Здавалка
Главная | Обратная связь

Многотиражная и корпоративная печать



 

А.А. Кажикин (ВГУ)

ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ РЕДАКТИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОГО ИЗДАНИЯ

Современная ситуация на отечественном информационном рынке склады

вается порой неадекватно запросам населения. Центральное телевидение на

столько прочно завладело вниманием большинства граждан, что, пожалуй,

лучше всего мы осведомлены о подробностях и коллизиях политической жиз

ни внутри Садового кольца города Москвы. Вместе с тем, совершенно очевид

но, что для обычных жителей регионов это вовсе не самая актуальная пробле

матика. Данную мысль уже подтвердила тенденция 90х годов 20 века, когда

роль региональной прессы значительно возросла, а федеральные издания на

чали поочередно вводить в своих выпусках региональные вкладки. Этот про

цесс продолжается до сих пор. Среди последних примеров можно назвать

«Российскую газету» и «Коммерсантъdaily», которые недавно стали постоян

но готовить воронежские региональные полосы.

Несомненно, читателю или зрителю в первую очередь интересно то, что

происходит в его собственном городе, населенном пункте, потому что это

непосредственным образом влияет на его жизнь и изменяет ее. Тем более

для него актуальна и важна информация о событиях, происходящих на пред

приятии, где он трудится, особенно если речь идет о крупной организации с

численностью несколько тысяч человек. Но, к сожалению, количественный

состав заводских газет за годы реформ значительно уменьшился. И это есте

ственно: благополучие и возможности выхода в свет газеты предприятия

полностью зависят от благополучия самой организации, а промышленность

Воронежской области переживает далеко не лучшие времена. Именно поэто

му на многих предприятиях сегодня сложился информационный вакуум —

работники организации прекрасно осведомлены об интригах в верховных

федеральных структурах, могут получить информацию о жизни города и

области, но с трудом представляют себе: а что же происходит на родном

предприятии, как оно развивается. Подобные диспропорции в информацион

ном обеспечении способствуют лишь усилению психологического диском

форта в трудовых коллективах.

 

Как нам кажется, именно корпоративные издания помогают в значитель

ной степени преодолеть этот вакуум. Да, стоит согласиться с тем, что сегодня

многие заводские газеты в первую очередь отражают точку зрения админи

страции предприятия и выполняют не только информационные функции, но и

идеологические (создание благоприятного имиджа руководства организа

ции в глазах трудового коллектива). Но на наш взгляд понятия «свобода

печати», «независимая позиция издания», «объективность отражения дей

ствительности», которые возводятся сегодня в ранг неприкасаемых высших

ценностей журналистики, на самом деле не присущи ей от природы, от рож

дения. Например, немецкий профессор Карл Бюхер, исследовавший в конце

18 века происхождение газеты, называл в качестве одного из прототипов

современной прессы протоколы сенатских заседаний римлян, рассылавшие

ся по провинциям империи, которые характеризовал следующим образом:

«В общем они ограничивались сообщением фактов; тенденция проявлялась

лишь в том отношении, что неудобное замалчивалось» (Бюхер К. Проис=

хождение газеты//История печати: антология. Т. 2. — М. 2001, с. 12). В

России первую газету редактировал сам Петр I. Издание «Ведомостей» пред

назначалось для сообщения государственных известий, с их помощью царь

проводил свою новую политику, ориентированную на интеграцию в Европу,

сначала среди узкого круга высших чиновников, а позже и среди более ши

роких масс. Вышеперечисленные ценности были введены в журналистику со

временем, и сегодня на них равняются далеко не все типы изданий. Задачи

современной партийной печати, например, отстоят далеко от отражения мне

ния общества и беспристрастного информирования, но за это исследователи

вовсе не отлучают ее от института журналистики и системы СМИ. То же мож

но сказать и о корпоративной прессе. Сегодня остались единицы примеров,

когда крупный трудовой коллектив одновременно является полноправным

собственником предприятия. Поэтому чаще всего заводская газета, учреж

даемая и финансируемая собственником или менеджерами организации, не

имеет веских оснований на то, чтобы в первую очередь отражать интересы

работников предприятия, выражать их мнение. Отчасти это снижает уваже

ние и доверие к изданию со стороны трудового коллектива, но отнюдь не

отменяет его значимости. В качестве примера можно привести воронежское

предприятие КБХА. В начале 2002 года там сложилась непростая экономи

ческая ситуация, вновь начали задерживать заработную плату работникам,

увеличилась социальная напряженность. В этот неподходящий момент изза

отсутствия бумаги был прерван выпуск заводской газеты «Старт», после

чего многие работники стали обращаться в редакцию. При этом наряду с

вопросами о зарплате требовали восстановить выпуск газеты. Диалог в об

щих словах был примерно следующий: «Почему перестали выпускать газе

ту?» — «Нет бумаги на тираж, да и до газеты ли, когда на зарплату средств

нет?» — «Если экономить, то не на этом. Представьте, каково нам: три меся

ца сидим без зарплаты, воду отключили, с электричеством тоже перебои и

хоть бы ктонибудь вразумительно объяснил, что происходит и как дальше

 

жить» — «Вы же знаете, мы издание подцензурное» — «Какая разница, мы

хотим услышать хоть какойто ответ от руководства, пусть соврут, приукра

сят, но пусть скажут. Такое ощущение, что нас тут на нижних палубах «Титани

ка» уже затопило, а на верхних все еще бал идет. Или они втихаря шлюпки

готовят?» Данный прецедент позволяет говорить о важной дополнительной

роли, которую играет корпоративное издание в условиях нестабильной ситу

ации в стране в целом и на предприятии в частности. Сам факт ее постоянного

выхода в свет стабилизирует обстановку в трудовом коллективе, снимает

психологическую напряженность и информационный нервоз, а также значи

тельно снижает ощущение огромного разрыва между делами, заботами ру

ководства предприятия и потребностями работников.

Конечно, в современных условиях выживать заводской газете непрос

то. Есть примеры действия предварительной цензуры, может быть даже

еще более жесткой, чем официальная государственная цензура 19 века.

Газета КБХА «Старт» прежде чем попасть в типографию, проходит как

минимум четыре (!) инстанции согласования содержания: 1) начальник отде

ла управления, в котором числится редактор, 2) куратор издания от адми

нистрации в лице советника генерального директора по финансовоэконо

мическим вопросам, 3) служба безопасности предприятия, 4) генеральный

конструктор — генеральный директор. В этот список мы не включили со

трудников предприятия, которые предоставляют информацию для очеред

ных публикаций. С ними также согласовываются фактические данные, отра

женные в материалах. Естественно, на этапе согласований в публикации могут

вноситься какието изменения. И зачастую некоторые краеугольные факты

сглаживаются, либо вовсе удаляются из публикации. Можно ли с этим как

то бороться? Несомненно. За авторским коллективом, редактором всегда

остается право отстаивать перед цензорами те или иные фразы, предложе

ния, статьи. Но ликвидировать полностью предварительную цензуру много

тиражного издания гораздо трудней. Главными аргументами здесь высту

пают наличие на предприятии коммерческой или государственной тайны,

существование корпоративных интересов на внешнем рынке. «Вы не хоти

те, чтобы вас контролировали? Хорошо. Тогда будьте готовы, что можете

попасть под административную или даже уголовную ответственность за

разглашение информации, не предназначенной для общего пользования».

Подобные высказывания не звучат напрямую из уст представителей адми

нистрации, но они всегда подразумеваются. На любую другую информа

цию, не относящуюся к тайне, также может быть наложено вето с аргумен

тацией: «Газету могут прочитать не только наши работники, но и кто угодно.

Данные факты могут нанести ущерб репутации, конкурентоспособности

предприятия, его отношениям с местными властями» и т.д. При этом сте

пень свободы или несвободы отдельной заводской газеты определяется в

первую очередь даже не личностью редактора, а личностью руководителя

предприятия, его либеральным или консервативным настроем. Будучи ре

дактором заводской газеты «Старт» на одной из своих первых встреч с

 

генеральным директором, я прямо спросил: «Будете ли вы против того,

чтобы на страницах газеты выходили публикации критической направленно

сти?» Он ответил, что не будет, и слово свое в целом сдержал. За два года

выпуска к печати не допустили только одну публикацию, которая критико

вала лично руководителя предприятия, при этом автор больше опирался не

на логику и аргументацию, а на эмоции и ернические сравнения. Но и в этом

случае, как мне кажется, задача была выполнена: руководительто ее про

читал и наверняка сделал для себя выводы.

Другой актуальной проблемой многотиражной прессы остается кадро

вый вопрос. В большинстве случаев главный объем работ по выпуску — от

планирования до распространения — ложится на одного человека. Что бы

ни говорили о привлечении внештатных авторов из числа работников пред

приятия, этот способ не решает проблемы. Вопервых, редактор чаще все

го не имеет стимульной базы для поощрения авторов, работающих на об

щественных началах, вовторых, уровень их подготовки годится порой только

для того, чтобы собрать информацию, но не написать законченный матери

ал. К тому же по опыту работы можно сказать, что на проблемные, злобод

невные темы сотрудники предприятия отказываются писать наотрез, опаса

ясь административных последствий. Доходит до смешного: «Ты обязатель

но про это напиши, — советует работник, — только не говори, что я расска

зал». Другое дело — поэтическая рубрика. Ее в газете «Старт» формиру

ют исключительно из произведений местных талантов, которые более охот

но откликаются на призывы к сотрудничеству. Но в целом даже будучи

хорошим организатором, редактору зачастую приходится оставаться глав

ным автором всего издания. Есть активный, ищущий, талантливый редактор

— будет и газета интересной.

Отношение к заводской газете со стороны трудового коллектива скла

дывается двойственное. Никто (за редким исключением) не звонит в редак

цию с предложениями «У нас событие — напишите» или «У нас интересный

работник, талант — возьмите интервью». В деле оказания помощи при сбо

ре информации — полная пассивность. Но вот когда очередной номер вы

ходит, читают от корки до корки, ищут его номера по подразделениям пред

приятия, снимают копии на копировальных аппаратах. Если же некоторые

материалы оказываются не новостными и малозлободневными, с разоча

рованием сообщают при встрече: «Чтото ничего интересного в последнем

номере». Эта двойственность доказывает, что стремление к так называе

мому двустороннему общению с читателем, которое в последнее время

пропагандируют многие СМИ, на деле порой ничем не подкреплено. Боль

шинство читателей вполне довольны односторонним общением, когда нуж

но только с аппетитом проглотить очередное «информационное блюдо»,

заранее подготовленное журналистом.

В настоящее время КБХА не столь богато, чтобы позволить себе выпус

кать многостраничное издание с высокой периодичностью. Главная задача

состоит в том, чтобы в рамках минимального объема (шесть полос форма

 

та А4 один раз в месяц) рассказать как можно более полно о текущей

жизни на предприятии. Естественно, что образовательнопросветительские

функции, как, например, знакомство читателей с полезной информацией на

медицинскую, художественнокультурную, юридическую, научную темати

ку, отодвинуты на второй план. А поскольку над изданием вплотную рабо

тает, как правило, один человек, вполне закономерно, что он не обладает

достаточной полнотой информационной картины даже у себя на предприя

тии, вследствие чего многие важные заводские события могут остаться не

замеченными многотиражкой.

Еще более оторваны от производственной жизни городские и област

ные газеты (так называемая региональная печать). Копируя федеральные

СМИ, они приспособились к тому, что главными источниками информации

для них выступают представители местных органов власти. Каждое заседа

ние городского совета преподносится как событие. При этом многие ново

сти о жизни на воронежских предприятиях журналисты также черпают из

уст чиновников, довольствуясь их комментариями. В такой ситуации трудно

избежать однобокости и оторванности от действительности. В качестве

примера можно привести событие в КБХА, прошедшее осенью 2001 года.

Впервые в Европе воронежцами были проведены успешные испытания ра

кетного двигателя, созданного по схеме без газогенератора. Само по себе

выражение «впервые в Европе» должно как магнит притягивать местных

журналистов, не избалованных крупными событиями. Результат — неболь

шая заметка в «Коммуне» и молчание в остальных изданиях. А ведь мы

вряд ли ошибемся, если скажем, что воронежская промышленность, нахо

дящаяся пусть и не в лучшем состоянии, изобилует подобными интересны

ми информационными поводами. Но где же воронежские журналисты? Нет,

они не у станка с рабочим, и не в мастерской талантливого инженера. Они в

чиновничьих коридорах, где представители власти по большей части зани

маются информационным мифотворчеством. Мы уже говорили, что пред

взятость характерна для заводских газет, но даже в этом случае из них

можно черпать значительный материал для очерков, проблемных статей,

новостных заметок, которые стоит публиковать в региональной периодике.

Наверняка многим читателям была бы интересна периодическая тематичес

кая полоса в городской газете под названием «Вести промышленных пред

приятий» или «Заводская жизнь». Публикации для этой полосы могут гото

вить те же редакторы заводских газет. При этом нашлось бы место и для

критики и для сообщений об успехах. С учетом того, что в Воронеже дей

ствуют десятки корпоративных изданий и возглавляют их по большей части

настоящие журналисты, недостатка в интересной информации, стремящей

ся к честности, не было бы.

 

Л.М. Макушин (УрГУ)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.