О введении в действие санитарных правил и нормативов
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 ноября 2002 года N 38
постановляю:
Г.Онищенко
УТВЕРЖДЕНО Дата введения: с 1 февраля 2003 г. Санитарные правила и нормативы "Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования. СанПиН 2.4.7.II66-02
Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.4.7.1166-02 I. Область применения и общие положения
1.1. Настоящие санитарные правила и нормативы (далее - санитарные правила) разработаны на основании Федерального закона Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999 год, N 14, ст.1650), Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденныхпостановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000 год, N 31, ст.3295), Федерального закона "Об образовании" от 13 января 1996 года N 12-ФЗ, (с изменениями и дополнениями; Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 год, N 7, ст.631). 1.2. Настоящие санитарные правила направлены на профилактику заболеваний органов зрения, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы организма учащихся. 1.3. Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к весу, шрифтовому оформлению, качеству печати и полиграфическим материалам для учебных изданий (учебников, учебных пособий, практикумов - далее изданий) с целью обеспечения их удобочитаемости и соответствия веса изданий функциональным возможностям организма учащихся, что приводит к снижению зрительной нагрузки в процессе чтения, предупреждает развитие зрительного и общего утомления. 1.4. Санитарные правила распространяются на издания учебные для общего и начального профессионального образования, а также на учебные издания, предназначенные для абитуриентов. 1.5. Санитарные правила не распространяются на издания, предназначенные для слабовидящих детей, обучающихся в коррекционных образовательных учреждениях. 1.6. Соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся издательской деятельностью. 1.7. Нормативные документы (государственные и отраслевые стандарты) в части регламентации и обеспечения гигиенических требований к изданиям не должны противоречить настоящим санитарным правилам. 1.8. Учебные издания для общего и начального профессионального образования допускаются к использованию только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их настоящим санитарным правилам. 1.9. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением настоящих санитарных правил осуществляют учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации. II. Гигиеническая классификация изданий
2.1. В зависимости от характера предъявления и объема информационного материала для единовременного прочтения и усвоения, издания по учебным дисциплинам подразделяются на: 2.2. В зависимости от функционального назначения в процессе обучения издания подразделяются на: 2.3. В зависимости от возрастной категории издания предназначаются для: III. Гигиенические требования к изданиям 3.1. Общие требования
3.1.1. Не рекомендуется выпускать издания, включающие материалы двух возрастных категорий. 3.1.2. Издания допускаются в форматах, соответствующих действующему государственному стандарту. 3.1.3. Вес издания не должен быть более: ________________ * С обязательным указанием специфики использования издания на титульном листе издания. 3.1.4. Издания могут быть изготовлены в мягкой обложке или жесткой переплетной крышке. 3.1.5. Издания в переплетных крышках с бумажным покрытием должны быть отделаны припрессовкой пленки. 3.1.6. Не допускается применять способы скрепления блока издания, приводящие к ухудшению условий чтения: 3.1.7. Не рекомендуется применять способ высокой печати для изданий первой ступени образования. 3.1.8. Корешковые поля на развороте издания должны быть не менее 26 мм, при этом размер корешкового поля на странице не должен быть менее 10 мм. 3.1.9. При печати черной краской интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги в издании должен быть не менее 0,7. Не допускается печать текста с нечеткими ("рваными") штрихами знаков. 3.1.10. Не допускается печатать текст на цветном, сером фоне, участках многокрасочных иллюстраций с оптической плотностью фона более 0,3. 3.1.11. В изданиях для 1-4 классов при печати текста объемом более 200 знаков на цветном (сером) фоне кегль шрифта должен быть на 2 пункта больше кегля шрифта основного текста, увеличение интерлиньяжа - не менее 2 пунктов, шрифты - из группы рубленых нормального или широкого, светлого или полужирного начертания. 3.1.12. Не допускается применять в изданиях шрифты узкого начертания, кроме заголовков. 3.1.13. В изданиях для первой ступени образования не допускается применение шрифтов с наклонными осями округлых букв (например, шрифты из группы медиевальных, гарнитуры типа "Таймс"). 3.1.14. В изданиях для 1-4 классов междусловный пробел должен быть не менее кегля шрифта текста; для 5-11 классовые - не менее половины кегля шрифта текста. 3.1.15. Не допускается применять: 3.1.16. Для выделения текста в изданиях первой ступени образования допускается применять не более трех цветных красок, в изданиях второй ступени образования не более двух цветных красок, в изданиях третьей ступени образования применение цветных красок не рекомендуется. 3.1.17. В изданиях первой ступени образования для основного и дополнительного текста и выделений (кроме заголовков) допускается применять не более четырех вариантов шрифтового оформления, отличающихся одним из параметров: кеглем или гарнитурой, или ее начертанием, или наличием цветных выделений. 3.1.18. Во всем объеме изданий второй и третьей ступеней образования рекомендуется одинаковое шрифтовое оформление каждого из видов текста (основного, дополнительного). 3.1.19 Для картографических надписей в изданиях для 1-4 классов рекомендуется применять шрифт кеглем не менее 10 пунктов, для 5-9 классов - не менее 9 пунктов, для 10-11 классов - не менее 8 пунктов. 3.1.20 При расположении текста справа от иллюстраций начало строк, кроме заголовков и абзацев, должно находиться на одной вертикальной линии. 3.1.21 В текстовой части комбинированных изданий для 1-го класса допускается применять шрифт кеглем не менее 16 пунктов, для 2-4 классов - не менее 14 пунктов, для 5-11 классов кегль шрифта должен соответствовать кеглю, установленному для изданий по языковедению. 3.1.22. В изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения: - непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание раски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать; 3.2. Требования к шрифтовому оформлению изданий по гуманитарным дисциплинам 3.2.1. Требования к букварям и прописям
3.2.1.1. Шрифтовое оформление текста в букваре должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 1. 3.2.1.2. Не допускается двухколонный набор текста, кроме стихов. 3.2.1.3. Шрифтовое оформление выделений текста в букваре должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 1. При этом длина строки не регламентируется. 3.2.1.4. Количество переносов на странице не должно превышать 4. 3.2.1.5. Общая площадь иллюстраций на полосе букварной части букваря рекомендуется не менее 50%, в послебукварной части - не менее 30%. 3.2.1.6. В прописях для освоения начальных навыков письма (элементы букв, буквы, соединительные элементы между буквами, отдельные слова) расстояние между горизонтальными направляющими линиями для строчных букв должно быть не более 8 мм и не менее 5 мм. 3.2.1.7. В прописях рекомендуется использовать линии, определяющие наклон буквы, с углом наклона от вертикали 15°. 3.2.1.8. Для направляющих линий (горизонтальных и наклонных) следует применять только одну краску следующих цветов: черную, серую, светло-голубую или светло-зеленую. 3.2.1.9. Рекомендуется использовать для изображения образцов букв и их элементов сплошные или пунктирные линии, а также стрелочные указатели, ориентирующие направление движения руки при письме. Допускается для изображения образцов букв использовать одну цветную краску. 3.2.2. Требования к изданиям для 1-4 классов
3.2.2.1. В изданиях, выпускаемых с использованием шрифтов русской и/или латинской графических основ, шрифтовое оформление основного и дополнительного текста должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 2. 3.2.2.2. Не допускается двухколонный набор основного и дополнительного текста, кроме стихов. 3.2.2.3. Двумя и более колонками могут быть размещены списки слов и словосочетаний, хронологический материал только при расстоянии между колонками не менее 12 мм, при наличии разделительной линии - не менее 6 мм. 3.2.2.4. В словарной части изданий допускается двухколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 9 мм, при наличии разделительной линии - не менее 6 мм. 3.2.2.5. Кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений текста должны соответствовать требованиям, изложенным в таблице 2. При этом кегль шрифта выделений должен быть не менее кегля шрифта основного (дополнительного) текста. 3.2.2.6. В текстовых таблицах длина строки должна быть не менее 3 1/2 квадрата при расстоянии между колонками текста не менее 12 мм. 3.2.2.7. Для подписей к иллюстрациям рекомендуется применять шрифт кеглем не менее 12 пунктов и располагать их от края иллюстрации на расстоянии не менее 4 мм. 3.2.3. Требования к изданиям для 5-9 и 10-11 классов
3.2.3.1. В зависимости от функционального назначения издания шрифтовое оформление основного и дополнительного текста в изданиях, выпускаемых с использованием шрифтов русской и/или латинской графических основ, для 5-6 классов должны соответствовать требованиям, изложенным в таблице 3, для 7-9 классов - в таблице 4, для 10-11 - в таблице 5. 3.2.3.2. Кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений текста должны соответствовать требованиям, изложенным в таблицах 3, 4, 5. 3.2.3.3. Для 5-6 классов разрешается применение двухколонного набора для основного и дополнительного текста только в изданиях по языковедению при соблюдении требований таблицы 3. 3.2.3.4. Тремя и более колонками разрешается размещать списки слов и словосочетаний, хронологический материал только при расстоянии между колонками не менее 12 мм, при наличии разделительной линии - не менее 6 мм. 3.2.3.5. В словарной части изданий разрешается двухколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 9 мм, при наличии разделительной линии - не менее 6 мм. 3.2.3.6. В текстовых таблицах изданий для 5-6 классов длина строки должна быть не менее 2 3/4 квадрата при расстоянии между колонками текста не менее 6 мм, для 7-11 классов - не менее 1 3/4 квадрата при расстоянии между колонками не менее 6 мм. 3.3. Требования к шрифтовому оформлению изданий по математическим дисциплинам 3.3.1. Требования к изданиям для 1-4 классов
3.3.1.1. Шрифтовое оформление основного текста изданий должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 6. 3.3.1.2. Не допускается для основного текста двухколонный набор. 3.3.1.3. Для столбцов примеров, задач разрешается применять многоколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 12 мм, при использовании цветного фона и/или разделительных линий - не менее 9 мм. 3.3.1.4. Кегль шрифта в примерах и задачах должен быть не менее кегля шрифта основного текста в соответствии с таблицей 6. 3.3.1.5. Кегль шрифта надписей на наглядных изображениях может быть только на 2 пункта меньше кегля шрифта основного текста. 3.3.1.6. Кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений текста должны соответствовать требованиям, изложенным в таблице 6. 3.3.2. Требования к изданиям для 5-9 классов и 10-11 классов
3.3.2.1. Шрифтовое оформление основного и дополнительного текста в изданиях для 5-9 классов должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 7, для 10-11 классов - в таблице 8. 3.3.2.2. Допускается для основных элементов буквенных и числовых формул применять шрифт на два пункта меньше кегля шрифта основного текста. 3.3.2.3. Для столбцов примеров и задач разрешается применение многоколонного набора только при расстоянии между колонками не менее 9 мм, при использовании цветного фона и/или разделительных линий - не менее 6 мм. 3.3.2.4. Для наглядного изображения (график, схема, таблица, диаграмма и другое) рекомендуется применение не более трех красок, в том числе черной. 3.3.2.5. Кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений текста должны соответствовать требованиям, изложенным в таблицах 7 и 8. 3.3.2.6. Допускается двухколонный набор текста в изданиях для 5-9 классов при соблюдении требований таблицы 7, в изданиях для 10-11 классов - таблицы 8. 3.4. Требования к шрифтовому оформлению изданий по естественным дисциплинам для 1-4, 5-11 классов
3.4.1. Шрифтовое оформление основного и дополнительного текста в изданиях для 1-4 классов в зависимости от года обучения и их функционального назначения должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 9. 3.4.2. Шрифтовое оформление основного и дополнительного текста в изданиях для 5-11 классов в зависимости от года обучения должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 10. 3.4.3. В изданиях для 1-4 классов не допускается применять двухколонный набор. 3.4.4. Двухколонный набор в изданиях для 5-6 классов разрешается только для дополнительного текста, в изданиях для 7-11 классов - для основного и дополнительного текста, только при соблюдении требований, изложенных в таблице 10, кроме длины строки. 3.4.5. В текстовых таблицах изданий для 1-4 классов длина строки должна быть не менее 3 1/2 квадрата при расстоянии между колонками текста не менее 12 мм, для 5-6 классов - не менее 2 3/4 квадрата при расстоянии между колонками текста не менее 6 мм, для 7-11 классов - не менее 1 3/4 квадрата при расстоянии между колонками не менее 6 мм. 3.4.6. Наглядные изображения (график, схема, таблица, диаграмма и другое) в изданиях для 1-4 классов следует оформлять в соответствии с требованиями, изложенными в 3.3.1.5, в изданиях для 5-11 классов - в соответствии с требованиями, изложенными в 3.3.2.4. 3.4.7. В изданиях для 1-4 и 5-11 классов кегль шрифта и увеличение интерлиньяжа выделений должны соответствовать требованиям, изложенным в таблицах 9 и 10. 3.4.8. Шрифтовое оформление буквенных и числовых формул в изданиях должно соответствовать требованиям, изложенным в 3.3.2.2. 3.4.9. Кегль шрифта основных элементов химических формул должен быть не менее кегля шрифта основного текста, кегль шрифта вспомогательных элементов формул должен быть не менее 6 пунктов. 3.5. Требования к шрифтовому оформлению изданий по специальным дисциплинам для начального профессионального образования
3.5.1. Шрифтовое оформление основного и дополнительного текста издания в зависимости от учебной дисциплины и функционального назначения должно соответствовать требованиям, изложенным в таблице 11. 3.5.2. В издании разрешается применение двухколонного набора для основного и дополнительного текста только при соблюдении требований, изложенных в таблице 11. 3.5.3. В словарной части изданий допускается двухколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 9 мм, при наличии разделительной линии - не менее 6 мм. 3.5.4. Шрифтовое оформление химических формул должно соответствовать требованиям п.3.4.9. 3.5.5. Кегль шрифта основных элементов буквенных и числовых формул должен быть не менее 8 пунктов, вспомогательных элементов - не менее 6 пунктов. 3.5.6. Для наглядного изображения (график, схема, таблица, диаграмма и другое) рекомендуется применение не более трех красок, в том числе черной. 3.5.7. Кегль шрифта выделений текста должен быть не менее 9 пунктов. 3.5.8. В текстовых таблицах длина строки должна быть не менее 1 3/4 квадрата при расстоянии между колонками не менее 6 мм. 3.6. Требования к полиграфическим материалам
3.6.1. На полиграфические материалы как отечественного, так и импортного производства, применяемые для изготовления издания, должны быть представлены санитарно-эпидемиологические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья. 3.6.2. При отсутствии сведений о полиграфических материалах следует проводить санитарно-химические исследования на наличие формальдегида. 3.6.3. Для изготовления изданий следует применять бумагу, предназначенную только для печати книжных изданий (офсетную, типографскую, книжно-журнальную и т.п.), с показателем белизны 74-88%. 3.6.4. Не допускается применение газетной бумаги, кроме изданий, функционально предназначенных к постраничному разъединению (разрезанию), например, дидактические материалы, карточки с заданиями и т.п. 3.6.5. В издании для печати текста рекомендуется применять бумагу одного вида и массы 1 кв. м. IV. Организация проведения санитарно-эпидемиологической оценки изданий
4.1. На санитарно-эпидемиологическую оценку представляются три экземпляра издания и сведения о материалах. 4.2. Для проведения санитарно-эпидемиологической оценки должна быть представлена следующая информация об издании: сведения об авторах, заглавие издания, заглавие серии, номер выпуска серии, сведения о читательском адресе, целевом назначении издания, имя издателя и его адрес, год выпуска издания, название и адрес полиграфического предприятия, дата подписания в печать, формат издания, вид бумаги, гарнитура шрифта основного текста, вид печати, тираж, номер заказа полиграфического предприятия. 4.3. Санитарно-эпидемиологическая оценка по п.п.3.1.1-3.1.3, 3.1.5-3.1.6, 3.2.1.7, 3.6.4 проводится на одном экземпляре издания. 4.4. Санитарно-эпидемиологическая оценка шрифтового оформления издания проводится на 10 характерных страницах по каждому виду текста и приему оформления в одном экземпляре издания. 4.5. Санитарно-эпидемиологическая оценка по п.3.1.10 и 3.1.22 проводится на 10 характерных страницах в каждом из трех экземпляров издания. 4.6. Санитарно-эпидемиологическая оценка по п.3.1.8 проводится в 10 тетрадях, выбранных для контроля из трех экземпляров издания. 4.7. Санитарно-эпидемиологическая оценка по п.3.1.9 проводится в каждом из трех экземпляров издания на двух страницах каждой тетради по специально отпечатанным контрольным плашкам*. ________________ * Контрольные плашки в виде круга (квадрата) диаметром (стороной) не менее 5 мм должны быть расположены на одном из полей двух страниц в каждой тетради. 4.8. Санитарно-эпидемиологическая оценка по п.3.6.3 проводится на одной странице в каждом из трех экземпляров издания при отсутствии визуально определяемой разнооттеночности бумаги. 4.9. Результат санитарно-эпидемиологической оценки следует считать положительным при соответствии контролируемых показателей нормативным требованиям. 4.10. Методика санитарно-эпидемиологической оценки приведена в приложении. 4.11. В комбинированных изданиях проводится гигиеническая оценка только текстовой части издания на соответствие требованиям настоящих санитарных правил. Приложение Приложение. Методика проведения санитарно-эпидемиологической оценки изданий
1. Размер блока издания по высоте и ширине по п.3.1.2 определяют линейкой с точностью до 1 мм. 2. Вид бумаги по п.3.6.3, 3.6.4 определяют по информации в выходных сведениях издания или по представленным сведениям о материалах. 3. Внешнее оформление по п.3.1.5 и способ скрепления по п.3.1.6 определяют визуально. 4. Вес издания по п.3.1.3 определяют на весах с точностью до 5 г. 5. Размеры полей по п.3.1.8 определяют линейкой с точностью до 1 мм в середине каждой выбранной для контроля тетради. 6. Интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги по п.3.1.9 определяют денситометром отражения за фильтром видности. 7. Оптическую плотность фона измеряют денситометром отражения за фильтром видности в пяти местах изображения на контролируемой странице. 8. Группу, емкость и начертание шрифта определяют по государственному стандарту на шрифты типографские на 10 характерных страницах. Результат считают отрицательным, если на 4 из 10 контролируемых страниц выявлено несоответствие хотя бы по одному параметру. 9. Контроль по выявлению в издании недопустимых приемов оформления по п.3.1.15 проводится визуально на 10 характерных страницах экземпляра издания. 10. Расположение текста относительно иллюстраций по п.3.1.20 определяют визуально на 10 характерных страницах. 11. Дефекты в издании по п.3.1.22 определяют визуально на 10 характерных страницах в каждом из трех экземпляров. 12. Информация, необходимая для гигиенической оценки по п.4.2, может быть представлена в выходных сведениях издания, оформленных по государственному стандарту или в специальных документах. 13. Кегль шрифта текста издания и междусловный пробел измеряют издательским прозрачным шаблоном в пунктах, лупой или микроскопом в мм с точностью до 0,01 мм. Кегли шрифта в пунктах и размер прописной буквы в миллиметрах приведены в таблице. Результат считают отрицательным на странице, если значения трех из пяти измерений менее допустимого по п.3.1.14. 14. Увеличение интерлиньяжа измеряют издательским прозрачным шаблоном.
Рисунок. Схема определения увеличения интерлиньяжа ( )
15. Длину строки текста издания измеряют линейкой в мм с точностью до 1 мм или издательским прозрачным шаблоном в мм или квадратах. 16. Расстояние между колонками при многоколонном наборе и расстояние между полосой и иллюстративным заполнением полей измеряют в мм линейкой с точностью до 1 мм или издательским прозрачным шаблоном. 17. Соответствие требованию п.3.2.1.4 определяют подсчетом количества переносов на каждой из 10 характерных страниц. 18. Белизну бумаги по п.3.6.3 определяют по государственному стандарту. 19. Количество формальдегида по п.3.6.2 определяют по методике выполнения измерений массовых концентраций формальдегида в пробах природной, питьевой и сточной воды на анализаторе "Флюорат-2". Таблица (справочная)
1 пункт в системе Дидо = 0,376 мм. 1 пункт в системе СИ=0,351 мм. Таблица 1
________________ * Для отдельных букв. Таблица 2
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|