Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие и принципы приватизации государственной собственности. Понятие преобразования государственных унитарных предприятий в ОАО.



Одним из важнейших направлений формирования рыночных отношений в Республике Беларусь является реформирование отношений собственности в направлении изменения порядка управления государственным имуществом и перераспределения данного имущества из собственности государственной в частную посредством процесса разгосударствления и приватизации государственной собственности.

Разгосударствлениепредставляет собой передачу от государства физическим и юридическим лицам (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Приватизация -это приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству

Разгосударствление и приватизация имущества, находящегося в государственной собственности, осуществляются в порядке, предусмотренном специальным законодательством. Это законы от 19 января 1993 г. “О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь”[111], от 6 июля 1993 г. “Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь”[112], от 16 апреля 1992 г. “О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь”[113]; Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 “О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь”[114]; указы Президента Республики Беларусь от 3 марта 1995 г. № 101 “О мерах по совершенствованию реформирования государственного имущества”[115], от 3 ноября 2005 г. № 520 “О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере”[116] и другие нормативные правовые акты.

Предусмотренные ГК общие положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законодательством о приватизации и не предусмотрено иное (ст. 218 ГК).

6.2 Основные принципы, субъекты и объекты разгосударствления и приватизации

1. Разгосударствление и приватизация государственной собственности осуществляются с соблюдением принципов:

сочетания возмездного и безвозмездного способов приватизации;

признания права каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности;

дифференциации методов, форм и процедур приватизации;

разграничения компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней;

предоставления определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

контроля за осуществлением приватизации со стороны государства;

обеспечения широкой гласности процесса приватизации;

постепенности и поэтапности;

законности (ст. 6 Закона “О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь”).

2. Субъектами приватизации (лицами, приобретающими в собственность у государства его имущество) согласно Закону “О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь” могут быть:

граждане Республики Беларусь и Российской Федерации, негосударственные юридические лица, юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50% членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

иностранные инвесторы;

лица без гражданства.

В преобразовании в процессе приватизации предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и обслуживающих сельское хозяйство, в открытые акционерные общества с участием предприятий-производителей сельскохозяйственной продукции участвуют также государственные сельскохозяйственные предприятия.

3. Объектами приватизации являются: государственное жилье; государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий; государственное имущество, сданное в аренду; доли (паи, акции), принадлежащие Республике Беларусь и административно-территориальным единицам в имуществе субъектов хозяйствования. Объектами первоочередной приватизации являются предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.

Не подлежат разгосударствлению и приватизации предприятия (объединения), организации и виды имущества, отнесенные законом к перечню объектов, которые могут находиться только в собственности государства. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 ноября 2006 г. № 1456[117] в целях реализации Закона “Об объектах, находящихся только в собственности государства” утвержден перечень государственных предприятий, организаций и учреждений, находящихся в республиканской собственности, которые не подлежат разгосударствлению и приватизации.

2. Разгосударствление в процессе приватизации осуществляется путем преобразования государственного предприятия в открытое акционерное общество или внесения государственного имущества, сданного в аренду, в уставный фонд открытого акционерного общества, создаваемого на базе арендного предприятия. Преобразование названных предприятий в открытые акционерные общества осуществляется на основании предложений их трудовых коллективов, при их отсутствии инициатором разгосударствления и приватизации предприятий, находящихся в республиканской собственности, в целях их финансового оздоровления может выступать Совет Министров Республики Беларусь, а предприятий, находящихся в коммунальной собственности, - соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган.

В случае разногласий между трудовыми коллективами предприятий, находящихся в республиканской собственности, или субъектами приватизации и республиканскими органами государственного управления, объединениями (учреждениями), подчиненными Правительству Республики Беларусь, а также областными (Минским городским) исполнительными комитетами по вопросам целесообразности разгосударствления и приватизации конкретных объектов решения принимаются:

Президентом Республики Беларусь (по предприятиям с численностью работающих свыше 4 тысяч человек);

Советом Министров Республики Беларусь (по предприятиям с численностью работающих от 2 до 4 тысяч человек);

Государственным комитетом по имуществу (по предприятиям с численностью работающих до 2 тысяч человек).

В случае разногласий между трудовыми коллективами предприятий, находящихся в коммунальной собственности, или субъектами приватизации и местными исполнительными и распорядительными органами по вопросам целесообразности разгосударствления и приватизации данных предприятий решения принимаются этими органами в порядке, установленном местными Советами депутатов.

Учредителями открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, от имени государства выступают Государственный комитет по имуществу или его территориальные органы, а объектов, находящихся в коммунальной собственности, - местные исполнительные и распорядительные органы в порядке, определенном местными Советами депутатов.

Кроме указанных выше органов, учредителями таких акционерных обществ могут быть юридические и физические лица, в том числе иностранные, внесшие принадлежащие им денежные средства или имущество в уставные фонды данных обществ.

Согласно Положению о порядке создания открытых акционерных обществ в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 июня 1998 г. № 970[118], проведение работ по созданию открытого акционерного общества в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности осуществляют: комиссия по преобразованию предприятия, отраслевая комиссия и комиссия по приватизации, создаваемая органом приватизации. Открытое акционерное общество является правопреемником государственного предприятия.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.