Здавалка
Главная | Обратная связь

Задачи изучения дисциплины



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине "Психология "

для всех специальностей

 

 

Форма обучения дневная

Институт магистратуры и докторантуры PhD

Кафедра психологии и специального образования

Курс 1

Семестр 1

Количество кредитов 2

Всего часов 150

Лекций 15

Семинарские занятия 15

СРМП 45

СРМ 75

Экзамен семестр 1

 

 

Алматы, 2013

 

Рабочая учебная программа составлена на основании:

§ Государственного общеобязательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям магистратуры

§ Типовой программы дисциплины "Психология ", утвержденной "____"____________2010 г. приказом МОН РК №_____ от "____"________20_ г. (для дисциплин обязательного компонента ГОСО);

§ Рабочего учебного плана по специальности, утвержденного "___"____ 20___г.

 

Рабочая учебная программа дисциплины "Психология " составлена к.психол.н., доцентом Сарсенбаевой Л.О. и рекомендована на заседании кафедры психологии и специального образования

« » 2013 г., протокол № 1

 

Составитель программы _______________ Сарсенбаева Л.О.

(подпись).

Заведующий кафедрой _____________________Мовкебаева З.А.

(подпись).

 

 

Рабочая учебная программа одобрена Ученым Советом института магистратуры и PhD докторантуры "____"_________ 2013 г., протокол №

 


Цель и задачи дисциплины

Курс «Психология» предназначен для магистрантов всех специальностей и направлен на развитие у них профессиональной рефлексии в области психологии обучения и воспитания, психологической компетентности.

Цель дисциплины

Цельюдисциплины "Психология" является формирование психологических знаний, необходимых для обеспечения компетентности магистрантов в профессиональной педагогической деятельности и в широких социальных взаимодействиях.

 

Задачи изучения дисциплины

Основные задачи дисциплины:

Основными задачамидисциплины «Психология» являются:

- раскрыть психолого-педагогическую сущность образовательного процесса в высшей школе;

- сформировать целостное представление о наиболее значительных теоретических концепциях, эмпирических исследованиях и основных положениях общей, социальной, возрастной и педагогической психологии применительно к курсу «Психология»;

- обосновать актуальность психологического знания в решении практических задач высшего образования;

- раскрыть историю и основные тенденции развития высшей школы на современном этапе;

- развитие психолого-педагогического мышления магистрантов;

- формирование исследовательской культуры и потребности в непрерывном самообразовании и саморазвитии основе активного включения в исследовательскую деятельность;

В результате изучения дисциплины «Психология» магистрант должен знать:

- современные трактовки предмета и основных категорий психологической науки;

- свойства психических и познавательных процессов, включенных в познавательную деятельность;

механизмы и закономерности развития психики в студенческом возрасте;

- психологическую структуру и индивидуально-типологические особенности личности;

- психологические механизмы и закономерности межличностного психолого-педагогического воздействия и взаимодействия.

Магистрант должен уметь:

- применять психологические знания на практике;

- эффективно использовать современные методы и приемы преподавания в высшей школе;

- использовать необходимые психолого-методические ресурсы для осуществления учебной и воспитательной работы в высшей школе;

- применять адекватные психодиагностические методы исследования познавательной деятельности и личности студента и студенческой группы;

Иметь навыки:

- управления процессом обучения с учетом различных аспектов коммуникации в сфере профессиональной деятельности;

- профессиональной рефлексии;

- владения основными способами психологического воздействия;

- профессионального общения.

 

 

Знания, умения и навыки, полученные и сформированные в результате усвоения содержания курса "Психология высшей школы", дают магистрантам возможность применять их на практике, в различных сферах жизнедеятельности: личной, семейной, профессиональной, деловой, общественной, в работе с людьми - представителями разных социальных групп, возрастных категорий, этнической принадлежности.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕРЕКВИЗИТОВ

 

№, № Наименование дисциплин, их разделы (темы)
Философия науки. Методология современного научного знания, теория познания.
Общая психологии в объеме академической программы. Познавательные процессы, психология личности, психология общения.
Культурология. Личность и культура. Этнос и культура.
Социология. Личность и социум Социология групп
История Казахстана

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПОСТРЕКВИЗИТОВ:

№, № Наименование дисциплин, их разделы (темы)
Педагогика высшей школы. Психологические основы педагогической деятельности. Методика преподавания психологических дисциплин в вузе.

 


Содержание дисциплины

Лекционный курс

№ темы Наименование тем, лекций Содержание тем Объём в часах Недели семестра  
   
Тема 1. Образование как глобальный объект психологии высшей школы 1. Предмет и задачи психологии высшей школы. 2. Принципы и структура психологии высшей школы. 3. Место дисциплины «Психология» в системе наук о человеке 3. Основные направления развития высшего психологического образования Казахстана. 4. Актуальные проблемы и тенденции высшего образования. 5. Взаимосвязь психологии высшей школы с другими науками.     1.    
Тема 2 Психологическое образование в вузе 1. Проблема содержания психологического образования в вузе 2. Психология образовательной среды 3. Психология информационной среды 4. Гносеологические и онтологические проблемы образовательного процесса в условиях рыночной экономики 5. Профессиограмма и психограмма работника в сфере будущей профессиональной деятельности     2.  
Тема 3 Психологическая структура процесса обучения 1. Методологическая структура педагогической деятельности. 2. Учение как деятельность. 3. Факторы и закономерности учения. 4. Эволюция подходов к проблеме эффективности обучения. 5. Структура процесса обучения как дидактическая система. 6. Структура процесса обучения как психологическая система 3.      
Тема 4 Психология познавательной деятельности 1. Деятельность и познавательные процессы 2. Проблема синтеза познавательных процессов (восприятие, память, мышление) как основа инновационных технологий обучения 3. Эффективность процесса обучения как результативность совместно-диалогической познавательной деятельности 4.     5.  
Тема 5 Психологические методы и средства повышения эффективности и качества обучения в современных условиях 1. Применение активных методов обучения в вузе 2. Психология интерактивных методов и совместно-диалогическая познавательная деятельность 3. Психологические резервы повышения эффективности преподавания в вузе 4. Лекция как ведущая форма обучения в вузе 5. Психологические особенности проведения семинарских занятий   6.      
Тема 6 Психология личности и студенческого коллектива 1. Личность как психологическая категория 2. Развитие личности 3. Психологическая, социальная и биологическая характеристика личности 4. Возрастно-психологические особенности студенчества 5. Социальная адаптация студентов 6. Типология личности студента 7. Особенности формирования и развития студенческого коллектива с учетом двуступенчатой модели обучения 8. Структура межличностных отношений в студенческом коллективе. 7.    
Тема 7 Проблема воспитания в высшей школе 1. Средства воспитания как способы психологического воздействия, направленные на изменение личности и поведения. 2. Классификация методов воспитания и их эффективность 3. Задачи и приемы воспитания в вузе 4. Психологические особенности воспитания студентов и роль студенческих групп 5. Самовоспитание студентов 8.    
Тема 8 Воспитание и становление профессионального самосознания 1. Вуз как система формирования профессионального самосознания. 2. Функциональные и структурные компоненты профессионального самосознания: когнитивный, мотивационный, эмоциональный, операционный. 3. Проблемы самоактуализации и развитие саморегуляции 4. Профессиональное мастерство и «Я-концепция».   9.      
Тема 9 Психодиагностика в высшей школе 1. Функции психодиагностики в высшей школе 2. Классификация психодиагностических методик 3. Малоформализованные и высокоформализованные методики 4. Разновидности тестов 5. Социально-психологические методы исследования личности студента и студенческой группы 6. Психолого-педагогическая характеристика студента и социально-психологический паспорт группы 7. Психологическое консультирование студентов и преподавателей с учетом профиля будущей профессиональной деятельности специалиста 10.  
Тема 10 Психологическая характеристика педагогической деятельности преподавателя высшей школы 1. Содержание, формы, функции и характеристики педагогической деятельности 2. Общие и специальные педагогические способности 3. Стили педагогической деятельности 4. Воспитательные и коммуникативные способности преподавателя высшей школы 5. Проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации учебно-воспитательных ситуаций 11.  
Тема 11 Управление процессом обучения 1. Управление познавательной деятельностью в процессе преподавания 2. Диагностика познавательной деятельностью в процессе преподавания 3. Стили отношения педагога к студенту. 4. Этапы развития группы и стиль управления 5. Соцально-компетентное управление в современных рыночных условиях 6. Педагогический контроль и оценка знаний в вузе 7. Функции и формы педагогического контроля 8. Структура, виды и функции контрольно-оценочных актов 12.  
Тема 12 Обучающийся как субъект учебной деятельности 1. Обучаемость как важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности 2. Возрастные и психологические характеристики субъектов обучения в системе образования 3. Самообразование будущих специалистов 13.  
Тема 13 Психолого-педагогическое общение 1. Педагогическое общение как основная форма взаимодействия субъектов образовательного процесса 2. Стороны, функции и структура общения 3. Специфика педагогического общения 4. Управление процессом обучения в конфликтных ситуациях 14.  
Тема 14 Психология педагогического воздействия 1. Теоретические основы психологии воздействия 2. Стратегии воздействия: имеративная, манипулятивная, интерсубъективная с позиций различных психологических подходов. 3. Классификация психологического воздействия. 4. Способы педагогического воздействия на аудиторию. 15.  
Тема 15 Основные психологические проблемы в педагогической деятельности 1. Психологические трудности молодых и зрелых преподавателей высшей школы 2. Стресс и проблема эмоционального выгорания преподавателя. 3. Виды профессиональных деструкций, профессиональные деформации в социономических профессиях. 16.  
Всего: 15 ч.  
         

 

План семинарских занятии

№ темы Наименование тем семинаров Содержание семинаров Объём в часах Недели семестра
 
Тема 1. Образование как глобальный объект психологии высшей школы 1. Предмет и задачи психологии высшей школы. 2. Принципы и структура психологии высшей школы. 3. Место дисциплины «Психология» в системе наук о человеке 3. Основные направления развития высшего психологического образования Казахстана. 4. Актуальные проблемы и тенденции высшего образования. 5. Взаимосвязь психологии высшей школы с другими науками.     1.  
Тема 2 Психологическое образование в вузе 6. Проблема содержания психологического образования в вузе 7. Психология образовательной среды 8. Психология информационной среды 9. Гносеологические и онтологические проблемы образовательного процесса в условиях рыночной экономики 10. Профессиограмма и психограмма работника в сфере будущей профессиональной деятельности     2.
Тема 3 Психологическая структура процесса обучения 1. Методологическая структура педагогической деятельности. 2. Учение как деятельность. 3. Факторы и закономерности учения. 4. Эволюция подходов к проблеме эффективности обучения. 5. Структура процесса обучения как дидактическая система. 6. Структура процесса обучения как психологическая система    
Тема 4 Психология познавательной деятельности 4. Деятельность и познавательные процессы 5. Проблема синтеза познавательных процессов (восприятие, память, мышление) как основа инновационных технологий обучения 6. Эффективность процесса обучения как результативность совместно-диалогической познавательной деятельности 4.
Тема 5 Психологические методы и средства повышения эффективности и качества обучения в современных условиях 6. Применение активных методов обучения в вузе 7. Психология интерактивных методов и совместно-диалогическая познавательная деятельность 8. Психологические резервы повышения эффективности преподавания в вузе 9. Лекция как ведущая форма обучения в вузе 10. Психологические особенности проведения семинарских занятий      
Тема 6 Психология личности и студенческого коллектива 9. Личность как психологическая категория 10. Развитие личности 11. Психологическая, социальная и биологическая характеристика личности 12. Возрастно-психологические особенности студенчества 13. Социальная адаптация студентов 14. Типология личности студента 15. Особенности формирования и развития студенческого коллектива с учетом двуступенчатой модели обучения 16. Структура межличностных отношений в студенческом коллективе.  
Тема 7 Проблема воспитания в высшей школе 6. Средства воспитания как способы психологического воздействия, направленные на изменение личности и поведения. 7. Классификация методов воспитания и их эффективность 8. Задачи и приемы воспитания в вузе 9. Психологические особенности воспитания студентов и роль студенческих групп 10. Самовоспитание студентов  
Тема 8 Воспитание и становление профессионального самосознания 5. Вуз как система формирования профессионального самосознания. 6. Функциональные и структурные компоненты профессионального самосознания: когнитивный, мотивационный, эмоциональный, операционный. 7. Проблемы самоактуализации и развитие саморегуляции 8. Профессиональное мастерство и «Я-концепция».      
Тема 9 Психодиагностика в высшей школе 8. Функции психодиагностики в высшей школе 9. Классификация психодиагностических методик 10. Малоформализованные и высокоформализованные методики 11. Разновидности тестов 12. Социально-психологические методы исследования личности студента и студенческой группы 13. Психолого-педагогическая характеристика студента и социально-психологический паспорт группы 14. Психологическое консультирование студентов и преподавателей с учетом профиля будущей профессиональной деятельности специалиста
Тема 10 Психологическая характеристика педагогической деятельности преподавателя высшей школы 6. Содержание, формы, функции и характеристики педагогической деятельности 7. Общие и специальные педагогические способности 8. Стили педагогической деятельности 9. Воспитательные и коммуникативные способности преподавателя высшей школы 10. Проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации учебно-воспитательных ситуаций
Тема 11 Управление процессом обучения 9. Управление познавательной деятельностью в процессе преподавания 10. Диагностика познавательной деятельностью в процессе преподавания 11. Стили отношения педагога к студенту. 12. Этапы развития группы и стиль управления 13. Соцально-компетентное управление в современных рыночных условиях 14. Педагогический контроль и оценка знаний в вузе 15. Функции и формы педагогического контроля 16. Структура, виды и функции контрольно-оценочных актов
Тема 12 Обучающийся как субъект учебной деятельности 4. Обучаемость как важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности 5. Возрастные и психологические характеристики субъектов обучения в системе образования 6. Самообразование будущих специалистов
Тема 13 Психолого-педагогическое общение 5. Педагогическое общение как основная форма взаимодействия субъектов образовательного процесса 6. Стороны, функции и структура общения 7. Специфика педагогического общения 8. Управление процессом обучения в конфликтных ситуациях
Тема 14 Психология педагогического воздействия 5. Теоретические основы психологии воздействия 6. Стратегии воздействия: имеративная, манипулятивная, интерсубъективная с позиций различных психологических подходов. 7. Классификация психологического воздействия. 8. Способы педагогического воздействия на аудиторию.
Тема 15 Основные психологические проблемы в педагогической деятельности 4. Психологические трудности молодых и зрелых преподавателей высшей школы 5. Стресс и проблема эмоционального выгорания преподавателя. 6. Виды профессиональных деструкций, профессиональные деформации в социономических профессиях.
Всего: 15 ч.






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.