Концепции локального развития культуры цивилизации
Исторические типологии культуры Формационная модель развития культуры ( К. Маркс и Ф. Энгельс) Базис – экономика, надстройка – экономический строй общества – культура В каждой общественно – экономической формации соответствует аналогичный тип культуры и специфика каждого типа культуры будет определяться особенностями экономического строя и классами, которые существуют в обществе. Концепции цивилизационного развития культуры Концепции локального развития культуры цивилизации Представителей объединяет идея, что культуры не могут развиваться по универсальной единой модели и соответственно они развиваются локально, изолированно. Все эти представители решали проблему соотношения понятий культуры и цивилизации. А) Н.Я. Данилевский – 1871г. – «Россия и Европа» Он выделял в развитии общества 10 изолированных культурно – исторических типа. Культурно – исторический тип – культура, которая имеет уникальный путь исторического развития. 4 направления деятельности : - религиозная - политическая - собственно – культурная - социально – экономическая В зависимости от того на реализацию скольких направлений концентрируется культурно – исторический тип он предложил свою типологию культуры: - одноосновные - двухосновные - четырёхосновные Славянская – уникальная четырёхосновная срединная культура ( срединная – между Европой и Азией). Цивилизация – состояние общества, когда доминирующая часть населения принимает основные ценности данного направления как базовые и все усилия начинают концентрировать на их реализацию. Б) О. Шпенглер – «Закат Европы» Считал, что в развитии общества необходимо выделять локальные и взаимовлияющие культуры. В основе каждой культуры лежит коллективная душа. 3 типа коллективной души: - Магическая ( убеждение, что между всеми вещами и явлениями природы существуют тесные связи и можно воздействовать на эти связи для того, чтобы вызвать какие-либо изменения) – египетская, шумеро-акадская, вавилонская, майа, инки, индийская, японская. - Аполонистическая ( мир – конечен, цель человека – оставить о себе память) – греко-римкая. - Фаустовская (мир – бесконечен, цель человека – max понятие и постижение мира) – европейские, американские. Проблема смерти культуры. Он выделял в развитии культуры 2 этапа: - культура ( общество развивается по восходящей) - цивилизация ( закат и упадок культуры) Причина перехода от культуры к цивилизации – новые технические открытия убивают душу культуры. В) А. Тойнби Он выделял 21 культуру цивилизации, но предполагал, что рано или поздно появится универсальная, которая объединит их все. Главная проблема – почему некоторые цивилизации прекращают существование на пике развития. Для ответа на этот вопрос он разработал теорию вызовов и ответов. Он считал, что каждая культура постоянно получает вызовы из внешней среды – конкретные экономические, социальные и политические задачи. Решает эти задачи творческое меньшенство, а пассивное меньшенство их поддерживает. Если на вызов поступает неправильный ответ, меньшенство пролетаризируется, начинает претендовать на власть и выступать против творческого. Возможные исходы: революция, потеря суверенитета, террор, диктатура. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|