Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЕ



Телевидение занимает важное место среди других каналов распростра

нения рекламы. Телевизионная реклама — это комбинация звука, визуаль

ного изображения и движения, возможность демонстрации продукта, по

тенциал в использовании спецэффектов, фактор доверия (ведь все проис

ходит на глазах у зрителя), эффект присутствия.

Телереклама использует вербальные средства коммуникации, невер

бальные (паралингвистические) и специальные выразительные средства эк

ранных искусств (экстралингвистические). Вербальные — это непосред

ственно рекламный текст. Невербальные — жесты, мимика, язык тела и

использование «личного пространства». Выразительные средства экрана

— монтаж, кадр, план, вид, угол съемки, свет, цвет и музыка. Соотношениеэтих средств в рекламном ролике может быть различным.

Типичные побудительные мотивы рекламы основываются на человечес

ких потребностях. И выбор ведущих средств коммуникации в данном роли

ке во многом зависит от вида потребности, на удовлетворение которой он

направлен.

Реклама продуктов питания и напитков опирается на стремление к

удовлетворению физиологических потребностей. Здесь ведущую роль иг

рают экстралингвистические факторы. Крупный план жарящегося мяса,

варящегося кофе; вид свежего зеленого салата, яркокрасных помидоров;

звонкий хруст картофельных чипсов, нежная однородность йогурта, звук

шкворчащей на сковородке рыбы или льющегося в стакан сока. Все это

составная часть общего удовольствия, которое мы получаем от процесса

еды и питья. Это слагаемые аппетита, на которые может делать основной

упор реклама. Слова и невербальные компоненты в такой рекламе лишь

дополняют видеоряд, причем жесты и мимика, демонстрирующие удоволь

ствие от процесса еды, стали своего рода клише, и их эффективность сни

жена. Например, реклама новых гамбургеров сети быстрого питания «Мак

доналдс»: в центре экрана гигантский гамбургер, из которого выглядыва

ют аппетитные кусочки мяса, зелени, сыра. Или бульонные кубики «Магги»,

где перед глазами зрителя проходит череда крупных планов: нарезанное

кусочками мясо, жарящиеся овощи, уже готовое рагу и, наконец, доволь

ные лица обедающей семьи. Неудивительно, что после такой рекламы воз

никает желание заглянуть в холодильник.

Обед — это еще и время общения, это второй важный мотив, который

активно использует реклама продуктов питания. «Использование нашего про

дукта поможет вам объединить/создать семью, пообщаться с друзьями,

хорошо провести время в компании и т.д.», — как бы говорит такая реклама.

 

Например, реклама чая «Липтон», «Беседа», бульонных кубиков «Кнорр» с

их знаменитым: «Мам, ты меня звала?», пива «Клинское» и др. Здесь на пере

дний план выступают вербальные компоненты и видеоряд. Например, рек

лама пива «Клинское» «Что мы делаем, когда собираемся вместе? Да пиво

пьем». Или реклама масла «Мечта хозяйки», где масло выступает в роли

«приворотного зелья». Сюжет ролика, сопровождаемый музыкой из извес

тного к/ф «Москва слезам не верит» вызывает в подсознании потребителя

четкую закономерность: вместе с маслом я получаю счастливую семью и

заботливого мужчину. Этому активно способствует само название продукта

и слоган: «Что еще для счастья нужно?»

Фармацевтическая промышленность, медицина вообще и стоматоло

гия в частности строят свою рекламу, опираясь на потребность человека в

самосохранении. Здесь ведущая роль принадлежит вербальным средствам.

Слова, произносимые чаще всего авторитетным лицом, сообщают инфор

мацию о продукте, а видеоряд и невербальные компоненты лишь иллюстри

руют действие препарата, выполняя второстепенную функцию. Например,

средство от артрита «Инолтра». Текст: «Миллионы людей в мире страдают

от боли, связанной с артритом. При этом заболевании происходит разру

шение хрящевых прокладок между костями. В результате кости начинают

соприкасаться, вызывая боль» и т.д. Текст несет основную информацию,

его иллюстрирует гримаса боли на лице мужчины, рентгеновский снимок,

который показывает врач, а затем мы видим на экране консультанта по

питанию и знаменитого теннисиста, которые рассказывают о препарате. То

же относится к рекламе зубной пасты «Блендамед», «Фастумгеля», жева

тельной резинки «Орбит», йогуртов «Чудо» и т.д.

Реклама бытовой техники опирается на потребность человека в уюте,

удобстве, стремлении облегчить домашнюю работу. Здесь основную смысло

вую нагрузку берут на себя видеоряд и невербальные компоненты. Доста

точно вспомнить рекламу стиральной машины «Электролюкс», где котенок

(животное, которое ассоциируется с повышенной чувствительностью) мирно

спит на работающей машине, всем своим видом выражая удовольствие. Утюг

«Филипс», идеально разглаживающий мелкие складки, и необычайно доволь

ная результатом девушка, которая к тому же затратила минимум усилий для

его достижения — крупный план ее движений, жестов и выражения лица сооб

щает потребителю основную информацию о продукте.

Реклама косметики, туалетных принадлежностей, ювелирных изде=

лий и одежды целиком основана на потребности человека в любви и привя

занности. Типичный сексуальный мотив в рекламе предполагает, что, если

человек воспользуется предлагаемым товаром, то его привлекательность

для лиц другого пола резко возрастет. В рекламе такого рода основную

роль играют невербальные средства. Экстралингвистические средства лишь

акцентируют внимание на жестах, движениях, мимике. Текст же часто пост

роен таким образом, что имеет смысл лишь в сочетании с изображением.

Например, реклама шампуня «Вивалити». Мягкий бархатный мужской го

 

лос с придыханием произносит: «У нее такие восхитительные (на экране

средний план обнаженных ног девушки, входящей в комнату) / волосы

(крупный план девушки в профиль, волосы рассыпаны по плечам, молодой

человек подходит сзади, хочет вдохнуть аромат волос; крупный план его

рук, обнимающих ее за талию). Женский голос чувственно произносит чуть

с превосходством: «Ви;ва;лити (крупный план, она поворачивается к нему,

их лица близко друг от друга, губы вытянуты для поцелуя) мой новый шам;

пунь от «Велла» (крупный план их лиц, прикрытые от наслаждения глаза,

они поглощены друг другом). Снова мужской голос, говорит очень эротич

но, с придыханием и восхищением: «Они/ такие/ неж;ные» (средний план,

они опускаются на диван, видно движение двух тел, тесное интимное объя

тие, поцелуй; крупный план, их головы опускаются на подушку, ее волосы

падают ему на лицо, у него счастливовлюбленное, восхищенное выраже

ние лица). До конца ролика рекламный текст сопровождают крупные планы

нежных, интимных жестов, влюбленных взглядов, он прикасается к ее воло

сам и т.д. Таким образом, наглядно демонстрируется результат использо

вания рекламируемого продукта — счастливая любовь, красивый роман,

интимная близость.

Ярким примером использования невербальных компонентов в рекламе

одежды является немецкий ролик джинсов «West». Действие ролика про

исходит в небольшой католической церкви, детский хор поет «Ave Maria»,

священник молится, массивная дверь открывается, и в церкви появляется

стройная девушка в обтягивающих джинсах и белой маечке. Весь ролик

состоит из череды выразительных мимических реакций детей, священника и

сторожа на появление девушки, вперемежку с крупными планами ее движу

щихся бедер и груди. Когда она доходит до алтаря и начинает молиться, на

лице священника появляется улыбка облегчения, он довольно кивает, мы

видим крупный план лица молящейся девушки, одухотворенного и сосре

доточенного. Дверь снова открывается, и в церкви появляется парень в

футболке и джинсах (камера снова акцентирует внимание на обтянутых

джинсами ягодицах) и идет по направлению к девушке. Крупный план де

вушки, которая стоит на коленях, со спины, наезд на ягодицы, и на экране

появляется логотип компании и слоган: «Sunful jeans Heavenly prices». Ро

лик целиком основан на невербальных средствах и сексуальной мотивации;

выбранное место действия — церковь, усиливает эффект.

Привязанность родителей к детям, как вариация мотива любви, реализу

ется также в рекламе средств ухода за детьми, рекламе энциклопедий, по

лезных для здоровья продуктов. Здесь основную нагрузку также несут

невербальные компоненты и экстралингвистические средства. Напри

мер, йогурт «Растишка» от «Данон» преподносится как лучшее выражение

любви бабушки к внуку: он доверительно тянется к ней, шепчет на ухо, обни

мает, ест с аппетитом — словом, делает все то, о чем мечтает любая бабуш

ка. То же относится к рекламе сока «Любимый сад», «завтрака для умниц»

«Несквик», напитка «КолаКао» и т.д.

 

Реклама банков, автомобилей, сотовых телефонов, ювелирных укра=

шений, духов и т.д. опирается на потребность человека в уважении, на

желание каждого повысить свой социальный статус, создать определенный

имидж. Например, известная серия роликов банка «Империал» с помощью

невербальных средств и качественного видеоряда позволяла клиентам это

го банка мысленно ставить себя в один ряд со знаменитыми историческими

деятелями. В подобной рекламе на первый план снова выступают невер=

бальные средства коммуникации. Подчеркивать свою значимость словами

в обществе не принято, зато и герой рекламного ролика, и потребитель

хорошо понимают жесты превосходства, уверенности и т.д. Товар стано

вится способом косвенно рассказать о себе и своих заслугах. Например,

реклама духов «Hugo Deep Red», где поза девушки, мимика, выоразитель

ные жесты ярко демонстрируют власть над мужчиной, уверенность в себе.

Эффект усиливает цветосветовое решение ролика, выбор ее одежды (чер

ный брючный костюм, туфли на шпильках), макияж. Появляющийся на экра

не в конце ролика текст лишь дает вывод: «Твой аромат — твои правила».

Вообще, вербальные средства в рекламе такого типа только подтвержда

ют полученную информацию («Я — врач, я не могу без телефона»).

***

Разумеется, реклама, которая основывается только на одной челове

ческой потребности, встречается крайне редко, чаще всего в ролике обыг

рывается сразу несколько. Например, средство от простуды «Хотрем»,

где мама и дочка лечат промокшего под дождем папу, — здоровье, уют,

любовь близких. Мятные конфеты «Рондо» — свежесть дыхания, уважение

и понимание, изменение статуса (строгий начальник — душка, тщедушный

тренер — супербизон), кондиционер для белья «Линор» — уют, сексуаль

ная привлекательность плюс статус (дом за городом) и т.д.

***

Любая коммуникация вообще, а реклама в особенности, имеет символи

ческую сущность. И во многих роликах используются сильнодействующие

архетипы. И в то время как вербально упор делается на качествах конкрет

ного продукта, экстралингвистические и невербальные компонентывы

зывают в подсознании сильные ассоциации. Например, мотив рая нашел

широкое применение в рекламе. Это, прежде всего, ролики шоколада «Ба

унти»: жесты и мимика девушки свидетельствуют о том, что она испытывает

неземное наслаждение, а видеокартинки экзотического острова, шум моря

усиливают впечатление. Слоган же звучит скорее как вывод на основе всего

увиденного и без изображения теряет убедительность. Этот же мотив ис

пользуется в роликах дезодорантов «ФА», где фоном для загорелой де

вушки в бикини служит экзотическая природа, пальмовые листья, морской

берег и т.д. В рекламе шампуня «Шаума» красивая девушка держит в руке

яблоко, которое вызывает ассоциацию с известным библейским сюжетом;

видеоряд демонстрирует действие шампуня «Зеленое яблоко», девушка

жестами подчеркивает свое превосходство и сексуальную привлекатель

 

ность (например, накручивание на палец локона, взгляд изза приподнятого

плеча, полураскрытые губы). Безусловно, вербальный компонент (текст:

«Привет, я — Ева, я люблю аромат спелых яблок...») играет вспомогатель

ную роль и усиливает эффект.

Невербальные компоненты в рекламе приобретают все большее значе

ние. Они позволяют наглядно продемонстрировать удовольствие, которое

получит потребитель, то есть именно то, что в вербальном исполнении не

вызывает особого доверия, а скорее дает повод сомневаться в правдиво

сти рекламного сообщения. Жесты и мимику сложнее контролировать, чем

слова, поэтому люди склонны больше доверять информации, полученной

невербально. Например, когда девушка видит восхищенные лица мужчин,

которые оборачиваются вслед модели, рекламирующей новый шампунь,

это подействует на нее гораздо сильнее, чем слоган: «Мы сделаем ваши

волосы красивыми». Умелое использование невербальных средств комму

никации делает сообщение более эффективным, особенно в рекламе про

дуктов питания, косметики, бытовой техники.

 

Е.В. Маслова (ВГУ)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ГАЗЕТНОЙ РЕКЛАМЫ В ВОРОНЕЖЕ

Начиная с 1995 года в Издательском Доме «Комсомольская правда —

Воронеж» работает маркетинговая служба, одной из задач которой явля

ется мониторинг рынка газетной рекламы. Анализ накопленной статисти

ческой и социологической информации позволяет сделать следующие вы

воды.

Становление информационнорекламного рынка в Воронеже в середи

не 90х годов проходило по сценарию, характерному для крупных промыш

ленных городов Центральной России.

1995 год был отмечен бурным развитием рекламного рынка, в первую

очередь, рынка газетной рекламы. Если в начале года рекламные сообще

ния в газетах размещали 10001100 рекламодателей, то к IV кварталу этот

показатель увеличился в полтора раза. Однако начиная с 1996 года ситуа

ция стабилизировалась. На протяжении почти 5 лет ситуация была настоль

ко ровной (несмотря на кризис 1998 года), что это дало основания экспер

там говорить об отсутствии перспектив по расширению воронежского рын

ка газетной рекламы. Однако с конца 2000 года положение значительно

изменилось. Явно обозначилась тенденция увеличения объемов этого рын

ка. Существенный прирост идет по всем направлениям (как с точки зрения

количества рекламодателей, размещающих в прессе свои сообщения, так и

 

с точки зрения объемов площадей, отводимых в газетах под рекламу; кро

ме того, расширяется спектр предлагаемых услуг со стороны изданийрек

ламоносителей).

Количество рекламодателей в месяц

(в качестве примера приведены данные по марту)

Общее количество рекламодателей за год в среднем в 34,5 раза превы

шает среднемесячные показатели. Так, в 2001 году число рекламодателей,

разместивших свои объявления в воронежских газетах, составило 5730.

Динамика объемов рекламных площадей в целом соответствует динами

ке числа рекламодателей.

Объемы рекламных площадей в месяц

(в качестве примера приведены данные по марту)

Перелом ситуации на рубеже 20002001 годов объясняется двумя ос

новными причинами. С одной стороны, ряд газет, активизировав работу

своих рекламных служб, добился существенного укрепления своих пози

ций в качестве реламоносителей. Например, в таких изданиях, как «Антен

наВоронеж» и «Моё!», объемы рекламы только за последние полгода уве

личились в несколько раз. С другой стороны, на региональном рынке в

течение 2000—2001 годов появились новые издания, перспективные с точки

зрения размещения в них рекламы (в первую очередь, это специализиро

ванные газеты).

Характерной чертой является не только увеличение емкости воронежс

кого рынка газетной рекламы, но и его внутреннее структурное перерасп

ределение.

Вопервых, происходит перераспределение между газетамирекламо

носителями.

Например, общее количество рекламодателей в марте 2001 года равня

лось 1714, а в марте 2002 года — 1800. Т.е. рост составил в целом около 5%.

 

При этом, например, в «Моё!» соответствующий показатель равен 47%, в

«АнтеннеВоронеж» — 46%, в «Камелоте» — 13%, в «Коммуне» — минус

11%, в «Московском комсомольце в Воронеже» — минус 36%, в «Газете с

улицы Лизюкова» — минус 37%.

С точки зрения рекламных бюджетов между воронежскими изданиями

рынок поделен следующим образом. Основные объемы приходятся на два

лидирующих рекламных издания: «Камелот» и «ВаБанкъ». Причем доля

первого из них повышается (с 29% в 1999 году до 34 в первом кв. 2002

года), а второго остается неизменной на протяжении последних трех лет и

составляет 26%. Показательно, что ближайший конкурент «Камелота», га

зета «Из рук в руки» собирает только 711% рекламных бюджетов. Доли

местных газетрекламоносителей возрастают, а центральных изданий, име

ющих местные рекламноинформационные вкладки, — падают (например, у

«Московского комсомольца»: 7% в 1999 году, 4% в 2000 году и всего 3%

в первом кв. 2002 года).

Вовторых, происходит изменение рекламной активности фирм. Сегмен

тация рынка газетной рекламы в зависимости от рекламируемого товара

(услуги) позволяет выделить ряд характерных тенденций.

Оценивая объемы рекламных площадей по тематическим направлениям,

можно заметить, что на протяжении последних трех лет лидировала в доле

вом отношении реклама автомобилей, продуктов питания, отделочных и

стройматериалов, промышленного оборудования. При этом доля первой

группы достаточно стабильна (на уровне 1213%), доля второй — год от

года снижается (на рекламу продуктов приходилось 19% рекламных пло

щадей в 1995 году, 15% — в 1997 году, 13,5% — в 1999 году и 7% — в 2001

году), доля площадей, которые занимает реклама отделочных и строймате

риалов, волнообразно колеблется от 89% (1995 год, 1999 год) до 1213%

(1997 год, 2001 год). Доля, приходящаяся на рекламу промышленного обо

рудования, в последние годы растет и в 2001 году почти достигла 9%ной

отметки.

По итогам 2001 года десятка лидеров выглядит следующим образом:

1) отделочные и стройматериалы (13,2% рекламных площадей);

2) автомобили (12,8%);

3) промышленное оборудование (8,8%);

4) продукты питания (7,2%);

5) недвижимость (6,6%);

6) средства связи (6,5%);

7) мебель (4,8%);

8) компьютеры и оргтехника (2,6%);

9) бытовая техника (2,5%);

10) транспорт (2,4%).

Таким образом, воронежский рынок газетной рекламы развивается

достаточно динамично. У рекламодателей растет в целом интерес к газет

ной рекламе.

 

Укрепляются позиции местных изданий, многие из которых сегодня пре

доставляют своим клиентам качественные услуги не только по размеще

нию, но и по изготовлению макетов рекламных сообщений, не уступающие

по уровню центральным изданиям.

 

Л.Л. Сандлер (ВГУ)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.