Здавалка
Главная | Обратная связь

Система занятий по подготовке волонтеров из числа учащихся 13-16 лет



Их цель: снижение риска приобщения их сверстников и ребят помладше к алкоголю и табакокурению.

Задачи:

· создать атмосферу доверия, взаимного уважения и работоспособности группы;

· дать правдивую информацию об алкоголе, табакокурении, последствиях их употребления и влияния на все сферы жизни человека;

· помочь осознать ребятам в группе истинные мотивы приобщения к алкоголю и курению, последствия их употребления, найти здоровые и доступные альтернативы;

· научить участников проекта адекватной самооценке в различных жизненных ситуациях, содействовать их саморазвитию и самосовершенствованию.

Средства реализации поставленных задач: работа в малых группах, дискуссии, ролевые игры, мозговой штурм, тренировка навыков.

Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение 1 часа. В группе из 10 – 12 человек работают 2 ведущих подростка.

Для установления гуманных отношений с окружающим миром и людьми, выработки навыка открытого обсуждения, честного спора, дискуссии, хорошо подходят тренинговые занятия. Тренинг строится по блочной структуре: информация, взаимодействие, восприятие. В ходе занятия участники находят свое место в групповом решении, при необходимости берут на себя лидирующую роль, адекватно оценивают ситуацию.

1 блок: обмен информацией, умение ее обрабатывать

2 блок: стратегия совместных действий, умение отстаивать свою точку зрения, умение признать ошибочность своего решения,

3 блок: умение понимать внутренний мир другого человека, его действия, его психологические особенности, которые отражаются в поведении, развитие уважения к другим.

В начале занятий вырабатываются и принимаются правила работы в группе. Ведущий занятия создает условия для высказывания каждого участника группы, инициирует пассивных, чаще обращаясь к ним, резюмирует, сообщает новую информацию и т.д. Ведущий также отслеживает динамику состояния и развития группы, планирует работу группы, чередуя серьезные упражнения с разминками на релаксацию и сплочение.

Вместе с группой ведущий рефлексирует и проводит итоги работы в группе. После завершения работы в группе он делится впечатлениями и обсуждает проделанную работу с кураторами, предоставляет трудные случаи из практики для разбора и получает необходимую психологическую помощь и отдых.

Занятие.

Цель: информация о задачах программы, формирования установки на личную включённость и работа в группе. Создать атмосферу доверия, взаимного уважения и работоспособности группы.

1. Представление. Объявление темы и задач семинара.

Все мы разные и у каждого из нас своя жизнь, со своими проблемами, интересами, планами. Но объединяет нас одно общее желание – мы все хотим быть счастливыми. Вряд ли какой-нибудь мудрец может дать рецепт счастья, надо самим научиться делать свою жизнь счастливой. Да и мало кто из нас любит чужие советы, предпочитая свой путь проб и ошибок. И все - же, нужно уметь учиться на чужих ошибках. Ведь есть ошибки, которых лучше не совершать, слишком дорого они обходятся человеку, слишком много горя они способны причинить. Ведь умным называют того человека, который учится на своих ошибках, а мудрым – того, кто учится на ошибках других. Мудрость – замечательное качество! Мы призываем быть вас быть мудрыми. Надеемся, что наше занятие окажется полезным для вас. Все в ваших руках

2. Ритуал приветствия.

Упражнение «Познакомимся».

Все участники становятся в круг. Ведущий бросает мячик одному из участников, при этом он называет своё имя и имя того, кому адресован мячик. Игра продолжается до тех пор, пока участники не перестанут переспрашивать друг у друга имена и не начнут быстро передавать мяч.

3. Ознакомление правилами работы в группе.

Существуют три основных правила, которые могут обеспечить атмосферу доверия в группе:

· Конфиденциальность;

· Все личное, что обсуждается в группе, не должно выходить за ее пределы, рассказываться другим людям;

· Уважение.

На занятии должна царить атмосфера свободного выражения мыслей без боязни вызвать насмешки окружающих. Это также право на внимание: когда высказывается один – все остальные слушают и не перебивают, тем самым, проявляя уважение к говорящему. Говорящего, при необходимости может прервать только ведущий.

Взаимная поддержка:

Каждый участник может рассчитывать на постоянную поддержку.

4. Упражнение «Ассоциации»

Ведущий: «Вы сейчас будете передавать мяч по кругу и одновременно называть свои ассоциации на слово алкоголь.

5. Упражнение « Поменяйтесь местами те, кто считает, что: …»

Потребление девушками и молодыми женщинами алкогольных напитков (пива) способно вызвать снижение иммунитета и повышает риск возникновения опухолевых клеток.

Регулярное курение, особенно если курить начали до 14 лет, повышает риск заболеваемости раком легких в три раза.

Курящие женщины в 8 раз чаще оказываются бездетными.

Курящие мужчины тоже рискуют остаться бездетными.

Курильщики намного чаще некурящих болеют такими заболеваниями, как астма, гипертония, стенокардия, инсульт.

Курильщиком можно назвать тех, кому приходится ежедневно находиться рядом с курящим человеком.

6. Информационный блок

Никотин – вещество, входящее в состав табака. Очень сильный нервный яд. Смертельная доза для человека составляет 0,01-0,08 г.

При выкуривании одной сигареты в дым переходит 0,008 г. никотина, из которых четвертая часть попадает в легкие курильщика, остальное остается в воздухе, которым дышат окружающие.

Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 6-10 мин.

В комнате площадью 50 кв. м., где выкуривают 6 сигарет за 2 часа, некурящий человек получает такую же дозу никотина, как будто он сам выкурил 1 сигарету.

В семьях курильщиков некурящие члены семьи в среднем на 20% чаще заболевают раком желудка, на 20% раком легких, чем в семьях, в которых не курят.

7. Рефлексия

Занятие 2

Цель: помочь учащимся осознать свое отношение к здоровью и формированию у них чувства личной ответственности за ЗОЖ.

1. Ритуал приветствия

2 Информационный блок

Над известной строкой «Пейте пиво пенное …» стоит задуматься каждому здравомыслящему человеку, так как:

1. Стакан пива снижает уровень координации человека в несколько раз. Восстановление происходит в течение 2 часов. Установлено, что стакан пива, выпитый водителем, повышает риск аварии в 14 раз. Ежегодно регистрируется 30 тыс. случаев дорожно-транспортного происшествия (ДТП), возникающих из-за того, что водитель нетрезв.

2. Каждый пятый пешеход, сбитый машиной, имел в крови повышенное содержание алкоголя. При этом у каждого десятого концентрация соответствовала употреблению легкого алкогольного напитка – шампанского, пива.

3. Человек, выпивший бокал вина или кружку пива, внешне не выглядит пьяным, однако под влиянием алкоголя его поведение может меняться. Почти половина всех случаев сексуального насилия были совершены в состоянии легкого алкогольного опьянения.

4. В состоянии алкогольного опьянения люди в три раза чаще попадают в рискованные ситуации.

5. Состояние опьянения человека, совершившего правонарушение, является отягчающим обстоятельством при рассмотрении в суде.

3. Мозговой штурм.

Почему ваши сверстники начинают курить?

Ответы записываются на доске. Используя слова, предложенные участниками, формируется конфликт причинно-следственных связей между причинами и курением: помогает ли сигарета решить проблему.

4. Упражнение «Прокуришь ли ты деньги?»

Предлагается небольшой математический расчет и способность визуализировать, на что еще можно потратить деньги. Пачка сигарет стоит примерно от 7 до 20 рублей. Если выкуриваете полпачки сигарет в день, посчитайте, сколько уходит денег:

· в неделю;

· в месяц;

· за полгода;

· в год.

Потом посчитайте, сколько тратится денег, если выкуривать целую пачку сигарет. Вместе подумайте, что полезного можно купить на эти деньги?

5. Упражнение «Поделись теплом».

Ведущий: «Все беремся за руки и легким нажатием руки передаем свое тепло и энергию своим соседям слева по цепочке».

6. Информационный блок.

Если один из супругов часто курит, то вероятность развития рака легкого у партнера повышается до 70%.

Ежегодно фиксируется до 1 млн. случаев бронхиальной астмы у детей, родители которых курят.

У детей, в семьях которых есть активные курильщики, почти втрое выше уровень тяжелых аллергических реакций.

В России запрещено курение в общественных местах. За нарушение предусматривается административное взыскание в виде штрафа. Увы… оно очень редко выполняется.

7. Рефлексия

Занятие 3

Цель: обсудить различные варианты отношения к своему здоровью и возможные пути его сохранения.

1. Ритуал приветствия

2. «Мозговой штурм» ( работа в группах) « Перечислите причины, по которым люди пьют и не пьют пиво»

3. Упражнение «Круг знакомств»

Участники встают в круг. Один из игроков делает шаг в центр круга, называет своё имя, показывая какое – то движение или жест, свойственный ему или придуманный, затем вновь возвращается в круг. Все игроки повторяют как можно точнее его движение, интонацию, мимику. Таким образом, каждый из участников продемонстрирует своё движение или жест.

4. Упражнение «Аргументы»

Командам предлагается придумать в течение 1 – 2 минуты и обсудить между собой максимальное количество доводов в пользу отказа от употребления алкоголя, наркотиков, курения. Команды располагаются друг напротив друга, договариваются об очерёдности – кто начнёт первым. Далее задание выполняется следующим образом: первый участник одной команды называет, один из доводов ,после этого свой довод приводит участник противоположной команды. Доводы не должны повторяться, желательно, чтобы высказалось как можно больше участников. Победившей считается команда, которая привела последний довод.

5. Упражнение «Кто Я?»

Ведущий предлагает поразмыслить над вопросом «Кто Я?» и дать ответ на него так, как они ответили на него сами; один из их родителей, по выбору; и один из близких друзей. Ребята работают, используя табличку:

Я глазами

· меня самого

· родителей

· друзей

После заполнения таблички ведущий просит посмотреть, есть ли повторяющиеся определения в разных колонках, каких характеристик больше: положительных или негативных, описывающие личностные качества или роли, которые человек играет, описывающих больше внешность человека или его внутренние особенности. Ребята обмениваются впечатлениями в парах и по желанию в кругу.

6. Рефлексия.

Занятие 4

Цель: выработать правильное поведение в конфликтной ситуации, дать понятие компромиссного поведения.

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнение «Узкий мост».

Два участника идут с разных сторон моста (узкой полоски на полу). На середине они встречаются. Задачей каждого является дойти до конца моста. Каждый из участников пытается решить поставленную задачу – сможет ли вежливо убедить другого в необходимости уступить место или столкнет. Обсуждается эффективность действий каждого из участников.

3. Упражнение «Говорим гадости»

Участники разбиваются на пары: один говорит гадости, а другой отвечает комплиментом. Основное условие – говорить выдержанно, обращаться на «вы». Например: «Вы, сударь, дурак», «Спасибо, сударыня, вы же знаете. Как мне важно знать ваше мнение». Штрафное очко получает тот, кто не выдержал и резко ответил. Проводится обсуждение: сложно ли было удержаться в рамках приличия, в каких ситуациях, связанных с работой волонтёров, потребуется подобная выдержка.

4. Упражнение «Тихая дискуссия».

В центре плаката записывается тезис, который выносится на всеобщее обсуждение. Участники садятся по кругу, каждый записывает свое мнение, потом перемещается «на одно мнение», высказывая свою точку зрения по поводу позиции своего товарища. Участники читают записи, сделанные их товарищами, сверяют свою позицию и позиции остальных членов группы.

5 Упражнение «Нет».

Умение отказаться от предложения закурить или попробовать алкоголь особенно важно. Участники садятся вкруг, ведущий становится в середину и кидает мяч любому из группы, тот делает ведущему предложение (пойти на прогулку). Всякий раз ведущий отвечает отказом:

Отказ-соглашение: «Спасибо, мне неудобно вас затруднять»;

Отказ-обещание: «С удовольствием, но у меня курсы»;

Отказ-альтернатива: «Давай лучше почитаем»;

Отказ-отрицание: «Ни за что с тобой не пойду».

6. Упражнение «Альтернативная реклама».

Принцип «вредных советов»: рекомендуется заведомо вредное, при чем так, что возникает желание избежать встречи с рекомендуемым:

Если твой сосед по парте заявил,

Что тот, кто хочет поскорее взрослым стать,

В обязательном порядке должен тонкие сигары

С удовольствием курить…..

Каждый зачитывает свой вариант «вредных советов».

7. Рефлексия.

Занятие 5.

Цель: формирование личной включенности в работу группы, выявление основных стрессовых ситуаций в подростковом возрасте, почему возможны различные точки зрения.

1. Приветствие.

2. Упражнение «Путаница».

Участники садятся в круг, сцепляют руки. Задача: распутаться, не разжимая рук.

3. Мозговой штурм «Причины стресса».

Обсуждение в группе. Вывод: стресс может возникнуть в результате отношений между друзьями, родителями, учителями.

4. Упражнение «Хвастовство».

Участники по очереди произносят фразу, заканчивая ее положительным высказыванием о себе: «Не хочу хвастаться, но……». Хвастовство должно носить положительный характер.

5. Упражнение «Снежинки».

Участники берут лист бумаги, складывают вдвое, отрывают верхний правый угол, снова складывают вдвое, отрывают правый верхний угол и т. д. Затем сравнивают результаты: почему один лист не похож на другой, каким был бы мир, если бы люди видели все одинаково?

6. Мозговой штурм «Борьба со стрессом».

Обсуждение в группе мер борьбы со стрессом. Вывод: уметь изменять свое состояние.

7. Рефлексия.

Занятие 6.

Цель: осознание личной ответственности в ситуациях, связанных с принятием решения, осознание смысло-ценностных ориентиров.

1. Приветствие.

2. Упражнение «Я говорю».

Ведущий произносит команды: если команда начинается со слов «Я говорю….», то она выполняется, если без этих слов – не выполняется.

Обсуждение: легко слушать человека и соглашаться со всем, что он говорит? Почему важно принимать решение самому?

3. Мозговой штурм «Ассоциации на слово «никотин».

Перекидывая мяч, участники называют ассоциации со словом «никотин».

Создается портрет курящего человека. Хотите ли вы стать таким человеком?

4. Упражнение «Мои проблемы».

Берется стул (аллегория проблемы). Участнику предлагается перешагнуть через него (решить проблему) с помощью курения. Но проблема не решается, к ней прибавляются все новые и новые трудности (количество стульев увеличивается). Обсуждение ситуации.

5. Упражнение «Ценности жизни».

Участники на 6 листочках пишут, что для них важно в жизни. Предлагается выбросить одну ценность, потом вторую и так до последней. Затем можно вернуть любую из ценностей, так 6 раз. После этого может ценности поменялись местами, или добавились новые?

6. Упражнение «Дом».

Вы оказались в доме, отрезанном от мира непогодой. В доме есть: вода, еда, топливо, спортзал, бассейн, магнитофон, библиотека, алкоголь, игры, наркотики.

Чем вы займетесь? Предлагается нарисовать дом и себя в нем.

Цель – дать участникам задуматься о том, для чего они живут, что для них важно?

7. Рефлексия.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.