Здавалка
Главная | Обратная связь

Краткое изложение основ содержания темы



Деятельность людей, обеспечивающих функционирование системы государственного управления, осуществляется, как правило, в рамках особой службы, поступая на которую, они вступают с системой в особые правовые отношения, т. е. включаются в ее деятельность на особых, оговариваемых в специальных правовых актах, условиях. Эту службу в РФ традиционно именуют государственной, хотя в развитых демократических странах она именуется «public service» или «civil service», что в буквальном переводе означает - публичная, общественная, гражданская служба.

Широкое понимание государственной службы. В зависимости от избираемой трактовки понятие государственной службы она может рассматриваться широко – каккрупномасштабная многофункциональная система, полностью обеспечивающая функционирование публичного сектора и выполняющая две основные функции – организационную и социального обслуживания, или узко – как профессиональная деятельность по обеспечению выполнения полномочий государственных органов.

Широкое понимание понятия характерно для систем государственной службы в развитых демократических государствах, например в Германии, где под государственной службой «öffentlicher Dienst» понимаются всех служебных отношений с корпорациями, учреждениями и фондами публичного права.Таким образом, к государственной службе относятся не только служебные отношения с федеральными органами управления, с органами управления на уровне федеральных земель, городов, муниципалитетов и земельных округов, но и с учреждениями, действующими в рамках публичного права, такими как службы социального страхования, профессиональные объединения (палаты), а также фондами, действующими в публично-правовой форме. При этом сами служебные отношения в рамках государственной службы могут иметь как публично-правовую, так и частноправовую природу».

Узкое понимание государственной службы. В узком понимании государственная служба включает исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими должности государственной службы.[2] Понятие "государственная служба" включает в себя как всю совокупность персонала, находящегося на государственной службе для выполнения задач, поставленных перед этой службой системой государственного управления, так и особый тип правовых взаимоотношений работника с государством как работодателем. В большинстве стран имеются специальные законы о государственной службе, регламен­тирующие все аспекты этих взаимоотношений с обеих сторон.

Изменение самих задач, выполняемых государственной службой как элементом системы государственного управления, шло по-разному в зависимости от общественно-политического развития каждой из стран. Различные условия создавали разные типы административной культуры, определявшей взаимозависимость отношений между государственной системой и действующим в ее рамках персоналом: например, по отношению к организационным формам (централизованная / децентрализованная; привлечение к работе в органах управления прежде всего юристов / использование в них людей различных специальностей). В зависимости от этого в странах складывались как принципы деятельности, так и структуры службы.

Люди, работающие в рамках этой службы должны находиться в особых отношениях (не только правовых, но и морально-этических) с государством как их работодателем. Кроме принципа лояльности и верности государственного служащего государству, для него важны верность долгу и осознание ответственности перед людьми, служить которым он призван. Современный чиновник должен ощущать себя частью органов государственного управления и видеть в служении гражданам государства свое предназначение. Естественно, что это достигается достаточно редко. Однако трудно представить себе успешную деятельность любого государственного учреждения в случае, если его персонал ориентирован на иные цели, кроме целей демократического, правового, социального государства, являющегося его работодателем. Особенно же важна эта ориентация там, где возможны коррупция и личное обогащение чиновника. Именно здесь и необходимо в первую очередь вмешательство государства как гаранта свободы каждого его гражданина.

Однако можно отметить общую тенденцию роста организационной роли государственной службы в большинстве стран с точки зрения расширения поля деятельности, разнообразия стоящих перед государственной службой организационных и координационных задач.. Однако в современном обществе центр тяжести в области государственного управления всё больше перемещается с предоставления гражданам определенных услуг и материальных благ на обеспечение общих условий их деятельности и существования, т. е. в область планирования, прежде всего долгосрочного и перспективного. При этом не следует забывать, что государственная служба как явление имеет длительную историю, а значит ─ задачи государственной службы, ее функции в системе государственного управления в значительной степени зависели и зависят от типа государства и характера самой системы, в рамках которой государственная служба существует.

Выбор подхода к определению понятия при формировании системы. В связи с отсутствием института государственной службы в СССР (партийный, советский и иные виды аппарата не соответствовали вышеприведенному понятию государственной службы) формирование нового аппарата начиналось в 90-е годы с выработки нового понимания самого понятия. При этом узкий подход был выбран в соответствии с тенденциями, уже получившими яркое отражение в процессе совершенствования наиболее развитых систем государственной службы в ходе проведения административных реформ второй половины XX столетия. При этом не были учтены общие условия реформирования в нашей стране, где становление нового института проходило параллельно с изменением основных принципов функционирования экономической, политической и социальной системы. Кроме того, предыдущий период развития создал в целом патерналистски ориентированное население, требующее широкого подхода к определению системы государственной службы. В результате избранного узкого подхода из системы государственной службы в России были исключены работники бюджетной сферы, в первую очередь, учителя, врачи, преподаватели учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждений культуры, физкультуры и спорта и т.п. В целом это оказало достаточно сильное негативное воздействие на деятельность бюджетной сферы.

Основные факторы, влияющие на выбор модели.К основным факторам, определяющим выбор широкого или узкого подхода к формированию системы государственной службы можно отнести временной фактор (в РФ этот выбор произошел в момент всеобщего движения в направлении модернизации и сокращения систем государственной службы), наличие или отсутствие исторического опыта (дореволюционная служба ушла слишком далеко в прошлое, а советская номенклатура не могла быть основой формирования нового института), уровень социально-экономического развития (формирование государственной службы проходило в наиболее сложных условиях экономических реформ и финансового дефицита). В целом можно констатировать, что ситуация для формирования государственной службы была неблагоприятной.

 

 

Задания (вопросы) для самоконтроля.

  1. Дайте определение широкого подхода к пониманию государственной службы.
  2. Назовите элементы системы государственной службы при широком подходе.
  3. Дайте определение узкого подхода к пониманию государственной службы
  4. Назовите элементы системы государственной службы при узком подходе.
  5. Перечислите основные признаки использования узкого подхода в РФ.
  6. Назовите элементы системы государственной службы РФ.
  7. Назовите основные факторы, повлиявшие на выбор узкого подхода в РФ.
  8. Определите факторы позитивного и негативного воздействия.

 

Контрольное задание для подготовки к практическому занятию[3].

Проанализируйте работу органа исполнительной власти, выделите признаки, характеризующие использование узкого подхода в процессе его формирования и функционирования.

 

Литература по теме

1. Государственная служба в странах основных правовых систем мира. -М.: Книгодел,

2010.

2. Государственная служба: энциклопедический словарь / под ред. Абрамова, В.Л., Барциц, И.Н., Волгин, Н.А., Граждан, В.Д., Егоров, В.К. и др. - М.:Изд-во РАГС , 2009.

3. Оболонский А. В. Теория бюрократии и государственная служба //Государственная служба. Вестник. –2009. – 1. С. 61-74.

 

Практическое зянятие 1. Анализ деятельности органа исполнительной власти с точки зрения «широкого» и «узкого» подхода к формированию системы государственной службы (по заданию 1 лекции). 2 часа.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.