. Кольцов, К. Паустовский, Б. Поле

вой) потом стали все чаще приглашать актеров. Сформировавшийся несколь

ко позже подвид радиоочерка — игровой — полностью доказывает влияние

радиотеатра. Игровой очерк — радиопроизведение, где жизненную ситуацию,

в которой находятся герои, воспроизводят актеры. В радиорассказе, радио

зарисовке близким к радиоочерку, да и в собственно радиоочерке широко

используют изобразительновыразительные средства радиотеатра как нату

ральные (музыка, шум), так и технические — голосовой грим, различные зву

ковые ракурсы, острый монтаж. Документальная драма — одна из разновид

ностей радиотеатра. Это рассказанная журналистом история, сюжетную ос

нову которой составляют факты, происходившие в действительности. В ней

сохраняются подлинные имена, документальный материал вводится непос

редственно в текст и звуковую ткань произведения. Особенный успех жанр

этот имел в 30е годы. Тогда документальные драмы напоминали революци

онные «агитки» и должны были поддерживать патриотический дух народа.

Такова, например, драма 1931 года «Поход к соленому озеру» о борьбе

индийского народа за свою независимость и т. п. Возникает ментальный ра

диотеатр — это, с одной стороны, игровое актерское действие, построенное

на документальном материале, и художественная обработка подлинной ре

портажной записи — с другой. Такое неожиданное соединение игрового и

документального оказывает огромное влияние едва ли не на всю радиопуб

лицистику. В качестве примера можно привести песнирепортажи Юрия Виз

бора и Бориса Вахнюка: чисто репортажные, сделанные на месте события

записи прекрасно сочетаются в них с песней о героях этих событий, позволя

ющей рассказать об этих людях «возвышенно», на что в прозе ни журналис

ты, ни их герои из скромности и нежелания «говорить красиво» не решились

бы.

Рассмотрим еще один жанр — радиокомпозицию. Это жанр мозаично

фрагментарного построения (короткие публицистические и музыкальные

фрагменты подогнаны друг к другу плотно, как мозаика) пришел на радио

с эстрады. Автором первых радиокомпозиций был замечательный артист

чтец Владимир Яхонтов. Сейчас этот жанр представлен на радио несколь

 

кими типами: литературным, музыкальным и документальным (деление весьма

условное, за основу взято преобладание в произведении того или иного

материала, как правило, в документальной радиокомпозиции есть и музы

ка, и стихи). Этот жанр, по нашему мнению, наиболее ярко и плодотворно

использует специфические возможности радиотеатра. В современной ра

диопублицистике он занимает значительное место и очень активно исполь

зуется в эфире всех станций («Радио России», «Маяк», «ОРР»).

Элементы радиотеатра активно используются и на FMных станциях: по

становочное чтение, игровые сценки, вводящие в состав передач самых

разных жанров очерковые изобразительновыразительные средства в не

больших миниатюрах, разделяющих крупные фрагменты передачи, музы

кальные кроссворды, различные эфирные игры. Все это вселяет надежду

на то, что в ближайшее время интерес к истории радио вообще и к его

художественным традициям в частности будет развиваться.

 

Ю.Н. Тарасова (ВГУ)

РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕЛЕПРОГРАММЫ: СОДЕРЖАНИЕ,







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.