Здавалка
Главная | Обратная связь

Социальное обслуживание

Тема: правовое обеспечение социальной работы с инвалидами.

 

 

Мазунина Наталья Сергеевна
Специальность:
Социальная работа
курс V,группа 51
Форма обучения:заочная
Преподаватель

Останина Е.С.

г.Пермь 2012

 

Содержание

 

1 Введение

2 Финансовые расходы

3 Социальная помощь.

4 Социальное обслуживание

5 Заключение

6 Литература

 

Введение

В связи с неблагоприятной социально-экономической ситуацией в стране происходит увеличение численности инвалидов. В Российской Федерации 9 млн. граждан признаны инвалидами и состоят на учете в органах социальной защиты населения, а с учетом данных Министерства здравоохранения РФ о показателях физического, психического, социального благополучия всего населения - почти каждый третий россиянин.

По данным Министерства труда и социального развития РБ общее число инвалидов на конец 2002 года составило 58 723 человека или 5,6% от общего числа жителей, из них 6 000 детей-инвалидов. Увеличение числа инвалидов за 2002 год составило 1023 человек. Из общего числа инвалидов-58,7 тыс. в Улан-Удэ проживает 23,6 тыс. человек, т.е. практически половина.

Наряду с ростом численности инвалидов прослеживаются тенденции качественных изменений их состава. В обществе вызывает озабоченность увеличение числа инвалидов среди лиц трудоспособного возраста, они составляют 45 % от числа первично признанных инвалидами граждан. За последнее десятилетие опережающими темпами увеличилось число детей-инвалидов: если в РСФСР в 1990 году на учете в органах социальной защиты населения состояло 155,1 тыс. таких детей, то в Российской Федерации в 1995 году этот показатель возрос до 453,7 тыс.

Структура распределения инвалидности (по информации Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 марта 2001 года) в связи с общим заболеванием в России следующая: на первом месте болезни сердечно-сосудистой системы (22,6 %), далее следуют злокачественные новообразования (20,5%), затем травмы (12,6 %), болезни органов дыхания и туберкулез (8,06 %), на пятом месте находятся психические расстройства (2,7 %).

В результате позднего выявления и низкой эффективности лечения увеличивается число инвалидов больных туберкулезом в России. Туберкулез - показатель нищеты и обездоленности.

Среди факторов роста уровня детской инвалидности можно выделить высокий уровень хронических, наследственных заболеваний родителей, болезни новорожденных, связанные с состоянием здоровья матери, позднее выявление болезней, низкую эффективность диспансерного наблюдения, недостаточную эффективность реабилитационных мер для детей первых лет жизни, плохую экологию, несоблюдение принципов «здорового образа жизни», социальное неблагополучие семей, неблагоприятные условия труда женщин.

Проблема увеличения числа детей-инвалидов поставила перед государством решение вопроса по профилактике детской инвалидности. Она стала основой Федеральной программы «Дети-инвалиды», действующей с 1993 года до настоящего времени.

Главной задачей программы являются повышение эффективности работы по предупреждению детской инвалидности, а также улучшение комплексной реабилитации детей-инвалидов.

В данной статье рассматривается правовое обеспечение социальной защиты инвалидов в современных условиях.

Общие права инвалидов сформированы в Декларации ООН «О правах инвалидов», в котором закреплены основные принципы и направления решения проблем инвалидов.

В 90-е годы прошедшего века в России были приняты фундаментальные законодательные акты об инвалидах. Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и «О социальной защите инвалидов Российской Федерации».

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющихся одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

Существенные вопросы социальной защиты инвалидов получили правовую базу в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Важную роль в изучении проблем инвалидов сыграли работы таких ученых, как: Осадчих А.И., Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В., Гусева Н.К., Индолен Л.Н., Шишкова Н.К.

Неотъемлемым общечеловеческим правом инвалида является право на труд, несмотря на то, что трудоспособность его ограничена. Право инвалида на труд установлено Федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которые направлены на создание инвалидам реальных возможностей для занятия полезной, приносящей доход деятельностью и предусматривают конкретные механизмы их реализации. Для осуществления ими этого права необходима четко выраженная государственная политика содействия занятости инвалидов, обусловленная тем, что положение инвалидов на рынке труда в России остается не соответствующим их потенциальным возможностям, а их занятость — неоправданно низкой. Работающие инвалиды составляют 10 % их общей численности (еще 5-6 лет назад они составляли 16-18 %), занятость среди инвалидов трудоспособного возраста не превышает 15 %. Особенно она низка среди инвалидов I и II групп (8 %). Для сравнения - в США из 54 млн. инвалидов трудоустроены 29 %, Великобритании из 5 млн. - 40 %, Китае из 60 млн. - 80 %.

Финансовые расходы

Одной из основных мер, направленных на решение проблемы занятости инвалидов, является установление органами исполнительной власти субъектов Федерации для организаций независимо от организационно-правовых форм квот для трудоустройства данной категории граждан.

Предприятия для инвалидов требуют больших капиталовложений. Учитывая физическое состояние работающих, производство должно быть оснащено современным оборудованием, но из-за дефицита финансирования в настоящее время осуществить это сложно, но возможно при скоординированной работе органов власти Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, бизнесменов, благотворительных фондов и др.

Законодательство РФ предусматривает получение инвалидами технических средств реабилитации, обеспечивающих их особые потребности, повышающие уровень их независимости в повседневной жизни. Положение с обеспечением права инвалидов на надлежащую протезно-ортопедическую помощь не решить лишь одним специализированным государственным организацией. Здесь большое поле деятельности для проявления инициативы и благотворительности со стороны зарубежных и отечественных коммерческих и некоммерческих организаций.

Недостаточное финансирование расходов по обеспечению инвалидов протезно-ортопедическими изделиями во многих регионах приводит к низкому уровню протезно-ортопедической помощи. По информации Министерства труда и социального развития РФ, потребность субъектов Федерации в расходах на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, в том числе для инвалидов ВОВ, на 2000 г. составил 1 млн. 187 тыс. руб., а фактическое финансирование по информации Министерства финансов РФ произведено на сумму 674 тыс. руб. В 2001 г. потребность расходов на указанные средства реабилитации составляет 1млн. 348,2 тыс. руб, финансирование спланировано на сумме менее 1 млн.рублей.

Самым проблемным вопросом обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в РФ является бесплатное обеспечение их автотранспортными средствами.

В РФ для многих инвалидов установка квартирного телефона по-прежнему остается одной из самых острых проблем.

Федеральный Закон « О Социальной защите инвалидов» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Закон устанавливает условия оплаты медицинских услуг, оказываемых инвалидам, возмещения затрат, произведенных самим инвалидом, его отношения с реабилитационными органами социальной защиты инвалидов.

Закон обязывает все органы власти, руководящих предприятий и организаций создавать условия, позволяющие инвалидам свободно и самостоятельно пользоваться всеми общественными местами, учреждениями, транспортом, беспрепятственно передвигаться по улице, в собственном жилище, в общественных учреждениях и т.д.

Социальная помощь.

Законом предусматриваются льготы на внеочередное получение жилья, соответствующим образом оборудованного. В частности, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не менее 50 % с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, ведения подсобного, дачного хозяйства.

Особое внимание Закон уделяет обеспечению занятости инвалидов. Закон предусматривает финансово-кредитные льготы специализированным предприятиям, применяющим труд инвалидов, а также предприятиям, учреждениям и организациям общественных учреждений общественных объединений инвалидов; установление квот для приема на работу инвалидов, в частности, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников, в которых составляет более 30 человек (квота для приема на работу инвалидов устанавливается в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 3%). Общественные объединения инвалидов и их предприятия, организации, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Таким образом, федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» являются основополагающими в организации социальной помощи инвалидам.

Помимо федеральных законов правовую основу социальной помощи инвалидам составляют постановления Правительства Российской Федерации. Так, 25 ноября 2002 вышло постановление Правительства РФ №1151 «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».

26 декабря 2003 вышло постановление Правительства РФ №1285 "О порядке участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности". Основными задачами лечебно-трудовой деятельности являются трудовая терапия и улучшение общего состояния здоровья граждан, их трудовое обучение и переобучение с целью освоения новой профессии в соответствии с их физическими возможностями, медицинскими показаниями и иными обстоятельствами. Данное постановление регулирует участие граждан пожилого возраста и инвалидов в лечебно-трудовой деятельности.

15 апреля 2003 вышло постановление Правительства РФ № 473 «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания». Речь идет об оплате услуг, предоставляемых гражданам пожилого и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях. Некоторые из них бесплатные, а некоторые на условиях частичной или полной оплаты. Данное постановление разъясняет вид оплаты каждой услуги.

Помимо федеральных законов и постановлений Правительства выходят ведомственные документы, в которых даются обоснованные толкования применения тех или иных законов или их отдельных статей. Так, 24 июня 2003 вышел приказ Министерства социальной защиты населения РФ № 180 «Об утверждении форм примерных договоров, заключаемых между государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, предоставляющими платные социальные услуги, и гражданам пожилого возраста и инвалидам, получающим данные услуги, или их законными представителями».

Вызывает тревогу то, что происходит постепенное накопление критической массы биологической и «социально-неполноценных» людей, что в конечном итоге, может вызвать необратимые изменения в генофонде нации со всеми вытекающими отсюда последствиями экономического и политического характера. Проблема предупреждения и уменьшения распространенности инвалидности должна рассматриваться как проблема уровня развития в стране или в регионе условий для участия всех членов общества, независимо от их социально-биологического статуса в трудовой, общественной и бытовой деятельности.

Социальная помощь инвалидам невозможна без управленческих органов. Они существуют на всех уровнях государственного управления. В Государственной Думе Федерального Собрания РФ имеется несколько комитетов, которые в большей или меньшей мере занимаются проблемами инвалидов:

• комитет по труду и социальной политике;
• комитет по делам ветеранов;
• комитет по охране здоровья;
• комитет по делам женщин, семьи и поддержки.

В Совете Федерации Федерального собрания России также имеется комитет по социальной политике, одной из главных функций которой является социальная защита населения. Составная часть этого комитета - управление по делам инвалидов.

В республиках, краях, областях страны функционируют управления делами инвалидов, соответствующие центральным органам. Во всех административных округах также действуют комиссии, отделы, управления по делам инвалидов.

По данным Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия за 2004год численность инвалидов составляет - 53258 человек, из них инвалиды: I группы - 9693, 2 группы - 27428, 3 группы - 16137 человек.

Помимо государственных органов управления имеются и ведомственные управленческие подразделения, занимающиеся делами инвалидов. Во многих поликлиниках работают специальные врачи, как правило, в ранге заместителей главных врачей поликлиник, которые дают заключения и оформляют документы на представление граждан к инвалидности в органы социального обеспечения. Во всех администрациях округов и районов созданы специальные медико- социальные экспертные комиссии (МСЭК), которые принимают окончательное решение об инвалидности людей, определяют группы инвалидности, выписывают документы (справки), служащие юридическим основанием для оформления инвалидности в органах социального обеспечения.

В системе социального обеспечения действуют управления, отделы, сектора, которые назначают пенсии по инвалидности, следят за ее индексацией, перерасчетом сумм, переводом пенсий на трудовые сберегательные книжки или в почтовые отделения связи, обслуживают инвалидов на дому и т.д. Это окружные, муниципальные, районные управления и отделы социального обеспечения, куда ежедневно обращаются сотни клиентов и которые обслуживают десятки тысяч людей, нуждающихся в социальном обеспечении и поддержке.

Социальное обслуживание

Действуют всероссийские общества инвалидов, глухих, слепых, возглавляют которые правления, имеющие вертикальную управленческую структуру вплоть до специализированных предприятий.

В государственный сектор социального обслуживания входят органы управления социальным обслуживанием РФ, органы управления социальным обслуживанием субъектов РФ, а также учреждения социального обслуживания, находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов РФ.

Муниципальный сектор социального обслуживания включает местные органы управления социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, представляющие социальные услуги.

Муниципальные центры социального обслуживания являются учреждениями муниципального сектора социального обслуживания, создаются органами местного самоуправления на подведомственных территориях и находятся в их ведении. Муниципальные центры социального обслуживания находятся в их ведении. Муниципальные центры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг.

Муниципальные центры социального обслуживания занимаются выявлением граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании, определяют необходимые для них виды социальных услуг, обеспечивают их предоставление в полустационарных и нестационарных условиях, осуществляют срочное социальное обслуживание, а также оказывают населению социально-консультативную помощь.

Муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов включает жилые дома и жилые помещения, в том числе специализированные дома, предназначенные для постоянного и временного проживания и социального обслуживания указанных граждан. Архитектура, планировка и оборудование специализированных домов и жилых помещений в них должна соответствовать возрастным и физиологическим особенностям граждан пожилого возраста и инвалидов.

Муниципальный жилищный фонд социального использования является составной частью муниципального сектора социального обслуживания, создается и содержится органами местного самоуправления на подведомственных территориях за счет средств соответствующего бюджета.

Формы социального обслуживания закреплены в главе III Федерального закона РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Они включают:

• социальное обслуживание на дому (включая социальное медицинское обслуживание);
• полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
• стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и др. учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
• срочное социальное обслуживание;
• социально-консультативную помощь. Рассмотрим каждую из этих форм более подробно.

Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленная на максимально возможное продление пребывания инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:

1. организация питания, включая доставку продуктов на дом;
2. помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
3. содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
4. поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
5. содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
6. содействие в организации ритуальных услуг;
7. другие надомные социальные услуги.

При обслуживании инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и водоснабжения, в число надомных социальных услуг включается содействие в обеспечении топливом и водой.

Кроме этого инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях. Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется специализированными отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения. В штат указанных отделений вводятся медицинские работники.

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.

На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социально обслуживание.

Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления инвалида и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья. Полустационарное социальное обслуживание осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья, условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

Стационарное социальное обслуживание инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.

Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

Срочное социальное обслуживание включает следующие социальные услуги из числа предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг:

1.разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
2. обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
3. разовое оказание материальной помощи;
4. содействие в получении временного жилого помещения;
5. организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;
6. организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;
7. иные срочные социальные услуги.

Срочное социальное обслуживание осуществляется муниципальными центрами социального обслуживания или отделениями, создаваемыми для этих целей при органах социальной защиты населения.

Социально-консультативная помощь инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Социально-консультативная помощь инвалидам ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает:

• выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;
• профилактику различного рода социально-психологических отклонений;
• работу с семьями, в которых живут инвалиды, организацию их досуга;
• консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройства инвалидов;
• обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем инвалидов;
• правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;
• иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для инвалидов.

Организацией и координацией социально-консультативной помощи занимаются муниципальные центры социального обслуживания, а также органы социальной защиты населения, которые создают для этих целей соответствующие подразделения.

Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. К негосударственному сектору социального обслуживания относятся общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.

К негосударственным секторам социального обслуживания относятся все общественные организации, в частности и Бурятская региональная организация Всесоюзного общества инвалидов, самая многочисленная.

Каждая из этих форм социального обслуживания осуществляется муниципальными центрами социального обслуживания или отделениями, создаваемыми при органах социальной защиты населения.

Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» определяет четкую систему социального обслуживания инвалидов, которая основана на использовании всех форм собственности и состоит из государственного, муниципального и негосударственного секторов социального обслуживания.

 

Заключение

Таким образом, правовую основу социальной помощи инвалидам составляют федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995), «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» (1995), постановления Правительства Российской федерации и ведомственные документы, в частности, приказы Министерства социальной защиты населения РФ. Эти официальные документы являются основополагающими для органов исполнительной власти и органов социальной защиты субъектов РФ.

Социальная помощь инвалидам невозможна без управленческих органов. Они существуют на всех уровнях государственного управления. В Государственной Думе Федерального Собрания РФ имеется несколько комитетов, которые в большей или меньшей мере занимаются проблемами инвалидов: комитет по труду и социальной политике; комитет по делам ветеранов; комитет по охране здоровья; комитет по делам женщин, семьи и поддержки.

 

6 Список литературы:

1. Бюллетень министерства и ведомств РФ. -1996.-№6.-с.33.
2. Бюллетень министерств и ведомств РФ.-1996.-№6.-с.32-34.
3. Гарсиа-Исер М., Бабушкина Т. Трудоустройство инвалидов.//Человек и труд.-2000.-№4.-с.48 –52.
4. Домбровский Г. Реабилитационная индустрия-инвалидам. Центр технических средств реабилитации.//Социальное обеспечение.2003.-№2.-с.30-33.
5. Осадчих А. Законодательная основа социальной политики в отношении инвалидов.//Социальная работа.-2004.-№1.-с.47-51.
6. Основы социальной работы: Учебник/Отв.ред.П.Д.Павленок.-М.:-ИНФРА-М, 1998.-368с.
7. Права и возможности инвалидов в Российской Федерации: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ. -М, 2001. - 16 с.
8. Собрание законодательства РФ. - 1995. -№ 32. -ст. 3198.
9. Собрание законодательства РФ.-2002.№49.-Ст.-4798.
10. Собрание законодательства РФ.-2003.-ст.117
11. Собрание законодательства РФ.-2003.-ст.2002.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.