Приложение 2. Семинарские и практические занятия
Планы семинарских и практических занятий Семинары предполагают активное участие обучающихся в качестве участников-игротехников, готовых к процедурам «мозгового штурма», участию в тренингах, играх. Предполагается разработка акций, социальных проектов, программ, мероприятий по организации волонтёрской деятельности студентов. Тема 1. История возникновения волонтерства в странах мира. 1. Зарождение волонтерства (Франция, США, Германии и др.) 2. Развитие культуры волонтерской деятельности в Великобритании 3. История и теория еврейского волонтерского движения 4. Волонтерская молодёжная служба и ЮНЕСКО: краткий исторический обзор 5. Международные волонтерские объединения Тема 2. История возникновения волонтерства в России. 1. Зарождение волонтерской деятельности в России. 2. Взаимопомощь ленинградцев во время блокады 3. Добровольческое служение: российский и советский опыт 4. Волонтерские центры и движения в Российской Федерации 5. Волонтерское движение в Тюменской области 6. Добровольческий труд как основной принцип волонтерского движения 7. История развития волонтерского движения в Казахстане 8. Деятельность волонтерских объединений в современном Казахстане Тема 3. Нормативно-правовая основа Волонтерской деятельности. 1. Всеобщая декларация волонтеров 2. Основные Федеральные законы, регулирующие деятельность общественных объединений 3. Устав волонтерского движения «СВеча» 4. Другие нормативные документы. 5. Концепция развития добровольчества в смоленской области на 2010 – 2013 гг. Тема 4. Методологические подходы к изучению добровольческого труда. 1. Методологические традиции 2. Добровольческая деятельность с точки зрения психологии 3. Психолого-педагогические аспекты волонтерской деятельности учащихся на ООПТ Литература: Кудринская Л.А. Добровольческий труд сущность функции специфика (электронный ресурс) Тема 5. Доброволец – залог успешной работы некоммерческой организации. Сущностные характеристики Волонтерства. 1.Организация работы добровольцев 2. Предварительная работа перед набором 3. Формы поддержки (поощрения добровольцев) Тема 6. Модель волонетёра Цель: Создать образ «идеального волонтёра» для исторически определенного периода времени, а также определить пути его подготовки в условиях вуза. Этапы проведения занятия: 1. Анализ ситуации: определение назначения волонтёра, фиксирование исторического момента, а также условий использования волонтёрской деятельности. 2. Описание деятельности волонтёра: цель, необходимость, задачи, диапазоны будущей волонтёрской деятельности. 3. Определение характеристики «идеального» волонтёра: определение требований к нему путем оценивания личностных и социальных качеств; перечень основных видов и задач деятельности. 4. Разработка системы подготовки волонтёра: уровень и организация подготовки, цели, содержание обучения в виде учебных планов и программ, формы и методы обучения. Форма реализации этапов занятий: 1. Деловая игра «Модель волонтёра». 2. Упражнение «Обратная связь: вырабатывается общее решение о характере волонтёров, о содержании и методах обучения, о качествах, на развитие которых должна быть направлена учебно-воспитательная работа». Тема 7. Коммуникативные средства общения в волонтерской деятельности Цели: 1. Выяснить значение невербальных средств общения. 2. Выявить содержание и способы общения с помощью невербальных средств. Этапы проведения занятия: 1. Получение информации об основных средствах общения для организации взаимодействия в группе. 2. Проектирование условий для организации работы группы в тренинговом помещении. 3. Организация рабочего пространства эффективного общения и взаимодействия в студенческой группе. 4. Освоение простейших способов организации группового и анализа результатов деятельности. Форма реализации этапов занятий: 1. Эвристическая (поисковая) беседа с аудиторией. 2. Тренинговые задания: «Для чего нужны невербальные средства общения?», «Пойми меня», «Стереотипы восприятия», «Фонация», «Интонирование», «Логическое ударение». 3. Упражнение «Обратная связь»: свободный обмен мнениями по итогам тренинга в группе. Тема 8. Умение знакомиться и устанавливать контакт Цель: Формирование осознания участниками тренинга необходимости устанавливать контакты с новыми людьми. Этапы проведения занятия: 1. Уточнение представлений о местах для знакомств. 3. Организация рабочего пространства эффективного общения и взаимодействия в студенческой группе. 4. Освоение простейших способов знакомств, приветствий. 5. Получение информации о контактах. 6. Проектирование условий для организации работы группы в тренинговом помещении. 7. Организация группового анализа результатов деятельности. Форма реализации этапов занятий: 1. Тренинговые задания: «Места для знакомства», «Приветствие», «Новые знакомства», «Здрасте – здрасте», «Сбор фраз для контакта», «Темы для беседы», «Никто из вас не знает, что я (или у меня) …». 2. Упражнение «Обратная связь»: свободный обмен мнениями по итогам тренинга в группе. Тема 9. Умения поддерживать разговор и вызывать симпатию Цель: Развитие способности внимательно слушать друг друга, проявляя эмпатийные чувства и способности поддерживать разговор, вызывая симпатию к себе у других людей. Этапы проведения занятия: 1. Получение информации о умениях внимательно слушать и поддерживать разговор, о способностях сопереживания. 2. Получение информации о способности симпатизировать другим людям. 3. Проектирование условий для организации работы группы в тренинговом помещении. 4. Организация группового анализа результатов деятельности. Форма реализации этапов занятий: 1. Трениговые задания: «Цветы в речевом оформлении», «Расскажи мне», «Подиум», «Какая все же у меня есть прелестная штучка», «Какая же у тебя есть прелестная штучка», «Как мне это здорово удается», «Делаем конкретные комплименты». 2. Упражнение «Обратная связь»: свободный обмен мнениями по итогам тренинга в группе. Тема 10. Диагностика личностных качеств Цель: Диагностика личностных качеств студентов для коррекции общего представления «модели идеального волонтёра». Этапы проведения занятия: 1. Заполнение тестовых бланков студентами. 2. Обработка тестовых бланков студентами. 3. Организация группового анализа результатов деятельности. Форма реализации этапов занятий: 1. Тестовые задания: «Сова»? «Жаворонок»? «Голубь»?; «Правополушарник» или «Левополушарник»; Как вы относитесь к действительности?; Живите ли вы в согласии с собой?; Каков уровень вашей самооценки?; Уверенность в себе; Довольны ли вы собой?; Проведите графологическую экспертизу; О вас рассказывают стертый каблук и форма ногтей. 2. Упражнение «Обратная связь»: свободный обмен мнениями по итогам тестирования в группе. Тема 11. Организация волонтерских групп, отрядов. 1. Принципы создания волонтерских отрядов, групп. 2. Особенности подготовки волонтеров-студентов 3. Обучение через реальную жизнь (США) 4. «Волонтерская бригада» в детском саду 5. Опыт создания и организации волонтерской деятельности 6. Из опыта развития лидерства и социальной активности молодежи в системе высшего образования как основание для формирования управленческих качеств будущих специалистов Тема 12. Волонтерская программа (теория) 1. Программы обучения волонтеров 2. Программа подготовки волонтеров из числа учащихся 13-16 лет 3. Волонтерская программа «Антинаркотическое трезвенное воспитание детей и молодежи» 4. Молодежные добровольческие программы 5. Роль детских общественных организаций в развитии добровольческой деятельности 6. Социальное служение 7. Формы и методы обучения Служению обществу 8. Использование учебной программы «Мы народ… Проект гражданин» в социальном проектировании и организации волонтерской деятельности Литература: Служение обществу. Пособие по развитию волонтерской деятельности учащихся организаций образования. Составители Аргынов А.Х., Жумаканова Р.А. - Алматы, Научно-информационный центр гражданского образования, 2009, 183 с. (электр. ресурс)
Тема 13. Волонтерская программа (практика) Цель: 1. Выработать умения и навыки по прогнозированию и планированияколлективных творческих дел в образовательных учреждениях, центре социального обслуживания населения, социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних детей и т.п. 2. Закрепить умения по презентации и публичной защите результата собственного интеллектуального труда. Этапы проведения занятия: 1. Получение информации о теоретических основах разработки программ. 2. Проектирование условий для организации работы в микрогруппах группы. 3. Организация группового анализа результатов деятельности. Форма реализации этапов занятий: 1. Коллективная творческая деятельность. 2. Защита программ. 3. Упражнение «Разговор со сменой позиции» - формирование разностороннего видения и уточнение общих положений по обсуждаемой проблеме. Тема 14. Социальный проект (теория) План: 1. Сущность социального проектирования. 2. Структура и требования к проекту 3. Сущность, виды и функции моделей и моделирования Тема 15. Социальный проект (практика) Цели: 1. Выработать умения и навыки по прогнозированию и планированияи коллективных творческих дел в образовательных учреждениях, центре социального обслуживания населения, социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних детей и т.п. 2. Закрепить умения по презентации и публичной защите результата собственного интеллектуального труда. Этапы проведения занятия: 1. Продумать тематику социального проекта / Название проекта. 2. Прописать социальную значимость проекта (для города или группы людей, на которых направлен данный проект). 3. Определить цель и задачи проекта. 4. Раскрыть основную идею проекта. 5. Описать, кто будет являться благополучателями в рамках проекта. 6. Рассмотреть других участников проекта./Каких специалистов необходимо пригласить для реализации данного проекта. 7. Продумать, какие необходимы ресурсы для реализации данного социального проекта. 8. Описать ожидаемые результаты. Форма реализации этапов занятий: 1. Работа в малых группах с элементами мозгового штурма. Дискуссия. 2. Упражнение «Разговор со сменой позиции» - формирование разностороннего видения и уточнение общих положений по обсуждаемой проблеме. Тема 16.Волонтерские интернет-сообщества. Форма проведения: конференция с использованием информационно-коммуникационной образовательной технологии. Для проведения конференции выбираются из числа студентов члены жюри (2 чел.) и ведущий (1 чел.); технический редактор (1 чел.); преподаватель становится членом жюри автоматически. После проведения конференции технический редактор собирает все доклады выступающих и формирует mini-сборник в электронном варианте. Вопросы, рекомендуемые для рассмотрения: 1. «Высокотехнологичный» способ как стать волонтером. 2. Добровольческое интернет-движение - некоммерческие благотворительные организации. 3. Единая социальная сеть всех волонтеров (www.jaba-point.ru) Тема 17. Технология организации групповой деятельности. 1. Коллективная творческая деятельность 2. Приемы, использующиеся почти на всех стадиях КТД. 3. Методы порождение идей КТД Тема 18. Изотерапия: практика. Коллаж Цель: Развить умения и навыки группового взаимодействия. Этапы проведения занятия: 1. Формирование небольших групп (не более 5 человек). 2. Представление участникам/клиентам темы задания: «Найдите картинки, различный материал для изготовления коллажа и надписи на тему «Волонтёр». Создайте свою работу, деконструкции или персонификации проблемы». Задание можно дать заранее, чтобы участники нашли материал для композиции. 3. Работа групп длится 40-60 мин. 4. Представление результатов: организация выставки. Рассказ о своей работе представителей групп (5-7 мин. на каждый коллаж). 5. Совместное обсуждение получившихся композиций и хода работы над их созданием (10-15 мин.). Форма реализации этапов занятий: 1. Коллективная творческая деятельность. 2. Упражнение «Обратная связь». Материальное обеспечение:заголовки газет, персональные высказывания, рекламные материалы, фрагменты буклетов, каталогов, календарей, плакатов, афиш, открыток, наклеек и другую печатную продукцию, ткань, бумага, веревка, кружево и др. Тема 19. Технология организации волонтерских акций. 1. Сущность акции 2. Виды акции и технология их проведения Тема 20. Просветительская работа среди молодежи «Нет, алкоголю! Нет, никотину!» Цель: Развить умения и навыки группового взаимодействия. Этапы проведения занятия: 1. Разработать план акции. 2. Организация и проведение. Форма реализации этапов занятий: 1. Коллективная творческая деятельность. 2. Упражнение «Обратная связь». Тема 21. Социальная акция «SOS-проблема» Цель: Развить умения и навыки группового взаимодействия. Этапы проведения занятия: 1. Разработать план акции. 2. Организация и проведение. Форма реализации этапов занятий: 1. Коллективная творческая деятельность. 2. Упражнение «Обратная связь». Тема 22. Акция «Помоги ближнему! » Цель: Развить умения и навыки группового взаимодействия. Этапы проведения занятия: 1. Разработать план акции. 2. Организация и проведение. Форма реализации этапов занятий: 1. Коллективная творческая деятельность. 2. Упражнение «Обратная связь». Тема 23. Новогодняя акция «Подари игрушку детям! » Цель: Развить умения и навыки группового взаимодействия. Этапы проведения занятия: 1. Разработать план акции. 2. Организация и проведение. Форма реализации этапов занятий: 1. Коллективная творческая деятельность. 2. Упражнение «Обратная связь». ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|