Здавалка
Главная | Обратная связь

Формирование навыков саморегуляции персонала



Использование способов саморегуляции является чрезвычайно важным в коррекции профессиональной деятельности и выступает в качестве эффективного средства профилактики напряженности, предотвращения симптома профессионального выгорания .

Методы психологической саморегуляции представляют собой систему обучающих методик, направленных на формирование внутренних средств управления собственными состояниями. Принято выделять различные типы таких методов: нервно - мышечную релаксацию, аутогенную тренировку, идеомоторную тренировку, медитативные методы, самогипноз. Обучение наиболее успешно осуществляется в рамках специально организованных циклов занятий. Различают естественные способы регуляции организма и саморегуляцию. [3, с. 186]

К естественным способам регуляции организма относятся длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К индивидуальным естественные способам регуляции относятся: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; различные движения типа потягивания, расслабления мышц; наблюдение пейзажа за окном; рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных для человека вещей; мысленное обращение к высшим силам (богу, вселенной, великой идее); вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; рисование и другие.

Саморегуляцию можно определить как управление своим эмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Словесная саморегуляция может осуществляться в следующих формах:

а) самоприказа – короткого, отрывистого распоряжения, сделанного самому себе; это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами;

б) самопрограммирования, когда полезно вспомнить о своих успехах в аналогичной ситуации (прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах);

в) самоодобрения (самопоощрения).

 

Результатом данной саморегуляции является возникновение трех основных эффектов в управлении персоналом – успокоения, восстановления и активизации. Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством, предотвращающим накопление остаточных явлений перенапряжения, способствующим полноте восстановления сил, нормализующим эмоциональный фон деятельности, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма.

 

Заключение

Понятием “воля” оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка . Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно.

Развитие воли в управлении персоналом связано с такими действиями как:

· преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;

· приобретение управлящим контроля над своим поведением и подчиненными;

· выработка волевых качеств личности в организации;

· управленец сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.

Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость. Данные черты характера могут способствовать достижению общественно полезных целей. [8, с.211]

А место и роль воли и саморегуляции в жизни человека достаточно очевидны, если принять во внимание, что практически вся его жизнь есть бесконечное множество форм деятельности, поступков, актов общения и других видов целенаправленной активности.

Феномен стиля саморегуляции проявляется в том, каким образом управляющий планирует и программирует достижение жизненных целей, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает результаты и корректирует свою активность для достижения субъективно приемлемых результатов организации, в том, в какой мере процессы самоорганизации развиты и осознанны.

Таким образом, воля и саморегуляция поведения человека имеет качественное и количественное своеобразие. И от ее уровня зависит работоспособность всех работников и эффективность деятельности всей организации.

 

 

Список использованной литературы

1. Григорьева Н. Н. Психофизиология профессиональной деятельности. М., 2009. 201 с.

2. Дикая Л.Г. Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека. М.: ИП РАН, 1994. 133 с.

3. Медведева В.И. Физиологические механизмы оптимизации деятельности. - Л.: Наука, 1985. – 233 с.

4. Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М., 1996. – 345 с.

5. Психологический словарь. 2000, 653 с.

6. Сысоев В. П. Методика диагностики работоспособности тест Э. Ландольта. Руководство по использованию. – С.-Пб., Иматон. 1996, 52 с.

7. Филина, В. С. Использование саморегуляции для предотвращения синдрома профессионального выгорания у специалистов социальной сферы / В. С. Филина // Социальная психология. XXI век / отв. ред. В. В. Козлов. - Ярославль, 1999. С. 362-364.

8. Щербатых Ю. Психология труда и кадрового менеджмента. М.: Кнорус, 2011. 211 с.

9. http://psichologia.edusite.ru – Персональный сайт педагога-психолога Гуреевой Ирины Витальевны

10. http://becmology.ru – Бэкмология, бизнес-сайт







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.