Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 5 Сознательный самоконтроль как форма произвольного управления



5.1. Развитие идеи о самоконтроле .................................................................................. 98

5.2. Роль обратной связи и ее механизмы в процессе

самоконтроля действий ............................................................................................. 104

5.3. Произвольное внимание как инструмент самоконтроля ................................. 108

5.4. Самоконтроль и автоматизация действий ........................................................... 109

5.5. Самоконтроль поведения ......................................................................................... 115

Глава 6 Волевая регуляция и волевое усилие (самомобилизация)

6.1. Что такое «волевой человек» ................................................................................... 117

6.2. Волевая регуляция и сила воли .............................................................................. 118

6.3. О моральной оценке проявления силы воли ........................................................ 121

6.4. Волевые состояния ..................................................................................................... 124

6.5. Соотношение волевой и эмоциональной регуляции ........................................ 129

6.6. Волевое усилие как один из механизмов волевой регуляции ......................... 131

6.7. Природа волевого усилия ......................................................................................... 137

6.8. Самостимуляция как механизм актуализации волевого усилия ................... 141

6.9. Характеристики и виды волевого усилия ............................................................. 143

Глава 7 Волевые качества личности

7.1. Что такое волевые качества личности .................................................................. 145

7.2. Состав волевых качеств ............................................................................................ 149

7.3. Структура и общие характеристики волевых качеств ..................................... 151

7.4. От чего зависит уровень проявления волевых качеств .................................... 154

7.5. Насколько объективно оценочное суждение о волевых качествах . . . . 157

7.6. Классификации волевых качеств ........................................................................... 166

Глава 8 Характеристика отдельных волевых качеств

8.1. Волевые качества, связанные с целеустремленностью .................................... 172

8.2. Волевые качества, характеризующие самообладание ................................... 186

8.3. Характеристики волевого поведения (сложные морально-волевые качества) 199


Оглавление 7

Глава 9 Возрастные и половые особенности произвольной активности

9.1. О происхождении произвольных реакций в онтогенезе .................................. 207

9.2. Возрастные особенности произвольного управления ..................................... 208

9.3. Возрастные изменения волевых качеств .............................................................. 214

Глава 10 Безвольное поведение

10.1. Различные проявления безволия ............................................................................. 219

10.2. Лень ................................................................................................................................. 222

10.3. Выученная беспомощность .................................................................................... 226

Глава 11 Патология воли

11.1. Нарушения произвольного управления психическими

процессами .................................................................................................................... 229

11.2. Нарушение целесообразности действий .............................................................. 231

11.3. Расстройства произвольных двигательных действий ...................................... 232

11.4. Моторные нарушения речи ..................................................................................... 235

11.5. Нарушение силы волевых побуждений ................................................................ 236

11.6. Нарушения в развитии волевой сферы у умственно отсталых

детей и детей с задержками психического развития ....................................... 237

Глава 12 Развитие силы воли

12.1. Стратегия и тактика развития силы воли ............................................................. 239

12.2. Формирование морального компонента силы воли .......................................... 243

12.3. Развитие волевых качеств ....................................................................................... 246

Глава 13 Методы изучения волевых качеств

13.1. Что пытаются измерить ............................................................................................. 254

13.2. Трудности в изучении волевых качеств .............................................................. 255

13.3. Методы изучения волевых качеств ........................................................................ 257

Вместо заключения ............................................................................................................... 269

Научный словарь терминов ................................................................................................. 274

Бытовой словарь терминов, характеризующих

волевую сферу личности ....................................................................................................... 276

Фразеологический тематический словарь ................................................................... 287

Список литературы ............................................................................................................... 292


8Оглавление

Приложение Методики изучения волевых качеств

1. Методики для оценки и самооценки волевых качеств .......................................... 316

2. Экспериментальные и неэкспериментальные

методики изучения смелости ......................................................................................... 330

3. Экспериментальное изучение упорства .................................................................... 335

4. Экспериментальные методики изучения терпеливости ...................................... 339

5. Изучение произвольного самоконтроля .................................................................. 344

6. Экспериментальное изучение выдержки ................................................................... 353

7. Методики изучения решительности ........................................................................... 358

8. Нейродинамическая диагностика волевых качеств .............................................. 359

9. Методики выявления лености ....................................................................................... 360

10. Самооценка организованности .................................................................................... 363


Предисловие ко второму изданию

За время, прошедшее после первого издания этой книги (2000 г.), существенных сдвигов в исследовании проблемы психологии воли не произошло. По-прежнему некоторые физиологи с нескрываемой иронией спрашивают: «А что такое воля?» По-прежнему В. А. Иванников пишет, что «понятие воли не означает какую-то реальность, а является теоретическим конструктом, введенным в науку для объяс­нения этой реальности» [2006, с. 186]. По-прежнему утверждается, что «неправо­мерно переходить к обобщениям в плане понимания воли вообще» (Ю. Б. Гиппен-рейтер [2005, с. 17]) и что волевые функции являются частным случаем произвольных функций. Однако при этом не объясняется, что же такое произволь­ные функции и чем они отличаются от волевых [там же, с. 16].

По-прежнему количество публикаций о воле можно пересчитать по пальцам одной руки, а само понятие «воля» является редким гостем в фундаментальных трудах не только российских, но и западных психологов. Правда, есть и признаки возрождения интереса к этой проблеме. Так, в переиздании книги Х. Хекхаузена «Мотивация и деятельность» (2003) появилась глава «Волевые процессы: реали­зация интенций». Однако это оказалось нужным автору не для того, чтобы вклю­чить мотивацию в структуру волевого (произвольного) поведения, а для того, что­бы отделить мотивацию от волевых процессов. Между тем Б. Раш писал, что воля без мотивов так же невозможна, как зрение без света или слух без звука [цит. по: Ярошевский, 1986, с. 156].

Поэтому в двух моих книгах, «Психология воли» и «Мотивация и мотивы» (как частично и в третьей — «Эмоции и чувства»), рассматривается одна и та же проблема — психология произвольного (волевого) управления поведением и деятель­ностью человека. Изложение этой проблемы в одной книге нереально из-за чрез­мерно большого ее масштаба. Если же пойти по пути сокращения материала, то потеряется много интересной и важной информации, относящейся к волевой, мотивационной и эмоциональной сферам человека, изучение каждой из которых может представлять самостоятельный интерес.

Во второе издание данной книги включены некоторые новые теоретические и экспериментальные данные о воле, а параграф «Безвольное поведение» первого издания расширен за счет обсуждения вопроса о лени и выделен в самостоятель­ную главу. В приложении приводятся методики выявления лености.


Предисловие к первому изданию

Когда после сражения у Бородино в 1812 г. прославленный кавалерист наполео­новской армии маршал Мюрат укорял своих генералов в недостаточной энергич­ности кавалерийских атак, один из генералов ответил: «Во всем виноваты лошади — они недостаточно патриотичны. Наши солдаты воюют блестяще, если у них нет даже хлеба, но лошади без сена не трогаются с места» [Роковые решения вермах­та, 1999, с. 126–127].

В этом диалоге отразилось главное отличие поведения человека от поведения животных — у человека имеются мотивация и «сила воли».

Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельно­сти человека, давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии. Еще в Древней Греции обозначились две точки зрения на понимание воли: аффек­тивная и интеллектуалистическая. Платон понимал волю как некую способность души, определяющую и побуждающую активность человека. Аристотель связы­вал волю с разумом. Этот дуализм в той или иной форме сохранился и до сего времени.

Несмотря на то что за последнюю четверть века защищено несколько доктор­ских диссертаций по этой проблеме, она все еще далека от разрешения. До сих пор взгляды психологов резко расходятся даже по самым узловым вопросам, связанным с данной темой. Одни отрицают наличие воли как самостоятельного психологического явления, ставят под сомнение ценность самого понятия «воля» (Г. Инглиш, А. Инглиш [H. English, A. English, 1958]), другие, отстаивая самостоятельность воли, видят только одну ее сторону — способность преодо­левать затруднения и препятствия (А. Ц. Пуни [1973; 1977]). И нередко в науч­ных работах произвольная регуляция оказывается оторванной от воли.

Физиологами же проблема воли и произвольного управления попросту игно­рируется. Ни в одном из учебных пособий по высшей нервной деятельности, вы­шедшем за последние десятилетия, эта проблема даже не упоминается, как будто ее нет вообще.

Все это вызывает значительные трудности при изложении проблемы воли как в процессе преподавания психологии, так и при поиске адекватных методов диаг­ностики степени развития «силы воли».

Одной из задач данной монографии является критическое рассмотрение про­блемы воли как произвольного, т. е. сознательного и преднамеренного (мотиви­рованного) управления со стороны человека своим поведением, деятельностью, эмоциями.

Вопрос о сущности воли с самого начала оказался тесно связанным с проблемой мотивации, с объяснением причин и механизмов активности человека. Изучая


Предисловие к первому изданию 11

волю, ученые неизбежно затрагивали вопросы мотивации, а изучая мотивацию — непременно касались и волевой регуляции. И это не случайно, так как оба этих на­правления в психологии обсуждают одну и ту же проблему — механизмы сознатель­ного целесообразного поведения. Однако это не мешает ученым в одном случае отождествлять волю и мотивацию, а в другом — отрывать их друг от друга. И то и другое приводит в итоге к тому, что мотивация в большинстве случаев исследуется как самостоятельная проблема. Вследствие этого воля и мотивация в качестве по­будителей и регуляторов деятельности рассматриваются как самостоятельные пси­хические феномены. Например, В. И. Селиванов заметил, что «несомненной заслу­гой научной психологии является установление тесной связи воли человека с его системой побуждений» [1971, с. 9]. Моя же позиция состоит в том, что необходимо говорить не просто о связи воли и мотивации, а о включенности мотивации челове­ка в его волю. Еще Н. Ах [Ach, 1905] писал, что из двух сторон проблемы воли — осуществление намерения и детерминация — в научных работах изучалась только вторая сторона. Тем самым он включил мотивацию в волю.

Особенностью моего подхода к изложению вопроса о волевой сфере является то, что я рассматриваю не волю как мотивацию (точнее, волю — не только как мотива­цию), но, наоборот, мотивацию — как волевую (произвольную) интеллектуальную активность человека, как существенную часть произвольного управления.

Однако пусть читателя не удивляет, что данная книга не касается вопросов мотивации. Этой обширной и относительно самостоятельной проблеме посвяще­на другая моя книга (Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000). В то же время по замыслу обе книги составляют единое целое, и в книге «Мотивация и мотивы» лишь подробно рассматривается одна из функций произвольного управления (воли).

Несмотря на то что мотивация составляет с волей единое целое — так как без мотивации нет воли, — функции воли не сводятся только к побуждению активно­сти человека (самодетерминации). Она проявляет себя и в инициации (запуске) действий, и в сознательном контроле за ними, и в преодолении возникающих по ходу деятельности затруднений. В связи с этим в книге рассматриваются вопро­сы самоинициации действий, самоконтроля и самомобилизации. Здесь подробно анализируются соотношения между произвольным управлением и волевой регу­ляцией; вскрывается, что стоит за понятием «сила воли»; по-новому раскрывает­ся сущность и структура волевых качеств; дается описание способов развития волевой сферы человека и ее нарушение при различных патологиях. В конце кни­ги приведены научный и бытовой волевой словарь терминов и фраз, а также ме­тоды и методики изучения волевой регуляции.

При написании данной книги я опирался не только на литературные источни­ки, малодоступные для широкого круга читателей, но и на обширные эксперимен­тальные данные, полученные моими учениками.


Введение

Поведение человека обусловливается различными физиологическими и психологи­ческими механизмами. Это, с одной стороны, безусловно-рефлекторные и условно-рефлекторные механизмы, определяющие непроизвольную активность человека, и, с другой стороны, произвольное управление, связанное не только с физиологически­ми, но и с психологическими механизмами (рис. 1).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.