Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные концепции происхождения морали



 

Мораль не появляется вдруг сразу же в "готовом", современном виде. Она прошла довольно длительный, сложный, можно сказать, мучительный, путь развития.

Прежде всего, рассмотрим религиозную трактовку происхождения морали.

С древнейших времен правила, нормы общения между людьми рассматривались в качестве установления высших существ (духов, позже богов). Последние к тому же поощряли добродетельное поведение и наказывали пороки.

Христианские богословы традиционно говорят о божественной природе морали. Индивид ее получает как в виде "естественного нравственного закона" (внутренний закон), так и в виде богооткровенного (внешнего) закона. Любая религия сводится к сознанию "космического, сверхъестественного значения высших ценностей".

Религиозная трактовка происхождения морали обладает целым рядом достоинств. Прежде всего, она подчеркивает универсальный, общечеловеческий характер морали. В известных границах религия способна ограничить сферу действия субъективизма, произволов в моральных оценках и суждениях: сам Бог предписал уважать старших, не воровать, не убивать и т. д. Наконец, нельзя не отметить, что религиозная трактовка происхождения морали свободна от сухого рационализма, насыщена эмоционально-чувственными компонентами.

С религиозными взглядами на происхождение морали во многом пересекаются воззрения представителей объективного идеализма (Платона, Гегеля и др). Гегель рассматривал мораль наряду с правом, религией, философией в качестве одного из этапов развития объективного духа. Таким образом, данное философское направление, как и богословы, истоки морали выносит за пределы общества.

Следующее направление поиска истоков морали мы условно назовем натуралистическим, ибо оно, так или иначе, выводит мораль из предшествующей эволюции животного мира.

Предысторию натуралистического подхода можно найти еще в первобытном обществе, когда люди поклонялись животным. Свое, достаточно четкое оформление натуралистическая теория получила в прошлом веке в трудах Ч. Дарвина, Г. Спенсера, П. Кропоткина и др. В частности, Ч. Дарвин отмечал, что целый ряд чувств и способностей, которыми так гордится человек (память, внимание, любопытство, любовь и др.), нетрудно обнаружить у животных не только в зачатке, но и даже в достаточно развитом состоянии.

П. Кропоткин – известный русский мыслитель, общественный деятель – приходил к выводу, что "нравственное начало в человеке есть не что иное, как развитие инстинкта общительности, свойственного почти всем живым существам". По его мнению, нравственный процесс, "начавшись уже в животном мире, перешел к человеку, и здесь, благодаря преданию, поэзии и искусству он все более и более развивался и достигал самых высоких степеней. Подобная точка зрения находит свое развитие в трудах современных биологов. Создается впечатление, что по мере того, как увеличиваются наши знания о поведении животных, различия между человеком и животным начинают сокращаться.

Широкое распространение получили и различные направления, которые, так или иначе, подчеркивают социальную природу морали. Социологический подход к морали был уже известен мыслителям античности (софисты, Аристотель и др.). Отмеченная группа мыслителей достаточно неоднородна. Среди них нетрудно найти и материалистов, и идеалистов, и тех, кто объявляет мораль результатом соглашения, и тех, кто выводит ее из экономических отношений, тех, кто говорил о приоритете религиозных и моральных ценностей, и тех, кто подчинял мораль экономике (т. н. политической целесообразности).

Подобный подход имеет свои достоинства. Прежде всего, указанные мыслители старались опираться на конкретные исторические данные – определенные исторические события, факты, обычаи, традиции, нравы. Они же пытались выявить общественные интересы, осмыслить общество как целое и подчеркивали теснейшую взаимосвязь личности и общества при приоритете последнего. Наконец, они подчеркивали человеческий характер моральных ценностей.

Однако в социологических теориях морали нравственные ценности подменяются интересами общества в целом (в лучшем случае), а чаще и интересами различных социальных групп. Тоталитарные режимы XX века также хорошо продемонстрировали пренебрежение к моральным ценностям, оперируя при этом интересами нации, класса и т. д.

Таким образом, существует несколько концепций, объясняющих происхождение морали. В известной мере они дополняют друг друга, создают в культуре объемное, многогранное видение морали.

 

 

Функции морали

Для понимания сущности морали далеко не последнюю роль играет и выявление тех функций, которые она выполняет. В процессе становления морали, ее выделения в относительно самостоятельную область культуры установился определенный ряд функций морали, которые присущи для нее и в настоящее время. Выделим, на наш взгляд, основные.

1. Пожалуй, исходной можно считать оценочную функцию морали. Оценка производится через призму особых понятий морального сознания: добро и зло, справедливость, долг, совесть и т. д. В моральном сознании сущее сопоставляется с должным. Моральные оценки носят универсальный характер и распространяются фактически на все (за редким исключением) действия человека. Моральная оценка опирается на моральные убеждения индивида и авторитет общественного мнения.

2. Познавательная функция морали. Она не имеет такого же значения, такой же интенсивности, как оценочная, но теснейшим образом с ней переплетается. В частности, когда индивид оценивает поступки других или свои собственные, он неизбежно получает известное (неполное, конечно) представление о внутреннем мире как своем собственном, так и других людей.

3. Мировоззренческая функция морали. Как мы уже отмечали, мораль не может быть сведена к простым нормам. Моральное сознание неизбежно вы ходит на высшие ценности, на смысложизненные вопросы. Но для решения последних очень важно выявить место человека в Мире. Человек, для того чтобы понять самого себя, должен знать, "что же представляет собой наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла и т. д.".

4. Воспитательная функция – одна из важнейших функций морали. Без процесса воспитания – непрерывного, довольно интенсивного и целенаправленного – невозможно существование общества, невозможно и становление от дельной человеческой личности. Но необходимо подчеркнуть, что в центре воспитания – стоит воспитание нравственное, которое и формирует духовный стержень личности.

5. Регулятивная функция морали является своеобразным синтезом всех других функций, ибо, в конечном счете, задача морали состоит в направлении помыслов и действий отдельного человека. Регулирует поведение индивида не только мораль, но и право, религия, искусство, политическое сознание и др. Однако именно мораль предоставляет человеку наиболее важные, глубинные ориентиры, именно моральные ценности являются центром всего духовного мира личности.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.