Здавалка
Главная | Обратная связь

Защита прав потребителей



 

В любом правовом государстве существует законодательство о защите прав потребителей. Оно призвано содействовать недопущению нечестной торговли, реализации прав потребителей на приобретение продукции высокого качества, соответствующей требованиям технологических, экологических, эстетических и других норм. Подобное законодательство носит не только правовой, но и этический характер, так как ущемление прав потребителей всегда сопряжено с нанесением морального ущерба.

В Украине право потребителей защищено Законом Украины "О защите прав потребителей" от 12 мая 1991 года.

Этическая сторона закона предусматривает установление гарантий на государственную защиту прав потребителей и восстановление этих прав путем удовлетворения жалоб, предоставляемых потребителем как в адрес нарушителя этих прав, так и в органы государственной исполнительской власти. Кроме того, в целях защиты своих законных прав и интересов граждане имеют право объединиться на добровольной основе в общественные организации потребителей. Государство поддерживает деятельность таких объединений.

Потребитель имеет право требовать от продавца (производителя, исполнителя), чтобы качество приобретенного им товара (работы, услуги) отвечало требованиям нормативных документов, условиям договора, а также информации о товаре, предоставляемой продавцом (производителем, исполнителем). Реализация интересов потребителей в установлении требований к качеству товаров (работ, услуг) обеспечивается правом участия объединений потребителей в разработке нормативных документов согласно действующему законодательству.

Моральные принципы ведения честной торговли не допускают продажу товаров, срок годности которых истек. Для медикаментов, пищевых продуктов, изделий бытовой химии, парфюмерно-косметических и других товаров, потребительские свойства которых могут со временем ухудшаться и представлять опасность для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды, устанавливается срок годности, который указывается на этикетках, упаковке или других документах, прилагаемых к ним при продаже.

При продаже товара продавец обязан выдать потребителю квитанцию, товарный либо кассовый чек или иной письменный документ, удостоверяющий факт покупки и являющийся основанием для рассмотрения и удовлетворения претензии потребителя.

В случае приобретения товара ненадлежащего качества требование потребителя о его замене подлежит немедленному удовлетворению.

Потребитель имеет право на то, чтобы товары были безопасными для его жизни, здоровья, окружающей среды. В случае отсутствия нормативных документов, содержащих эти требования к товару (работе, услуге) соответствующие органы государственной исполнительной власти обязаны немедленно запретить выпуск и реализацию таких товаров, обеспечивая таким от образом защиту потребителя как от физического, так и от морального ущерба.

Особого внимания со стороны производителей заслуживает необходимость соблюдения этических принципов при создании нового товара. Обеспечивается это, в частности, предоставлением технической документации соответствующему органу для проведения государственной экспертизы на соответствие требованиям по безопасности жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды.

Соблюдение этических норм, обеспечивающих права потребителей, предусматривает предоставление необходимой, доступной и достоверной информации о товаре, услуге. Содержание этой информации утверждается соответствующими органами.

Учитывая сложность и многосторонность правовой и этической базы в сфере торгового и иных видов обслуживания, государство создает условия для получения потребителями необходимых знаний по вопросам реализации своих прав.

 

Вопросы для контроля самоподготовки:

1. В чем состоит суть и основная цель этических критериев продвижения лекарственных препаратов на рынок?

2. Какие требования предъявляются к рекламе лекарственных препаратов с точки зрения этических критериев?

3. Каким этическим нормам должен отвечать медицинский представитель?

4. Какие лекарственные препараты не могут быть отнесены к безрецептурным с точки зрения этических критериев и классификации ЕС?

5. В чем состоит основное назначение надлежащей аптечной практики (НАП)?

6. Какие требования выдвигаются НАП к деятельности фармацевта?

7. Что предусматривает этическая сторона Закона Украины "О защите прав потребителей"?


 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.