АРХЕТИПИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА В ПРЕСС4РЕКЛАМЕ
1. В условиях развивающегося рынка произошел обвальный рост объе мов рекламы. Современный человек начал ответную акцию протеста, кото рая начинается с пассивного недовольства и легкого раздражения, а в фи нале приводит к тому, что потенциальные потребители игнорируют реклам ные объявления и отказываются покупать наиболее широко рекламируе мые товары. Разочаровавшись в традиционных способах воздействия на потребите ля, рекламисты обратились за альтернативными методами к психологам. Так понятие «бессознательное» стало девизом и содержанием нового на правления в рекламе. С середины ХХ века применение фрейдовского пси хоанализа и теории коллективного бессознательного К.Г. Юнга стало осно вой для деятельности многих торговых кампаний. 2. Согласно юнговской теории личности (известной как аналитическаяпсихология) индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и об разами, происхождение которых уходит в глубь истории эволюции. Инди видуальная личность есть продукт и вместилище родовой истории. В связи с этим Юнг вводит понятие коллективного, или трансперсонального бессоз нательного. Оно представляет собой «объективно существующую всеоб щую коллективную душу, которая содержит все духовное наследие чело веческой эволюции, возродившейся в структуре мозга каждого индивиду ума». Это так называемый «психофонд» человечества, который включает мифологические образы и легенды, переживания и психологические уста новки, присущие человечеству и отдельной нации. Коллективное бессозна тельное — результат нашего общего эмоционального прошлого, хранили ще латентных следов памяти человечества и даже наших человекообраз ных предков. 3. Образы или прообразы, содержащие представления человека о мире, носящие непреходящий характер и наследуемые посредством мозговых структур, Юнг назвал архетипами. Архетип (от греч. первообраз) — первичная психическая структура, которая находится в коллективном бессознательном. Архетип представля ет собой бессознательное содержание, изменяющееся в духе того созна
ния, в котором проявляется. Архетипы — это врожденные идеи или воспо минания. Они предрасполагают людей воспринимать, переживать события и реагировать на них определенным образом. 4. Достаточно отвлеченное размытое содержание архетипа реализует ся через реальные образы, статичные нарративы, которые распознаются нами лишь по производимому эффекту. В отличие от архетипа, архетипи ческий образ конкретен и познаваем. Он существует до сознания и образу ет структурные доминанты психики. Архетипические образы вовлекают нас в поиск аналогии в окружающем мире. Это свойство широко используется рекламистами, так как позволяет создать целую галерею универсальных «архетипических образовперсона жей» и «архетипических сценариев». 5. Количество архетипов в коллективном бессознательном огромно, нов теоретической системе Юнга все же существует некая иерархия. Персона (от лат. маска) — это маска, которую человек надевает в ответ на требование социальных условностей, традиций, в ответ на внутренние архетипические потребности. Это наше публичное лицо, то, как мы проявля ем себя в отношениях с другими. Это социальная роль человека, проистека ющая из общественных ожиданий. Рекламное сообщение информирует нас о стандартном наборе атрибутов (маска, костюм, жесты, поведение, аксессуары), которые соответствуют конк ретной роли в обществе и помогают произвести желаемое впечатление. Полу чается своеобразная памятка о том, как мимикрировать под «своего». Причем предпочтение здесь отдается внешним факторам. Это может быть: 1) демонстрация одной отдельной детали, аксессуара (предмет одеж ды, модные часы, флакон парфюма, драгоценности); 2) изображение конкретного лица или группы лиц. Этот принцип хорошо работает в рекламе молодежных товаров, так как для подростка особенно важно иметь авторитет среди сверстников, принадлежать к определенной компании, тусовке. Легче всего подражать конкретному образу, находя его на страницах модного журнала (реклама магазинов молодежной одеж ды фирм «Carnaby», «Camelot» и др.); Тень. Это бессознательная противоположность того, что человек на стойчиво утверждает в сознании. Это природный инстинктивный человек; подавленная, темная, животная сторона личности, которую мы не признаем в себе. Тень содержит социальнонепримиримые сексуальные и агрессив ные импульсы, аморальные мысли и страсти. Архетип тени в рекламе — это нарушение привычных границ, разрушение эстетических канонов и стереотипов. Человека привлекает возможность пре ступить порог мира, порог дозволенного. Шокирующая реклама особенно приводит в восторг животного человека, который спрятан в нас. Соответствующие этому архетипу темы в рекламе: смертельная тайна, чуждый таинственный мир, криминальность, непонятное, недостижимое, судь ба, опасность, борьба, страсть, мистика.
Анима. Внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательная женская сторона. Ключевые слова и образы архетипа: принятие, принад лежность, покой, комфорт, надежность, защита, обладание. В изобрази тельном ряду это округлые формы с нечеткими границами, мягкие перехо ды цвета. Это образ женщиныхозяйки, матери, олицетворение заботы и спокойствия. Так, реклама бытовых приборов обещает максимально облегчить веде ние домашнего хозяйства. «Tefal — ты всегда думаешь о нас», «LG. Ком форт — дело техники». Анимус. Внутренний образ мужчины в женщине. Индивидуальное пред ставление человека о мужских качествах. Ключевые слова и образы архе типа: активность, прорыв, рост, сила, движение, распространение, проник новение, разрушение границ, качество, упорядоченность, четкость формы, абсолютная точность, визуальный (чистый) образ. В рекламе это образ победителя соревнований, героя, который броса ет вызов судьбе и достигает успеха. Реклама одежды, обуви, мужского парфюма фирмы «Adidas». Самость (архетип себя). Это воплощение целостности и гармонии, регу лирующий центр личности. Самость — это цель жизни, к которой люди стре мятся, но которой редко достигают, так как для этого необходима интегра ция и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных. В рекламе обычно указывается путь, направление движения, расставля ются знаки и ориентиры. Так, рекламные слоганы некоторых парфюмов призывают к самостоятельности, самобытности и творчеству. «Hugo. Не подражай, твори сам!» «Guerlain. Жизнь прекрасна, когда творишь ее сам». «Miracle. Сотвори сама».
Л.Г. Кирьянова (Томский политехнический университет) ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|