Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности подготовки волонтеров-студентов



Возможности привлечения студентов педвузов к волонтерской деятельности

Волонтеры могут внести, действительно, свежую струю в жизнь социальных учреждений (школы, приют, центр и т.п.). Наиболее подготовленными к работе в социальных учреждениях являются студенты педагогических вузов. Здесь нивелированы различия в возрасте, социальном статусе. Студенты выступают носителями молодежной культуры, которая, несомненно, ближе воспитанникам социальных учреждений. Студенты старших курсов педагогических вузов имеют определенную базу педагогических знаний, как правило, сознательно выбирают будущую профессию и полны энтузиазма и оптимизма.

Опыт работы волонтеров в приюте показывает следующее: как правило, добровольцы приглашаются для кратковременной, обычно неквалифицированной работы, посещение ими учреждения носит ситуативный характер. Отсутствие системы в работе волонтеров, несогласованность целей волонтеров и администрации и воспитателей учреждения нивелируют большинство позитивных моментов добровольческой помощи. Наша цель - создание специальной программы подготовки волонтеров, которая бы способствовала развитию добровольческого движения, оказывающего реальную помощь в социализации ребенка, пережившего трудную жизненную ситуацию.

Результатом создания данной программы будет формирование инициативной группы людей, которые в долгосрочной перспективе сотрудничают с социальными учреждениями, реализуют общественно-значимые задачи и имеют возможность личностного и профессионального роста. Специфика учреждения и его воспитанников определяет основные требования к подготовке волонтеров.

Также важно подчеркнуть, что для волонтера работа в социальных учреждениях являются не основной, а дополнительной деятельностью. Следовательно, программа подготовки должна быть краткосрочной, интересной и эффективной: предлагающей максимум знаний и умений (желательна их полезность и возможность использования в основной деятельности) за минимальный срок обучения. Рассмотрим основные аспекты подготовки волонтера-студента.

1) основы медицинских знаний (заболевания безнадзорных детей, симптомы, методы профилактики: педикулез, чесотка, венерические заболевания). Данный блок обязателен для проведения.

Естественно, волонтер не будет взаимодействовать с больным ребенком (дети при поступлении в учреждение проходят обязательное медицинское освидетельствование, в случае обнаружения заболевания проходят лечение), но его осведомленность (незнание порождает мифы) будет способствовать снижению тревожности, которая может негативно сказаться на взаимоотношениях с ребенком.

2) психологический блок знаний и умений.

Основное содержание занятий волонтера с детьми - продуктивное, интересное и для волонтера и для ребенка общение, как пишет В.А. Петровский: «…общение - это рождение общего». Здесь важными условиями являются: социально-психологическая и аутопсихологическая компетентности волонтера. Только глубокое понимание особенностей поведения ребенка, осознание собственных реакций помогут добровольцу построить отношения с детьми, находящимися в социальных учреждениях. Данные компетентности воспитателя или волонтера - основа его эффективности. На этапе подготовки волонтера важно сформировать условия для развития наблюдательности, гибкости в общении добровольца с группой воспитанников.

Также, необходимо дать волонтеру инструменты, с помощью которых он сможет работать с детьми. Один из таких инструментов - игротехника: элементы психогимнастики, тренинга общения для трудных подростков и т.д. В рамках подготовки волонтер участвует в тренингах, специально организованных ведущим-фасилитатором групповых дискуссиях, мозговых штурмах. Важным результатом выступает разработка добровольцем собственных игровых занятий с детьми.

На протяжении всей программы подготовки осуществляется психологическое сопровождение работы волонтера: групповое обсуждение успехов и трудностей, с которыми сталкиваются добровольцы, индивидуальные встречи с психологом (одна встреча является обязательной). Психологическая поддержка снижает риск «эмоционального выгорания», способствует более эффективной работе с детьми.

3) педагогический аспект подготовки дает представление о концепции воспитательной работы учреждения, включает волонтера в совместную с воспитателями реабилитационную деятельность воспитанников. Специфика приюта «Федор» привела к созданию оригинальной концепции работы с детьми, в основу которой легла идея программы «одной край». В приюте проходят первичную реабилитацию дети практически со всего СНГ, по разным причинам покинувшие место жительства. Конечно, ребенок уходит из семьи или интерната не от хорошей жизни, но важно отметить, что стремится он к новым впечатлениям, хочет «посмотреть мир», ищет тепло и заботу. Идея «популярной географии» или страноведения для подростков чрезвычайно продуктивна. Естественный интерес ребенка к путешествиям, познанию нового позволяет сформировать мотивацию к учебной деятельности, дать представление о жизни в разных странах, о культурных различиях. На материале какого-либо государства: бывшей союзной республики или экзотической африканской страны, для детей разных возрастов, с разными уровнями подготовки проводятся «недели страны». Например, «неделя Конго».

Понедельник - Национальная одежда

Вторник - Танцы и песни

Среда - Животные Африки, Игра «Охотники»

Четверг - Национальная кухня

Пятница - Концерт, «посвящение» в Жителя Конго

Волонтер совместно с воспитателем и детьми разрабатывает сценарий праздников, участвует в их проведении. Подготовка волонтеров к практической работе основывается на вводной лекции «Концепции воспитательной работы» и семинаре «разработка сценария праздника».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.