Задачи учебной дисциплины
Силлабус
1. Данные о преподавателе:
Саматова И.С. – доцент кафедры «Международная кафедра управления и инжиниринга в сфере охраны окружающей среды» ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, ФЕН.
Рабочий телефон: 60-58.
Название учебной дисциплины
Экология и устойчивое развитие. EUR 1106. 2 кредита
Время и место проведения учебной дисциплины
По расписанию 1 семестра.
4. Пререквизиты (Prerequisite). Для эффективного усвоения содержания дисциплины «Экология и устойчивое развитие» необходимо знание основ биологии, географии, химии, математики, физики, а также смежных дисциплин всемирной истории и истории Казахстана (школьный курс).
Постреквизиты (Postrequisite): «Основы безопасности жизнедеятельности», «Экономика природопользования», «Экологическое право».
Характеристика учебной дисциплины
Назначение учебной дисциплины
Учебная дисциплина предназначена для освоения одной из важнейших отраслей биологии – экологии, применение знаний, сельском хозяйстве, биотехнологии, промышленном производстве, народном хозяйстве и других сферах деятельности человека. Курс общей экологии даёт представление о закономерностях в природных системах, о связи между организмом и средой их обитания. Он охватывает проблемы отношения человека как биосоциального существа к его природной и искусственной среде, проблемы загрязнения, использования и истощения природных ресурсов, сохранения природного равновесия, решения локальных и глобальных экологических проблем.
Цель изучения учебной дисциплины
Цель изучения учебной дисциплины: дать представление об основных принципах, правилах и законах экологии, закономерностях существования, формирования и функционирования биологических систем всех уровней – от организма до биосферы и их взаимодействии с окружающей средой, ознакомить студентов с теоретическими основами концепции устойчивого развития общества и природы, и охраны окружающей среды, а также научить студента поиску наиболее обоснованных путей рационализации природопользования.
Задачи учебной дисциплины
В результате изучения курса студенты должны знать:
• основные закономерности, определяющие взаимодействия живых организмов со средой обитания;
• распространение и динамику численности организмов, структуру
сообществ и их динамику;
• закономерности потока энергии через живые системы и круговорота веществ, функционирования экологических систем и биосферы в целом;
• основные принципы охраны природы и рационального природопользования;
• социально-экологические последствия антропогенной деятельности;
• концепцию, стратегии, проблемы устойчивого развития и практические подходы к их решению на глобальном, региональном и локальном уровнях.
Уметь:
• выявлять и анализировать естественные и антропогенные экологические процессы и возможные пути их регулирования;
• разбираться в современных концепциях и стратегиях устойчивого развития человечества, направленных на планомерное изменение традиционных форм хозяйствования и образа жизни людей с целью сохранения стабильности биосферы и развития социума без катастрофических кризисов;
• использовать полученные знания о закономерностях взаимодействия живых организмов и окружающей среды в практической деятельности для сохранения устойчивого развития.
Приобрести практические навыки: анализа экологических процессов, постановки конкретных задач и приоритетов устойчивого развития природы и общества и использования полученных знаний для решения экологических задач; знания по закономерностям развития биосферы и условий сохранения её устойчивости, а также реализации идей устойчивого развития в разных странах, в том числе и в Республике Казахстан.
Содержание учебной дисциплины
Курс общей экологии даёт представление о закономерностях в природных системах, о связи между организмом и средой их обитания. Он охватывает проблемы отношения человека как биосоциального существа к его природной и искусственной среде, проблемы загрязнения, использования и истощения природных ресурсов, сохранения природного равновесия, решения локальных и глобальных экологических проблем.
План изучения учебной дисциплины
Недели
| Название темы
| Формы организации обучения и количество часов
| Задания для СРС
|
| Введение. Экология и краткий обзор ее развития.
Определение экологии как науки. Цели, задачи и методы экологии. Краткая история формирования и развития экологических знаний. Разделы экологии: аутэкология, демэкология, синэкология, глобальная экология. Взаимосвязь экологии с другими науками. Роль экологии в решении практических задач.
| Лекция 1 час, практическое занятие 1 час, СРСП 2 час.
| Основные прикладные задачи и методы экологии. 2 часа.
|
| Экология особи — аутэкология
Уровни организации живых систем. Организм и условия его обитания. Экологические группы (по среде обитания).
| Лекция 1 час, практическое занятие 1 час, СРСП 2 час.
| Круговороты веществ (круговорот воды, углерода, кислорода, азота, фосфора, серы). 2 часа.
|
| Экологические факторы и их классификация.
Специфические особенности действия антропогенного фактора. Закон минимума Либиха. Закон толерантности Шелфорда. Диапазон толерантности. Стенобионтные и эврибионтные организмы. Экологическое значение основных абиотических факторов в жизнедеятельности организмов. Экологическая емкость среды.
| Лекция 1 час, практическое занятие 1 час, СРСП 2 час.
| Структура и функционирование экосистем. 2 часа.
|
| Экология популяций — демэкология.
Понятие о популяции. Статические характеристики популяция: численность (плотность) и биомасса популяции, возрастной и половой состав. Пространственное размещение и его характер: случайное, равномерное и групповое. Принцип Олли. Динамические характеристики популяции: рождаемость, смертность, кривые выживания, скорость роста. Экспоненциальный и логистический рост численности популяции. Регуляция численности популяции. Факторы, зависимые и независимые от плотности популяции.
| Лекция 1 час, практическое занятие 1 час, СРСП 2 час.
| Искусственные экосистемы. Агроценоз. 2 часа.
|
| Экология сообществ — синэкология.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе. Основные формы межвидовых связей в экосистемах (нейтрализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, хищничество, паразитизм). Межвидовая конкуренция как один из основных механизмов поддержания видовой структуры сообщества. Принцип конкурентного исключения Г.Ф.Гаузе. Экологическая ниша: потенциальная и реализованная.
| Лекция 1 час, практическое занятие 1 час, СРСП 2 час.
| Эволюция экосистем. Экологические сукцессии. 2 часа.
|
| Закономерности организации экосистем
Понятие об экосистеме. Поток энергии и круговорот химических элементов в экосистеме. Первое и второе начало термодинамики. Правила 1% и 10% энергии Линдемана. Трофическая структура биоценоза (продуценты, консументы, редуценты). Пищевые цепи и трофические уровни, пищевые сети. Экологические пирамиды (численности, биомассы, энергии). Продуктивность экосистем (первичная и вторичная). Естественное развитие экосистем: первичная и вторичная сукцессия. Целостность и устойчивость экосистем, механизмы устойчивости экосистем. Критерии и основные показатели устойчивости природных экосистем.
| Лекция 1 час, практическое занятие 1 час, СРСП 2 час.
| Учение В.И.Вернадского о биосфере. Факторы стаби льности биосферы. 2 часа.
|
| Биосфера и ее устойчивость
Формирование концепции биосферы. Эволюция биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Концепция живого вещества. Выявление глобальной роли живого вещества. Концепция антропогенного воздействия как мощного геологического и геохимического фактора. Место человека в экологической системе. Круговорот веществ в биосфере. Глобальные биогеохимические циклы. Основные биогеохимические законы В.И.Вернадского. Современная биосфера. Рост производства и нагрузки на окружающую среду.
| Лекция 1 час, практическое занятие 1 час, СРСП 2 час.
| Развитие биосферы в ноосферу- сферу разума. 2 часа.
|
| Концепция Устойчивого развития.
История возникновения понятия «устойчивое развитие»; Римский клуб, работы Медоуза и Форестера (Пределы роста, 1972). Декларация Первой конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972). Всемирные саммиты в Рио-де-Жанейро (1992) и Йоханнесбурге (2002). Хартия устойчивого развития Европейских городов (г. Ольборг, Дания, 1994). Факторы Устойчивого развития: экологический (граница коридора, в котором должна развиваться цивилизация), экономический фактор (преобразование рыночной системы), социальный (с.-х. производство, права человека, демография).
| Лекция 1 час, практическое занятие 1 час, СРСП 2 час.
| Качество природной среды и проблемы народонаселения. 2 часа.
|
| Стратегии и принципы устойчивого развития. Уровни устойчивого развития - локальный, региональный, национальный, межгосударственный, глобальный. Факторы, определяющие возможности устойчивого развития на каждом уровне. Международное сотрудничество по обеспечению устойчивого развития. Деятельность международных организаций по научной разработке теории устойчивого развития.
| Лекция 1 час, практическое занятие 1 час, СРСП 2 час.
| Загрязнение атмосферы и его последствия. Нормирование загрязнения атмосферного воздуха. 2 часа.
|
| Природные ресурсы и их рациональное природопользование как один из аспектов устойчивого развития.
Оптимизация окружающей среды как теоретическая основа рационального природопользования. Характеристика природных ресурсов Земли: литосферы, гидросферы и атмосферы. Классификация природных ресурсов: исчерпаемые, неисчерпаемые, возобновимые, невозобновимые. Биологические ресурсы и продовольственная безопасность. Охрана природы. Рациональное природопользование, малоотходные и безотходные технологии. Использование альтернативных экологически чистых источников энергии как компоненты устойчивого развития экосистем и общества.
| Лекция 1 час, практическое занятие 1 час, СРСП 2 час.
| Вода и ее качество. Загрязнение воды и его последствия. 2 часа.
|
| Антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере. Дифференциация антропогенной нагрузки на окружающую среду в зависимости от типа цивилизации на различных ступенях ее развития. Роль природы в становлении и развитии человеческого общества. История взаимодействия природы и общества: основные этапы (биогенный, аграрный, промышленный, информационный), особенности и уроки.. 2 часа
| Лекция 1 час, практическое занятие 1 час, СРСП 1 час.
| Почва и ее плодородие. Загрязнение почвы и его последствия. 3 часа.
|
| Глобальные экологические проблемы современности (изменения климата, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, опустынивание, сокращение биоразнообразия, загрязнение Мирового океана и др.), причины их возникновения и последствия.
Экологические проблемы, связанные с интенсификацией сельского хозяйства и промышленности. Физическое, химическое и биологическое загрязнение окружающей среды и их эколого-генетические последствия
| Лекция 1 час, практическое занятие 1 час, СРСП 2 час.
| Значение растений в природе и жизни человека. Охрана растительного мира. 2 часа.
|
| Социально-экологические проблемы современности и устойчивое развитие.
Социально-экологический кризис и устойчивое развитие. Рост населения и изменение его качества. Факторы, влияющие на рождаемость, методы и способы планирования семьи. Проблемы урбанизации. Бедность и неэквивалентность распределения доходов. Проблемы энергетического кризиса и пути их решения. Мировая продовольственная проблема, пути решения. Ресурсный кризис, причины и последствия, пути решения. Изменение генофонда, возрастание общей агрессивности среды, новые виды воздействий на живые организмы. Войны и терроризм; экологические последствия. Военно-промышленный комплекс и среда обитания.
| Лекция 1 час, практическое занятие 1 час, СРСП 2 час.
| Лес важнейший растительный ресурс. Лесные ресурсы. 2 часа.
|
| Охрана природы и устойчивое развитие
Принципы и методы охраны окружающей среды. Заповедные территории как одна из форм охраны окружающей среды. Охрана генетического разнообразия. Биосферные резерваты. Красная книга и ее роль в сохранении биоразнообразия. Разработка основ рационального природопользования и охраны окружающей среды как необходимого условия перехода к устойчивому развитию. Роль экологического образования и просвещения в обеспечении устойчивого развития человечества.
| Лекция 1 час, практическое занятие 1 час, СРСП 2 час.
| Значение животных в природе и жизни человека. Меры по охране животных. 2 часа.
|
| Актуальные экологические проблемы устойчивого развития Республики Казахстан
Процессы дестабилизации природной среды в РК, причины и следствия. Социально-экологические проблемы Приаралья. Последствия ядерных испытаний для человечества. Семипалатинский ядерный и другие полигоны на территории РК. Антиядерное движение Невада-Семей. Методы и критерии оценки состояния окружающей среды. Экологический мониторинг, принципы его организации. Химический, физический и биологический мониторинг. Законодательство Республики Казахстан в области охраны окружающей среды. Экологическое образование и воспитание населения в РК. Обеспечение устойчивого развития Республики Казахстан: концепция Устойчивого развития. Стратегии устойчивого развития и механизмы обёспечения устойчивого развития Казахстана.
| Лекция 1 час, практическое занятие 1 час, СРСП 2 час.
| Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды. 2 часа.
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|