Здавалка
Главная | Обратная связь

Темы практических занятий (семинары). Задания.



СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ SYLLABUS (для выдачи на руки студентам)

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ

Syllabus

Политология ФОГН 2 кредита Семестр – 2-4 лекционных -1, практических- 1 2013-2014 учебный год к.п.н.,АкпаеваЭ.Р. Время:

Лекционный курс

Модуль 1

Темы практических занятий (семинары). Задания.

Модуль 1 П 1. Политология как наука (1час) Контрольные вопросы 1. В чем состоит объект и предмет науки политологии? 2. Каковы методы ее исследования? 3. Что Вы понимаете под политическими науками и каково их место среди специальных и гуманитарных наук? 4. Какие подходы в определении политики Вы могли бы назвать , и в чем состоит их суть? 5. Какие категории характеризуют политологию как науку? 6. Каковы законы, определяющие политологию как науку? 7. В чем заключаются функции, выполняемые политологией? Форма проведения: Эссе, реферат, круглый стол, самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя
П 2 Основные этапы становления и развития политической науки (1час) Контрольные вопросы:1. Почему античная трактовка политики получила название философско-этической? 2. Чем отличаются критерии классификации политических режимов Платона и Аристотеля? 3. Что нового внес в развитие античной политической мысли Цицерон? 4. В чем причины возникновения государства с точки зрения Фомы Аквинского и Августина Блаженного (различия и сходство?) 5. Какова роль церкви в христианском государстве в средневековой теологической трактовке? 6. В чем суть нового «научного» метода Н. Макиавелли в постижении политики? 7. Каково значение эпохи Реформации в становлении и развитии политической культуры Западной Европы? 8. Что дает основания считать Дж. Локка основоположником современного либерализма? 9. Какие причины, по мнению Ш.Л. Монтескье, влияют на законодательство и политическое устройство различных народов? 10. основные положения «теории общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Чем объяснить популярность его взглядов именно во времена Великой Французской революции? 11. В чем видит главную роль государства Э. Берк? 12. Каковы нежелательные последствия демократии с точки зрения А. де Токвиля? 13. Какие типы легитимного государства выделяет М. Вебер? 14. В чем суть теории общественной собственности К. Маркса. Форма проведения: Биографический тест, политологический анализ научных публикаций крупнейших политологов.
П 3. Политика в системе общественной жизни (1час) Контрольные вопросы:1. Что мы понимаем под миром политического? 2. Какое содержание вкладывается в понятия «политическое», «политическая подсистема», «политическая сфера общественной жизни»? 3. Что такое политика? Какие подходы к определению этой категории Вам известны? В чем Вы видите их сильные и слабые стороны? 4. Что собой представляют политические отношения? 5. Назовите уровни исследования политических явлений. 6. Как Вы думаете, почему в определении политической сферы центральное место занимают понятия «власть» и «государство»? 7. В чем заключается различие между основными взглядами на место политики в обществе? 8. Дайте определение понятию гуманизма в политике. 9. Как соотносятся цели и средства в политике? 10. Права человека во взаимоотношениях государства, общества и личности. 11. В чем заключается проблема классификации политики? Форма проведения: Проведение научной студенческой конференции в группе П4. Сравнительная политология (1час) 1. Объект и предмет сравнительной политологии, 2. Методы сравнительной политологии, 3. Сравнительный анализ политических институтов и систем Форма проведения: Индивидуальные задания, компьютерный контроль П5. Политическое прогнозирование (1 час) 1. Понятие, сущность и особенности политического прогнозирования, 2. Сферы применения и основные принципы политического прогнозирования, 3. Этапы и типы прогнозирования Формы контроля:Самопроверка, контроль знаний через сдачу отработанных заданий по e-mail П 6. Политический процесс (1час) Контрольные вопросы:1. Понятие политического процесса, его сущность и основные характеристики 2. Типология политического процесса3. Политические процессы в Казахстане. Форма проведения:Обсуждение данной темы по заранее подготовленным выступлениям
Модуль 2 П 7. Демократизация и политическая модернизация общества (1 час) Контрольные вопросы: 1. Демократия как форма государственного устройства и режим 2. Исторические формы демократии: античная, классическая и современная 3.Основные этапы и особенности демократизации в Казахстане. Понятие и элементы политической модернизации. Традиционные общества. Переходные общества. Современные общества. Рост политического участия и модернизация. Модернизаторская элита. Связь между политическим участием и модернизацией. Условия и предпосылки модернизации (урбанизация, индустриализация, национальное единство). Критерии и стадии модернизации. Проблема «догоняющего» развития. Модернизация и стабильность общества. Проблема перехода к демократии и закономерности демократизации тоталитарных и авторитарных режимов. «Волны демократизации». Условия демократизации (национальное единство и национальная идентичность, уровень экономического развития, элементы «гражданской культуры» и др.). Демократизация и экономическое развитие. Демократизация и национализм. Проблемы демократизации в постсоветском и казахстанском контексте. Форма проведения: Конспект, организация пресс- конференции
П 8. Политические проблемы суверенного Казахстана (1час) Контрольные вопросы: 1. Формирование и развитие суверенного Казахстана, как политической реальности 2. Этапы становления суверенитета и демократии в Казахстане: проблемы и трудности. Форма проведения: Круглый стол, устные доклады и сообщения
П 9. Глобальные проблемы современности (1 час) Контрольные вопросы: 1. Понятие глобальных проблем современности. 2.Международное сотрудничество в решении глобальных проблем. 3. Казахстан в системе глобальных проблем современности. Форма проведения: Дебаты
П 10. Политические партии, общественно-политические организации и движения (1час) Контрольные вопросы:1.Что такое политическая партия? Каковы факторы ее формирования? 2. Справедливо ли, с Вашей точки зрения, следующее высказывание М. Острогорского: «Едва отличаясь друг от друга по своим принципам и методам, партии преимущественно оспаривают друг у друга власть»? 3. В чем специфика марксистской трактовки сущности политических партий? В чем смысл ленинского учения о партии нового типа? 4. С. Коэн выделяет 4 типа партий: 1) партия как политический авангард; 2) партия, предназначенная для участия в избирательной кампании; 3) «парламентская партия»; 4) «партия-община» (или «партия-клуб»). Чем отличаются данные партии и к какому типу политических партий можно отнести современные партии Казахстана? 5. Возможна ли демократия в условиях однопартийной системы? Является ли многопартийность непременным условием демократического общества? 6. Что такое политический плюрализм? Каковы его функции? 7. Каковы особенности политических и массовых демократических движений современности? Их перспективы на будущее. 8. Дайте общую характеристику альтернативных движений. Какие типы подобных движений Вы можете назвать? Каковы место и роль принципа ненасилия в деятельности данных движений? 9. Назовите особенности многопартийности в Казахстане. Каковы ее перспективы на будущее? 10. Чем характеризуется оппозиция в США и странах Европы? Особенности и характер оппозиции в Казахстане. Форма проведения: Сравнительный анализ различных политических документов программ, выступлений политических лидеров казахстанских политических партий
П 11-12. Политический режим (1час) Контрольные вопросы:1. Дайте классификацию политических режимов современности. 2. Назовите предпосылки возникновения тоталитаризма. 3. Перечислите особенности политической системы в условиях тоталитарного режима. 4. Какие разновидности тоталитарных режимов Вы знаете? 5. Назовите особенности авторитарных политических режимов. 6. Перечислите основные подходы к определению термина «демократия». 7. В чем особенности античной и средневековой демократии? 8. В чем, на Ваш взгляд, заключаются сильные и слабые стороны представительной демократии? 9. Как соотносятся между собой понятия: «демократия», «равенство», «социальная справедливость»? 10. Назовите основные черты современной плюралистической демократии. Форма проведения: Сравнительные исследования
П 13. Политическое сознание и политическая культура (1час) Контрольные вопросы: Сущность политического сознания. Индивидуальное и групповое политическое сознание. Политическое сознание как совокупность представлений, опосредствующих отношения субъектов к явлениям политической власти. Зависимость политического сознания от наличия специальных знаний и разнообразных форм участия человека в отношениях власти. Способы формирования политического сознания. Функции политического сознания. Политическое сознание и политическое поведение. Понятие, основные характеристики, структура политической культуры. Факторы формирования политической культуры и ее функции. Типология политической культуры. Основные черты политической культуры Казахстана. Изменения в политической культуре современного Казахстана. Форма проведения: Сравнительные исследования
П 14 Политическая элита и политическое лидерство (1час) Контрольные вопросы:1. Представьте различные значения термина «элита», сгруппировав их по ценностному и структурно-функциональному методам. 2. Выделите общее в понятиях «элита», данных Г. Моской и В. Парето. 3. Раскройте суть «железного закона олигархии» Р. Михельса. 4. Какое значение имеет термин «меритократия». 5. Сравните понятия «элита» и «контрэлита». 6. Большинство авторов считают, что существуют две основные системы отбора элит: система «гильдий» и «антрепренерская». Что характерно для каждой? 7. Сравните между собой теории демократического элитизма и плюрализма элит. 8. В чем особенности леволиберальных концепций элит? 9. Что собой представляет партократическая теория элит? 10. Какое значение имеет термин «результативность элиты»? 1. Определите понятие «политический лидер». 2. Охарактеризуйте формальное и неформальное лидерство. 3. Что Вы понимаете под методом типологии политического лидерства? Приведите примеры различных типологий, используемых в современной политической науке. 4. В чем состоят особенности традиционного, харизматического и бюрократического лидерства по М. Веберу?5. Определите характерные черты и стиль лидерства следующего типологического ряда: «лидер-зомби», «лидер-одинокий волк», «лидер-крестоносец». 6. Какая мотивация заложена в поведении политического лидера, который использует следующий стиль руководства: «железная рука должна быть облачена в бархатную перчатку»? 7. Разъясните следующий тезис: «лучший лидер тот, кто не заметен». 8. Какие личные черты, мотивы поведения, стиль лидерства согласуются с представлениями о «лидере-флюгере»? 9. Какие проблемы подбора лидеров существуют в условиях тоталитарного, авторитарного, демократического режимов? 10. Что собой представляет номенклатурный набор лидеров? 11. Как осуществляется демократический контроль деятельности лидера? 12. Кто и как формирует политический имидж лидера? Форма проведения: Дискуссии, самопроверка  






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.