Здавалка
Главная | Обратная связь

Добровольческая деятельность с точки зрения психологии



Традиции добровольной бесплатной помощи окружающим уходят корнями в глубокую древность, сохраняя свое значение до сегодняшних дней в сочетании с взаимопомощью в семье, среди друзей и соседей, как свидетельство высших человеческих побуждений.

Добровольчество сегодня приобретает все более широкий характер, играя большую роль в реализации различных социальных программ, но не имеет однозначного понятия, что приводит к ее различным толкованиям.

Существуют подходы, в которых сущность добровольчества раскрывается через идею социального служения (А. Маслоу, С.А. Лапин, А.Ф. Лазурский, Ю. Качалова, М. Щербаков, О.В. Решетников и др.). Их объединяет опора на тезис о том, что добровольческая деятельность является жизненной миссией, сопоставлена с самоотверженностью, стремлением служить обществу, подобна могущественной природной силе, которая может влиять на благополучие конкретного человека и микросоциума.

Выделился целый ряд линий для понимания добровольческой деятельности: объяснение с позиций генетических факторов (Ч. Дарвин, Л. Гринберг, Дж. Филлип Раштон) и указание на инстинкт общительности и справедливости (П.А. Кропоткин); анализ альтруистической (Д. Майерс, Р. Чалдини) и нравственной (Л.Н. Антилогова) активности; изучение мотивации помощи и просоциального поведения (Х. Хекхаузен, Э. Аронсон, Е.П. Ильин, Е.В. Субботский); трактовка добровольчества как возможности компенсации собственных проблем и повышения социальной приспособляемости (Ф. Ницше, А. Фрейд); исследования мотивации добровольческой деятельности (Т.Н. Мартынова, С.В. Михайлова, С.В. Алещенок, Л.А. Кудринская, Н.А. Тернова и др.).

Добровольчество с позиций социальной работы, социальной помощи, благотворительности рассматривают С.В. Алещенок, О.В. Решетников, И.В. Антонович, Н.В. Черепанова, Е.Ю. Полетаева, Ф.В. Микушин, И.А. Мусин, П. Джордан, М. Олчман, с позиций воспитательной деятельности – Д.И. Фельдштейн, С.Г. Чухин, М.С. Палехина, Е.А. Крохина, Д.Б. Беленький, В.А. Овчинников, А.А. Либерман.

Проблематикой добровольческой деятельности с обобщением исторического опыта Японии занимаются российские ученые Э.В. Молодякова, С.И. Волкова, опыта США – А.А. Шлихтер, И. Городецкая, опыта Великобритании – К. Бидерман. Исследуются правовые аспекты волонтерских отношений (С.С. Шиндуалетова, Е.Л. Шекова).

Отдельные стороны добровольчества анализировались в разных научных концепциях, однако в современной отечественной психологической науке оно не исследовалось целенаправленно как добровольческая деятельность, как самостоятельный объект психологического исследования.

Международные организации выделяют три основные характеристики волонтерской деятельности. Во-первых, деятельность не должна предприниматься для финансового вознаграждения, хотя позволяется компенсация расходов. Во-вторых, деятельность должна предприниматься добровольно, согласно собственной доброй воле индивидуума. В-третьих, деятельность должна приносить пользу кому-либо другому, помимо волонтера или обществу в целом, хотя признается, что волонтерская деятельность приносит существенную выгоду также и добровольцу.

Выделение ведущих качественных характеристик добровольческой деятельности позволяет выбрать наиболее функциональное определение. Добровольческая деятельность – это тип социально одобряемой и социально признаваемой деятельности, как разновидность бескорыстного общественного поведения, которое характеризуется нравственным и созидающим уровнем социальной активности, выраженной в любых общественно полезных мероприятиях с целью изменения окружающего мира и является одним из условий интеллектуального, личностного и деятельного развития личности, определяя ее жизненную позицию как гуманистическую.

Специфическими особенностями добровольческой деятельности являются:

- морально-ценностная положительная направленность;

- добровольный характер;

- прогрессивная направленность; замещение мотивации к получению оплаты другими мотивами;

- инструментальный характер (как инструмент развития личности); отсутствие профессиональных навыков;

- смещение акцента не на себя, а на благополучателя.

Основными сферами добровольчества являются экологические объекты, медицина, образование, коммунальное хозяйство, экономические и хозяйственные объекты, общественные организации, благотворительные фонды.

Наиболее востребованными являются добровольческие усилия в сфере социальной политики и социальной работы. В зависимости от потребностей местного сообщества, возможностей и ресурсов организаторов и актуальных интересов самих добровольцев, выделяется преимущество тех или иных видов добровольческой деятельности.

Актуальными и привлекательными для молодежи направлениями добровольческой деятельности являются следующие направления:

- социальное патронирование детских домов и пожилых людей,

- медицинская помощь (службы милосердия в больницах),

- педагогическое сопровождение (поддержка детей и подростков),

- трудовая помощь (трудовые лагеря и бригады),

- профилактика здорового и безопасного образа жизни, экологическая защита, творческие мероприятия (конкурсы, праздники),

- досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи),

- привлечение людей в добровольческую организацию.

Способы привлечения к добровольческой деятельности Азарова Е.С. предлагает делить на контактные и дисконтактные.

К контактным относятся: набор при встречах, передвижной пункт для набора, набор на улице, рекуртирование, опрос друзей и коллег, проведение интервью, участие в собраниях избранных групп.

Соответственно, к дисконтактнымможно отнести афиши, листовки, выставки, СМИ, плакаты, публичные объявления.

В существующих научных концепциях внешнийплан добровольческой деятельности раскрыт достаточно полно:описаны субъекты и объекты данного вида деятельности, необходимые средства и условия реализации. В то же время отсутствует описание собственно психологического (внутреннего) содержания добровольческой деятельности.

Азарова Е.С. рассматривает внутренний(собственно психологический) план добровольческой деятельности, который включает в себя:

- потребности (альтруистические и социальные),

- мотивы (на основе безвозмездных принципов),

- цель (решение социальной проблемы, улучшение благополучия других людей),

- личностный смысл (связан с внутренней необходимостью, присутствием социальных и идеальных смыслов),

- задачу (решается в различных социальных ситуациях),

- действия (невысокая техническая сложность),

- продукт (благо),

- результат для личности (самореализация),

- результат для общества (социальные блага).

Функции добровольческой деятельности проявляются на общем (интегративная, стабилизирующая, стимулирующая, нормообразующая) и личностном уровне (познавательная, функция самопознания, социализации и самоутверждения), так как данная деятельность оказывает влияние не только на развитие общества в целом, но и на развитие личности добровольца.

Одним из непременных условий эффективности добровольческой деятельности является психологическая готовность к ее осуществлению. Учитывая, что добровольческая деятельность охватывает различные социальные сферы, добровольцы, работающие в этих сферах, должны быть хорошо подготовлены. Уровень необходимой подготовки определяется тем видом работ, в которые включен доброволец.

Отечественные психологи и педагоги наработали определенный методический багаж по подготовке добровольцев к осуществлению добровольческой деятельности (В.В. Гагарина, Т.Г. Кобякова, О.А. Смердов, Н.П. Куникина, Н.В. Черепанова, Н.И. Белоногова, Н.И. Баранова, Т. Гудейл и др.). Однако отсутствует четкое выделение сторон психологической готовности к выполнению добровольческой деятельности. Анализ умений и навыков, предъявляющихся добровольцам в обучающих программах, позволил нам выделить следующие стороны психологической готовности: познавательная, побудительная, коммуникативная, личностная, исполнительная.

Формированию психологической готовности к добровольческой деятельности способствует не только целенаправленная и систематическая программа подготовки, но и постоянное психологическое сопровождение на протяжении всех этапов обучения, а также в процессе работы добровольца (Т.Г. Кобякова, О.А. Смердов, С.В. Михайлова).

Теоретические и эмпирические психолого-педагогические исследования добровольчества сосредоточены также на изучении индивидуально-психологических характеристик людей, занимающихся добровольческой деятельностью. По мнению ряда авторов (Е.П. Ильин, А.Ф. Лазурский, А. Маслоу, Ю. Качалова, Н.В. Черепанова, И.П. Куникина, А.Н. Перцовский, Т.Н. Мартынова, Ю.А. Клепцова, Т.П. Гаврилова, Л.П. Калининский и др.) такими специфическими особенностями являются эмпатия, терпимость, эмоциональная устойчивость, сильная мотивация, ясное и глубокое осознавание своей миссии, самоактуализация. Вполне очевидно, что названные личностные характеристики могут выступать как источниками (детерминантами), так и результатами добровольческой деятельности, так как участие в ней оказывает определенные психологические эффекты на развитие личности (С.Л. Рубинштейн, А.Ф. Лазурский, В.М. Бехтерев, В.В. Давыдов, Т.Г. Кобякова, Д.И. Фельдштейн, Е.Ю. Полетаева, Е.В. Андриенко, М.С. Палехина и др.). Однако в представленных теоретических и эмпирических концепциях данный вопрос не обсуждается, хотя, является важным в методологическом плане: среди множества индивидуально-психологических характеристик добровольцев необходимо четко определить, что из них будет являться детерминантами, а что эффектами добровольческой деятельности. Решение этого вопроса поможет снять многие проблемы, связанные с отбором и подготовкой добровольцев.

Под психологическими детерминантами принято понимать причины определенных моделей поведения (А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе и др.). Психологический эффект есть всегда результат взаимодействия человека с окружающим миром, который выражается в изменениях его личностных особенностей, мотивационно-потребностной и когнитивной сферы. Соответственно, те индивидуально-психологические особенности личности, которые в результате выполнения добровольческой деятельности остаются неизменными, считаются с точки зрения Азаровой Е.С., ее детерминантами, а те, что подвергаются изменению – ее эффектами.

С этих позиций, Азарова Е.С. полагает, что детерминантами добровольческой деятельности выступают не случайный набор индивидуально-психологических характеристик, а их определенное сочетание, система: социальная экстраверсия, коммуникативность, альтруистическая направленность.Психологические эффекты добровольческой деятельности будут заключаться в позитивных изменениях в нравственном и социальном развитии личности.

В ходе своих исследований проблемы волонтерства среди молодежи Азарова Е.С. выделила основные направления деятельности добровольцев:

- наркопрофилактическая деятельность в образовательном пространстве,

- деятельность в области культурно-массовых мероприятий,

- педагогическое сопровождение детей, подростков и деятельность в политической сфере.

Выбор этих направлений обусловлен тем, что данные виды деятельности наиболее распространены среди добровольцев юношеского возраста, что это неслучайно. Во-первых, все они являются актуальным требованием времени: акцент делается на здоровом образе жизни, увеличивается количество педагогических отрядов, создаются молодежные общественно-политические организации (прежде всего как инициатива политических партий). Во-вторых, названные сферы соответствуют возрастным потребностям добровольцев: расширение социальных контактов, подготовка к карьере, реализация творческого потенциала. Молодые люди требуют больше возможностей для их личностного развития, формирования компетентности, удовлетворения личностных потребностей.

В ходе реализации добровольческой деятельности (с увеличением стажа работы) добровольцы все отчетливее осознают важность выполняемой ими деятельности, понимая, что их активная жизнь получает признательность и уважение окружающих.

Опыт участия в добровольческой деятельности приводит к существенным личностным изменениям: развитию уверенности в себе, эмпатии, общительности, бесконфликтности, смелости в отстаивании собственных взглядов, ответственности. Отмечается повышение не только социальной, но и интеллектуальной активности, которая выражается в стремлении к познанию окружающего мира и увеличении творческого потенциала. Развивается гибкость и нормативность поведения, потребность в саморазвитии и самосовершенствовании.

Основными новообразованиями выступают социальная компетентность, интеллектуальная и социальная активность, умение действовать в нестандартных жизненных ситуациях. С увеличением стажа работы в добровольческой организации ее участники становятся больше ориентированы на принесение пользы окружающим и преобразование действительности, чем на собственные интересы.

Таким образом, специфические особенности добровольческой деятельности, такие как морально-ценностная и прогрессивная направленность являются факторами, определяющими позитивную динамику индивидуально-психологических характеристик в ходе ее реализации.

Литература

1. Носова, Е.С. Общая характеристика добровольческой деятельности [Текст] / Е.С. Носова // Наука и образование: Материалы VI Международной научной конференции (2-3 марта 2006г.): В 4 ч. / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал). – Белово: Беловский полиграфист, 2006. – Ч. 4. – С. 383-388.

2. Носова, Е.С. Детерминанты просоциального поведения [Текст] / Е.С. Носова // Наука и образование: Материалы VI Международной научной конференции (2-3 марта 2006г.): В 4 ч. / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал). – Белово: Беловский полиграфист, 2006. – Ч. 4. – С. 379-383.

3. Носова, Е.С. Особенности подготовки к добровольческой деятельности [Текст] / Е.С. Носова // Эффективные модели социального воспитания: проблемы, поиски, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 29-30 ноября 2006г. – Арзамас: АГПИ, 2007. – С. 341-347.

4. Носова, Е.С. Формирование психологической готовности к добровольческой деятельности / Е.С. Носова // Сибирский психологический журнал (г. Томск) – 2007. – № 25. – С. 186-191.

5. Носова, Е.С. Социально-психологические факторы реализации добровольческой деятельности [Текст] / Е.С. Носова // Наука и образование: Сборник трудов студентов и молодых ученых: В 2 ч. Беловский институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». – Белово: Беловский полиграфист, 2007. – Ч. 2. – С. 132-138.

6. Азарова, Е.С. Психологические детерминанты добровольческой деятельности [Текст] / Е.С. Азарова, М.С. Яницкий // Вестник Томского государственного университета. – 2008. – № 306. – С. 120-125.

7. Азарова, Е.С. Структурно-содержательная характеристика добровольческой деятельности [Текст] / Е.С. Азарова // Наука и образование: Материалы VII Международной научной конференции (14-15 марта 2008г.): В 4 ч. / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал). – Белово: Беловский полиграфист, 2008. – Ч. 4. – С. 10-14.

8. Азарова, Е.С. Психологические эффекты добровольческой деятельности [Текст] / Е.С. Азарова // Наука и образование: Материалы VII Международной научной конференции (14-15 марта 2008г.): В 4 ч. / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал). – Белово: Беловский полиграфист, 2008. – Ч. 4. – С. 15-18.

Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990. – с. 646.

Чангли И.И. Труд. Социальные аспекты теории и методологии исследования. М., 1973. 588 с.

Шкуркин А.М. Феномен труда: синергетический взгляд//Общественные науки и современность, №1, 1998, с.122-131.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.