Здавалка
Главная | Обратная связь

Производство по административно-правовым жалобам и спорам



Производство по делам о поощрениях

Производство по делам об административных правонарушениях

Производство по дисциплинарным делам в сфере государственного управления

 

Глава 4. Структура административного процесса (продолжение)

Новые производства в административном процессе.

Предварительные

§ 1. Регистрационное производство

— по государственной регистрации юридических лиц;

— по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

— по государственной регистрации общественных объединений;

— по регистрации граждан Российской Федерации и снятию граждан с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства на территории Российской Федерации в органах внутренних дел.

Лицензионное производство

Лицензирование, аттестация, аккредитация

 


Панова И.В.

Тема 1. Место административно-процессуальной деятельности в системе юридических процессов

 

1.1. Понятие, содержание и признаки юридического процесса

Юридический процесс как разновидность социального процесса. Юридический процесс как нормативно-властная юридическая деятельность субъектов публичной власти, осуществляемая в процессуальной форме, которая включает в себя судебные и иные процессы в публичных интересах. Особенность юридического процесса. Процессуальная форма.

 

1.2. Виды юридических процессов

Классификация юридических процессов:

А. В зависимости от органа, который их осуществляет, на судебные и несудебные. Конституционное правосудие как форма конституционного контроля. Разграничение судебного гражданского процесса и гражданского процесса. Арбитражное судопроизводство и его право на независимое (автономное) существование. Уголовное судопроизводство — одна из форм осуществления правосудия. Единство судебной деятельности и по своему логическому характеру, и по своей юридической природе.

Б. В зависимости от отраслевой принадлежности.

В. По предметному содержанию: нормотворческий (правотворческий, законотворческий), правонаделительный и юрисдикционный.

Г. По степени индивидуальности: индивидуальные, общеотраслевые и общеправовые.

Д. По признакам субъектов властной деятельности: процессы осуществления: а) непосредственной власти народом (посредством голосования при выборах президента, губернатора, депутатов, проведения референдумов); б) представительной властью (правотворческие, бюджетные и другие процессы); в) исполнительной государственной властью; г) судебной государственной властью; д) муниципальной властью (представляется, что можно говорить и о муниципальном процессе, и его разновидностях).

Е. По объему процессуальной деятельности: упрощенные, ускоренные (к примеру, по наложению административного штрафа, взыскиваемого на месте); обычные (в частности, гражданское судопроизводство); особые (скажем, суд присяжных).

Постановка вопроса о едином административно-исполнительном производстве.

 

1.3. Административное судопроизводство России

Административное судопроизводство: понятие, виды. Административные дела и административные споры. Развитие административного судопроизводства в России (исторический очерк). Зарубежный опыт административного судопроизводства.

История рассмотрения административных дел арбитражными судами. Административное судопроизводство в арбитражных судах. Административные дела, рассматриваемые арбитражными судами.

 

1.4. Административная (внесудебная и досудебная) процедура рассмотрения административных дел

Административная (внесудебная, досудебная) процедура: понятие, цели и задачи. Исторические аспекты административной процедуры в России. Зарубежный опыт административно-юрисдикционных процедур. Порядок рассмотрения административных дел. Административная палата.

 

1.5. Структура юридического процесса: процессуальные производства, стадии, режимы

Процессуальное производство как главный элемент юридического процесса. Процессуальное отношение — важный элемент процессуального производства. Двойной аспект стадийности юридического процесса. Стадия процесса как совокупность способов, методов, форм. Стадии процесса: анализ ситуации, принятие решения, исполнение решения, стадия пересмотра. Процессуальный режим как сложная синтетическая конструкция. Процессуальные гарантии.

Раздел II. Административно-процессуальная деятельность

 

Тема 2. Понятие, принципы и виды административно-процессуальной деятельности

 

2.1.Понятие и особенности административно-процессуальной деятельности

Административно-процессуальная деятельность как вид юридического процесса и часть управленческой (исполнительно-распорядительной) деятельности. Три административных процесса состоят из трех правовых видов административной деятельности: административно-нормотворческой, административно-правоприменительной (применение материальных норм позитивного характера) и административно-юрисдикционной. Признаки административно-процессуальной деятельности. Особое место исполнительного производства. Классификация административных производств по объектам воздействия на: 1) производство только для индивидуальных субъектов (в частности, кадровое производство); 2) производство и для коллективных субъектов (смешанные), к примеру, приватизационное производство.

 

2.2.Принципы административно-процессуальной деятельности

Административно-процессуальная деятельность как вид юридического процесса — деятельность субъектов исполнительных органов публичной власти (государственной и муниципальной) и Банка России, осуществляемая в процессуальной форме, регулируемая процессуальными нормами. Принципы административно-процессуальной деятельности: 1) законности; 2) объективной (материальной) истины; 3) равенства сторон; 4) обеспечения охраны прав субъектов административного процесса; 5) гласности административного процесса; 6) осуществления процесса на национальном языке; 7) оперативности и экономичности (эффективности) процесса; 8) самостоятельности принятия решения; 9) двухступенности административного процесса; 10) ответственности должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса и за принятый акт (решение, постановление и т. П.); 11) активности правоприменяющих органов; 12) сочетания интересов личности, общества и государства.

 

2.3. Виды административно-процессуальной деятельности

Классификация административно-процессуальной деятельности по предметному содержанию, т.е. характеру индиви­дуально-конкретных дел на три процесса: административно- нормотворческий, административно-правоприменительный и адми­нист­ра­тив­но-юрисдикционный. Единство адми­нист­ра­тив­но-про­цес­су­аль­ной деятельности в целом.

 

2.4. Административно-нормотворческий процесс как вид административно-процессуальной деятельности (понятие, черты, производства)

Черты административно-нормотворческого процесса. Структура административно-нормотворческого процесса: административно-нормотворческие стадии, административно-нормотвор­ческие режимы и административно-нормотворческие произ­водства: а) производство по принятию постановлений и распоряжений правительства РФ; б) производство по изданию приказов, постановлений, инструкций и иных актов министерств и других центральных федеральных органов специальной компетенции; в) производство по принятию нормотворческих актов органами субъектов РФ (главами исполнительной власти субъектов РФ, правительствами субъектов РФ, центральными органами специальной компетенции субъектов РФ); г) производство по изданию локальных актов, которые принимаются огромным количеством субъектов вплоть до руководителей государственных учреждений. Названные акты распространяются на работников (пользователей), а также имеют чисто аппаратный характер.

Административно-нормотворческий процесс представляет собой нормотворческую деятельность по созданию (изменению, приостановлению, отмене) подзаконных нормативных актов исполнительных органов публичной власти и Банка России в целях создания правовой базы для реализации законов.

 

2.5. Административно-правонаделительный процесс как вид административно-процессуальной деятельности

Черты административно-правонаделительного процесса.

Виды производств административно-правонаделительного процесса: 1) производство по обращениям (предложениям и заявлениям) граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления; 2) разрешительное производство; 3) регистрационное производство; 4) учредительное производство; 5) производство по комплектованию личного состава; кадровое (служебное) производство, включающее в себя следующие виды: а) порядок (правила) приема на службу; б) порядок (правила) поощрения и продвижения по службе; в) аттестационное производство; г) процедура гарантий для государственного служащего, т. е. гарантированное производство; д) порядок прекращения государственной службы; 6) административно-договорное производство; 7) приватизационное производство и др.

Административно-правонаделительный (оперативно-распорядительный) процесс как вид административно-процессуальной деятельности.

Тема 3. Административно-юрисдикционный процесс

 

3.1. Особенности административно-юрисдикционного (правоохранительного) процесса

Меры административного принуждения: 1) контрольно-предупредительные меры: а) меры административного принуждения, применяемые в силу государственной необходимости; б) контрольно-предупредительные меры (учетно-регистрационного характера); 2) меры административного пресечения; 3) меры процессуального обеспечения; 4) восстановительные; 5) административные наказания.

Черты административно-юрисдикционного процесса. Административно-юрисдикционный процесс как вид административно-процессуальной деятельности. Принципы административно-юрисдикционного процесса: принцип состязательности, принцип непосредственности и устности процесса, принцип презумпции невиновности. Виды административно-юрисдикционных производств: а) исполнительное производство (деятельность по исполнению актов с применением мер принуждения); б) административно-процессуальное производство (деятельность по применению мер административно-процессуального принуждения, не являющихся мерами ответственности); в) дисциплинарное производство; г) производство по жалобам; д) производство по делам об административных правонарушениях.

 

3.2. Исполнительное производство

Исполнительное производство — вид административно-юрисдикционного процесса. Основные меры принудительного исполнения в Российской Федерации согласно действующему законодательству: а) обращение взыскания на имущество должника — юридического лица; б) взыскание по исполнительным документам с физических лиц; в) обращение взыскания на ценные бумаги; г) взыскание с предприятий и организаций задолженности по оплате труда; д) особенности исполнения судебных актов других органов по возмещению ущерба, причиненного органами государственной власти и органами местного самоуправления; е) исполнение решений иностранных судов и арбитражей в России; ж) исполнение российских судебных решений за границей; з) исполнение международных договоров с участием России по вопросам исполнительного производства; и) исполнение решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территории государств — участников СНГ.

 

3.3. Дисциплинарное производство

Правовые основания дисциплинарного производства. Меры дисциплинарного воздействия: 1) меры дисциплинарного пресечения; 2) восстановительные санкции; 3) меры дисциплинарного дестимулирования; 4) дисциплинарные взыскания. Стадии дисциплинарного производства: 1) возбуждение дела о дисциплинарном проступке (служебное расследование); 2) рассмотрение дела о дисциплинарном проступке и принятие по нему решения; 3) обжалование дела о дисциплинарном проступке; 4) исполнение решения о наложении дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное производство — вид административно-юрисдикционного процесса по разбирательству спора. Новые демократичные гарантии защиты прав и свобод граждан (служащих, учащихся и др.), предусмотренные российским законодательством.

 

3.4. Производство по применению мер административно-процессуального принуждения,
не являющихся мерами ответственности

Понятие и правовое регулирование производства. Виды мер и порядок их применения.

Тема 4. Вопросы производства по делам об административных правонарушениях

 

4.1. Понятие и правовое регулирование производства по делам об административных правонарушениях

Правовые основания, регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях: правила применения административных взысканий за нарушение таможенного законодательства; налогового законодательства; бюджетного законодательства; антимонопольного законодательства; прав потребителей и обязательных требований государственных стандартов; земельного законодательства и охраны окружающей среды; санитарных правил; строительных правил. Специфический порядок применения административных взысканий в отношении хозяйствующих субъектов. Производство по делам об административных правонарушениях — вид административно-юрисдикционного процесса.

 

4.2. Взаимосвязь производства по делам об административных правонарушениях с иными производствами (гражданским, арбитражным, уголовным, дисциплинарным и исполнительным)

Производство по делам об административных нарушениях и производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, теснейшим образом между собой взаимосвязаны.

Обосновывается необходимость законодательного введения понятия «административный иск», т.е. требование граждан, возникающее из административных правоотношений. Последний должен рассматриваться по правилам искового производства без каких-либо ограничений и, как нам представляется, в судах административной юстиции независимо от того, коллективный или индивидуальный субъект возбуждает административно-юрисдикционное производство. Следовательно, исследуемое производство по делам, возникающим из адми­нистра­тив­но-правовых отношений, в перспективе должно стать административным судопроизводством и регламентироваться нормами административно-процессуального характера. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации»[1] может служить важным этапом в формировании в обозримом будущем административной юстиции.

 

4.3. Задачи, принципы и черты производства по делам об административных правонарушениях

Задачи производства по делам об административных правонарушениях: юрисдикционная и профилактическая. Административно-юрисдикционному производству по делам об административных правонарушениях наряду с принципами административного и административно-юрисдикционного процесса присущи и специфические принципы: публичности; диспозитивности; устности; непосредственности; непрерывности; сочетания коллегиального и единоначального рассмотрения. Черты административно-юрисдикционного производства по делам об административных правонарушениях.

 

4.4. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях

Понятие доказательства по делам об административных правонарушениях. Процессуальное доказывание — выявление (собирание) и процессуальное оформление, исследование доказательств. Относимость и допустимость доказательств. Факты предмета доказывания. Классификация доказательств: личные (показания, объяснения лиц); вещественные доказательства; непосредственные наблюдения лиц, уполномоченных рассматривать административные проступки. Оценка доказательств: требования конкретности, достаточности и достоверности.

 

4.5. Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях

Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях — определенные промежутки времени, установленные административным законодательством и исчисляемые в соответствии с принятыми правилами в целях обеспечения оперативности и эффективности производства. Классификация сроков по юридическому значению на процессуальные, давностные и принудительного воздействия. Исчисление сроков. Приостановление, прерывание, продление и восстановление сроков.

 

4.6. Подведомственность дел об административных правонарушениях

Понятие и виды подведомственности: 1) в зависимости от органов, к ведению которых отнесено рассмотрение дел (по предметной компетенции), на линейную и функциональную; 2) общая и специальная; 3) постадийная; 4) по уровням — государственная; родовая; видовая; должностная; иерархическая; территориальная (по месту совершения нарушения, учета транспортных средств). Правила подведомственности.

 

4.7. Участники производства

Субъекты, защищающие публичные интересы: уполномоченные органы и должностные лица, полномочные принимать властные акты и осуществлять властные действия (лидирующие — властные субъекты). Субъекты, имеющие личный интерес в деле (невластные субъекты): лицо, привлекаемое к административной ответственности (делинквент); потерпевший и их законные представители. Органы и лица, способствующие осуществлению производства и установлению объективной истины по делу: свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые, иные органы и лица, способствующие исполнению постановлений, профилактике правонарушений (общественные организации и др.).

 

4.8. Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Система стадий производства по делам об административных правонарушениях.

1. Административное расследование: основание и повод; сроки привлечения к административной ответственности; круг участвующих субъектов; протокол — процессуальный документ, подводящий итоги расследования; направление дела по подведомственности.

2. Рассмотрение дел об административных правонарушениях: протокол — процессуальное основание данной стадии; сроки рассмотрения; круг участников; принятие постановления как итог проведенной работы.

3. Пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях (факультативная стадия). Основания пересмотра: жалоба потерпевшего; жалоба делинквента; протест прокурора; усмотрение вышестоящего органа; усмотрение органа, принявшего постановление. Сроки на подачу жалобы или протеста. Подведомственность дел. Круг субъектов, полномочных осуществлять пересмотр и выносить решение.

4. Исполнение постановлений — завершающая стадия производства. Обращение постановлений к исполнению. Исполнительный лист. Деятельность полномочных субъектов по фактическому исполнению. Сроки исполнительской давности. Особенности исполнения по конкретным административным взысканиям.

 

Тема 5. Производство по жалобам

 

Производство по жалобам — вид административно-юрисдикционного процесса. Задачи производства по жалобам — своевременное, полное и объективное выяснение обстоятельств каждой жалобы, разрешение ее в точном соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного решения, а также выявление причин и условий, способствовавших нарушениям, воспитание граждан, служащих государственных и общественных организаций в духе строгого соблюдения законов, укрепления законности.

Общие вопросы: понятие, формы, содержание и виды жалоб.

Подача жалобы: право индивидуальных и коллективных субъектов на подачу жалобы административной (общей и специальной) и судебной. Порядок подачи жалобы: круг лиц, подающих жалобу; подведомственность жалоб; сроки обращения с жалобой; принятие жалобы к производству. Административно-процессуальные аспекты жалобы как средства судебной защиты права.

Рассмотрение жалобы: порядок рассмотрения жалобы: административный и судебный. Стадия первичной обработки. Проверка жалобы (анализ ситуации): сбор и анализ ситуации; установление юридически значимых обстоятельств по делу; доказательства и доказывание. Принятие решения. Субъекты, правомочные осуществлять производство по жалобам. Сроки рассмотрения жалобы. Организация работы с жалобами: прием и регистрация жалоб; организация личного приема.

Решение по жалобе: порядок сообщения в письменной или устной форме заключения по жалобе.

Гарантии прав граждан при подаче жалобы: ответственность должностных лиц и граждан за нарушение законодательства о жалобах. Гарантии обеспечения прав и интересов граждан при разрешении жалоб.

Раздел III. Административно-процессуальное право

 

Тема 6. Предмет административно-процессуального права

 

Предмет административно-процессуального права. Административно-процессуальные нормы. Административно-процессуальные правоотношения. Система российского административно-процессуального права.

Итак, сущность административно-правовых норм, обслуживание ими других материальных отраслей свидетельствует о том, что названная группа правовых норм имеет все три рассмотренных выше признака отрасли в совокупности (свой предмет регулирования; систему организации; возможность взаимодействия как с одноименной материальной отраслью, так и другими материальными отраслями российского права).

 


[1] СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.