Здавалка
Главная | Обратная связь

Старый стиль (Oldstile).



ПРИНЦИПЫ ДИЗАЙНА.

Четыре основных правила дизайна.

 

Контраст. «Правило контраста заключается в том, чтобы избежать расположения на странице одинаковых элементов. Если эти элементы: шрифт, цвет, размер, толщина, контур, пробелы и т.д. – не означают одно и то же, их следует оформлять по-разному. Нередко контраст – наиболее важное привлечение внимания к странице», с. 8.

Повтор. «Повторяйте наглядные детали оформления на протяжении всей работы. Можно повторять цвет, контур, гарнитуру шрифта, размеры, линейки и т.д. Это помогает повысить организованность текста и усилить единообразие», с. 8.

Выравнивание. «На странице ничто не должно размещаться случайно. Каждый элемент нужно зрительно связывать в другими элементами. Это придает странице аккуратный, утонченный и чистый внешний вид», с. 8.

Приближенность. «Элементы, которые относятся друг к другу, должны располагаться рядом. Они являются единым целым, а не несколькими отдельными фрагментами. Это помогает организовывать информацию и уменьшает пустоты», с. 8.

 

Приближенность.

 

Применять следует, как правило, сразу все четыре правила последовательно, начиная с приближения.

Когда элементы оформления рассыпаны по всей странице, она кажется неорганизованной, и информация не воспринимается читателем с первого взгляда.

«Согласно правилу приближенности, взаимосвязанные смысловые элементы должны быть сгруппированы, расположены как можно ближе друг к другу, чтобы они выглядели как одна логическая группа, а не как набор бессвязных элементов. Элементы или части текста, не имеющие отношения друг к другу, не должны располагаться рядом с теми элементами, которые дают читателю мгновенный зрительный ключ к пониманию организации и содержания страницы», с. 9.

«Когда несколько элементов расположены рядом друг с другом, они скорее зрительно становятся единым целым, а не воспринимаются отдельными частями. Как и в жизни, приближенность, или близость, предполагает некую связь.

Группируя похожие элементы, вы делаете страницу более организованной. Вы знаете, откуда начинать чтение материала, и знаете, когда закончите читать. И пробелы (пространство вокруг букв) тоже становится более организованными», с. 11.

«Правило приближенности совсем не предполагает, что главные элементы должны располагаться рядом; оно означает, что единые по смыслу элементы, которые имеют своего рода коммуникативное сходство, должны быть связаны также и зрительно. Другие отдельные элементы или группы элементов не следует располагать рядом друг с другом. Близость или отсутствие ее указывает на связь», с. 15.

«Если несколько текстовых элементов расположены рядом, они зрительно воспринимаются как единой целое, а не как несколько разных фрагментов текста. Связанные по смыслу элементы должны быть сгруппированы. Особое внимание обращайте на то, куда движется ваш взгляд: с чего вы начинаете просмотр страницы; каким путем вы следуете; где заканчивается просмотр; куда перемещается ваш взгляд после прочтения всего текста? Необходимо придерживаться логики текста – от определенного начала к определенному концу», с. 20.

Основная цель правила приближенности – организовать текст. Побочный эффект – более привлекательные (более организованные) пробелы.

Если на странице более 3-5 групп, подумайте, какие отдельные части можно сгруппировать, чтобы зрительно слить их в единое целое.

Избегайте расположения на одной странице слишком большого числа отдельных элементов.

Не лепите информацию по углам или только в середине.

Если части текста взаимосвязаны, сгруппируйте их; элементы не связаны, отделите их друг от друга (разделите пробелами части, не связанные напрямую; поставьте разные пробелы между частями текста, чтобы указать степень их связи).

 

Выравнивание.

 

Правило выравнивания гласит, что ничто не должно быть расположено на странице случайно. Каждый элемент текста должен быть зрительно связан с другими элементами страницы.

Выравнивание по центру придает тексту более официальный, более уравновешенный, более стандартный и зачастую прямо-таки безликий вид. Стандартное выравнивание выдает скучную, почти любительскую работу и может повлиять на чье-либо первоначальное отношение ко всему тексту.

Попробуйте совместить намеренно сильное выравнивание по левому или правому краю с использованием правила приближенности.

Нашему взгляду нравится видеть порядок; порядок создает ощущение покоя.

На пишущей машинке длина абзацного отступа равна пяти пробелам. В соответствии с размером шрифта, который вы используете на компьютере, стандартный типографский абзацный отступ равен двум пробелам.

Помните об оборванном крае текста. Отрегулируйте длину строк так, чтобы правый край по возможности был предельно ровным.

Если на странице есть фотографии или иллюстроации, выровняйте их по краю и/или по линии шрифта.

Если выравнивания на странице выполнены четко, вы можете осознанно вырываться за их рамки, и это будет выглядеть как преднамеренный жест (например, вынос в тексте).

Иногда можно вырываться за пределы любого выравнивания полностью и безгранично, но в таком случае делайте это нарочито и заметно. Есть правило о том, как надо нарушать правила: вы должны знать, что гласит правило, прежде чем нарушить его.

Итак, ничто не должно быть расположено на странице случайно. Каждый элемент должен иметь определенную зрительную связь с другими элементами.

Единство – важное понятие в дизайне. Чтобы все элементы текста выглядели едиными, скрепленными. Взаимосвязанными, должна существовать некая зрительная связь между отдельными элементами. Даже если отдельные элементы страницы не расположены рядом друг с другом, они могут казаться связанными, родственными, едиными с другой информацией только благодаря их месторасположению. Основная цель выравнивания – объединить и организовать информацию на странице. Как правило, именно строгое выравнивание (конечно, в сочетании с соответствующим шрифтом) придает тексту либо изысканный, либо официальный, либо смешной, либо серьезный вид. В тексте всегда есть что-либо, по чему можно выровнять элементы, даже если выравниваемые части текста расположены далеко друг от друга. Избегайте использования более чем одного вида выравнивания на странице (то есть не ставьте один текст в центр, а другой – в правый край). И, пожалуйста, постарайтесь избавиться от привычки выравнивать текст по центру, за исключением случаев, когда вы сознательно создаете более официальную, уравновешенную (часто безликую) презентацию. Выбирайте выравнивание по центру осознанно, не делайте этого случайно.

Выравнивая фрагменты текста по отношению друг к другу, мы сохраняем ощущение целостности страницы. Выравнивание по левому или по правому краю создает более жесткую линию, по которой будет скользить взгляд.

 

Повтор.

 

Правило повтора гласит, что следует повторять некие элементы оформления на протяжении всего проекта.

Повторяющимися элементами могут быть жирный шрифт, подчеркивание жирным (линия), какой-нибудь специальный символ, цвет, элемент дизайна, особый формат, пространственные расположения элементов текста и т.д. Можно превратить незатейливый повтор в видимый ключевой элемент, связывающий весь текст.

Повтор можно рассматривать как «последовательность». Когда вы просматриваете восемь страниц рабочего отчета, именно благодаря повтору определенных элементов, их последовательности вы понимаете, что эти восемь страниц принадлежат одному документу. Если на странице 7 нет повторяющегося элемента, который напрашивается, поскольку есть на странице 6, то весь отчет теряет единообразие.

Правило повтора выходит за пределы простой последовательности – это сознательное объединение всех частей оформления (одинаковое подчеркивание, использование одного и того же шрифта в заголовках и подзаголовках и одинаковых пробелов между ними и т.п.).

Две части текста, набранные одинаковым жирным шрифтом, – пример повтора. Когда мы доходим до второй частим, мы невольно возвращаемся к первой. Это особый зрительский фокус, который дизайнеры всегда используют, чтобы управлять вниманием читателя, задерживать его внимание на странице как можно дольше.

Если ваша публикация оформлена жестко и единообразно, вы можете смело вводить в нее некоторые неожиданные элементы. Хорошо приберечь эти «неожиданности» для тех частей текста, к которым вы хотите привлечь наибольшее внимание.

Чтобы создать единообразный деловой пакет, состоящий из визитной карточки, печатного бланка фирмы и конверта, вам необходимо использовать правило повтора подчеркнуто настойчиво, причем не только на протяжении отрывка каждого текста, но и между всеми отрывками.

Иногда повторяющиеся элементы не совсем одинаковы, но они настолько близки, что связь между ними очевидна.

Располагая какой-либо элемент дизайна за рамками текста, вы объединяете две или более части одного текста, например, введение и заключение, или отдельные публикации, связанные общей темой.

Итак, повтор заметных элементов оформления на протяжении всего текста объединяет и скрепляет текст, связывая те его части, которые в противном случае казались бы разъединенными. Цель повтора – объединить и добавить внешней привлекательности: ведь вероятность прочтения интересного внешне текста значительно возрастает. Повторяемые элементы могут быть более энергичными и эффектными. Найдите уже существующие повторы и просто усильте их. Потом можно и создавать повторяющиеся элементы, с тем чтобы усилить эффект и сделать более четкий смысл.

Постарайтесь избегать чрезмерного использования повторяющихся элементов, тогда повторение начинает раздражать или подавлять. Помните о контрасте, чтобы дизайн не выглядел кричаще – тогда теряется эффект.

Повтор – эффективное средство для создания единообразия. Он помогает связывать воедино отдельные элементы текста.

 

Контраст.

 

Это – один из самых эффективных способов придать странице интересный внешний вид, благодаря которому читателю захочется обратить на страницу внимание, - и один из способов показать организованную соподчиненность различных элементов текста. Важное правило, о котором необходимо помнить, создавая эффектный контраст, - то, что контраст должен быть сильным.

Правило контраста утверждает, что если две детали текста не совсем похожи, сделайте их абсолютно разными.

Контраст может быть разным: крупный – мелкий шрифт, тонкий – толстый штрих, прохладный – теплый цвет, ровная – «рваная» верстка, горизонтальный – вертикальный элемент…

Но: вы не сможете создать контраст между шрифтами 12 и 14 кегля, противопоставить линию подчеркивания толщиной полпункта и толщиной в один пункт…

Используйте одновременно и правило контраста, и правило повтора (горизонтальный заголовок и несколько узких колонок – и повторяющийся элемент, и контраст).

Не бойтесь уменьшить некоторые элементы текста, чтобы создать контраст с более крупными частями, и впустите в свой текст свободное пространство, то есть пробелы. Как только вам удастся привлечь читателя к чтению значимой части, он прочтет и более мелкий шрифт, если ему, конечно, это будет нужно и интересно. Если читателю неинтересна и не нужна информация, то совершенно не имеет значения, насколько крупным будет набранный вами шрифт.

Итак, контраст привлекает внимание к странице; нашему взгляду нравится контраст. Если вы располагаете на странице два неодинаковых элемента, они не могут быть похожи, эти два элемента должны быть абсолютно разными. Контраст преследует две цели, которые неотделимы друг от друга. Первая – стремление придать странице интересный внешний вид, вторая – помочь организовать информацию на странице. Читателю необходимо дать возможность мгновенно понять, как расположена информация на странице, как одна часть текста логически перетекает в другую. Контрастирующие элементы ни в коем случае не должны запутывать читателя или создавать центр, который центром быть не должен. Если уж вы вводите контраст, то делайте это с акцентом. Избегайте контрастов между толстой линией и еще более толстой линией. Избегайте контраста коричневого фона с черными заголовками. Не используйте два и более похожих шрифта. Если части текста не совсем похожи друг на друга, сделайте их совершенно разными.

 

Рекомендации.

Не бойтесь вводить в ваше оформление побольше свободного пространства – это отдых для глаза.

Не бойтесь нарушить симметрию, сместить страницу с центра – как правило, это дает очень сильный эффект. Ведь так чудесно сделать что-нибудь неожиданное.

Не бойтесь делать слова очень крупными или очень мелкими – в конкретной ситуации оба варианта наверняка подойдут.

Не бойтесь выделять рисунки или делать их очень маленькими, это зависит от того эффекта, который в результате будет достигнут и подчеркнет ваш стиль дизайна.

«Знаете, профессиональные дизайнеры практически всегда используют чужие идеи; они постоянно просматривают много материала в поисках вдохновения», с. 64.

«Ведите картотеку примерных макетов. Некоторые называют ее файлом идей, или моргом. Это просто папка, выделенная на компьютере, или коробочка, в которой вы храните примеры запомнившегося вам оформления: листовки, брошюры, графические рисунки, примеры каллиграфического письма, распределения шрифтов, упаковку, рекламы, - все. Что задело вашу душу. У дизайнеров всегда есть такая картотека, которую они используют для подхлестывания идей и воображения», с. 65.

Увидев понравившееся вам оформление, потратьте несколько минут на то, чтобы сформулировать словами, почему оно вам нравится.

Если вы экспериментируете на бумаге с карандашом в руках, у вас. Как правило, появляется значительно больше идей, чем когда вы их просто обдумываете.

VIP – visually illiterate person – зрительно необразованный человек (с. 65).

 

 

ДИЗАЙН ШРИФА.

Шрифт – самое красноречивое выражение стиля каждой эпохи. Как и архитектура, он дает наиболее характерологический портрет эпохи и является наиболее суровым свидетельством интеллектуального статуса нации.

Peter Berbens

(c. 66)

Какой шрифт мне использовать?

Боги отказываются дать ответ.

Они отказываются потому, что они не знают.

W.A.Dwiggins

(с.68)

Шрифт – это основной строительный материал любой напечатанной страницы. Оформить страницу разными шрифтами иногда – непреодолимый соблазн, а иногда – абсолютная необходимость. Но как узнать, какие шрифты сочетаются, а какие – нет?

Когда элементы текста распределяются на странице, между ними могут установиться различные взаимоотношения – либо согласие, либо конфликт, либо контраст.

Согласие появляется вы используете одну группу шрифтов с минимальным разнообразием стиля, размера, толщины и пр. При этом легко соблюдать гармоничный внешний вид страницы, а распределение текста тяготеет к спокойному и довольно уравновешенному или официальному настроению – порой прямо-таки к тоскливому.

Конфликт возникает тогда, когда вы сочетаете шрифты, близкие по стилю, размеру, толщине и пр. Это довольно волнующая близость, поскольку зрительные связи не совсем одинаковы (как при согласованности), но и не совсем различны (как при контрасте), следовательно, они находятся в состоянии конфликта.

Когда располагаете рядом шрифты, слишком похожие друг на друга, но в то же время неодинаковые, в большинстве случаев это выглядит ошибкой.

«Согласие – это весомое и полезное понятие; конфликтов же следует избегать», с. 72.

Контраст появляется при сочетании отдельных шрифтов и элементов текста, отчетливо отличных друг от друга. Зрительно привлекательное и будоражащее оформление, которое обычно приковывает внимание, насыщено множеством встроенных в него контрастов. Контрасты в этом случае следует выделять.

«В нашем мире нет качества, которое понималось бы без контраста и соотнесения с другим. Ничто не существует само по себе. Герман Мелвилл» (с. 74).

Большинство дизайнеров предпочитают активно использовать прием сочетания двух и более шрифтов на одной странице.

Контраст предназначен не только для создания эстетики внешнего вида текста. По своей сути он связан с организацией и ясностью изложения информации на странице. Никогда не забывайте о своей задаче – общении с читателем. Сочетание разных шрифтов должно улучшать взаимообогащение, а не нарушать его.

Шесть простых и эффективных способов создания контраста между шрифтами: эксперименты с размером, толщиной, структурой, формой, направлением и цветом.

Шесть типов шрифтов:

Старый стиль (Oldstile)

Современный шрифт (Modern)

Египетский шрифт с засечками (Slab serif)

Рубленый шрифт (Sans serif)

Рукописный шрифт (Script)

Декоративный шрифт (Decorative)

Старый стиль (Oldstile).

Шрифты старого стиля основаны на примерах рукописных работ – представьте клинообразное перо в руке писца. Все шрифты старого стиля имеют засечки, засечки строчных букв всегда располагаются под углом (что имитирует наклон пера при письме). Благодаря такому подражанию рукописному шрифту все изогнутые линии буквенных форм имеют переход от толстого штриха к тонкому, что терминологически называется «переход от толстой линии к тонкой». Контраст в толщине штриха относительно умерен, то есть он колеблется между умеренно тонким и умеренно толстым. Если вы проведете линию через самые тонкие части закругленного штриха, то эта линия будет диагональной. Это называется нажимом – шрифт старого стиля имеет диагональный нажим.

Итак: засечки, засечки на строчных буквах расположены под наклоном, диагональный нажим, умеренный переход от толстой линии к тонкой.

Гарнитуры: Goudy, Palantino, Times, Baskerville, Garamond

Именно благодаря своей «неброскости» шрифты старого стиля считаются лучшими для набора длинного текста. У них крайне мало отличительных особенностей, которые могут мешать процессу чтения: они не отвлекают на себя много внимания.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.