Глава 5 Сознательный самоконтроль как форма произвольного управления
5.1. Развитие идеи о самоконтроле .................................................................................. 98 5.2. Роль обратной связи и ее механизмы в процессе самоконтроля действий ............................................................................................. 104 5.3. Произвольное внимание как инструмент самоконтроля ................................. 108 5.4. Самоконтроль и автоматизация действий ........................................................... 109 5.5. Самоконтроль поведения ......................................................................................... 115 Глава 6 Волевая регуляция и волевое усилие (самомобилизация) 6.1. Что такое «волевой человек» ................................................................................... 117 6.2. Волевая регуляция и сила воли .............................................................................. 118 6.3. О моральной оценке проявления силы воли ........................................................ 121 6.4. Волевые состояния ..................................................................................................... 124 6.5. Соотношение волевой и эмоциональной регуляции ........................................ 129 6.6. Волевое усилие как один из механизмов волевой регуляции ......................... 131 6.7. Природа волевого усилия ......................................................................................... 137 6.8. Самостимуляция как механизм актуализации волевого усилия ................... 141 6.9. Характеристики и виды волевого усилия ............................................................. 143 Глава 7 Волевые качества личности 7.1. Что такое волевые качества личности .................................................................. 145 7.2. Состав волевых качеств ............................................................................................ 149 7.3. Структура и общие характеристики волевых качеств ..................................... 151 7.4. От чего зависит уровень проявления волевых качеств .................................... 154 7.5. Насколько объективно оценочное суждение о волевых качествах . . . . 157 7.6. Классификации волевых качеств ........................................................................... 166 Глава 8 Характеристика отдельных волевых качеств 8.1. Волевые качества, связанные с целеустремленностью .................................... 172 8.2. Волевые качества, характеризующие самообладание ................................... 186 8.3. Характеристики волевого поведения (сложные морально-волевые качества) 199 Оглавление 7 Глава 9 Возрастные и половые особенности произвольной активности 9.1. О происхождении произвольных реакций в онтогенезе .................................. 207 9.2. Возрастные особенности произвольного управления ..................................... 208 9.3. Возрастные изменения волевых качеств .............................................................. 214 Глава 10 Безвольное поведение 10.1. Различные проявления безволия ............................................................................. 219 10.2. Лень ................................................................................................................................. 222 10.3. Выученная беспомощность .................................................................................... 226 Глава 11 Патология воли 11.1. Нарушения произвольного управления психическими процессами .................................................................................................................... 229 11.2. Нарушение целесообразности действий .............................................................. 231 11.3. Расстройства произвольных двигательных действий ...................................... 232 11.4. Моторные нарушения речи ..................................................................................... 235 11.5. Нарушение силы волевых побуждений ................................................................ 236 11.6. Нарушения в развитии волевой сферы у умственно отсталых детей и детей с задержками психического развития ....................................... 237 Глава 12 Развитие силы воли 12.1. Стратегия и тактика развития силы воли ............................................................. 239 12.2. Формирование морального компонента силы воли .......................................... 243 12.3. Развитие волевых качеств ....................................................................................... 246 Глава 13 Методы изучения волевых качеств 13.1. Что пытаются измерить ............................................................................................. 254 13.2. Трудности в изучении волевых качеств .............................................................. 255 13.3. Методы изучения волевых качеств ........................................................................ 257 Вместо заключения ............................................................................................................... 269 Научный словарь терминов ................................................................................................. 274 Бытовой словарь терминов, характеризующих волевую сферу личности ....................................................................................................... 276 Фразеологический тематический словарь ................................................................... 287 Список литературы ............................................................................................................... 292 8Оглавление Приложение Методики изучения волевых качеств 1. Методики для оценки и самооценки волевых качеств .......................................... 316 2. Экспериментальные и неэкспериментальные методики изучения смелости ......................................................................................... 330 3. Экспериментальное изучение упорства .................................................................... 335 4. Экспериментальные методики изучения терпеливости ...................................... 339 5. Изучение произвольного самоконтроля .................................................................. 344 6. Экспериментальное изучение выдержки ................................................................... 353 7. Методики изучения решительности ........................................................................... 358 8. Нейродинамическая диагностика волевых качеств .............................................. 359 9. Методики выявления лености ....................................................................................... 360 10. Самооценка организованности .................................................................................... 363 Предисловие ко второму изданию За время, прошедшее после первого издания этой книги (2000 г.), существенных сдвигов в исследовании проблемы психологии воли не произошло. По-прежнему некоторые физиологи с нескрываемой иронией спрашивают: «А что такое воля?» По-прежнему В. А. Иванников пишет, что «понятие воли не означает какую-то реальность, а является теоретическим конструктом, введенным в науку для объяснения этой реальности» [2006, с. 186]. По-прежнему утверждается, что «неправомерно переходить к обобщениям в плане понимания воли вообще» (Ю. Б. Гиппен-рейтер [2005, с. 17]) и что волевые функции являются частным случаем произвольных функций. Однако при этом не объясняется, что же такое произвольные функции и чем они отличаются от волевых [там же, с. 16]. По-прежнему количество публикаций о воле можно пересчитать по пальцам одной руки, а само понятие «воля» является редким гостем в фундаментальных трудах не только российских, но и западных психологов. Правда, есть и признаки возрождения интереса к этой проблеме. Так, в переиздании книги Х. Хекхаузена «Мотивация и деятельность» (2003) появилась глава «Волевые процессы: реализация интенций». Однако это оказалось нужным автору не для того, чтобы включить мотивацию в структуру волевого (произвольного) поведения, а для того, чтобы отделить мотивацию от волевых процессов. Между тем Б. Раш писал, что воля без мотивов так же невозможна, как зрение без света или слух без звука [цит. по: Ярошевский, 1986, с. 156]. Поэтому в двух моих книгах, «Психология воли» и «Мотивация и мотивы» (как частично и в третьей — «Эмоции и чувства»), рассматривается одна и та же проблема — психология произвольного (волевого) управления поведением и деятельностью человека. Изложение этой проблемы в одной книге нереально из-за чрезмерно большого ее масштаба. Если же пойти по пути сокращения материала, то потеряется много интересной и важной информации, относящейся к волевой, мотивационной и эмоциональной сферам человека, изучение каждой из которых может представлять самостоятельный интерес. Во второе издание данной книги включены некоторые новые теоретические и экспериментальные данные о воле, а параграф «Безвольное поведение» первого издания расширен за счет обсуждения вопроса о лени и выделен в самостоятельную главу. В приложении приводятся методики выявления лености. Предисловие к первому изданию Когда после сражения у Бородино в 1812 г. прославленный кавалерист наполеоновской армии маршал Мюрат укорял своих генералов в недостаточной энергичности кавалерийских атак, один из генералов ответил: «Во всем виноваты лошади — они недостаточно патриотичны. Наши солдаты воюют блестяще, если у них нет даже хлеба, но лошади без сена не трогаются с места» [Роковые решения вермахта, 1999, с. 126–127]. В этом диалоге отразилось главное отличие поведения человека от поведения животных — у человека имеются мотивация и «сила воли». Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека, давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии. Еще в Древней Греции обозначились две точки зрения на понимание воли: аффективная и интеллектуалистическая. Платон понимал волю как некую способность души, определяющую и побуждающую активность человека. Аристотель связывал волю с разумом. Этот дуализм в той или иной форме сохранился и до сего времени. Несмотря на то что за последнюю четверть века защищено несколько докторских диссертаций по этой проблеме, она все еще далека от разрешения. До сих пор взгляды психологов резко расходятся даже по самым узловым вопросам, связанным с данной темой. Одни отрицают наличие воли как самостоятельного психологического явления, ставят под сомнение ценность самого понятия «воля» (Г. Инглиш, А. Инглиш [H. English, A. English, 1958]), другие, отстаивая самостоятельность воли, видят только одну ее сторону — способность преодолевать затруднения и препятствия (А. Ц. Пуни [1973; 1977]). И нередко в научных работах произвольная регуляция оказывается оторванной от воли. Физиологами же проблема воли и произвольного управления попросту игнорируется. Ни в одном из учебных пособий по высшей нервной деятельности, вышедшем за последние десятилетия, эта проблема даже не упоминается, как будто ее нет вообще. Все это вызывает значительные трудности при изложении проблемы воли как в процессе преподавания психологии, так и при поиске адекватных методов диагностики степени развития «силы воли». Одной из задач данной монографии является критическое рассмотрение проблемы воли как произвольного, т. е. сознательного и преднамеренного (мотивированного) управления со стороны человека своим поведением, деятельностью, эмоциями. Вопрос о сущности воли с самого начала оказался тесно связанным с проблемой мотивации, с объяснением причин и механизмов активности человека. Изучая Предисловие к первому изданию 11 волю, ученые неизбежно затрагивали вопросы мотивации, а изучая мотивацию — непременно касались и волевой регуляции. И это не случайно, так как оба этих направления в психологии обсуждают одну и ту же проблему — механизмы сознательного целесообразного поведения. Однако это не мешает ученым в одном случае отождествлять волю и мотивацию, а в другом — отрывать их друг от друга. И то и другое приводит в итоге к тому, что мотивация в большинстве случаев исследуется как самостоятельная проблема. Вследствие этого воля и мотивация в качестве побудителей и регуляторов деятельности рассматриваются как самостоятельные психические феномены. Например, В. И. Селиванов заметил, что «несомненной заслугой научной психологии является установление тесной связи воли человека с его системой побуждений» [1971, с. 9]. Моя же позиция состоит в том, что необходимо говорить не просто о связи воли и мотивации, а о включенности мотивации человека в его волю. Еще Н. Ах [Ach, 1905] писал, что из двух сторон проблемы воли — осуществление намерения и детерминация — в научных работах изучалась только вторая сторона. Тем самым он включил мотивацию в волю. Особенностью моего подхода к изложению вопроса о волевой сфере является то, что я рассматриваю не волю как мотивацию (точнее, волю — не только как мотивацию), но, наоборот, мотивацию — как волевую (произвольную) интеллектуальную активность человека, как существенную часть произвольного управления. Однако пусть читателя не удивляет, что данная книга не касается вопросов мотивации. Этой обширной и относительно самостоятельной проблеме посвящена другая моя книга (Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000). В то же время по замыслу обе книги составляют единое целое, и в книге «Мотивация и мотивы» лишь подробно рассматривается одна из функций произвольного управления (воли). Несмотря на то что мотивация составляет с волей единое целое — так как без мотивации нет воли, — функции воли не сводятся только к побуждению активности человека (самодетерминации). Она проявляет себя и в инициации (запуске) действий, и в сознательном контроле за ними, и в преодолении возникающих по ходу деятельности затруднений. В связи с этим в книге рассматриваются вопросы самоинициации действий, самоконтроля и самомобилизации. Здесь подробно анализируются соотношения между произвольным управлением и волевой регуляцией; вскрывается, что стоит за понятием «сила воли»; по-новому раскрывается сущность и структура волевых качеств; дается описание способов развития волевой сферы человека и ее нарушение при различных патологиях. В конце книги приведены научный и бытовой волевой словарь терминов и фраз, а также методы и методики изучения волевой регуляции. При написании данной книги я опирался не только на литературные источники, малодоступные для широкого круга читателей, но и на обширные экспериментальные данные, полученные моими учениками. Введение Поведение человека обусловливается различными физиологическими и психологическими механизмами. Это, с одной стороны, безусловно-рефлекторные и условно-рефлекторные механизмы, определяющие непроизвольную активность человека, и, с другой стороны, произвольное управление, связанное не только с физиологическими, но и с психологическими механизмами (рис. 1). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|