Здавалка
Главная | Обратная связь

Из декрета СНК о суде



 

Совет Народных Комиссаров постановляет:

1) Упразднить доныне существующие общие судебные установления как-то: окружные суды, судебные палаты и правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды, заменяя все эти установления судами, образуемыми на основании демократических выборов...

2) Приостановить действие существующего доныне института мировых судей, заменяемых мировых судей, избираемых доныне непрямыми выборами местными судами в лице постоянного местного судьи и двух очередных заседателей, приглашаемых на каждую ceccию, пo особым спискам очередных судей. Местные судьи избираются впредь на основании прямых демократических выборов, а до назначения таковых выборов временно - районными и волостными, а где таковых нет, уездными, городскими и губернскими Советами... Советами составляются списки, очередных заседателей и определяется очередь их явки на сессию. Прежние мировые судьи не лишаются права, при изъявлении ими на то согласия, быть избранными в местные судьи как временно Советами, так и окончательно на демократических выборах. Местные суды решают все гражданские дела ценою до 3000 р. и уголовные дела, если обвиняемому угрожает наказание не свыше 2 лет лишения свободы и если гражданский иск не превышает 3000 р. Приговоры и решения местных судов окончательны и обжалованию в апелляционном порядке не подлежат. По делам, по коим присуждено денежное взыскание свыше 100 р. или лишение свободы свыше 7 дней, допускается просьба о кассации. Кассационной инспекцией является уездный, а в столицах - столичный съезд местных судей.

3) Упразднить доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно и институты присяжной и частной адвокатуры. Впредь до преобразования всего порядка судопроизводства предварительное следствие по уголовным делам возлагается на местных судей единолично, причем постановления их о личном задержании и о предании суду должны быть подтверждены постановлением всего местного суда. В роли обвинителей и защитников, допускаемых и в стадии предварительного следствия, а по гражданским делам - поверенными, допускаются все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами...

5) Местные суды решают дела именем Российской Республики и руководятся в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку .поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию. Примечание. Отмененными признаются все законы, противоречащие декретам ЦИК Советов р., с. и кр. депутатов и Рабочего и Крестьянского Правительства, а также программам-минимумам РСДРП и партии СР...

8) Для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и пр. лиц учреждаются рабочие и крестьянские Революционные трибуналы в составе одного председателя и шести очередных заседателей, избираемых губернскими или городскими Советами р., с. и кр. депутатов. Для производства же по этим делам предварительного следствия при тех же Советах образуются особые следственные комиссии.

*2. Создание и развитие советской прокуратуры

Создание и развитие советской прокуратуры .

По заданию В.И. Ленина в целях осуществления надзора за точным соблюдением законов в конце 1921 года Народный Комиссариат юстиции приступил к подготовке законопроекта о Государственной прокуратуре.

28 мая 1922 года - "Положение о прокурорском надзоре" - принято на 3 сессии ВЦИК РСФСР - учреждена государственная прокуратура РСФСР для "осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью". Аналогичные законы о создании прокуратуры в 1922 году приняты на Украине, в Белоруссии, в Закавказье.

Прокуратура учреждалась в составе Народного Комиссариата юстиции, ее возглавлял прокурор республики, по должности нарком юстиции, в подчинении которого находился центральный аппарат прокуратуры республики - отдел прокуратуры НКЮ.

Прокурор республики назначал губернских прокуроров, подчинявшихся только ему. В уезды посылались помощники губернского прокурора.

Функции прокуратуры РСФСР :

1) Надзор за законностью действия центральных и местных органов власти и уп-я.

2) Возбуждение уголовных дел против должностных и частных лиц.

3) Надзор за производством дознания и предварительного следствия.

4) Поддержание обвинения в суде.

5) Опротестование приговоров и решений судов в кассационном и надзорном порядке.

6) Надзор за местами заключения.

Вместе с созданием в 1922 году органов советской прокуратуры в качестве специальной системы была учреждена военная прокуратура , деятельность которой была усовершенствована "Положением о военных трибуналах и военной прокуратуре" от 20.08.1926 года.

В июне 1933 года была организована Прокуратура СССР. Это способствовало укреплению законности путем централизации , что было законодательно закреплено в Конституции 1936 года, когда республиканские прокурорские органы были подчинены союзным, а сама прокуратура вышла из двойного подчинения (ЦИК и СНК Союза) и стала зависеть только от высшего органа власти Союза - Верховного Совета Союза ССР.

Во главе прокуратуры стоял Прокурор СССР, который осуществлял руководство деятельностью республиканских прокуратур.

Помимо функций, указанных выше, в функции Прокуратуры СССР был включен надзор за соответствием постановлений и распоряжений ведомств и органов власти Конституции и законодательству СССР.

В годы Великой Отечественной войны необходимо отметить особо ответственную роль органов военной прокуратуры. ВП вместе с территориальными прокурорскими органами осуществлялся надзор за законностью. Военная прокуратура во главе с Главным военным прокурором (он непосредственно подчинялся Прокурору СССР) осуществляла высший надзор за точным исполнением законов в Вооруженных силах Красной армии (РККА). В местах боевых действий и местностях, объявленных на военном положении, устанавливался новый порядок рассмотрения дел военными судами : дела рассматривались по истечении 24 часов после вручения копии обвинительного заключения обвиняемому, приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть изменены лишь в порядке надзора. О каждом приговоре к расстрелу военный трибунал немедленно сообщал по телеграфу Военной Коллегии Верховного суда СССР, Главному военному прокурору или Главному прокурору ВМФ, и если в течении 72 часов не поступало телеграфного уведомления о приостановке или отмене расстрела, то приговор приводился в исполнение.

После окончания войны в 1946 году был принят закон о присвоении Прокурору СССР звания Генеральный прокурор СССР.

24 мая 1955 года было принято "Положение о прокурорском надзоре в СССР", в котором высший надзор за точным исполнением законов всеми государственными органами, учреждениями, должностными лицами и гражданами возлагался на Генерального прокурора СССР. В Положении четко говорилось о том, что органы Прокуратуры СССР составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Были особо подчеркнуты обязанности прокурорских работников, а именно :

1) Обязанность быть принципиальными и непримиримыми в борьбе за строгое соблюдение социалистической законности.

2) Своевременно принимать меры к устранению нарушений законов, от кого бы эти нарушения не исходили.

3) Внимательно следить за тем, чтобы ни один гражданин не был незаконно подвергнут аресту или необоснованно привлечен к уголовной ответственности.

Принятие новой Конституции Союза ССР 1977 года повлекло за собой обновление законодательства о правоохранительных органах. В 1979 году был принят новый закон о Прокуратуре , суть которого заключалась в обобщении и отражении традиционных подходов в деятельности прокуратуры.

Принятием в 1983 году Президиумом Верховного Совета СССР требования от Прокуратуры в усилении контроля и принятии мер борьбы с сокрытием преступлений от регистрации в основном завершается этап законодательного развития советской прокуратуры.

 

*ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 28 мая 1922 года







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.