Здавалка
Главная | Обратная связь

Съедобное – несъедобное.



Цель – развивать активное внимание.

Процедура игры. Дети садятся в круг. Ведущий говорит задуманное им слово и бросает мяч своему соседу. Если слово обозначает еду (фрукты, овощи, сладости, молочные, мясные и другие продукты), то ребенок, которому бросили мяч, должен поймать его (“съесть”). Если слово обозначает несъедобные предметы, то мяч не ловится. Если ребенок справился с заданием, то он становится ведущим и называет свое задуманное слово другому ребенку, и бросает мяч

Карлики и великаны.

Цель – развивать активное внимание.

Процедура игры. Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если слово означает что-то довольно большое, то дети становятся на носочки и поднимают руки вверх, а если наоборот, что-то очень маленькое (например, иголка, мышка), то дети садятся на корточки. Ведущий может сознательно ошибаться, а многие ребята непроизвольно, в силу подражания, будут повторять действия ведущего. Необходимо выполнять правильно, кто ошибается – выбывает из игры. и так до тех пор, пока не останутся 2-3 человека. Аналогично можно играть в игру “Летает – не летает” .


Зеваки.

Цель – развитие волевого (произвольного) внимания.

Процедура игры. Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего (“Стоп!”) останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в другую сторону.

Направление меняется после каждого сигнала.

Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате. Игра заканчивается, когда в ней остаются 2-3 ребенка. Они объявляются победителями и им все хлопают

Лабиринты.

Цель – развивать умение концентрировать внимание, связную речь, самоконтроль.

Процедура игры. Ребенку показывают картинку, спрашивают: “Кто нарисован? Что она (они) делают?” Объясняют, что такое лабиринт. Читают стихотворение или рассказывают какую-нибудь историю или сказку, а потом просят, например, помочь девочке найти домик, в котором живёт её бабушка.

Сначала предлагают ребенку проследить линию глазами, если он не справляется с заданием, ему предлагается проследить линию с помощью указки. Далее от простого варианта переходят к более сложному

 

2.2 Упражнения и игры направленные на развитие памяти.


Для развития памяти и аттенционных способностей дошкольникам можно давать такие задания:

1.
Закрыть глаза и описать, во что одеты ребята, с которыми он играет.

2.
Закрыть глаза и сказать, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят.

3.
Закрыть глаза и назвать остальных ребят, распределив их по росту – от самого маленького до самого высокого.

4.
Не поворачиваясь, назвать все предметы, которые находятся у него за спиной, описать их форму, размеры, цвет.

5.
Сидя с закрытыми глазами в течение двух минут, перечислять все звуки, которые он будет слышать.

6.
Сколько ступенек на лестнице?

7.
Сколько окон в комнате?

8.
Когда взрослый хлопает в ладоши, ребёнок должен принять определённую позу. Один хлопок – поза аиста (стоять на одной ноге, поджав другую). Два хлопка – поза лягушки (надо присесть, при этом пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу). Три хлопка – поза коровы (встать на четвереньки и произнести «му»).

 

Игра в слова.

Задание 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить.

ВНИМАНИЕ! Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло ,медведь.


ПОВТОРИ!

Задание 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части. На какие группы или части ты бы разбил эти слова? (Ребёнок может назвать много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но нужно подвести его к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели.

Задание 3. Придумай слова, которые начинаются с буквы С (или какая-либо другая буква).
Игра «Осенние листья».

Задание. «Посмотри на этот лист. Запомни его».

Далее этот лист надо закрыть и попросить ребёнка отыскать точно такой же среди остальных. (если никому не удаётся задачу решить сразу, можно повторить несколько раз). Когда задача будет решена, нужно подробно обсудить с ребёнком то, как он запоминал. Необходимо детально проанализировать особенности контура листа, стебля, количество жилок и т. д.
Игра «Гуляем по зоопарку».

Ребёнку выдают 10 картинок с изображениями разных животных и предлагают внимательно рассмотреть их. Время 3–5 минут. Потом картинки следует убрать. Ребёнку предлагается закрыть глаза и представить, что мы гуляем по зоопарку.


Инструкция: «Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвала»


Итак, лиса, волк, ёжик, жираф, слон.

Задание 1. Перечисли животных, которые были на картинках (если ребёнок затрудняется, то ему предложить воспользоваться картинками).

Задание 2. Ребёнку опять выдают 10 картинок, что и в начале, и просят назвать и показать тех животных, которые были в начале.

Задание 3. Найти на картинках животных, которые были названы.

Задание 4. Картинки убираются. Ребёнка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.

Задание 5. Перечислить всех животных, которые знает ребёнок.
Игра «Вкус и запах».

Задание 1. Представь лимон.

- Каков он на вкус?

- Вспомни, как пахнет лимон. Расскажи об этом.

- Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

Задание 2. Нарисуй лимон.

Задание 3. Представь апельсин.

- Каков он на вкус?

- Вспомни, как пахнет апельсин. Расскажи об этом.

- Какого цвета апельсин?

- Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?

Задание 4. Нарисуй апельсин.

Задание 5. Расскажи, чем отличается апельсин от лимона. Чем они похожи?
Игра «Разрезанная картинка».

Материал: цветная открытка (картинка) с изображением предмета разрезается на несколько частей.

Инструкция: «Видишь, картинка сломалась. Почини её». Если ребёнок не справляется с заданием, то ему предлагается упрощенный вариант. Далее следует опять предложить ему собрать первую картинку – пусть пробует различные варианты, не следует торопить его.

Задание. Картинка убирается, и ребёнка просят по памяти нарисовать её.

Если при выполнении задания обнаруживается хоть одно несоответствие оригиналу, то эту ошибку надо обязательно обсудить с ребёнком. Для этого можно использовать следующие вопросы.

- Что изображено на картинке?

- Какой формы твой рисунок?

- Какого цвета твой рисунок?

При этом необходимо обсудить наличие или отсутствие деталей, штрихов и т. д. в рисунке ребенка.

Игры со стихами.

Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе стихотворение про бобра. Я прочитаю его только один раз. Слушай внимательно!

БОБЕР.

Посмотри-ка на бобра:

Без пилы, без топора.

Валит он в лесу осину.

Стрит в заводи плотину!

Зубы крепкие бобра

Поострее топора.

Н. Костарев.

Задание. Скажи, что делает бобёр? Зачем он это делает? Что помогает бобру строить платину?

После вопросов-ответов можно начать учить стихотворение. Это окажется довольно простым делом, так как ребёнок уже почувствовал информацию. Нужно повторять стихотворение, пока ребёнок не выучит его наизусть.

Всё то же самое проделать с другими стихотворениями.
Игра «Найди сходство и различие».

Читается стихотворение. Далее пусть ребёнок расскажет, о чем стихотворение. Потом попросить его внимательно рассмотреть образец. После чего образец закрывается листом бумаги, и ребёнок выполняет задание по памяти.


Игра в мяч «Рыбы, птицы, звери».

Ведущий кидает игроку мяч со словом, например: «Сокол». Игрок кидает мяч обратно ведущему и говорит: «Птица» (т. е. ребёнок должен определить к какой группе нужно отнести сокола). Дальше ведущий кидает мяч другому игроку и говорит слово, относящееся к другой группе и т. д.

 

 

Выводы по главе 2.

Итак, проведение разного рода упражнений и игр способствует развитию внимания и всех видов памяти: произвольной, непроизвольной, зрительной, моторно-слуховой памяти, способности вспоминать, классифицировать и т. д.

 

Заключение.
Как часто взрослые, наблюдая, с какой лёгкостью ребёнок схватывает новую информацию, делают прогнозы и строят далеко идущие планы. Через какое-то время оказывается, что не всем нашим планам дано осуществиться. Лёгкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребёнок запоминает всё яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Ребёнок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того.


Перелом наступает тогда, когда под влиянием новых видов деятельности, которыми овладевает дошкольник, новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ребёнком возникают особые задачи – сосредоточить и удержать на чём-то внимание, запомнить материал и потом его воспроизвести, построить замысел игры, рисунка и т. п. Чтобы иметь возможность разрешить, эти задачи, ребёнок пользуется теми или иными способами, которые он усваивает от взрослых. Тогда и начинают формироваться специальные действия внимания и памяти, благодаря которым они приобретают произвольный, преднамеренный характер.

И всё же большая часть детей шести лет уже стремится к припоминанию слов без названия опорных изображений (по З. М. Истоминой). Несмотря на существенные достижения в овладении произвольным запоминанием господствующим видом памяти даже к концу дошкольного возраста остается память непроизвольная. К произвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в сравнительно редких случаях, когда соответствующие задачи возникают в их деятельности или когда этого требуют взрослые.

Непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определённым материалом, остаётся до конца дошкольного детства значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала.

Поэтому внимание и память ребёнка раннего возраста являются непроизвольными, непреднамеренными. Такими они остаются и после вступления ребёнка в дошкольный возраст. Изучая эти стороны умственного развития дошкольника, мы можем до известного момента указать только количественные изменения: возрастает сосредоточенность и устойчивость внимания, длительность сохранения материала в памяти.

Список литературы.

1.Волков, Б.С. Психология младшего школьника/ Б.С. Волков. - М.: 2005

2.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.2008

3.Ефимова Н.С. Основы общей психологии: учебник.2007

4.Кравченко А.И. Общая психология: учеб.пособие /А.И. Кравченко.- М.: Проспект, 2009.-432с.

5.Нуркова В.В., Березанская Н.Б Психология: Учебник. М, 2004. Гл. 6 и 8.

6.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд.,стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2007.

7.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии 2007

8.Столяренко А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие / А.М. Столяренко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.-423с.

9.Филатов Ф.Р. Основы психологии: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2009.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.