Работа режиссера с автором
В большинстве случаев режиссер приступает к скетчу, начиная работу с автором. Самое главное в этой работе — удержать автора от излишних сюжетных усложнений. В скетче не может быть вторых и третьих планов, чем проще — тем лучше. Скетч не может быть построен таким образом, чтобы для его показа были необходимы декорации, а зачастую — и театральные костюмы. Невозможен также и громоздкий реквизит, специальная мебель. Два стула и, в крайнем случае, небольшой столик — вот максимум того, что могут позволить себе в оформлении исполнители скетча. Есть еще один закон построения скетча. В нем очень редко бывает занято более двух исполнителей. Конфликт же должен быть проявлен сразу, буквально с первой фразы, звучащей в экспозиции. Длинные вступления совершенно недопустимы. Конфликт не вырастает, он моментально обозначается в первой же реплике. «Самая веселая комедия, представляемая в быстром темпе на сцене драматического театра, покажется аудитории медленной в условиях эстрадного концерта, где один номер сменяется другим в среднем каждые шесть минут, она затормозит весь ход концерта»4. Скетч на классической литературной основе В. Ардов, приводя примеры удачных скетчей, обращается к творчеству А. Чехова, называя его водевили и инсценировки рассказов, появляющиеся на эстраде, — пьесками. Почему такие произведения А. Чехова так часто играются артистами на эстраде? Наверное, потому что эта высокая литература является настолько яркой драматургически, настолько лаконичной, настолько отвечает и другим законам эстрадного номера, что иногда просто просится на эстраду. Вот уже длительное время в концертным репертуаре артистов А. Толубеева и С. Лосева держится рассказ Чехова «Хирургия». Причем играют они его в любых условиях: на сцене, в аудитории, в библиотеке, в вечернем клубе, на шикарной презентации и в капустнике. Играют в самых разных по своему составу концертах, где до и после них выступают как артисты филармонических жанров (оперные певцы, артисты классического балета, чтецы), так и эстрадных (оригинальники, разговорники, инструменталисты и т. п.). И на любой площадке, в любом концерте номер «Хирургия» очень хорошо встречается публикой. Здесь неспроста было сказано «номер», так как то, что делают А. Толубеев и С. Лосев, отвечает всем требованиям эстрадного номера. Драматургия рассказа предельно сжата, энергична, очень локальна по теме. Действие предполагает резкий старт — без раскачки сразу вперед! При этом дистанция — короткая, спринтерская. Сам текст не очень репризен, но предоставляет широкие возможности для пластической репризы и трюка. И артисты этих возможностей не упускают. Характеры персонажей чрезвычайно эксцентричны, они по чти являют собой типажи (или «маски», как сказали бы на эстраде), очень условны, резко контрастны. В создании внешней характерности превалирует деталь. У Лосева—Дьячка это неимоверно выпяченный живот, у Толубеева—Доктора — тяжеловесная постановка рук и жестов. Но два качества в особенности отличают эстрадность исполнения рассказа «Хирургия» этими артистами. Первая — трюк. Например, падение С. Лосева вперед на живот с задранной от боли головой и последующее раскачивание на животе, подобно детской качалке. Это не что иное, как технически сложный акробатический элемент. Или — эксцентричны и танец А. Толубеева, который сидит верхом на С. Лосеве, пытаясь вырвать зуб. Второе обстоятельство — игра со зрительным залом.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|