Здавалка
Главная | Обратная связь

Приложение 2. Семинарские и практические занятия



Планы семинарских и практических занятий

Семинары предполагают активное участие обучающихся в качестве участников-игротехников, готовых к процедурам «мозгового штурма», участию в тренингах, играх. Предполагается разработка акций, социальных проектов, программ, мероприятий по организации волонтёрской деятельности студентов.

Тема 1. История возникновения волонтерства в странах мира.

1. Зарождение волонтерства (Франция, США, Германии и др.)

2. Развитие культуры волонтерской деятельности в Великобритании

3. История и теория еврейского волонтерского движения

4. Волонтерская молодёжная служба и ЮНЕСКО: краткий исторический обзор

5. Международные волонтерские объединения

Тема 2. История возникновения волонтерства в России.

1. Зарождение волонтерской деятельности в России.

2. Взаимопомощь ленинградцев во время блокады

3. Добровольческое служение: российский и советский опыт

4. Волонтерские центры и движения в Российской Федерации

5. Волонтерское движение в Тюменской области

6. Добровольческий труд как основной принцип волонтерского движения

7. История развития волонтерского движения в Казахстане

8. Деятельность волонтерских объединений в современном Казахстане

Тема 3. Нормативно-правовая основа Волонтерской деятельности.

1. Всеобщая декларация волонтеров

2. Основные Федеральные законы, регулирующие деятельность общественных объединений

3. Устав волонтерского движения «СВеча»

4. Другие нормативные документы.

5. Концепция развития добровольчества в смоленской области на 2010 – 2013 гг.

Тема 4. Методологические подходы к изучению добровольческого труда.

1. Методологические традиции

2. Добровольческая деятельность с точки зрения психологии

3. Психолого-педагогические аспекты волонтерской деятельности учащихся на ООПТ

Литература:

Кудринская Л.А. Добровольческий труд сущность функции специфика (электронный ресурс)

Тема 5. Доброволец – залог успешной работы некоммерческой организации. Сущностные характеристики Волонтерства.

1.Организация работы добровольцев

2. Предварительная работа перед набором

3. Формы поддержки (поощрения добровольцев)

Тема 6. Модель волонетёра

Цель:

Создать образ «идеального волонтёра» для исторически определенного периода времени, а также определить пути его подготовки в условиях вуза.

Этапы проведения занятия:

1. Анализ ситуации: определение назначения волонтёра, фиксирование исторического момента, а также условий использования волонтёрской деятельности.

2. Описание деятельности волонтёра: цель, необходимость, задачи, диапазоны будущей волонтёрской деятельности.

3. Определение характеристики «идеального» волонтёра: определение требований к нему путем оценивания личностных и социальных качеств; перечень основных видов и задач деятельности.

4. Разработка системы подготовки волонтёра: уровень и организация подготовки, цели, содержание обучения в виде учебных планов и программ, формы и методы обучения.

Форма реализации этапов занятий:

1. Деловая игра «Модель волонтёра».

2. Упражнение «Обратная связь: вырабатывается общее решение о характере волонтёров, о содержании и методах обучения, о качествах, на развитие которых должна быть направлена учебно-воспитательная работа».

Тема 7. Коммуникативные средства общения в волонтерской деятельности

Цели:

1. Выяснить значение невербальных средств общения.

2. Выявить содержание и способы общения с помощью невербальных средств.

Этапы проведения занятия:

1. Получение информации об основных средствах общения для организации взаимодействия в группе.

2. Проектирование условий для организации работы группы в тренинговом помещении.

3. Организация рабочего пространства эффективного общения и взаимодействия в студенческой группе.

4. Освоение простейших способов организации группового и анализа результатов деятельности.

Форма реализации этапов занятий:

1. Эвристическая (поисковая) беседа с аудиторией.

2. Тренинговые задания: «Для чего нужны невербальные средства общения?», «Пойми меня», «Стереотипы восприятия», «Фонация», «Интонирование», «Логическое ударение».

3. Упражнение «Обратная связь»: свободный обмен мнениями по итогам тренинга в группе.

Тема 8. Умение знакомиться и устанавливать контакт

Цель:

Формирование осознания участниками тренинга необходимости устанавливать контакты с новыми людьми.

Этапы проведения занятия:

1. Уточнение представлений о местах для знакомств.

3. Организация рабочего пространства эффективного общения и взаимодействия в студенческой группе.

4. Освоение простейших способов знакомств, приветствий.

5. Получение информации о контактах.

6. Проектирование условий для организации работы группы в тренинговом помещении.

7. Организация группового анализа результатов деятельности.

Форма реализации этапов занятий:

1. Тренинговые задания: «Места для знакомства», «Приветствие», «Новые знакомства», «Здрасте – здрасте», «Сбор фраз для контакта», «Темы для беседы», «Никто из вас не знает, что я (или у меня) …».

2. Упражнение «Обратная связь»: свободный обмен мнениями по итогам тренинга в группе.

Тема 9. Умения поддерживать разговор и вызывать симпатию

Цель:

Развитие способности внимательно слушать друг друга, проявляя эмпатийные чувства и способности поддерживать разговор, вызывая симпатию к себе у других людей.

Этапы проведения занятия:

1. Получение информации о умениях внимательно слушать и поддерживать разговор, о способностях сопереживания.

2. Получение информации о способности симпатизировать другим людям.

3. Проектирование условий для организации работы группы в тренинговом помещении.

4. Организация группового анализа результатов деятельности.

Форма реализации этапов занятий:

1. Трениговые задания: «Цветы в речевом оформлении», «Расскажи мне», «Подиум», «Какая все же у меня есть прелестная штучка», «Какая же у тебя есть прелестная штучка», «Как мне это здорово удается», «Делаем конкретные комплименты».

2. Упражнение «Обратная связь»: свободный обмен мнениями по итогам тренинга в группе.

Тема 10. Диагностика личностных качеств

Цель:

Диагностика личностных качеств студентов для коррекции общего представления «модели идеального волонтёра».

Этапы проведения занятия:

1. Заполнение тестовых бланков студентами.

2. Обработка тестовых бланков студентами.

3. Организация группового анализа результатов деятельности.

Форма реализации этапов занятий:

1. Тестовые задания: «Сова»? «Жаворонок»? «Голубь»?; «Правополушарник» или «Левополушарник»; Как вы относитесь к действительности?; Живите ли вы в согласии с собой?; Каков уровень вашей самооценки?; Уверенность в себе; Довольны ли вы собой?; Проведите графологическую экспертизу; О вас рассказывают стертый каблук и форма ногтей.

2. Упражнение «Обратная связь»: свободный обмен мнениями по итогам тестирования в группе.

Тема 11. Организация волонтерских групп, отрядов.

1. Принципы создания волонтерских отрядов, групп.

2. Особенности подготовки волонтеров-студентов

3. Обучение через реальную жизнь (США)

4. «Волонтерская бригада» в детском саду

5. Опыт создания и организации волонтерской деятельности

6. Из опыта развития лидерства и социальной активности молодежи в системе высшего образования как основание для формирования управленческих качеств будущих специалистов

Тема 12. Волонтерская программа (теория)

1. Программы обучения волонтеров

2. Программа подготовки волонтеров из числа учащихся 13-16 лет

3. Волонтерская программа «Антинаркотическое трезвенное воспитание детей и молодежи»

4. Молодежные добровольческие программы

5. Роль детских общественных организаций в развитии добровольческой деятельности

6. Социальное служение

7. Формы и методы обучения Служению обществу

8. Использование учебной программы «Мы народ… Проект гражданин» в социальном проектировании и организации волонтерской деятельности

Литература:

Служение обществу. Пособие по развитию волонтерской деятельности учащихся организаций образования. Составители Аргынов А.Х., Жумаканова Р.А. - Алматы, Научно-информационный центр гражданского образования, 2009, 183 с. (электр. ресурс)

 

Тема 13. Волонтерская программа (практика)

Цель:

1. Выработать умения и навыки по прогнозированию и планированияколлективных творческих дел в образовательных учреждениях, центре социального обслуживания населения, социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних детей и т.п.

2. Закрепить умения по презентации и публичной защите результата собственного интеллектуального труда.

Этапы проведения занятия:

1. Получение информации о теоретических основах разработки программ.

2. Проектирование условий для организации работы в микрогруппах группы.

3. Организация группового анализа результатов деятельности.

Форма реализации этапов занятий:

1. Коллективная творческая деятельность.

2. Защита программ.

3. Упражнение «Разговор со сменой позиции» - формирование разностороннего видения и уточнение общих положений по обсуждаемой проблеме.

Тема 14. Социальный проект (теория)

План:

1. Сущность социального проектирования.

2. Структура и требования к проекту

3. Сущность, виды и функции моделей и моделирования

Тема 15. Социальный проект (практика)

Цели:

1. Выработать умения и навыки по прогнозированию и планированияи коллективных творческих дел в образовательных учреждениях, центре социального обслуживания населения, социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних детей и т.п.

2. Закрепить умения по презентации и публичной защите результата собственного интеллектуального труда.

Этапы проведения занятия:

1. Продумать тематику социального проекта / Название проекта.

2. Прописать социальную значимость проекта (для города или группы людей, на которых направлен данный проект).

3. Определить цель и задачи проекта.

4. Раскрыть основную идею проекта.

5. Описать, кто будет являться благополучателями в рамках проекта.

6. Рассмотреть других участников проекта./Каких специалистов необходимо пригласить для реализации данного проекта.

7. Продумать, какие необходимы ресурсы для реализации данного социального проекта.

8. Описать ожидаемые результаты.

Форма реализации этапов занятий:

1. Работа в малых группах с элементами мозгового штурма. Дискуссия.

2. Упражнение «Разговор со сменой позиции» - формирование разностороннего видения и уточнение общих положений по обсуждаемой проблеме.

Тема 16.Волонтерские интернет-сообщества.

Форма проведения: конференция с использованием информационно-коммуникационной образовательной технологии.

Для проведения конференции выбираются из числа студентов члены жюри (2 чел.) и ведущий (1 чел.); технический редактор (1 чел.); преподаватель становится членом жюри автоматически.

После проведения конференции технический редактор собирает все доклады выступающих и формирует mini-сборник в электронном варианте.

Вопросы, рекомендуемые для рассмотрения:

1. «Высокотехнологичный» способ как стать волонтером.

2. Добровольческое интернет-движение - некоммерческие благотворительные организации.

3. Единая социальная сеть всех волонтеров (www.jaba-point.ru)

Тема 17. Технология организации групповой деятельности.

1. Коллективная творческая деятельность

2. Приемы, использующиеся почти на всех стадиях КТД.

3. Методы порождение идей КТД

Тема 18. Изотерапия: практика. Коллаж

Цель:

Развить умения и навыки группового взаимодействия.

Этапы проведения занятия:

1. Формирование небольших групп (не более 5 человек).

2. Представление участникам/клиентам темы задания: «Найдите картинки, различный материал для изготовления коллажа и надписи на тему «Волонтёр». Создайте свою работу, деконструкции или персонификации проблемы». Задание можно дать заранее, чтобы участники нашли материал для композиции.

3. Работа групп длится 40-60 мин.

4. Представление результатов: организация выставки. Рассказ о своей работе представителей групп (5-7 мин. на каждый коллаж).

5. Совместное обсуждение получившихся композиций и хода работы над их созданием (10-15 мин.).

Форма реализации этапов занятий:

1. Коллективная творческая деятельность.

2. Упражнение «Обратная связь».

Материальное обеспечение:заголовки газет, персональные высказывания, рекламные материалы, фрагменты буклетов, каталогов, календарей, плакатов, афиш, открыток, наклеек и другую печатную продукцию, ткань, бумага, веревка, кружево и др.

Тема 19. Технология организации волонтерских акций.

1. Сущность акции

2. Виды акции и технология их проведения

Тема 20. Просветительская работа среди молодежи «Нет, алкоголю! Нет, никотину!»

Цель:

Развить умения и навыки группового взаимодействия.

Этапы проведения занятия:

1. Разработать план акции.

2. Организация и проведение.

Форма реализации этапов занятий:

1. Коллективная творческая деятельность.

2. Упражнение «Обратная связь».

Тема 21. Социальная акция «SOS-проблема»

Цель:

Развить умения и навыки группового взаимодействия.

Этапы проведения занятия:

1. Разработать план акции.

2. Организация и проведение.

Форма реализации этапов занятий:

1. Коллективная творческая деятельность.

2. Упражнение «Обратная связь».

Тема 22. Акция «Помоги ближнему! »

Цель:

Развить умения и навыки группового взаимодействия.

Этапы проведения занятия:

1. Разработать план акции.

2. Организация и проведение.

Форма реализации этапов занятий:

1. Коллективная творческая деятельность.

2. Упражнение «Обратная связь».

Тема 23. Новогодняя акция «Подари игрушку детям! »

Цель:

Развить умения и навыки группового взаимодействия.

Этапы проведения занятия:

1. Разработать план акции.

2. Организация и проведение.

Форма реализации этапов занятий:

1. Коллективная творческая деятельность.

2. Упражнение «Обратная связь».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.