Здавалка
Главная | Обратная связь

Сущность, виды и функции моделей и моделирования



Моделирование — многоплановый метод исследования, один из путей познания. Оно предполагает исследование реально существующих предметов, явлений, социальных процессов, органических и неорганических систем. Сферы применения моделирова­ния, по существу, неограниченны. Им охватываются все процессы. Но это вовсе не означает, что моделирование является единствен­ным и исчерпывающим методом познания, хотя оно и присуще всякому познавательному процессу.

Моделирование — это специфическое многофункциональное исследование. Его главная задача — воспроизвести на основании сходства с существующим объектом другой, заменяющий его объект (модель). Модель — это аналог оригинала. Она должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, иначе само моделирование теряет смысл. Недопустимо и произвольное моделирование: в этом случае оно не дает должного представления об оригинале модели и также не выполняет своей функции.

Общество не может разумно развиваться, не анализируя себя, различные стороны своей деятельности, не контролируя себя, не заглядывая вперед. Но для того чтобы этот анализ был эффективным, он должен опираться на точные, объективные данные — необходима информационная база, социальная информация. Совокупность проблем, поддающаяся количественному анализу, может быть формализована и обработана на ЭВМ с помощью математического моделирования. Но далеко не все процессы общества поддаются количественному измерению и контролю. Социальные отношения отличаются исключительной сложностью, в них взаимодействуют самые разные факторы, взаимовлияние которых друг на друга неоднозначно, вариативно; причинно-следственные связи, их интенсивность и характер подвижны и неопределенны.

Следует учитывать также, что все социальные процессы осуществляются людьми, а поступки, мысли, чувства людей не могут иметь числового отображения. Поэтому объективно необходимыми становятся различные методы анализа качественного содержания процессов в социальной сфере. А значит, необходимы и самые

различные модели, функциями которых являются: углубление познания действующих систем, объектов; определение основных параметров, путей дальнейшего их совершенствования; форматирование, проведение сравнительного анализа оригинала и модели, выявление качественных характеристик.

Моделирование выполняет также важные эвристические функции: выявляет негативные тенденции, определяет позитивные пути решения проблем, предлагает альтернативные варианты. Моделирование выступает, таким образом, в единстве с прогнозированием, являясь его составной частью. Условно можно выделить несколько видов (типов) моделей: 1) познавательные — эвристиче­ские; 2) модели будущего — прогностические; 3) модели желае­мого, заданного состояния. Однако моделирование сложных соци­альных проблем сочетает в себе все три типа моделей и основные их функции: эвристические, прогностические, прагматические. Учитывая остроту и сложность социальных процессов, моделирование призвано, с одной стороны, отобразить состояние проблемы на данный момент, с другой — определить тенденции развития и те факторы, влияние которых может скорректировать нежелательное развитие, активизировать деятельность государственных, общественных и иных организаций и лиц в поисках оптимальных вариантов разрешения социальных задач. Целесообразно выделить две группы требований, предъявляемых к моделям. Во-первых, модель должна быть простой, удобной; давать новую информацию об объекте; способствовать усовершенствованию самого объекта. Во-вторых — способствовать определению или улучшению характеристик объекта; рационализации способов его построения; управ­лению или познанию объекта.

Следовательно, правомерно при разработке модели говорить о ее подобии объекту-оригиналу, когда, с одной стороны, соблюдается жесткая целенаправленность, увязка ее параметров с ожидаемыми результатами, а с другой — обеспечивается достаточная «свобода» модели, для того чтобы она была способной к преобразованию в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, могла быть альтернативной, иметь в запасе наибольшее число ариантов.

В целом модель должна соответствовать следующим требованиям:

1) обладать такими качествами, как полнота, адекватность и эволюционность; она должна обеспечивать возможность включения широкого диапазона изменений, добавлений, чтобы наиболее точно воспроизвести социальный объект, явление, процесс;

2) быть в меру абстрактной, чтобы иметь возможность оперировать большим числом переменных, но не допускать сомнений в надежности и практической полезности полученных результатов;

3) укладываться во временные рамки решения задачи;

4) ориентироваться на реализацию с помощью существующих возможностей, т.е. быть осуществимой на данном уровне развития общества;

5) обеспечивать получение новой полезной инфомации о социальном объекте (явлении, процессе) в плане поставленной задачи исследования;

6) строиться с использованием установившейся терминологии;

7) предусматривать возможность проверки ее истинности, полноты соответствия ее изучаемому социальному объекту, явлению, процессу.

В научной литературе довольно подробно описаны основные принципы процесса разработки моделей сложных объектов и явле­ний, которые вполне могут быть применимы в социальном модели­ровании: компромисс между ожидаемой точностью результатов моделирования и сложностью модели, баланс точностей, достаточное разнообразие элементов модели, наглядность модели, блочное представление модели, специализация моделей и др. Моделирование применяется тогда, когда сам объект (в силу территориальной отдаленности, невозможности одновременного анализа всех его составных частей) не может исследоваться непосредственно.

Параметры оценки моделей могут быть различными.

В качестве главных критериев выступают:

- новизна отражения (интуитивное отражение, качественное описание, наглядная имитация, системное воспроизведение);

- распространенность (социальная сфера в целом, отрасль, со­циальная группа и т.д.) — уровень разработанности (выдвинута идея, построена схема, разработан алгоритм, формализована ма­териализованная система — кибернетическая).

Уровень творческого решения с помощью модели означает степень выполнения ею гносеологической (познавательной, объяснительной) и эвристической (прогностической, творческой) функций.

Последовательность нарастания этих возможностей, т. е. творческого решения, следующая:

- определение (различение, распознавание), классифицирование известных фактов, предметов, событий, упорядочение их и решение простых задач, усовершенствование простейших модельных представлений;

- реализация гносеологических и эвристических потенций разработанной модели, осуществление научного прогноза качественно новых фактов, событий и их практического использования.

Уровень использования модели характеризуется та­кими показателями:

- определена цель применения модели;

- углублено знание по тем или иным аспектам применения модели в социальной сфере;

- используется в системе научного знания, в системе подготовки кадров, в учебных заведениях.

Не менее важной является оценка структуры моделей:

- совокупность направлений развития объекта познания;

- побудительные силы развития;

- факторы внешних воздействий.

При исследовании важно зафиксировать степень реализованно­го воздействия всех основных компонентов на предыдущем этапе познания объекта, что может быть осуществлено при ретроспек­тивном анализе.

Подобный подход в значительной мере предопределяет предвидение развития исследуемого объекта, базирующееся на опыте прошлого, сравнении с ним, опирающееся на репрезентативные массивы информации.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.