Первый этап зарождения отечественного специального образования (начало Х1Х-первая треть ХХв).
Базовые составляющие темы:
Новый устав петербургского училища в 1865г. Деятельность И.К.Арнольда, Я.Т.Спешнев и борьба за реформы в Петербургском училище. Открытие Московского училища для глухих. Деятельность И.Я.Селезнева. Значение съездов по охране детства и борьбе с детской дефективностью. Создание первых детских садов для глухих. Деятельность Н.М.Лаговского,Ф.А.Рау,Н.А.Рау для дальнейшего развития теории и практики сурдопедагогики.
Лекция № 14.
Четвертый период эволюции: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем.
Базовые составляющие темы:
Жизнь. Свобода.Достоинство, права человека- главные ценности после ужасов второй мировой войны. Учреждение ООН. Всеобщая Декларация прав человека ООН (1948) новое миропонимание. Женевские конвенции1945-1949г.г., общеевропейское соглашение «О защите прав человека»(1950)г.
50-70-е г.г. в Западной Европе-совершенствование механизмов выявления, учета и диагностики детей с нарушениями в развитии.
Лекция № 15.
Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям, от «институциализации» к интеграции.
Базовые составляющие темы:
Новый взгляд Запада на возможности обучения. Официальная позиция европейского сообщества в докладе «Права человека и инвалидность (1991)Комиссия по правам ЮНЕСКО, Декларация ООН «О правах умственно отсталых».
Ведущая тенденция развития системы образования для детей с особыми потребностями -интеграция.
Научно-технический прогресс: качественное слухопротезирование и кохлеарная имплантация; ранняя диагностика нарушений в развитии и программ раннего вмешательства.
Литература
- Басова А.Г. «История сурдопедагогики» М. Просвещение 1984 г.
- Сурдопедагогика \ Речицкой М; Владос 2005 г.
- Коржова Г.М. Прогрессивные тенденции в истории развития специального образования в РК Алматы 2007 г.
- Сатова А.К. Развитие специальной психологии и педагогики в Казахстане Алматы 2007
- Байтурсынова А.А. Историко-педагогические аспекты специального образования в РК Сб. Современные проблемы специальной педагогики Алматы 2003 г.
- Сулейменова Р.А. Специальное образование детей за рубежом: проблемы и решения Алматы 2007 г.
- Аверинцев С.С. Вступительная статья //Идеи эстетического воспитания: Антология в двух т. - М., 1973. - Т.1. - С. 233 - 248.
- Айрлэнд В. Идиотизм и тупоумие /Пер с англ.. В. В. Томашевского. - СПб., 1880. - 451с.
- Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2-х т. - М., 1994. - Т.1. - 399с.
- Аристотель. Метафизика //Соч.: В 4-х т. - М., 1976. - Т.1. - С. 65 - 367.
- Аристотель. Никомахова этика // Соч.: В 4-х т. - М., 1984. - Т.4. - С. 53 - 293.
- Басова А.Г. История обучения глухонемых /Под ред. Ф. А. Рау. - М.: Учпедгиз, 1940. - 128с.
- Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. - М.: Просвещение, 1984. - 295с.
- Бликштейн Л.С. Материалы к изучению педагогического наследия выдающихся мыслителей раннего и развитого средневековья //Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль.: Сб. науч. тр. - .М.,1989. - Вып. 1, Ч. 1 - С. 25 - 57.
- Бликштейн Л.С., Корнетов Г.Б. Основные тенденции развития образования и педагогической мысли на Ближнем Востоке в средние века //Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока: Сб. науч. тр. - М., 1988. - С. 133 - 145.
- Богомолов А.С. Античная философия. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 367с.
- Бруно Дж. О героическом энтузиазме. /Пер. с итал. - М.: Гослитиздат, 1953.-. 212с.
- Бэкон Ф. Опыты или наставления нравственные и политические //Соч.: В 2-х т. - М., 1972. - Т.2. - С. 347 - 486.
- Васильев Л.С. Всемирно-исторический процесс: концептуальный анализ //Преподавание истории в школе. - 1993. - № 3. - С. 2 – 7
- Вспомогательные школы для отсталых детей: Сб. /Под ред. Е. В. Герье, Н. В. Чехова. - М.: Задруга, 1923. - 171с.
- Граборов А.Н. Вспомогательная школа: (Школа для умственно отсталых детей). - М. - Пг: Госиздат, 1923. - 328с.
- Григулевич И.Р. Инквизиция. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1976. - 463с.
- Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - 2-е изд. - М.: Искусство, 1984. - 350с.
- Деларю Ж. История Гестапо: Пер. с фр. - Смоленск: Русич, 1993. - 479с.
- Дефективные дети и школа: Сб. ст. /Под ред. В. П. Кащенко. - М.: Тихомиров, 1912. - 279с.
- Дефектологический словарь. /Гл. ред.: А.И.Дьячков и др. - М.: Педагогика, 1970. - 504с.
- Джуринский А.Н. Основные течения в буржуазной педагогике //Основные направления и тенденции развития педагогической науки в конце XIX - начале XX вв.: Сб. науч. тр. - М., 1980. - С. 12 - 35.
- Добродеев Д.Б. К вопросу о взаимодействии арабской и западноевропейской педагогических традиций в эпоху средневековья //Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока: Сб. науч. тр. - М., 1988. - С. 103 - 112.
- Древние цивилизации = Ancient civilizations /Под общ. ред. Г. М. Бонгард-Левина. - М.: Мысль, 1989. - 479с.
- Дьячков А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей: Историко-педагогическое исследование. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. - 348с.
- Дьячков А.И. Системы обучения глухих детей. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 247с.
- Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь: Учеб. пособие для студентов-дефектол. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1991. - 159с.
- Зайцева Г.Л. Зачем учить глухих детей жестовой речи? //Дефектология. - 1995. - № 2. - С. 3 - 8.
- Замский Х.С. История олигофренопедагогики. - 2 изд. - М.: Просвещение, 1980. - 398с.
- Иванов В.Г. История этики средних веков. - Л.: ЛГУ, 1984. - 279с.
- Иванов К.А. История древнего мира. - 13 изд. - Пг.: Петроград. учеб. магазин, 1917. - 240с.
- Иванов С.А. Византийское юродство. М.: Междунар. Отношения, 1994.- 236с.
- Ионова А.И. Концепция личности в современном исламе //Вестник РАН. - 1993. - Т. 63, № 1. - С. 18 - 26.
- Историческая демография докапиталистических обществ Западной Европы: проблемы и исследования /Отв. ред. Ю. Л. Бессмертный. М., 1988. - 227с.
- Каннабих Ю.В. История психиатрии /Предисл. П. Б. Ганнушкина. - Л.: Госмедиздат, 1929. - 520с.: ил.
- Кант И. О педагогике //Трактаты и письма. - М., 1980. - С. 445 - 504.
- Квинтилиан Марк Фабий О воспитании оратора //Хрестоматия по истории педагогики: В 4-х т. - М., 1935. - Т. 1. - С. 54 - 63.
- Ковалевский П.И. Отсталые и ненормальные дети (идиоты, тупоумные, отсталые, неуравновешанные и проч.). Их лечение и воспитание. - СПб. - М.: Вольф, 1911. - 175с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1955. - 651с.
- Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: Учебное пособие. - М.: Изд-во Рос. открытого ун-та РОУ, 1994. - 140с.
- Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. - 2-е изд. - СПб.: АО Комплект, 1993. - 415с
- Лаговский Н.М. Основы сурдопедагогики. М.: ЦИЗПО, 1931. - 103с.
- Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб.: Макет, 1995. - 313с.
- Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада /Пер. с фр., Общ. ред. Ю. Л. Бессмертного. - М.: Прогресс. Прогресс-Академия, 1992. - 374с
- Лейбниц Г.В. О мудрости //Соч.: В 4-х т. - М., 1984. - Т.3. - С. 97 - 100.
- Локк Д. Мысли о воспитании //Пед. соч. - М., 1939. - С. 67 - 224.
- Лурье Н.Б. Из истории обучения слабовидящих детей в некоторых зарубежных странах // Специальная школа. - 1967. - № 2 - С. 84 - 92.
- Лютер М. К советникам всех городов земли немецкой. О том, что им надлежит учреждать и поддерживать христианские школы //Школа и педагогическая мысль средних веков, Возрождения и начала Нового времени: (Исследования и материалы) - М., 1991. - С. 193 - 221.
- Манхейм К. Диагноз нашего времени: Очерки военного времени, написанные социологом: [Перевод] - М.: ИНИОН, 1992. - 254с.
- Монтессори М. Значение cреды в воспитании //Русская школа за рубежом. - Прага, 1926. - Кн. 17.
- Песталоцци И.Г. Что дает метод уму и сердцу //Избр. пед. соч.: В 2-х т. - М., 1981. - Т. 2. - С. 74 - 93.
- Плутарх Избранные жизнеописания: В 2-х т. - М., 1987. - Т.1. - 589с.
- Права человека и инвалидность /Доклад комиссии по правам человека ООН: E/CN, 4/SUB 2/1 911/31/ - 76c.
- Преображенский Б.С. Глухонемота: Руководство для врачей-сурдопедагогов и сурдопедологов. - М.: Медгиз, 1933. - 248с.
- Рейсвейк К. Специальное образование в Нидерландах. - Б. м., 1993. - 42с.
- Рубинштейн М.М. История педагогических идей в ее основных чертах. - 2-е изд. - Иркутск, 1922. - 304с.
- Руссо Ж.-Ж. Эмиль,. или О воспитании //Пед. соч.: В 2-х т. - М.: 1981. - Т. 1. - С. 19 – 592
- Сарагоса Ф.М. Завтра всегда поздно /Пер. с исп. - М.: Прогресс, 1989. - 320с.
- Светоний Транквилл Г. Жизнь двенадцати цезарей [Пер. с лат., предисл. и послесл. М. И. Гаспарова]. - М.: Правда, 1991. - 512с.
- Скребицкий А.И. Воспитание и образование слепых и их призрение на Западе. - СПб., 1903. - 1024с.: ил.
- Словарь античности. /Пер. с нем. /Сост. Й. Ирмшер; Редкол.: В. И. Кузищин (отв. ред.) и др. - М.: СП «Внешсигма», 1992. - 704с.
- Советский энциклопедический словарь - 4-е изд. - М.: Сов. энцикл., 1986. - 1599с.
- Специальное образование в развитии: Сб. ст. /Под ред. К. Рейсвека /Пер. с англ. - СПб, 1996. - 150с.
- Средневековая Европа глазами современников и историков: Кн. для чтения: В 5-ти ч. /Отв. ред. А. А. Ястребицкая]. - М.: Интерпракс, 1994. - Ч.2 - Европейский мир X - XV вв. - 1994. - 378с.
- Тойнби А.Д. Цивилизация перед судом истории: Сб. /Пер. с англ. - М.: Издат группа «Прогресс»: Культура; СПб.: Ювента, 1995. - 477с.
- Уорд А.Д. Новый взгляд. Задержка в психическом развитии: правовое регулирование. - Тарту, 1995. - 245с.
- Феоктистова В.А. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабовидящих детей. - Л., 1973. - 119с
- Фолта Я., Новы Л. История естествознания в датах: Хронол. Обзор. /Пер. со словац. - М.: Прогресс, 1987. - 495с.
- Эразм Роттердамский. Философские произведения /Отв. ред В. В. Соколов. - М.: Наука, 1986. - 702 [1]c.
- Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI - XIII веков. - М.: Искусство, 1978. - 175с.
- Ивановиђ П.М., Савиђ Љ.М. 60 година друштва дефектолога Jугославиjе. - Београд: БИГ, 1995. - 462.
Вопросы к рубежному контролю «История специальной педагогики»
1.Первый период эволюции.
От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов в древнем мире, раннем средневековье в странах Западной Европы.
2.Первый период эволюции: Киевская и Московская Русь (Х-началоХУ111в).
3.Второй период эволюции: от сознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям.
4.Распространение индивидуального обучения глухих в ХУ11-ХУ111 веках.
5.Второй период эволюции: Россия (началоХУ111-началоХ1Хв).
6.Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование.
7. Формирование научных знаний в области тифлопедагогики и становление практики воспитания и обучения слепых ( с конца ХУ111в. до 70-х г.Х1Хв).
8.Первые училища и институты для глухих, формирование в них мимической и устной систем обучения.
9.Влияние Великой французской революции на отношение к слабоумным
10.Развитие сурдопедагогики в странах Западной Европы и США в Х1Х в.
11.Училища для глухих и проблемы развития сурдопедагогики в конце Х1Х-первой половине ХХвека.
12.Состояние образования детей с нарушением зрения с конца 70- г. Х1Х до 20-х г.ХХв.; возникновение теории и практики обучения слабовидящих и слепоглухих детей.
13.Первый этап зарождения отечественного специального образования (начало Х1Х-первая треть ХХв).
14.Четвертый период эволюции: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем.
15.Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям, от «институциализации» к интеграции.
16. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями поведения и деятельности.
17. Педагогическая система специального обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта.
18. Педагогическая система специального обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
19. Условия развития теории практики обучения детей с нарушениями зрения в дореволюционный период в России- СССР (1917-1927г.г.).
20. Периодизация процесса становления и развития системы специального обучения слабослышащих детей.
21. Идеи интеграции лиц с отклонениями в развитии в 90-х годах 20 века за рубежом.
22.Совершенствование и дифференциация национальных систем образования по вертикали и горизонтали за рубежом.
23.Современная билингвистическая система обучения неслышащих в Западной Европе.
24.Международные конгрессы сурдопедагогов и их значение для развития сурдопедагогики в 19 и 20-м столетии.
25.Зарождение и развитие системы специального образования в РК в 20-е годы прошлого столетия.
26.Вторая половина 20 века-время совершенствования и дифференциации системы специального образования в СССР (на примере Казахстана).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.