ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРАВНЕНИЙ В РЕКЛАМЕ
В рекламе широко используется сравнение, которое имеет своей целью сближение двух явлений для пояснения одного другим. При этом идет рас чет на то, что получатель рекламы хорошо знает тот объект, с которым сравнивают новое, у него уже есть сложившийся образ, который следует лишь с небольшой корректировкой перенести на новый объект. Обычно в рекламе с помощью сравнения устанавливается превосходство одного продукта над другими или выделяются наиболее характерные свой ства рекламируемого товара. Это может достигаться либо с помощью слов, либо с помощью иллюстраций (часто используется и то, и другое). Именно в сравнении выражается основная продающая идея рекламы, заключающаяся в сопоставлении: наше/их, до/после, старое/новое, считают авторы книги «Advertising Writing» Кейс Хафер и Гордон Вайт. При этом рекламист зачас тую апеллирует к логическому, рациональному мышлению потребителя, как это ни парадоксально, при помощи образности. Это мы можем проследить на следующем примере: журнал «Rolling Stone» долгое время неверно вос принимался большинством рекламодателей как издание для хиппи 60х го дов. Для того чтобы изменить ситуацию, была разработана серия реклам «Восприятие — Реальность» для целевой аудитории: потенциальные и перс пективные рекламодатели. Одно из объявлений было основано на сопостав лении двух иллюстраций, первая из которых изображала хиппи 60х (подпись: «Восприятие»), а другая — современного молодого человека (подпись: «Ре альность»). Данное образное сравнение усиливалось апеллирующим не к сер дцу, а к уму текстом: «Если вы еще думаете, что читатель «Rolling Stone» — это хиппи с доходами 60х, добро пожаловать в современность. «Rolling Stone» занимает одну из ведущих позиций среди читателей в возрасте 1834 лет с семейным доходом выше $ 25 тыс. Вместе с «Rolling Stone» вы приоб ретаете аудиторию самых перспективных покупателей Америки. И это та сто рона реальности, которую вы без проблем сможете положить на свой бан ковский счет». Следующее объявление из этой серии было основано на двух фото: на одном представлен воображаемый облик читателя, а на другом — его истинный образ. Воображаемый облик — расписанный цветами микро автобус, реальный — «Форд Мустанг». Так1 с помощью сравнения были созданы весьма прагматичные объявления для рекламодателей, умеющих «делать деньги». Следовательно, именно сравнение примиряет сторонников позиции «рек лама — чистый бизнес» и их оппонентов, утверждающих: «Реклама — это своеобразное искусство». Что же касается лингвистического аспекта, то нужно сказать, что срав нение осуществляется в простейшей форме при помощи всякого рода со юзов: как, точно, будто, подобно.
«Light As A Feather» («Легка как перышко», — гласит слоган в рекламе оправы для очков «Feather Wates»). «Просторно, как в саванне, удобно, как в берлоге...» (яркие и сверх прочные детские «Том Сойер» от фирмы «Версаль»). «Умный, как книга! Красивый, как цветы!» (подарочный комплект сото вой связи от «Вотек Мобайл»). Союз «как» наиболее распространен в рекламных конструкциях. Он преследует весьма специфическую цель: рекламисты используют «как» для того, чтобы отвлечь реципиента от мысли о самом продукте и обратить его внимание на нечто большее, лучшее или просто отличное от рекламируемо го объекта. «Сравнением с использованием «как» копирайтер заставляет нас поверить в то, что товар представляет собой нечто большее, чем просто товар»1. Все вышесказанное в принципе относится и к другим сравнитель ным союзам, которые реже, но всетаки появляются в рекламных текстах. Например, конструкция «так же, как» встречается в таких слоганах: «Интернеткарта — это так же просто, как запомнить этот телефон: 58 0058» (реклама провайдера Интернет «Вотек Мобайл»). «Перевести деньги через нас так же надежно, как и передать их лично в руки» (денежные переводы «Вестерн Юнион»). Часто товар сравнивается с чемто обычным, простым, непритязатель ным без указания на конкретный продукт или марку. При этом делается акцент на исключительных, особых качествах рекламируемого объекта, на том, что все остальные товары в данной категории похожи друг на друга как две капли воды. Этот принцип использовали создатели рекламы пива Heinken: на листе формата А3 внизу дано мелкое изображение бокала пива данной марки и под ней подпись: «Если бы мы рекламировали любое дру гое пиво, нам бы понадобилась более красивая иллюстрация. Для лучшего пива и этой достаточно» («If we were just any beer, we’d probably need a pretty picture. Just being the best is enough»). Реже сравнение идет со ссылкой на конкретный товар, марку. Напри мер, «Автомобиль Chrysler Concorde: больше лошадиных сил, чем в BMW 525i» («Chrysler Concorde»: more horsepower than a BMW 525i»). Более слитной формой сравнения является использование соотноси тельных форм. Очень популярна у рекламистов вторая часть таких сравне ний: «чем вы думаете». «Есть дешевле, чем вы думаете»; «Вода может быть чище, чем вы думаете» (фильтры «Аквафор»); «Он надежнее, чем вы думаете» — гласят рекламные слоганы. Среди этого типа сравнений часто появляются так называемые «пустышки», или псевдосравнения. В них то вар не сопоставляется ни с чем: «Форд ЛТД — на 700% тише» («Ford LTD — 700% quiter»). Тише чего? Когда этот вопрос был задан компании «Форд Мотер» фе деральной торговой комиссией, Форд ответил, что внутри автомобиля на 700% тише, чем снаружи.
«Я тоньше» («I`m thinner») — слоган рекламы сигарет Silva Thins также является псевдосравнением, так как текст не содержит ответа на напрашиваю щийся вопрос: тоньше чего? Такие «сравнения» так и хочется продолжить. Следует сказать о том, что сравнение — источник других средств выра зительности. Из сравнения вытекает антитеза, строящаяся не на сопостав лении, а на противопоставлении понятий или образов. Сравнение в рекламе часто рождает и гиперболу, таким образом повышая эффективность всего рекламного сообщения. 1 Stevens Paul, Kluewer Jeffery. In Print: Critical Reading & Writing. Longman Inc., 1983. — Р. 307
Я.В. Лебедев (МГУ) ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|