Задачи изучения дисциплины
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине "Психология "
для всех специальностей
Форма обучения дневная
Институт магистратуры и докторантуры PhD
Кафедра психологии и специального образования
Курс 1
Семестр 1
Количество кредитов 2
Всего часов 150
Лекций 15
Семинарские занятия 15
СРМП 45
СРМ 75
Экзамен семестр 1
Алматы, 2013
Рабочая учебная программа составлена на основании:
§ Государственного общеобязательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям магистратуры
§ Типовой программы дисциплины "Психология ", утвержденной "____"____________2010 г. приказом МОН РК №_____ от "____"________20_ г. (для дисциплин обязательного компонента ГОСО);
§ Рабочего учебного плана по специальности, утвержденного "___"____ 20___г.
Рабочая учебная программа дисциплины "Психология " составлена к.психол.н., доцентом Сарсенбаевой Л.О. и рекомендована на заседании кафедры психологии и специального образования
« » 2013 г., протокол № 1
Составитель программы _______________ Сарсенбаева Л.О.
(подпись).
Заведующий кафедрой _____________________Мовкебаева З.А.
(подпись).
Рабочая учебная программа одобрена Ученым Советом института магистратуры и PhD докторантуры "____"_________ 2013 г., протокол №
Цель и задачи дисциплины
Курс «Психология» предназначен для магистрантов всех специальностей и направлен на развитие у них профессиональной рефлексии в области психологии обучения и воспитания, психологической компетентности.
Цель дисциплины
Цельюдисциплины "Психология" является формирование психологических знаний, необходимых для обеспечения компетентности магистрантов в профессиональной педагогической деятельности и в широких социальных взаимодействиях.
Задачи изучения дисциплины
Основные задачи дисциплины:
Основными задачамидисциплины «Психология» являются:
- раскрыть психолого-педагогическую сущность образовательного процесса в высшей школе;
- сформировать целостное представление о наиболее значительных теоретических концепциях, эмпирических исследованиях и основных положениях общей, социальной, возрастной и педагогической психологии применительно к курсу «Психология»;
- обосновать актуальность психологического знания в решении практических задач высшего образования;
- раскрыть историю и основные тенденции развития высшей школы на современном этапе;
- развитие психолого-педагогического мышления магистрантов;
- формирование исследовательской культуры и потребности в непрерывном самообразовании и саморазвитии основе активного включения в исследовательскую деятельность;
В результате изучения дисциплины «Психология» магистрант должен знать:
- современные трактовки предмета и основных категорий психологической науки;
- свойства психических и познавательных процессов, включенных в познавательную деятельность;
механизмы и закономерности развития психики в студенческом возрасте;
- психологическую структуру и индивидуально-типологические особенности личности;
- психологические механизмы и закономерности межличностного психолого-педагогического воздействия и взаимодействия.
Магистрант должен уметь:
- применять психологические знания на практике;
- эффективно использовать современные методы и приемы преподавания в высшей школе;
- использовать необходимые психолого-методические ресурсы для осуществления учебной и воспитательной работы в высшей школе;
- применять адекватные психодиагностические методы исследования познавательной деятельности и личности студента и студенческой группы;
Иметь навыки:
- управления процессом обучения с учетом различных аспектов коммуникации в сфере профессиональной деятельности;
- профессиональной рефлексии;
- владения основными способами психологического воздействия;
- профессионального общения.
Знания, умения и навыки, полученные и сформированные в результате усвоения содержания курса "Психология высшей школы", дают магистрантам возможность применять их на практике, в различных сферах жизнедеятельности: личной, семейной, профессиональной, деловой, общественной, в работе с людьми - представителями разных социальных групп, возрастных категорий, этнической принадлежности.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕРЕКВИЗИТОВ
№, №
| Наименование дисциплин, их разделы (темы)
|
| Философия науки. Методология современного научного знания, теория познания.
|
| Общая психологии в объеме академической программы. Познавательные процессы, психология личности, психология общения.
|
| Культурология. Личность и культура. Этнос и культура.
|
| Социология. Личность и социум Социология групп
|
| История Казахстана
|
ПЕРЕЧЕНЬ ПОСТРЕКВИЗИТОВ:
№, №
| Наименование дисциплин, их разделы (темы)
|
| Педагогика высшей школы.
Психологические основы педагогической деятельности.
Методика преподавания психологических дисциплин в вузе.
|
Содержание дисциплины
Лекционный курс
№ темы
| Наименование тем, лекций
| Содержание тем
| Объём в часах
| Недели семестра
| |
|
|
|
|
| |
Тема 1.
| Образование как глобальный объект психологии высшей школы
| 1. Предмет и задачи психологии высшей школы.
2. Принципы и структура психологии высшей школы.
3. Место дисциплины «Психология» в системе наук о человеке
3. Основные направления развития высшего психологического образования Казахстана.
4. Актуальные проблемы и тенденции высшего образования.
5. Взаимосвязь психологии высшей школы с другими науками.
|
| 1.
| |
Тема 2
| Психологическое образование в вузе
| 1. Проблема содержания психологического образования в вузе
2. Психология образовательной среды
3. Психология информационной среды
4. Гносеологические и онтологические проблемы образовательного процесса в условиях рыночной экономики
5. Профессиограмма и психограмма работника в сфере будущей профессиональной деятельности
|
|
2.
| |
Тема 3
| Психологическая структура процесса обучения
| 1. Методологическая структура педагогической деятельности.
2. Учение как деятельность.
3. Факторы и закономерности учения.
4. Эволюция подходов к проблеме эффективности обучения.
5. Структура процесса обучения как дидактическая система.
6. Структура процесса обучения как психологическая система
|
| 3.
| |
Тема 4
| Психология познавательной деятельности
| 1. Деятельность и познавательные процессы
2. Проблема синтеза познавательных процессов (восприятие, память, мышление) как основа инновационных технологий обучения
3. Эффективность процесса обучения как результативность совместно-диалогической познавательной деятельности
|
| 4.
5.
| |
Тема 5
| Психологические методы и средства повышения эффективности и качества обучения в современных условиях
| 1. Применение активных методов обучения в вузе
2. Психология интерактивных методов и совместно-диалогическая познавательная деятельность
3. Психологические резервы повышения эффективности преподавания в вузе
4. Лекция как ведущая форма обучения в вузе
5. Психологические особенности проведения семинарских занятий
|
| 6.
| |
Тема 6
| Психология личности и студенческого коллектива
| 1. Личность как психологическая категория
2. Развитие личности
3. Психологическая, социальная и биологическая характеристика личности
4. Возрастно-психологические особенности студенчества
5. Социальная адаптация студентов
6. Типология личности студента
7. Особенности формирования и развития студенческого коллектива с учетом двуступенчатой модели обучения
8. Структура межличностных отношений в студенческом коллективе.
|
| 7.
| |
Тема 7
| Проблема воспитания в высшей школе
| 1. Средства воспитания как способы психологического воздействия, направленные на изменение личности и поведения.
2. Классификация методов воспитания и их эффективность
3. Задачи и приемы воспитания в вузе
4. Психологические особенности воспитания студентов и роль студенческих групп
5. Самовоспитание студентов
|
| 8.
| |
Тема 8
| Воспитание и становление профессионального самосознания
| 1. Вуз как система формирования профессионального самосознания.
2. Функциональные и структурные компоненты профессионального самосознания: когнитивный, мотивационный, эмоциональный, операционный.
3. Проблемы самоактуализации и развитие саморегуляции
4. Профессиональное мастерство и «Я-концепция».
|
| 9.
| |
Тема 9
| Психодиагностика в высшей школе
| 1. Функции психодиагностики в высшей школе
2. Классификация психодиагностических методик
3. Малоформализованные и высокоформализованные методики
4. Разновидности тестов
5. Социально-психологические методы исследования личности студента и студенческой группы
6. Психолого-педагогическая характеристика студента и социально-психологический паспорт группы
7. Психологическое консультирование студентов и преподавателей с учетом профиля будущей профессиональной деятельности специалиста
|
| 10.
| |
Тема 10
| Психологическая характеристика педагогической деятельности преподавателя высшей школы
| 1. Содержание, формы, функции и характеристики педагогической деятельности
2. Общие и специальные педагогические способности
3. Стили педагогической деятельности
4. Воспитательные и коммуникативные способности преподавателя высшей школы
5. Проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации учебно-воспитательных ситуаций
|
| 11.
| |
Тема 11
| Управление процессом обучения
| 1. Управление познавательной деятельностью в процессе преподавания
2. Диагностика познавательной деятельностью в процессе преподавания
3. Стили отношения педагога к студенту.
4. Этапы развития группы и стиль управления
5. Соцально-компетентное управление в современных рыночных условиях
6. Педагогический контроль и оценка знаний в вузе
7. Функции и формы педагогического контроля
8. Структура, виды и функции контрольно-оценочных актов
|
| 12.
| |
Тема 12
| Обучающийся как субъект учебной деятельности
| 1. Обучаемость как важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности
2. Возрастные и психологические характеристики субъектов обучения в системе образования
3. Самообразование будущих специалистов
|
| 13.
| |
Тема 13
| Психолого-педагогическое общение
| 1. Педагогическое общение как основная форма взаимодействия субъектов образовательного процесса
2. Стороны, функции и структура общения
3. Специфика педагогического общения
4. Управление процессом обучения в конфликтных ситуациях
|
| 14.
| |
Тема 14
| Психология педагогического воздействия
| 1. Теоретические основы психологии воздействия
2. Стратегии воздействия: имеративная, манипулятивная, интерсубъективная с позиций различных психологических подходов.
3. Классификация психологического воздействия.
4. Способы педагогического воздействия на аудиторию.
|
| 15.
| |
Тема 15
| Основные психологические проблемы в педагогической деятельности
| 1. Психологические трудности молодых и зрелых преподавателей высшей школы
2. Стресс и проблема эмоционального выгорания преподавателя.
3. Виды профессиональных деструкций, профессиональные деформации в социономических профессиях.
|
| 16.
| |
Всего:
| 15 ч.
| |
|
|
|
|
|
План семинарских занятии
№ темы
| Наименование тем семинаров
| Содержание семинаров
| Объём в часах
| Недели семестра
|
|
|
|
|
|
Тема 1.
| Образование как глобальный объект психологии высшей школы
| 1. Предмет и задачи психологии высшей школы.
2. Принципы и структура психологии высшей школы.
3. Место дисциплины «Психология» в системе наук о человеке
3. Основные направления развития высшего психологического образования Казахстана.
4. Актуальные проблемы и тенденции высшего образования.
5. Взаимосвязь психологии высшей школы с другими науками.
|
| 1.
|
Тема 2
| Психологическое образование в вузе
| 6. Проблема содержания психологического образования в вузе
7. Психология образовательной среды
8. Психология информационной среды
9. Гносеологические и онтологические проблемы образовательного процесса в условиях рыночной экономики
10. Профессиограмма и психограмма работника в сфере будущей профессиональной деятельности
|
|
2.
|
Тема 3
| Психологическая структура процесса обучения
| 1. Методологическая структура педагогической деятельности.
2. Учение как деятельность.
3. Факторы и закономерности учения.
4. Эволюция подходов к проблеме эффективности обучения.
5. Структура процесса обучения как дидактическая система.
6. Структура процесса обучения как психологическая система
|
|
|
Тема 4
| Психология познавательной деятельности
| 4. Деятельность и познавательные процессы
5. Проблема синтеза познавательных процессов (восприятие, память, мышление) как основа инновационных технологий обучения
6. Эффективность процесса обучения как результативность совместно-диалогической познавательной деятельности
|
| 4.
|
Тема 5
| Психологические методы и средства повышения эффективности и качества обучения в современных условиях
| 6. Применение активных методов обучения в вузе
7. Психология интерактивных методов и совместно-диалогическая познавательная деятельность
8. Психологические резервы повышения эффективности преподавания в вузе
9. Лекция как ведущая форма обучения в вузе
10. Психологические особенности проведения семинарских занятий
|
|
|
Тема 6
| Психология личности и студенческого коллектива
| 9. Личность как психологическая категория
10. Развитие личности
11. Психологическая, социальная и биологическая характеристика личности
12. Возрастно-психологические особенности студенчества
13. Социальная адаптация студентов
14. Типология личности студента
15. Особенности формирования и развития студенческого коллектива с учетом двуступенчатой модели обучения
16. Структура межличностных отношений в студенческом коллективе.
|
|
|
Тема 7
| Проблема воспитания в высшей школе
| 6. Средства воспитания как способы психологического воздействия, направленные на изменение личности и поведения.
7. Классификация методов воспитания и их эффективность
8. Задачи и приемы воспитания в вузе
9. Психологические особенности воспитания студентов и роль студенческих групп
10. Самовоспитание студентов
|
|
|
Тема 8
| Воспитание и становление профессионального самосознания
| 5. Вуз как система формирования профессионального самосознания.
6. Функциональные и структурные компоненты профессионального самосознания: когнитивный, мотивационный, эмоциональный, операционный.
7. Проблемы самоактуализации и развитие саморегуляции
8. Профессиональное мастерство и «Я-концепция».
|
|
|
Тема 9
| Психодиагностика в высшей школе
| 8. Функции психодиагностики в высшей школе
9. Классификация психодиагностических методик
10. Малоформализованные и высокоформализованные методики
11. Разновидности тестов
12. Социально-психологические методы исследования личности студента и студенческой группы
13. Психолого-педагогическая характеристика студента и социально-психологический паспорт группы
14. Психологическое консультирование студентов и преподавателей с учетом профиля будущей профессиональной деятельности специалиста
|
|
|
Тема 10
| Психологическая характеристика педагогической деятельности преподавателя высшей школы
| 6. Содержание, формы, функции и характеристики педагогической деятельности
7. Общие и специальные педагогические способности
8. Стили педагогической деятельности
9. Воспитательные и коммуникативные способности преподавателя высшей школы
10. Проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации учебно-воспитательных ситуаций
|
|
|
Тема 11
| Управление процессом обучения
| 9. Управление познавательной деятельностью в процессе преподавания
10. Диагностика познавательной деятельностью в процессе преподавания
11. Стили отношения педагога к студенту.
12. Этапы развития группы и стиль управления
13. Соцально-компетентное управление в современных рыночных условиях
14. Педагогический контроль и оценка знаний в вузе
15. Функции и формы педагогического контроля
16. Структура, виды и функции контрольно-оценочных актов
|
|
|
Тема 12
| Обучающийся как субъект учебной деятельности
| 4. Обучаемость как важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности
5. Возрастные и психологические характеристики субъектов обучения в системе образования
6. Самообразование будущих специалистов
|
|
|
Тема 13
| Психолого-педагогическое общение
| 5. Педагогическое общение как основная форма взаимодействия субъектов образовательного процесса
6. Стороны, функции и структура общения
7. Специфика педагогического общения
8. Управление процессом обучения в конфликтных ситуациях
|
|
|
Тема 14
| Психология педагогического воздействия
| 5. Теоретические основы психологии воздействия
6. Стратегии воздействия: имеративная, манипулятивная, интерсубъективная с позиций различных психологических подходов.
7. Классификация психологического воздействия.
8. Способы педагогического воздействия на аудиторию.
|
|
|
Тема 15
| Основные психологические проблемы в педагогической деятельности
| 4. Психологические трудности молодых и зрелых преподавателей высшей школы
5. Стресс и проблема эмоционального выгорания преподавателя.
6. Виды профессиональных деструкций, профессиональные деформации в социономических профессиях.
|
|
|
Всего:
| 15 ч.
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.