Здавалка
Главная | Обратная связь

Пути (способы) приватизации государственной собственности.



1. Законодательством Республики Беларусь установлено, что приватизация осуществляется путем безвозмездной передачи и продажи государственной собственности. Безвозмездно передается часть государственной собственности гражданам Республики Беларусь с целью обеспечения социального равенства - создания равных экономических условий на период перехода к рыночной экономике. Государство на период безвозмездной приватизации определило долю государственной собственности, безвозмездно передаваемой гражданам Республики Беларусь. Величина доли данного имущества в соответствии со ст. 11 Закона “О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь” определяется Президентом Республики Беларусь.

Безвозмездно передаваемая каждому гражданину часть государственной собственности определяется жилищной квотой на основании Закона “О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь” и квотой на имущество государственных предприятий на основании Закона “Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь”.

Именной приватизационный чек Республики Беларусь является государственной именной ценной бумагой Республики Беларусь, выпущенной на срок, установленный Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 29 августа 2005 г. № 950[119] срок обращения именных приватизационных чеков “Имущество” установлен по 30 июня 2007 г.

Приватизационные чеки используются владельцами в соответствии с их назначением, установленным Законом “О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь”, в качестве средства оплаты или приобретения в собственность объектов, подлежащих приватизации, или доли в имуществе этих объектов. Граждане Республики Беларусь могут использовать чеки при приобретении приватизируемых государственных объектов (акций, долей, паев в имуществе таких объектов); обменивать чеки на ценные бумаги специализированных инвестиционных фондов, имеющих специальное разрешение (лицензию) на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам; совершать с ними иные действия, предусмотренные статьей 11 Закона “Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь”.

Согласно статье 16 Закона “О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь” жилищная квота (именные приватизационные чеки “Жилье”) используется для приватизации занимаемых жилых помещений в домах государственного жилищного фонда. При невозможности указанного использования жилищная квота используется для: уплаты паевого взноса в жилищном или жилищно-строительном кооперативе либо погашения кредита (ссуды), взятого на это строительство; финансирования индивидуального или коллективного жилищного строительства, реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов, долевого участия в жилищном строительстве, при приобретении жилья путем его покупки, а также для погашения задолженности по кредитам банков и ссудам юридических лиц, взятым и использованным на указанные цели.

Жилищные квоты (именные приватизационные чеки “Жилье”) не подлежат отчуждению, за исключением дарения их по нотариально удостоверенному договору супругу (супруге), родителям, детям, усыновителям, усыновленным, родным братьям и сестрам, деду, бабке, внукам, перехода права собственности по наследству либо по решению суда.

Декрет Президента Республики Беларусь от 7 июня 2005 г. № 6 “Об упорядочении обращения и использования именных приватизационных чеков “Жилье”[120] установил, что именные приватизационные чеки “Жилье” до 1 января 2007 г. подлежали перерегистрации в открытом акционерном обществе “Сберегательный банк “Беларусбанк”. После 1 января 2006 г. находятся в обращении и используются в соответствии с законодательством только перерегистрированные чеки “Жилье”.

Перерегистрированные в установленном порядке чеки “Жилье” подлежат индексации в случаях использования их гражданами и членами их семей, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, для уплаты паевого взноса в жилищном или жилищно-строительном кооперативе либо погашения кредита (ссуды), взятого на это строительство, финансирования индивидуального или коллективного жилищного строительства, реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов, долевого участия в жилищном строительстве, приобретения жилья путем покупки, а также для погашения задолженности по кредитам банков и ссудам юридических лиц, взятым и использованным на указанные цели.

Граждане имеют право на индексацию чеков “Жилье”, начисленных им в установленном порядке, полученных в результате дарения от указанных выше лиц (чеков, начисленных дарителю в установленном порядке), полученных по наследству либо по решению суда, для погашения стоимости строительства, реконструкции или приобретения только одного жилого помещения.

2. Разгосударствление в процессе приватизации осуществляется путем преобразования государственного предприятия в открытое акционерное общество или внесения государственного имущества, сданного в аренду, в уставный фонд открытого акционерного общества, создаваемого на базе арендного предприятия. Преобразование названных предприятий в открытые акционерные общества осуществляется на основании предложений их трудовых коллективов, при их отсутствии инициатором разгосударствления и приватизации предприятий, находящихся в республиканской собственности, в целях их финансового оздоровления может выступать Совет Министров Республики Беларусь, а предприятий, находящихся в коммунальной собственности, - соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган.

В случае разногласий между трудовыми коллективами предприятий, находящихся в республиканской собственности, или субъектами приватизации и республиканскими органами государственного управления, объединениями (учреждениями), подчиненными Правительству Республики Беларусь, а также областными (Минским городским) исполнительными комитетами по вопросам целесообразности разгосударствления и приватизации конкретных объектов решения принимаются:

Президентом Республики Беларусь (по предприятиям с численностью работающих свыше 4 тысяч человек);

Советом Министров Республики Беларусь (по предприятиям с численностью работающих от 2 до 4 тысяч человек);

Государственным комитетом по имуществу (по предприятиям с численностью работающих до 2 тысяч человек).

В случае разногласий между трудовыми коллективами предприятий, находящихся в коммунальной собственности, или субъектами приватизации и местными исполнительными и распорядительными органами по вопросам целесообразности разгосударствления и приватизации данных предприятий решения принимаются этими органами в порядке, установленном местными Советами депутатов.

Учредителями открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, от имени государства выступают Государственный комитет по имуществу или его территориальные органы, а объектов, находящихся в коммунальной собственности, - местные исполнительные и распорядительные органы в порядке, определенном местными Советами депутатов.

Кроме указанных выше органов, учредителями таких акционерных обществ могут быть юридические и физические лица, в том числе иностранные, внесшие принадлежащие им денежные средства или имущество в уставные фонды данных обществ.

Согласно Положению о порядке создания открытых акционерных обществ в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 июня 1998 г. № 970[121], проведение работ по созданию открытого акционерного общества в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности осуществляют: комиссия по преобразованию предприятия, отраслевая комиссия и комиссия по приватизации, создаваемая органом приватизации. Открытое акционерное общество является правопреемником государственного предприятия.

3. Приватизация объектов государственной собственности может осуществляться путем:

продажи объектов государственной собственности на аукционе (с условиями или без условий) или по конкурсу;

продажи акций, принадлежащих государству;

выкупа арендным предприятием имущества государственного предприятия, сданного в аренду (в связи с отсутствием такой организационно-правовой формы юридического лица в ГК продление (возобновление) договоров аренды, сроки действия которых истекали, производилось в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь. По истечении сроков действия договоров аренды имущества государственных предприятий, сданных в аренду, арендные предприятия преобразовывались в соответствии с законодательством о разгосударствлении и приватизации в открытые акционерные общества, или осуществляли выкуп арендованного имущества, или в установленном порядке возвращали это имущество арендодателю).

Конкретный способ приватизации в отношении республиканской и коммунальной собственности определялся соответственно республиканским органом по управлению государственным имуществом и приватизации, его территориальными органами, местными исполнительными и распорядительными органами.

4. Продажа объектов государственной собственности на конкурсах и аукционах производится только за денежные средства. Порядок проведения аукционов и конкурсов, условия участия в них, порядок определения победителей аукционов и конкурсов, а также права и обязанности участников аукционов и конкурсов, оформление прав собственности на объект и расчетов с участниками аукционов и конкурсов регулируются соответствующими положениями, которые утверждает республиканский орган государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации.

Положение о проведении аукционов по продаже объектов республиканской собственности и права на заключение договора аренды нежилого помещения и Положение о проведении конкурсов по продаже объектов республиканской собственности утверждены постановлением Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 27 октября 2000 г. № 19[122].

Положение о проведении аукционов по продаже объектов республиканской собственности и права на заключение договора аренды нежилого помещения (п. 3) различает продажу объекта республиканской собственности на аукционе в процессе приватизации (его приобретение субъектом приватизации в соответствии со статьей 4 Закона “О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь” в собственность на открытых торгах, когда от покупателя не требуется выполнения каких-либо условий (аукцион без условий) или когда от покупателя требуется выполнение определенных условий (аукцион с условиями), устанавливаемых органом приватизации), и продажу на аукционе неиспользуемого, неэффективно используемого имущества, объекта незавершенного строительства, а также иного имущества, принадлежащего государственным юридическим лицам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

При продаже объекта приватизации республиканской собственности на аукционе с условиями к покупателю могут предъявляться следующие требования: о сохранении назначения или профиля объекта на определенный срок; о сохранении или создании новых рабочих мест; о выполнении инвестиционных программ; о сохранении исторического характера объекта, являющегося историко-культурной ценностью.

Предъявление иных условий при продаже объекта приватизации не допускается.

Начальную цену продажи объекта приватизации на аукционе, условия аукциона (в случае проведения аукциона с условиями) устанавливает орган приватизации на основании заключения комиссии по приватизации. Начальная цена продажи объекта, как правило, не должна превышать оценочную стоимость объекта более чем на пять процентов. В порядке, установленном законодательством, стоимость объекта приватизации, не проданного на аукционе, может быть уменьшена на 20% после первого нерезультативного аукциона и до 50% – после второго для выставления на последующие торги.

Победителем аукциона признается участник, предложивший в ходе торгов максимальную цену.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 1997 г. № 217 “Об утверждении порядка понижения стоимости объектов приватизации республиканской собственности”[123] Государственному комитету по имуществу предоставлено право понижать стоимость объектов приватизации, не проданных на аукционе, конкурсе, на 20% после первого нерезультативного аукциона, конкурса и до 50% – после второго.

Согласно Положению о проведении конкурсов по продаже объектов республиканской собственности продажей объекта республиканской собственности по конкурсу в процессе приватизации является его приобретение субъектом приватизации в соответствии со статьей 4 Закона от 19 января 1993 г. “О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь” в собственность на торгах, когда от покупателя требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых органом приватизации.

Продажа объектов республиканской собственности в процессе приватизации может осуществляться как на открытых, так и на закрытых конкурса. В открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели. Решение о проведении закрытого конкурса, его условиях и определяющем условии принимается Правительством Республики Беларусь или по его поручению Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь.

Условия конкурса могут предусматривать следующие требования: о размерах, сроках осуществления и порядке привлечения инвестиций; о представлении предложений по эффективности использования объекта; о сохранении или создании новых рабочих мест в течение определенного периода времени; о сохранении обязательств по производству конкретных видов продукции, товаров и услуг, сохранении профиля предприятия на определенный срок; о проведении мероприятий по защите окружающей среды; о финансировании и порядке использования объектов социальной сферы, входящих в имущественный комплекс предприятия, в течение определенного срока и другие (п. 22).

Победителем конкурса признается участник, предложение которого по заключению комиссии по проведению конкурсов по продаже объектов республиканской собственности наилучшим образом соответствует установленному определяющему (приоритетному) условию конкурса. При прочих равных условиях победителем конкурса признается участник, предложивший наивысшую цену (п. 4).

При продаже на аукционе с условиями и (или) по конкурсу предприятий, имеющих до 100 рабочих мест, у которых задолженность по финансовым обязательствам равна активной части баланса или превышает ее, начальная цена на такой объект устанавливается в размере одной базовой величины. Собственник приватизированного таким образом объекта обязан в установленном порядке погасить задолженность перед государством и иными кредиторами, сохранить определенное число рабочих мест, обеспечить производственно-хозяйственную деятельность предприятия и выполнить другие условия договора купли-продажи этого объекта.

5. Продажа принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, осуществляется республиканским органом по управлению государственным имуществом и приватизации, а объектов, находящихся в коммунальной собственности, – соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, определяемом Советами депутатов:

членам трудового коллектива и приравненным к ним лицам – в течение пяти месяцев с момента государственной регистрации акций первой эмиссии, но не более восьми месяцев со дня принятия решения о создании открытого акционерного общества, по цене на 20% ниже номинальной стоимости и на сумму, не превышающую сто базовых величин на дату государственной регистрации акций на одного покупателя;

юридическим и физическим лицам, которые представили инвестиционные проекты по развитию открытого акционерного общества, – на конкурсах и аукционах;

иными способами, предусмотренными законодательством Республики Беларусь.

в период безвозмездной приватизации до 50% принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе преобразования государственных и арендных предприятий, обмениваются в установленном порядке на именные приватизационные чеки “Имущество”:

членам трудового коллектива и приравненным к ним лицам – в первоочередном порядке в течение пяти месяцев с момента государственной регистрации акций на основании списков, составленных комиссией по преобразованию предприятия в открытое акционерное общество;

гражданам Республики Беларусь – через структурные подразделения открытого акционерного общества “Сберегательный банк “Беларусбанк” в установленном порядке;

субъектам приватизации – на специализированных чековых аукционах.

Доли в уставных фондах коммерческих организаций, созданных в процессе преобразования арендных и коллективных (народных) предприятий, и доли в имуществе указанных предприятий, принадлежащие гражданам Республики Беларусь, акции, приобретенные гражданами Республики Беларусь у государства за денежные средства на льготных условиях (по цене на 20% ниже номинальной стоимости) и в обмен на именные приватизационные чеки “Имущество”, а также полученные взамен их долей в имуществе арендных и коллективных (народных) предприятий при преобразовании в акционерные общества, не могут быть отчуждены, за исключением:

Отчуждения акций эмитентов, перечень которых ежегодно утверждается Правительством Республики Беларусь по согласованию с президентом Республики Беларусь;

дарения таких долей (акций) близким родственникам (родителям, детям, супругу (е), родным братьям и сестрам, внукам, бабке и деду), а также родителям супруга (и);

перехода права собственности на эти доли (акции) в связи со смертью участника соответствующего юридического лица. При этом доли (акции) подлежат переоформлению на наследников, унаследовавших их в установленном порядке, а в случае отсутствия таковых – переходят в собственность Республики Беларусь;

отчуждения таких долей (акций) Республике Беларусь (ее административно-территориальным единицам), в том числе в связи с выездом участника соответствующего юридического лица за пределы Республики Беларусь;

отчуждения данных долей (акций) в уставных фондах юридических лиц этим юридическим лицам, в том числе для уменьшения их уставных фондов, если иное не установлено Главой государства;

обмена долей (акций) в уставных фондах юридических лиц при реорганизации;

обращения взыскания на эти доли (акции) по решению суда;

иных случаев, определенных Президентом Республики Беларусь.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.