Шпаргалка: 11 базовых эмоций
ОТНОШЕНИЯ С ПОДРОСТКОМ: 3 ШАГА ОТ СОДЕРЖАНИЯ К ЧУВСТВУ Один из самых действенных и очевидных способов наладить отношения с подростком – поговорить с ним. Впрочем, даже у такого простого процесса, как беседа, есть свои подводные камни. Вспомните эффект колбы: каждую секунду характер подростка меняется, и уследить за этим процессом на фоне огромного количества подростковых проблем непросто. Подростковый возраст – это время, когда ребенок учится выражать эмоции через общение. Но в процессе обучения он еще не понимает, что чувствует на самом деле, поэтому в общении с подростком родителям необходим «внутренний переводчик». В первую очередь следует понять разницу между содержанием и чувством. В какой-то мере здесь можно провести параллель с философскими понятиями формы и содержания: внешняя оболочка и внутреннее наполнение, неразрывно связанные друг с другом. Содержание – это фраза, которую подросток говорит родителям, или поведение, которое он демонстрирует. Чувство – это то, что подросток испытывает на самом деле, и иногда оно не совпадает с содержанием. Приведем несколько примеров содержания и чувства.
Шпаргалка: 11 базовых эмоций Стоит отметить, что подростки испытывают базовые эмоции, общие для всех людей. С возрастом у них появляются и вариативные эмоции, обусловленные личными качествами. Вспомните мультфильм «Головоломка», в котором поведением персонажей руководили Радость, Печаль, Гнев, Страх и Брезгливость. На самом деле базовых эмоций гораздо больше, и разные эксперты предлагаю разные трактовки. Мы рекомендуем опираться на классификацию американского психолога Кэррола Изарда, который выделил 11 базовых эмоций:
· Типичная ошибка родителей при общении с подростком заключается в том, что они обращают больше всего внимания на содержание, а не на чувство. Если воспринимать слова подростка буквально, не пытаясь разобраться в их смысле, ребенок решит, что вы его не поняли, и контакт нарушится. · Еще одна реакция на содержание – появление собственного чувства уже у родителя. Это естественно, но не нужно забывать, что речь идет о вашем ребенке, а не о вас. Концентрировать разговор на себе – тоже в корне неправильное направление. · Шаг 1 · Ключевой момент налаживания отношений с подростком – саморегуляция. Эффект колбы, о котором мы говорили ранее, действует и для взрослых: информация, которую вы получили от ребенка, добавляется к тому, что вы переживаете в данный момент, и между ними происходят своеобразные «химические реакции». · Первый шаг к тому, чтобы наладить отношения с подростком и установить правильный контакт, – понять собственное отношение к сказанному. Чувства родителя могут сделать реакцию слишком импульсивной, и диалог нарушится. · Шаг 2 · После этого нужно преодолеть возникшее желание отреагировать на услышанное. Для начала нужно отделить его от чувства и сконцентрироваться на втором. · Вместо того, чтобы сразу реагировать на слова подростка, сделайте в уме шаг назад. Иногда достаточно просто выдержать паузу в несколько секунд, во время которой вы сможете осознать, какое чувство стоит за словами вашего ребенка. · Шаг 3 · Как только вы отделили чувство от содержания, вы можете озвучить свое предположение вслух. Впрочем, иногда ответ лежит не на поверхности. В этом случае следует воспользоваться нашей шпаргалкой или задать ребенку ключевой вопрос: «Что ты чувствуешь?» · В результате подросток поймет, что его услышали. Иногда на этом ситуация разрешается сама собой, но в большинстве случаев это идеальный момент, с которого можно начинать обсуждение, которое поможет наладить отношения с подростком.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|