Здавалка
Главная | Обратная связь

Волонтёрское движение в Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева



В ТГСПА им. Д.И. Менделеева волонтёрское движение «СВеча» впервые возникло на социально-психологическом факультете в 2005 году. Оно работало в двух направлениях: помощь пожилым людям (ремонт квартир пожилых людей); организация досуга детей-сирот (школа-интернат №1 и № 5 г. Тобольска).

В настоящее время волонтёрское движение «СВеча» действует на уровне академии и работает по нескольким направлениям:

· профилактическое (связано с предупреждением наркомании, алкоголизма, токсикомании, СПИДа среди молодежи);

· пропагандистское (направлено на пропаганду здорового образа жизни в образовательных учреждениях и социальных центрах);

· направление, связанное с организацией праздничных мероприятий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пожилых людей; привлечение студентов в добровольческую организацию.

Задачи волонтёрской деятельности заключаются в организации практической, общественно-значимой деятельности; развитии у студентов профессионально значимых качеств личности: эмпатии, толерантности, мобильности, инициативности, коммуникативных и организаторских качеств; содействие применению теоретических знаний на практике, приобретению опыта работы с данными категориями населения; повышению мотивации в овладении профессией.

Волонтёрским движением используются различные формы деятельности, в рамках которых осуществляется социально-педагогическое взаимодействие – благотворительные акции, социальные программы, групповые беседы, коллективная творческая деятельность, агитбригада и др.

Так, например, волонтёры – студенты используют в волонтёрской деятельности благотворительные акции. Акция – массовая форма благотворительной деятельности, характеризующаяся узкой направленностью, многомерностью, интенсивностью, нацеленностью на конкретный результат. По времени проведения различают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные акции [38, с. 215]

В рамках вышеперечисленных направлений проводятся акции различного характера:

1. Акции, цель которых – пропаганда установок или ценностей, действий или программ, привлечение внимания к проблеме или событию. К благотворительным акциям подобного рода можно отнести такие акции как: «Скажем, нет табаку!», «Стоп СПИД!».

2. Акции, основной задачей которых является сбор средств и передача заранее определенному субъекту. Такие акции могут быть элементом более крупного события – массового праздника, тематического дня, концерта, трудовой операции и т.п. Например, акция «Подари игрушку детям!» длится в течение одного месяца (с 25 ноября до 25 декабря) и завершается проведением Новогоднего мероприятия в школе-интернат № 1 г. Тобольска; или акция «День памяти», которая так же завершается проведением праздничного мероприятия посвященного Дню Победы в центре социальной защиты населения г. Тобольска для пожилых людей и др.

При организации и проведении акции «Подари игрушку детям!» студенты осуществляют поиск спонсоров, и здесь большое значение имеют коммуникативные качества студента, умения убеждать, быть терпимым или толерантным.

Необходимо отметить, что овладение навыками эффективного взаимодействия осуществляется поэтапно. На первом курсе студенты разрабатывают и реализуют коллективные формы работы в социуме школы, социальных центров: коллективные творческие дела, помощь в подготовке мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях, центре социального обслуживания населения, социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних и т.п. На втором курсе – это преимущественно групповые социально-педагогические взаимодействия, благотворительные акции («Помоги ближнему!», «Подари игрушку детям!» и др.). На последующих курсах студенты осуществляют социально-педагогическое взаимодействие на индивидуальном уровне, исходя из поставленной перед каждым студентом исследовательской задачи. Студенты совместно с социальным педагогом разрабатывают и внедряют программы и мероприятия (профилактической, профориентационной, досуговой или пропагандистской направленности, например, «Я выбираю ЗОЖ!», «Стоп – СПИД!», «Волонтёр» и др.).

Общественно-полезная деятельность студентов в образовательных учреждениях, центрах сопровождается формированием умений рефлексии профессиональной деятельности для достижения главной задачи – формирование профессиональной идентичности, которая «свидетельствует о принятии индивидом профессиональной деятельности в качестве средства, формы самореализации, удовлетворения своих потребностей и интересов, а также принятия себя как профессионала» [18].

Организация деятельности волонтёрского движения «СВеча» на социально-психологическом факультете ТГСПА им. Д.И.Менделеева включает в себя несколько этапов.

На 1 этапе председатель волонтёрского движения «СВеча» и студенты-старшекурсники информируют потенциальных членов движения об основном назначении отряда, целях, задачах, специфике работы, знакомят с уставом волонтёрского движения. Для этого используются различные агитационные средства: презентация волонтёрского движения, видеоролики, выступления участников волонтёрского движения, экскурсии в образовательные учреждения, социальные центры.

На 2 этапе осуществляется планирование совместной работы, направленной на объединение усилий студентов-волонтёров в достижении целей и решении задач с учетом интересов и потребностей каждого; составляется план работы, который согласуется с планом воспитательной работы образовательного учреждения, социального центра, а также с планом воспитательной работы факультета.

Волонтёрским движением «СВеча» организуются и проводятся следующие мероприятия:

· акция «Нет наркотикам!»;

· акция «Помоги ближнему»;

· просветительская работа среди молодежи «Нет алкоголю!», «Нет никотину!» (ТГСПА им. Д.И.Менделеева, МОУ СОШ № 4, 5, 7, 9, 17, 18 г. Тобольска);

· акция «Подари игрушку детям!» (для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из школы-интернат №1 г. Тобольска);

· новогодние утренники в реабилитационном центре для несовершеннолетних и в школе-интернат №1;

· ремонт комнат студентов факультета, проживающих в общежитии;

· праздник детства для детей школы-интернат №5;

· 14 февраля – «Все ради любви» (Центр социальной защиты населения – для пожилых людей);

· 8 марта – «Женский день» (Центр социальной защиты населения – для пожилых людей);

· «В солнечном кругу семьи» (социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних);

· 9 мая – «Нам дороги эти позабыть нельзя» (Центр социального обслуживания населения – для пожилых людей).

На 3 этапе организуется выход студентов непосредственно в образовательные учреждения, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр социального обслуживания населения. Содержание работы студентов-волонтёров определяется спецификой учреждения, целями, задачами социально-педагогического взаимодействия. Организационная работа студентов-волонтёров построена следующим образом:

· один раз в две недели проводятся организационные собрания студентов-волонтёров, на котором осуществляется планирование предстоящего мероприятия, форм работы, а также анализируются проведенные мероприятия в образовательном учреждении, центре; обсуждаются трудности, с которыми сталкиваются студенты-волонтёры;

· координацию социально-педагогического взаимодействия отрядов волонтёров осуществляет руководитель волонтёрского движения (преподаватель-куратор).

На 4 этапе (итоговый сбор) проводится анализ волонтёрской деятельности за год. Председатель волонтёрского движения готовит подробный отчет о проделанной волонтёрами работе и зачитывает его на итоговом сборе. Часто используется форма коллективного обсуждения, где высказываются предложения волонтёрами-студентами, они делятся своими впечатлениями, переживаниями, говорят о том, чему научились; выражается благодарность администрации учреждения, социальным педагогам, социальным работникам учреждения за сотрудничество и оказываемую волонтёрам-студентам методическую помощь. После подведения итогов намечается программа последовательных действий или план мероприятий, где обозначаются перспективы будущего социально-педагогического взаимодействия.

Волонтёрская деятельность студентов в образовательных учреждениях, социальных центрах на этапах профессиональной подготовки может рассматриваться как важнейшее средство, способствующее профессиональному самоопределению студентов, развитию мотивов, потребностей, формированию и отработке профессиональных умений и навыков.

Таким образом, участие студентов в волонтёрском движении создает предпосылки для их профессионального самоопределения, осознанного выбора будущей профессиональной деятельности, обеспечивает их самореализацию во внеучебной деятельности, способствует расширению границ профессионального творчества, обеспечивает основами социально-педагогического взаимодействия в современном социуме. Для будущих социальных педагогов и социальных работников волонтёрская деятельность предоставляет возможность углубленного изучения и усвоения специальных знаний, умений и навыков социально-педагогического взаимодействия в современном социуме. У студентов накапливается практический опыт социально-педагогического взаимодействия с детьми, подростками, педагогами, социальными работниками и другими специалистами, формируются, отрабатываются коммуникативные умения и умения организовывать социально-педагогическую деятельность.

Литература

1. Загвязинский В.И., Атаханов. Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М,,АСаdema, 2001.

2. Теория и практика волонтерского движения., Центр реализации молодежных и профилактических программ», Тюмень 2007.

3. Степанов П.В. Специфика возраста – специфика воспитания: подростки.// Воспитательная работа в школе. - 2006. - №6 - С. 37-45.

4. По материалам книги: Donald J. Eberly. National youth service in the 20th and 21st centuries[электронный ресурс, свободно] -http://volunteers.blogseo.ru/

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.