Здавалка
Главная | Обратная связь

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ



В настоящее время в России действует комплекс стандартов на токсичность отработавших газов (ОГ), который можно разделить на две группы: нормирование вредных веществ отработавших газов при эксплуатации транспортных средств – группа 1 и при приемочных испытаниях – группа 2.

Контроль в эксплуатационных условиях (1 группа) производится работниками ГИБДД, санитарных служб или на станциях технического обслуживания. Эти испытания отличаются необходимой для массового использования простотой и выполняются с помощью дешевых и небольших газоанализаторов.

Приемочным испытаниям (2 группа) подвергаются как новые, так и отремонтированные, а также находящиеся в эксплуатации двигатели. Токсичность двигателей замеряется при их работе на стендах по определенным методикам с помощью специального дорогого и сложного оборудования и газоанализаторов.

Для оценки выбросов вредных веществ ОГ в России определяется удельный выброс веществ или выброс на 1 км пробега, на 1 кг расхода топлива, на единицу выполненной двигателем работы – кВт ч.

Для комплексной оценки особенностей действия вредных веществ ОГ количественную оценку токсичности ОГ дополняют показателем, учитывающем степень воздействия каждого компонента на окружающую среду или коэффициентом приспособленности двигателя к окружающей среде.

Для каждого вещества определяется безразмерная концентрация по формуле:

где Сi- концентрация вредного вещества, мг/м3; ПДКi – предельно допустимая концентрация вещества, мг/м3.

 

Анализ состава вредных веществ ОГ современных автомобилей в городских условиях езды, выполненный с учетом экологической значимости компонентов ОГ по среднесуточным ПДК, показывает, что на долю оксидов азота в выбросах автомобиля приходится 29...38%, оксидов углерода - 3...14%, углеводородов - 1…2%, бенз(а)пирена (БП) - З...6%.

Таким образом, количественная оценка токсичности состава ОГ дополняется интегральной, исходя из уровня токсичности компонентов, определяемого по ПДК веществ. Так, для монооксида углерода (СО), углеводородов и оксидов азота ПДКСО = 5, ПДКСН = 1,5, и ПДКNО = 0,085 мг/м3, т.е. углеводороды - в 3, оксиды азота - в 59 раз токсичнее монооксида углерода.

Вещество Бензиновые двигатели Дизели
удельные выбросы, г/кг топлива приведенные выбросы доля в общем выбросе, % удельные выбросы, г/кг приведенные выбросы, ус.г/кг доля в общем выбросе, %
неэтилиро-ванный бензин этилиро-ванный бензин
оксиды азота 21,0 47,7 6,5 41,0 1685,0 49,8
оксиды углерода 369,0 369,0 20,4 2,8 23,0 23,0 0,7
оксиды серы 1,5 33,0 1,8 0,3 5,6 123,0 3,6
углеводороды 30,0 95,0 5,2 0,7 10,5 33,0 1,0
твердые частицы 1,5 450,0 24,9 3,4 7,6 1520,0 44,9
свинец (неэтилирован. бензин) - - - - -
свинец (этилированный бензин) 0,5 - 86,3 - - -

 

Токсичность оксида углерода СО принято считать за единицу, тогда определяется относительная токсичность at всех присутствующих компонентов в ОГ. Относительная токсичность углеводородов и оксидов азота равна: аi = 3 и 59, соответственно (оксидов серы - 22, тетраэтилсвинца - 22 400 при его содержании в бензине 0,5 г/кг). Суммарная токсичность ОГ - А относительно нормируемых выбросов будет равна сумме произведений каждого из их компонентов на относительную его токсичность. Например, если автомобиль дает выбросы, равные нормируемым значениям, т. е. аi = 1, тогда Анор = 63.

Для того, чтобы оценить фактическое состояние испытываемого автомобиля, нужно взять отношение фактической суммарной токсичности Аф к ее нормативному значению и определить коэффициент k приспосабливаемости автомобиля к окружающей среде:

.

Таким образом, если выбросы равны нормируемым, то k = 1; если меньше нормируемых, то k > 1; если больше нормируемых, то k < 1; чем больше k, тем лучшее автомобиль по токсичности ОГ приспособлен к окружающей среде, безопаснее с точки зрения экологии.

Коэффициент приспосабливаемости позволяет также сравнивать автомобили различных марок и моделей с точки зрения загрязнения выбросами ОГ окружающей среды. Однако коэффициент приспосабливаемости связан с режимами работы двигателя. Для сравнения результатов, полученных для разных циклов в зависимости от типа двигателя, используют переводной коэффициент.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.