Здавалка
Главная | Обратная связь

О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Министерства образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»)

 

Кафедра социальных технологий

 

 

ОТЧЕТ

О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

на кафедре социальных технологий

 

 

Аспирант   (подпись) Шрубченко А.В. (Ф.И.О.)
  Направление подготовки     Программа     39.06.01 Социологические науки (шифр и наименование) Социология управления (наименование)
Руководитель практики   (подпись) Бабинцев В.П. (Ф.И.О.)
     
Заведующий выпускающей кафедрой   (подпись) Бабинцев В.П. (Ф.И.О.)

 

Белгород


1. Введение

Педагогическая практика направлена на формирование навыков постановки учебно-воспитательных целей, выбора типа , видов занятий, использования различных форм организации учебной деятельности студентов, а так же диагностики и контроля эффективности учебной деятельности. В процессе взаимодействия аспиранта и его непосредственного руководителя происходит обмен профессиональными знаниями, навыками и авторскими приемами оценки учебной деятельности, а так же специфики взаимодействия в системе «студент-преподаватель»

Цель практики – повышение уровня профессиональной подготовки в части научно-педагогической деятельности по соответствующему направлению подготовки и профилю образовательной программы

Задачи практики:

- овладеть основами научно-методической и учебно-методической работы;

- овладеть навыками структурирования и грамотного преобразования научного знания в учебный материал;

- овладеть способами систематизации учебных и воспитательных задач;

- овладеть методами и приемами составления задач, упражнений, тестов по различным темам, устного и письменного изложения предметного материала, а так же разнообразными образовательными технологиями

 

1. Основная часть

2.1 Дисциплина Основы теории управления; Экономика государственного и муниципального сектора
Группа 06001401, 05001302 Институт экономики Институт управления
           

 

№ пп   Содержание выполняемой работы Трудоемкость (включая все виды работ) Сроки выполнения (дата начала и завершения работы)
в часах План Факт
1. Организационные мероприятия практики    
1.1 Подготовка и согласование программы (индивидуального задания) прохождения практики. 17.11.2015 17.11.2015
1.2. Изучение нормативной правовой базы по организации учебного процесса в вузе 18.11.2015 18.11.2015
1.3 Привести перечень документов, законов, постановлений правительства, образовательных стандартов, образовательный программ профессиональной подготовки, учебных планов, методических указаний 19.11.2015 19.11.2015
1.4 Изучение системы планирования и распределению их учебно- педагогической нагрузки 20.11.2015 20.11.2015
1.5 Участие в заседании кафедры 25.11.2015 25.11.2015
1.6 Участие в заседании совета факультета 25.11.2015 25.11.2015
1.7 Подготовка отчета по итогам практики 28.11.2015 28.11.2015
1.8 Защита отчета о практике 30.11.2015 30.11.2015
2. Учебно-методическая работая (Разработка методических материалов)  
2.1 Разработка конспекта лекции по теме 1. Принятие управленческих решений 2. Коммуникации в процессе управления 23.11.2015 24.11.2015 23.11.2015 24.11.2015
2.2 Разработка тестов к теме: 1. Эволюция управленческой мысли 2. Теоретические и методологические основы теории управления 25.11.2015 25.11.2015
2.3 Разработка сценария деловой игры к теме Использование механизмов стратегического управления 25.11.2015 25.11.2015
2.4 Разработка списка литературы по теме 26.11.2015 26.11.2015
2.5 Разработка презентации по теме Теоретические и методологические основы теории управления 27.11.2015 27.11.2015
2.6 Составление отзыва на посещение открытого занятия доцента кафедры социальных технологий Соловьева О.В. 27.11.2015 27.11.2015
Педагогическая работа в группах студентов    
3.1 Проведение семинарских занятий по дисциплинам: Основы теории управления (3 пары); Государственное регулирование экономики (6 пар). 17.11.2015- 27.11.2015   17.11.2015- 27.11.2015  
3.2 Руководство курсовыми проектами студентов 4 курса по дисциплине Государственное регулирование экономики (6 шт.) 17.11.2015- 27.11.2015     17.11.2015- 27.11.2015  
  Итого (часов)    

 

2.2 Список учебной и учебно-методической литературы и ресурсов Internet, использованных при подготовке к занятиям

Теория управления: Учебное пособие по специальности "Государственное и муниципальное право" / Бурганова Л.А.; Рец.: Каф. социологии, политологии и менеджмента Казанского государственного технического ун-та, Ю.Р. Хайруллина; УМО вузов России по образованию в области менеджмента. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 153 с. - (Высшее образование. - Глоссарий: с. 116-137.-Персоналии: с. 138-141.-Библиогр.: с. 142-149
Теория управления: Учебник для слушателей различных форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также для студентов вузов, изучающих курс "Теория управления"; Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина ; Ю.П. Алексеев и др. ; Рец.: Л.М. Бадалов, О.С. Виханский ; Рос. академия гос. службы при Президенте РФ, Волгоградская академия гос. службы, Орловская академия гос. службы. - 3-е изд., доп. и перераб.. - М.: РАГС, 2013. - 560 с.: табл.. диагр. - (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте РФ. - Библиогр. в конце глав.-Глоссарий: с. 540-557
Теория управления: Учебное пособие по спец. "Государственное и муниципальное управление" / Бурганова Л.А.; Рец.: Каф. социологии, политологии и менеджмента Казанского гос. технического ун-та, Ю.Р. Хайруллина; УМО вузов России по образованию в области менеджмента. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 139 с. - (Высшее образование. - Глоссарий: с. 124.-Персоналии: с. 125-128.-Библиогр.: с.129-136.

 

 

2. Заключение

3.1. Самоанализ одного из проведенных занятий

Занятие по дисциплине «Основы теории управления» 21.11.2015 с 10.15 до 11.50 в группе 05001404 было посвящено теме «Внутренняя и внешняя среда управления».

В ходе занятия студенты должны были получить следующие знания:

Понятие и сущность среды управления. Основные виды управленческой среды управления. Историческая среда. Организационная среда. внешняя среда. Технологическая среда.

Внутренняя и внешняя среда в управлении. Понятие “инфраструктура менеджмента”.

Внутренняя среда менеджмента (организации). Внутренние переменные организации. Структура организации. Задачи организации и их основная характеристика. Технология как внутренняя переменная организации. Задачи организации и их основная характеристика. Технология как внутренняя переменная организации. Классификация технологий. Люди как внутренняя переменная организации.

Факторы, влияющие на индивидуальное поведение и успешность деятельности (умственные и физические способности, потребности, ценности и притязания, социальные установки, социальные ожидания). Влияние среды на личность и ее поведение. Группы и лидерство. Взаимосвязь внутренних переменных.

Системная модель внутренних переменных. Социотехнические подсистемы.

Внешняя среда менеджмента. Значение внешней среды. Определение внешней среды. Характеристики внешней среды. Взаимосвязь факторов внешней среды. Подвижность среды. Неопределенность внешней среды.

Среда прямого воздействия (поставщики, законы и государственные органы, потребители, конкуренты).

Среда косвенного воздействия (технология, состояние экономики, социокультурные факторы, политические факторы, отношения с местным населением).

Методы анализа внешней и внутренней среды организации. Составление профиля среды. SWOT-анализ и особенности его применения. Принципиальная схема PEST-анализа. Использование матрицы BKG для позиционирования организации.

Занятие проходило в рамках субъект-объектного подхода, который предполагал постоянное интерактивное взаимодействие преподавателя со студентом. Каждому студенту удалось высказаться по той или иной проблеме, что позволило оценить уровень его знаний.

 

3.2. Анализ занятия проводимого доцентов кафедры социальных технологий Астаховым Ю.В.

 

Лекционное занятие по теме «Технологии кадрового менеджмента в государственном и муниципальном управлении» 19.11.2015 г. в аудитории 306 корпус 14. Занятие было начато вовремя. Преподаватель провел контроль присутствующих на занятии студентов, в группе отсутствовало 4 студента (на перерыве старосты групп предоставили информацию о причинах отсутствия студентов).

Лектор определил тему занятия. Дал возможность студентам записать вопросы для рассмотрения и прокомментировал, с какими источниками необходимо работать, какую основную и дополнительную литературу необходимо использовать при подготовке к занятиям.

Было отмечено, что резервом кадров является специально сформированная, преимущественно на основе конкурса, группа высококвалифицированных специалистов, обладающих необходимыми профессионально-деловыми качествами, имеющих положительную рекомендацию , прошедших необходимую профессиональную подготовку и готовых для замещения должностей в порядке карьерного роста.

Так же был освещен вопрос о критериях формирования и видах кадрового резерва, где лектор четко осветил, что в работе с кадровым резервом важно четко определить систему критериев его формирования, что систему критериев, как показывает современная практика, составляют: образование, специальность, опыт работы, потенциальные возможности кандидата, его организаторские, деловые и профессиональные качества.

Лектор определил, что основными условиями формирования эффективного кадрового резерва являются:

- преимущественное назначение на должности лиц из резерва и прошедших соответствующую подготовку в составе резерва;

- ежегодное уточнение состава резерва государственных и муниципальных служащих, доукомплектование, планирование должностных назначений, определение целесообразности дальнейшего пребывания в резерве лиц, не получивших назначения;

- согласование сроков формирования резерва кадров государственных служащих и мероприятий по формированию государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих;

- повышение престижа государственной и муниципальной службы

- моральное и материальное стимулирование повышения профессионализма и служебного роста государственных и муниципальных служащих, включенных в кадровый резерв.

Раскрывая суть работы с кадровым резервом, было определено, что подготовка кадрового резерва, это живая организаторская работа, суть которой состоит в серьезном изучении людей, их воспитании, своевременном выдвижении на такую работу, где они наилучшим образом могут проявить себя, а так же в целях повышения эффективности подготовки специалистов, включенных в состав кадрового резерва, целесообразно составлять индивидуальные планы подготовки. В эти планы обычно включаются мероприятия, осуществляемые в рамках подготовки и повышения квалификации кандидата, занесенного в списки резерва. При этом четко определяются виды, формы, сроки и специализация обучения.

Так же лектор пояснил, что при формировании кадрового резерва необходимо учитывать коэффициент резерва - число кандидатур, включенных в резерв в расчете на каждую должность. Он определяется исходя из конкретных условий и возможностей организации. Вместе с тем на каждую руководящую должность целесообразно иметь как минимум две-три кандидатуры независимо от качества деятельности работающего на ней руководителя. Если кандидатур по оцениваемому резерву меньше двух, то очевидна вероятность ослабления у единственного кандидата стимула к самосовершенствованию.

Рассказал что, при увеличении числа кандидатов в резерв качество работы неизбежно снижается, а также уменьшается вероятность выдвижения для каждого кандидата. При формировании и использовании кадрового резерва необходимо сделать управляемыми два фактора: время нахождения в резерве и назначения на должность. Причем работа с кандидатами, выдвинутыми в резерв, должна вестись строго индивидуально, с учетом личных возможностей человека.

Далее лектор резюмировал, что все выше приведенное свидетельствует о том, что нужна четкая регламентация общего срока пребывания в резерве по каждому отдельному кандидату. Регламентированный срок пребывания в резерве поможет специалисту уверенно планировать свою карьеру и не приведет к спаду активности, снижению самооценки личности.

Таким образом, тема занятия была раскрыта достаточно логично, время распределено равномерно, все вопросы получили достаточное освещение.

Лектор сумел заинтересовать студенческую аудиторию, активизировать учебный процесс, создать проблемную ситуацию в ходе изложения основного лекционного материала.

В целом лекционное занятие Астахова Ю.В. прошло на достаточно высоком научно-методическом уровне, лектор проявил, владение материалом в полном объеме, в аудитории достаточно рационально создавались проблемные ситуации, помогающие активизировать внимание и работу студентов.

В качестве рекомендаций по улучшению проведения лекционных занятий можно назвать:

1. При проведении занятия, можно было бы использовать наглядный материал, схемы, диаграммы, что могло бы привлечь еще большее внимание студентов.

2. В целях усиления контроля посещаемости занятий провести дополнительную проверку документов, подтверждающих или нет уважительность причин отсутствия на прошедших занятиях.

 

Аспирант _____________ Шрубченко А.В.

 

 


ОТЗЫВ

руководителя о работе аспиранта в период педагогической практики

 

 

Шрубченко Анастасия Васильевна проходила педагогическую практику с 17.11.2015 по 30.11.2015 на кафедре социальных технологий Института управления НИУ « БелГУ».

Аспирант добросовестно отнесся к практике, проявила себя как ответственный сотрудник, соблюдала трудовую дисциплину, творчески подходила к исполнению трудовых обязанностей.

Поручения, данные аспиранту, были выполнены в полном объеме, согласно плану прохождения практики. Учебно-методическая и учебная работа выполнялись качественно и эффективно, используемые методы были актуальны, в полной мере охватывали содержание дидактических единиц.

Можно говорить о достаточной степени овладения педагогическими, методическими и практическими умениями и навыками педагогического работника.

В целях совершенствования педагогической работы аспиранта можно рекомендовать повышение дисциплинарного воспитания студентов на занятиях, а так же уделить больше внимания их этическому и эстетическому развитию.

Общая оценка работы аспиранта: зачтено.

 

Научный руководитель В.П. Бабинцев

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.