Участие в публичных слушаниях.
Согласно ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. 33. Особенности формирования системы органов местного самоуправления. Одним из важнейших признаков местного самоуправления, как в Российской Федерации, так и во всем мире в целом является наличие в его системе специальных органов, призванных решать вопросы местного значения - органов местного самоуправления. Являясь вторым по значимости способом осуществления народом своей власти на местном уровне (после различных способов непосредственного участия населения в решении вопросов, отнесенных к вопросам местного значения), в реальной жизни данные органы занимают несомненное лидирующее положение над любой из предусмотренных законом форм непосредственного управления.1 После вступления в силу Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 154-ФЗ) определение понятия «органы местного самоуправления» было закреплено нормативно (ст. 1), что, тем не менее, породило различные точки зрения относительно его смысла. Под органами местного самоуправления, например, понимались «органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий». Другие авторы полностью соглашались с формулировкой Федерального закона № 154-ФЗ, рассматривая органы местного самоуправления как «выборные органы и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения, и не входящие в систему органов государственной власти». 1 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрел несколько иной смысл термина «органы местного самоуправления», определив ему в ст. 2 следующее понятие: «органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, поделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения». Данное определение построено на следующих нормативных принципах:
Следовательно, более верным будет утверждение о том, что система органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, лишь в рамках Конституции Российской Федерации и федерального законодательства. Исходя из вышесказанного, рассмотрим основные характеристики органов местного самоуправления, являющихся в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ на сегодняшний день обязательными для всех муниципальных образований. Представительный орган местного самоуправления Данному органу непосредственно посвящена ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ. Несмотря на то, что законом достаточно подробно урегулированы основные вопросы формирования и деятельности представительного органа, само его понятие здесь отсутствует. В целом под представительным органом местного самоуправления следует понимать специальный орган, действующий на территории отдельного муниципального образования, наделенный правом представлять интересы населения данного муниципального образования, в том числе правом принятия от его имени решений.1 В системе органов местного самоуправления представительному органу отводится особое место, поскольку именно он непосредственно выражает волю всего населения муниципального образования, формализуя ее в своих решениях. Некоторые авторы в подтверждение данной точки зрения приводят следующие аргументы: ч. 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации устанавливает, что местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и иные органы местного самоуправления, при этом «иные» органы не называются. Отсюда делается вывод, что приоритет в законодательстве (в первую очередь в Конституции Российской Федерации) отдается именно представительным (выборным) органам.2 Рассматривая представительный орган в качестве главного управленческого института в системе местного самоуправления, необходимо выделить следующие его основные характеристики: 1. Представительский характер деятельности. Об этом уже говорилось выше, добавим только то, что представительское направление деятельности органов местного самоуправления влечет за собой особенный порядок установления их полномочий. Согласно данному порядку в ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ устанавливаются общеобязательные для всех представительных органов местного самоуправления вопросы исключительной компетенции, круг которых не может быть уменьшен уставом муниципального образования. 2. Выборность. Часть 2 ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления говорит о том, что право местного самоуправления осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Статья 130 Конституции Российской Федерации также устанавливает необходимость наличия в системе местного самоуправления выборных органов. И, наконец, все нормативные правовые акты о местном самоуправлении, принятые начиная с 1991 г., как на уровне Российской Федерации, так и на уровне ее субъектов, в обязательном порядке предусматривали наличие выборного представительного органа местного самоуправления. 3. Временный характер осуществления полномочий. Согласно ч. 3 ст.34 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия представительного органа местного самоуправления носят срочный характер. Однако данный закон не устанавливает конкретный срок таких полномочий. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» срок полномочий представительного органа муниципального образования не может превышать пяти лет. 4. Решение вопросов формирования и организации деятельности представительных органов местного самоуправления посредством устава муниципального образования. Согласно ст. 34 и 35 Федерального закона № 131-ФЗ исключительно уставом муниципального образования должны быть урегулированы следующие вопросы, касающиеся представительных органов местного самоуправления: порядок формирования, структура, численность, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность и организация деятельности. Глава муниципального образования В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ главой муниципального образования является высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Указанным законом глава муниципального образования включен в структуру органов местного самоуправления. Поэтому многие ученые и юристы-практики рассматривают главу муниципального образования в качестве самостоятельного органа местного самоуправления. Однако, по нашему мнению, глава муниципального образования не может считаться органом местного самоуправления, поскольку само понятие «орган» согласно словарю С.И. Ожегова означает в данном случае «государственное или общественное учреждение, организацию». А поскольку глава муниципального образования являет собой физическое лицо, т.е. конкретного гражданина, наделенного отдельными управленческими полномочиями, отнести его к организации (пусть даже без права юридического лица) невозможно. На наш взгляд, главу муниципального образования следует рассматривать только в качестве выборного должностного лица местного самоуправления. 1 Подтверждением данной точки зрения выступает следующее: во-первых, согласно ч. 2 ст. 36 Федерального закона № 131 -ФЗ глава муниципального образования может быть избран на муниципальных выборах либо избран представительным органом муниципального образования из своего состава. Других способов формирования данного института муниципального управления закон не предусматривает. Это определяет один из основных признаков главы в качестве элемента структуры органов местного самоуправления - выборность; во-вторых, общая характеристика главы муниципального образования совпадает с определением должностного лица местного самоуправления, представленным в ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которой должностным лицом местного самоуправления является «выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления».1 О выборности главы муниципального образования мы уже упоминали выше, кроме того, налицо и наличие у него исполнительно-распорядительных полномочий по решению вопросов местного значения. Однако Федеральный закон № 131-ФЗ, опуская термин «выборное», характеризует главу муниципального образования в первую очередь как высшее должностное лицо местного самоуправления. Данное положение закономерно, поскольку компетенция главы муниципального образования в качестве должностного лица местного самоуправления не ограничивается указанными исполнительно-распорядительными полномочиями. Согласно ч. 4 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования обладает правом представлять муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, а также правом действовать от имени муниципального образования без доверенности. Указанные полномочия, которые необходимо рассматривать как представительские, делают главу муниципального образования по статусу выше других должностных лиц местного самоуправления.2 Поэтому законодатель, употребляя по отношению к главе муниципального образования термин «высшее должностное лицо», исходит именно из этого симбиоза представительских и исполнительских функций, характерных для данного субъекта системы местного самоуправления. Федеральный закон № 131-ФЗ (ст. 36) определяет лишь основные полномочия главы муниципального образования, к которым относятся:
И хотя законодатель предусмотрел для представительного органа возможность преодоления такого «вето», само наличие у главы муниципального образования этого права, а также специфичность его полномочий в целом позволяют говорить о существовании на местном уровне принципа «разделения властей», характерного для системы органов государственной власти. Местная администрация Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ местная администрация - это исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местная администрация наряду с представительным органом и главой муниципального образования входит в число органов местного самоуправления, наличие которого на территории каждого муниципального образования является обязательным. При этом местная администрация является единственным органом местного самоуправления из предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ, который является постоянно действующим, т.е. возможность прекращения ее полномочий законодательно не установлена. Эта особенность делает местную администрацию «внутренним стержнем», основой системы местного самоуправления любого муниципального образования. В этой связи отдельные авторы называют местную администрацию «органом общей компетенции в сфере исполнительно-распорядительной деятельности».1 Руководство местной администрацией осуществляется главой местной администрации на принципах единоначалия. Законом предусмотрены два способа формирования этого должностного лица.
34. Представительные органы местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления – это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования[6]. Основными принципами функционирования представительных органов местного самоуправления являются: 1. обязательность представительных органов в системе местного самоуправления – Федеральным Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено обязательное наличие в муниципальном образовании выборного органа местного самоуправления; 2. принцип выборности – представительные органы местного самоуправления формируются на основе всеобщего, равного, общего избирательного права, путем тайного голосования; 3. принцип представительного характера выборных органов местного самоуправления – представительный орган наделен правом и обязанностью, представлять и учитывать интересы населения муниципального образования; 4. принцип самостоятельности – наделение представительных органов местного самоуправления собственной компетенцией по решению вопросов местного значения; 5. принцип ответственности представительного органа местного самоуправления – т.е. ответственность представительного органа наступает путем утраты доверия населения. Санкции в данном случае могут быть выражены в форме отзыва депутата представительного органа, либо в досрочном прекращении полномочий представительного органа; 6. принцип обеспечения законности в деятельности представительного органа местного самоуправления – в соответствии с данным принципом представительные органы обязаны строго соблюдать требования законности в собственной повседневной работе, а также добиваться исполнения закона всеми другими субъектами в сфере местного самоуправления; 7. принцип гласности в работе представительных органов местного самоуправления – представительные органы действуют открыто, публично, систематически информируют граждан о своей работе. Гласность реализуется через встречи и приёмы депутатами избирателей, через отчеты депутатов перед избирателями, освещение деятельности представительных органов в СМИ; 8. принцип коллегиальности– представительный орган местного самоуправления принимает решение в коллегиальном порядке. В связи с этим выделяют такое понятие как кворум. Кворум – это нормативно установленное минимально необходимое число депутатов для официального рассмотрения и решения вопросов местного значения. Заседания представительного органа могут быть правомочны при условии регистрации не менее 2/3 от числа избранных депутатов. Акты представительного органа местного самоуправления считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от числа избранных депутатов[7]. В соответствии со ст. 15 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права, при тайном голосовании в соответствии с Федеральными Законами и законами субъектов РФ. Численный состав представительного органа определяется уставом муниципального образования. При этом существует прямая зависимость между размером муниципального образования, численностью его населения и численным составом представительного органа местного самоуправления. Обычно в состав представительного органа входит от 5 до 60 депутатов. Наименование представительного органа определяется уставом муниципального образования – представительными органами местного самоуправления являются думы, муниципальные собрания, комитеты, советы и т. д. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся: 1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об исполнении; 4) установление местных налогов и сборов; 5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; 6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, которые предусмотрены уставами муниципального образования[8]. Федеральный Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы. Другие полномочия представительных органов местного самоуправления определяются в Уставе муниципального образования. К таким полномочиям обычно относятся назначение даты выборов главы муниципального образования, назначение местного референдума, принятие Устава муниципального образования, передача полномочий органам территориально общественного самоуправления, согласование назначения должностных лиц местного самоуправления, а также выражение недоверия к главе муниципального образования. Срок полномочий представительного органа не может быть менее двух лет, но не более 5-ти[9]. Конкретный срок полномочий представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования, и составляет, как правило, 4 года. В отдельных поселениях Уставом муниципального образования, в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов собраниями, сходами граждан. В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» согласно Уставам муниципальных образований, избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа и председательствовать на его заседании. Структура или внутреннее строение представительных органов местного самоуправления определяется муниципальным образованием самостоятельно, закрепляется в Уставе муниципального образования и регламенте представительного органа местного самоуправления. Представительный орган включает следующие структурные звенья: 1. руководящие органы и должностные лица представительного органа. Это, например, председатель и заместитель председателя представительного органа. Они избираются из числа депутатов на первом заседании представительного органа нового созыва, функции председателя подразделяются на внешние и внутренние. Внешние функции связаны с представлением этого органа перед населением муниципального образования, организациями и органами государственной власти. Председатель принимает меры по учету интересов населения и обеспечению гласности в работе представительного органа. От имени представительного органа председатель заключает договоры. Внутренние функции председателя связаны с координацией деятельности представительного органа и руководством работы аппарата представительного органа, так, председатель созывает заседания представительного органа, руководит подготовкой заседаний, председательствует на заседании, дает поручение депутатским комиссиям и подписывает акты представительного органа. Заместитель председателя представительного органа в отсутствие председателя исполняет его обязанности. Если Уставом муниципального образования предусмотрена должность главы муниципального образования, то он может быть наделен правом входить в состав представительного органа и председательствовать на его заседаниях. В этом случае председатель и заместитель председателя представительного органа не избираются, их функции выполняет глава муниципального образования; 2. функционально отраслевые подразделения. Это постоянные и временные комиссии. Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению представительного органа, а также для содействия реализации его решений, контроля за их исполнением, представительный орган местного самоуправления образует комиссии и комитеты. В состав комиссий и комитетов входят депутаты представительного органа. Представительный орган определяет задачи, полномочия, порядок работы и срок работы комиссий и комитетов. Данные органы подконтрольны и подотчетны представительному органу. Решение комитетов и комиссий носит рекомендательный характер; 3. депутаты представительного органа могут объединяться в группы, фракции по партийной принадлежности, политическим илииным интересам. Такие группы и фракции регистрируются представительным органом. Права фракций и групп по партийной принадлежности определяются регламентом представительного органа, а также положениями о депутатских группах и фракциях. Депутаты представительного органа, избранные от смежных территориальных избирательных округов, могут объединяться в территориальные депутатские группы, эти группы взаимодействуют с расположенными на их территории организациями и структурными подразделениями местной администрации. Территориальные депутатские группы изучают общественное мнение, ведут прием избирателей и решают иные вопросы. Основной формой деятельности представительного органа является заседание, периодичность созыва которого определяется Уставом муниципального образования и регламентом представительного органа. Заседания представительного органа, как правило, проводятся не реже одного раза в месяц. Одно или несколько последовательных заседаний представительного органа с общей повесткой дня либо определённый период работы представительного органа называется сессией.Существуют следующие виды заседаний: 1. очередные заседания – созываются главой муниципального образования, либо председателем представительного органа в соответствии с планом работы представительного органа; 2. внеочередные заседания– созываются по мере необходимости, в силу определенных обстоятельств. Они проводятся по предложению председателя представительного органа по требованию определённой группы депутатов представительного органа, а также по требованию главы муниципального образования; Кроме того, заседания могут быть: открытыми(предполагается присутствие всех заинтересованных участников, а также представителей общественности и СМИ) изакрытыми(закрытые заседания проводятся в особых случаях, например, для обсуждения вопроса об отзыве председателя представительного органа местного самоуправления, о досрочном прекращении полномочий депутатов представительного органа и т. д., помимо депутатов на закрытых заседаниях, могут присутствовать глава муниципального образования и прокурор). 35. Глава муниципального образования. Глава местной администрации – Глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования[1] Ключевая роль в построении системы стратегического управления муниципальным образованием, а также в самом процессе стратегического управления, несомненно, должна принадлежать администрации муниципального образования. Ею должны быть реализованы функции координации и методического сопровождения процесса управления развитием территории (стратегического управления муниципальным образованием). Однако большинство современных муниципальных администраций не могут осуществлять указанные функции: нет ни специальных подразделений, ни людей, способных выполнять соответствующую работу. Поэтому построение системы стратегического управления предполагает внесение изменений в структуру и систему управления администрации. Это является следствием расширения осуществляемых ею функций и необходимости по-новому организовывать работу в современных условиях. Структура местной администрации представляет собой сложное организационно-функциональное единство, поскольку деятельность местной администрации связана с непосредственным выполнением вопросов местного значения, для чего требуется привлечение значительного числа служащих, работников, обладающих специальными познаниями, опытом и навыками, поэтому структура местной администрации должна способствовать наиболее эффективному осуществлению местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые, функциональные, территориальные, вспомогательные органы местной администрации, они наделяются специальными полномочиями в определенной отрасли или сфере муниципального хозяйства. Местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Слова «исполнительно-распорядительный орган» означают, что администрация является исполнительным органом при выполнении решений населения, представительного органа местного самоуправления, а также при осуществлении отдельных государственных полномочий и решений, принятых органами государственной власти в пределах их компетенции. Распорядительным в пределах своей компетенции органом администрация является в отношениях с нижестоящими органами местного самоуправления предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами муниципального образования Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности. Возглавлять исполнительный орган – местную администрацию будет: глава муниципального образования (избранный населением непосредственно); Глава администрации муниципального образования (должностное лицо, назначаемое на должность по контракту). В соответствии со ст. 25 деятельность на основе контракта представляет собой так называемую моноцентристскую (или моносубъектную) модель управления на муниципальном уровне. Эта модель предусматривает, что Глава администрации муниципального образования – муниципальное должностное лицо, назначаемое на должность по контракту на основе результатов конкурса и обладающее[2]: а) исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения; б) возможность (при условии наделения его федеральным законом или законом субъекта РФ) осуществлять администрацию городского округа или муниципального района. Глава местной администрации самостоятельно решает следующие вопросы: непосредственно руководит органами и структурными подразделениями местной администрации, издаёт распоряжения по вопросам организации работы местной администрации, определяет структуру местной администрации, определяет штаты и численность местной администрации, несёт персональную ответственность за деятельность местной администрации.[3] Глава администрации города ежегодно отчитывается перед жителями поселения и Советом о своей работе. Глава администрации обладает всем объёмом прав по реализации возложенных на администрацию функций, в том числе полномочий, которыми наделены заместитель и специалисты администрации, является представитель нанимателя, осуществляющим полномочия нанимателя от имени муниципального образования. Полномочия Главы администрации поселения, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае смерти, отставки по собственному желанию, расторжения контракта, отрешения от должности, признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным, признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим, вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда, выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства, прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу. В соответствии с действующим законодательством с Главой администрации поселения может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления[4]: – Совета или главы поселения в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения; – Губернатора Кемеровской области – в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами; – Главы администрации поселения – в связи с нарушением условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти Кемеровской области. В случае временного отсутствия главы администрации поселения (в связи с болезнью или отпуском), а также досрочного прекращения полномочий Главы местной администрации его полномочия осуществляет заместитель Главы администрации города. Более подробно остановимся на правах и обязанностях Главы администрации муниципального образования, как организационный механизм приобретения правового статуса Главы администрации муниципального образования, которые регламентированы действующим законодательством, Уставом муниципального образования и контрактом. Глава администрации имеет право самостоятельно решать все вопросы деятельности администрации муниципального образования[5], действовать от имени администрации без доверенности и представлять ее интересы в органах государственной власти, органах местного самоуправления, судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах, а также во всех других органах и организациях в рамках своей компетенции, заключать договоры, в том числе трудовые в пределах установленных действующим законодательством и Уставом муниципального образования, выдавать доверенности и совершать иные юридические и фактические действия, связанные с исполнением своих должностных обязанностей, издавать постановления и распоряжения в пределах своих полномочий, от имени администрации вести переписку по вопросам своей компетенции, самостоятельно решать вопросы организации деятельности структурных подразделений администрации и ее органов в пределах компетенции, осуществляет общее руководство деятельностью структурных подразделений администрации и ее органов, муниципальных учреждений, частично или полностью финансируемых из средств муниципального бюджета, требовать от подчиненных ему сотрудников безусловного соблюдения требований трудовой и производственной дисциплины и при наличии в том оснований и необходимости применять меры поощрения и наказания, открывать в банках расчетные и иные счета, разрабатывать и утверждать штатное расписание администрации и ее органов, в соответствии с трудовым законодательством осуществлять прием и увольнение сотрудников администрации, распределять обязанности между работниками администрации. Таким образом, статус Главы администрации представляет собой комплекс прав и обязанностей, закрепленных за должностью Главы администрации. 36. Исполнительные и контрольные органы местного самоуправления. 37. Особенности правового статуса выборных должностных лиц местного самоуправления. В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборное должностное лицо местного самоуправления -должностноелицоместного самоуправления, избираемоена основевсеоб- щегоравного и прямого избирательного правапри тайном голосовании на муниципальных выборах. Наиболее яркими представителями выборных должностных лиц местного самоуправления являются главы муници- пальных образований и депутаты представительных органов местного самоуправления. На федеральном уровне отсутствует специальный закон, регулирующий особенности их правового статуса. Проект федерального закона «Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации» был отклонен Президентом РФ еще в 2000 г. и с тех пор находится в согласительной комиссии, созданной совместно Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания РФ. В 79 субъектах Российской Федерации есть законы о статусе выборных должностных лиц местного самоуправления, хотя, как правило, это законы о статусе депутатов представительных органов местного самоуправления. Встречаются законы, регулирующие особенности правового статуса выборных должностных лиц органов местного самоуправления:- о статусе выборных должностных лиц местного самоуправления (например, Республика Карелия, Краснодарский край, Амурская, Рязанская области); - о статусе депутата представительного органа местного самоуправления (например, Республика Карелия, Краснодарский край, Белгородская область); - о статусе главы муниципального образования (например, Республика Башкортостан, Кировская, Рязанская, Тверская области); - о приостановлении полномочий главы муниципального образования (Иркутская область); - о социальных гарантиях выборных должностных лиц местного самоуправления (Вологодская область); - о социальных гарантиях главам муниципальных образований (например, Алтайский край, Белгородская, Вологодская области). В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 40) внесены достаточно существенные изменения в правовой статус выборных должностных лиц местного самоуправления. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. В Федеральном законе 1995 г. ранее была установлена только минимальная продолжительность срока полномочий. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборногооргана местного самоуправления нового созыва. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступ- ления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления. Решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий выборного должностного лица местного самоуправления применяются только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения. В новом Законе, как и раньше, предусмотрена возможность осуществления полномочий выборными должностными лицами местного самоуправления на постоянной основе, но внесены существенные коррективы. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек - 1 депутат. Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности. В Федеральном законе достаточно жестко установлен запрет на совмещение работы на выборных должностях и должностях муниципальной службы. Ранее федеральное законодательство было достаточно противоречиво и суды рассматривали огромное количество споров - муниципальные служащие не могли быть депутатами, но депутаты могли быть муниципальными служащими. Сейчас в соответствии со статьей 41 Федерального закона «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации» выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, занимать иные государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, а также государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы. Кроме того, депутаты представительного органа муниципального образования не могут одновременно исполнять полномочиявыборных должностных лиц местного самоуправления, замещать должности руководителей муниципальных органов, муниципальных учреждений и предприятий, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом. Все выборные лица местного самоуправления избираются населением муниципального образования, представляют интересы населения со- ответствующей территории, и депутат представляет соответствующий орган местного самоуправления перед населением. Анализируя статус выборных должностных лиц местного самоуправления, следует отметить, что депутат обладает определенными особенностями. Как правило, формами депутатской деятельности депутата представительного органа местного самоуправления являются: участие в заседаниях представительного органа местного самоуправления; участие в работе комитетов, комиссий, рабочих групп, создаваемых представительным органом местного самоуправления; участие в выполнении поручений представительного органа местного самоуправления; обращение с депутатским запросом; работа с избирателями. Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, предусмотренных действующим законодательством, уставом муниципального образования и регламентом представительного органа местного самоуправления. В целях эффективного осуществления своих полномочий депутат имеет право: - участвовать при рассмотрении в органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся на территории муниципального образования, любых вопросов, затрагивающих интересы избирателей; - осуществлять по поручению представительного органа местного самоуправления контроль за исполнением решений, принятых представительным органомместного самоуправления;- проверять по поручению представительного органа местного самоуправления, а также по собственной инициативе с привлечением соответствующихдолжностных лиц местного самоуправления, общественных объединений сведения о нарушении прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций; - осуществлять контроль за рассмотрением направленных им предложений, заявлений и жалоб в органы местного самоуправления предприятий, учреждений и организаций, принимать личное участие в их рассмотрении; - проводить собрания избирателей округа, встречи с трудовыми коллективами и местными общественными организациями; - участвовать в работе различных объединений избирателей, органов общественного территориального управления, трудовых коллективов, граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям. Выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут наделяться собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. В своей деятельности выборные должностные лица местного самоуправления обладают значительными гарантиями, которые представляют совокупность организационных, материальных, социальных и иных механизмов, форм или способов обеспечения реализации прав и обязанностей. Одной из наиболее важных гарантий являются неприкосновенность. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на те случаи, когда депутатом, членомвыборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом. Другой важной гарантией является право на депутатский запрос. Депутат, группа депутатов представительного органа местного самоуправления имеют право на внесение депутатского запроса в любой орган власти или организацию, к их должностным лицам по вопросам, входящим в их компетенцию. Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, работающего в данном органе на постоянной оплачиваемой основе, время работы на должности главы муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления засчи- тывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности, а также в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной и муниципальной службе. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или службу в течение одного года после прекращения их полномочий, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Депутату, выполнявшему депутатские обязанности на постоянной оплачиваемой основе, а также главе муниципального образования и выборному должностному лицу по окончании их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с его согласия на другом предприятии, в учреждении, организации. Депутат представительного органа местного самоуправления, не работающий на постоянной основе, не может быть освобожден от должности или переведен на нижеоплачиваемую должность на постоянном месте работы без согласия представительного органа местного самоуправления. По решению представительного органа местного самоуправления жизнь и здоровье депутата, главы муниципального образования, выборных должностных лиц местного самоуправления могут подлежать страхованию за счет местного бюджета. Депутат, глава муниципального образования, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования пользуются правом бесплатного проезда водным, железнодорожным и автомобильным транспортом и на всех видах городского пассажирского транспорта, за исключением такси, а также правом внеочередного приобретения проездных документов. Порядок бесплатного проезда, связанных с ним расчетов с транспортными организациями, а также условия использования депутатом, главой муниципального образования, выборным должностным лицом личного автотранспорта в связи с осуществлением ими своей деятельности определяются представительным органом местного самоуправления. Глава муниципального образования, выборные должностные лица местного самоуправления продолжают получать назначенную им заработную плату (с учетом индексации) до устройства на новое место работы в течение одного года после освобождения их от должности в следующих случаях: после окончания срока полномочий и при неизбрании на должность на новый срок полномочий; при упразднении должности; после удовлетворения заявления о добровольной отставке, если они проработали в этой должности не менее одного года. В соответствии со статьей 41 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае: 1) смерти; 2) отставки по собственному желанию; 3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; 5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; 6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; 7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного до- говора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; 8) отзыва избирателями; 9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;10) в иных случаях, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Из практики Верховного Суда РФ. Ссылки на законодательство о муниципальной службе, как на основание для прекращения депутатских полномочий, не могут быть приняты во внимание, поскольку нормами указанного законодательства установлены ограничения для муниципальных служащих. Несоблюдение ограничений, установленных законом для муниципальных служащих, может служить основанием для прекращения муниципальной службы, но не депутатских полномочий . Из практики Верховного Суда РФ. В практике судов была выработана правовая позиция, в соответствии с которой отсутствуют основания для отказа в регистрации избранных депутатов представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или для прекращения их полномочий по тем мотивам, что они не освободили свои государственные или муниципальные должности. В равной мере это касается и глав муниципальных образований, поскольку они в силу прямого указания Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» не являются муниципальными служащими. Вместе с тем это общее правило может быть изменено субъектом Российской Федерации, который в своем региональном законодательстве может установить нормы, запрещающие совмещение выборной должности в органах местного самоуправления со статусом депутата представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Формы такого запрета могут быть различными: не только прямое указание на это в законе о статуседепутата представительного органа власти, но и в других формах, например в виде ограничения порядка регистрации избранного депутата, не выполнившего обязательства освободить ранее занимаемую должность, в законах о выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации209. Из практики Верховного Суда РФ. Сама по себе норма о начале течения срока полномочий депутата с момента его избрания не подтверждает законность наделения его депутатскими полномочиями. Порядок наделения депутата полно- мочиями определяется специальными законами о выборах, а не законами остатусе депутата представительного органа местного самоуправления. Если специальным законом Воронежской области о выборах установлена недопустимость наделения избранного депутата полномочиями до сложения им своих служебных обязанностей, соответствующие избирательные комиссии не имели права выдавать таким депутатам удостоверения депутатов, поскольку имелись основания для признания итогов голосования недействительными по мотиву нарушения областного законодательства о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, а также по мотиву неисполнения такими депутатами обязательства сложить с себя полномочия служащего210. Из практики Верховного Суда РФ. Субъекты Российской Федерации могут вводить своими законами ограничения, связанные со статусом депутатов представительных органов государственной власти и выборных лиц местного самоуправления, что не выходит за пределы полномочий представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации . 38. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления. Эффективность местного самоуправления определяется прежде всего материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении муниципальных образований и составляющими в своей совокупности финансово-экономические основы местного самоуправления. Как институт муниципального права финансово-экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные сформированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образований. Финансово-экономические основы, обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служат прежде всего удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем укрепление и развитие финансово-экономических основ местного самоуправления оказывают влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом. Но при этом следует учитывать, что финансовая и экономическая самостоятельность муниципальных образований во многом обусловлена состоянием экономики нашего общества, его финансов и госбюджетным финансированием. Финансово-экономические основы местного самоуправления составляют: а) муниципальная собственность; б) местные бюджеты и иные финансовые ресурсы местного самоуправления; в) имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также, в соответствии с законом, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования. Признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает, что государство берет на себя определенные обязательства по созданию необходимых экономических, финансовых условий для развития местного самоуправления, принимает меры по поддержанию режима финансовой дисциплины. Европейская Хартия местного самоуправления устанавливает: а) органы местного самоуправления имеют право, в рамках: б) финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым им Конституцией и законом полномочиям; в) по меньшей мере часть финансовых ресурсов органов местного самоуправления должна пополняться за счет местных сборов, налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом; г) финансовые системы, на которых основываются ресурс местных органов самоуправления, должны быть достаточно раз образными и гибкими с тем, чтобы следовать, насколько это практически возможно, за реальным изменением издержек, возникающих при осуществлении местными органами своих полномочий, например, в связи с необходимостью финансировать выборы. д) защита более слабых, в финансовом отношении, орган местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, направленных на корректировку последствий неравномерного распределения возможных источников финансирования, а также лежащих на этих органах расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их собственной компетенции (ст. 9). Эти положения можно рассматривать в качестве общих принципов, которые должны определять экономическую и финансов налоговую политику демократического государства применительно к местным органам власти, получая отражение в законодательстве данной страны. Органы государственной власти Российской Федерации и государственной власти ее субъектов обязаны содействовать развита финансово-экономических Основ местного самоуправления. В этих целях они в соответствии с Законом об общих принцип организации местного самоуправления: • регулируют законами порядок передачи объектов государе венной собственности в муниципальную собственность; • передают органам местного самоуправления материальные финансовые средства, необходимые им для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться законом данные органы; разрабатывают и устанавливают государственные минимальные социальные стандарты; • регулируют отношения между федеральным бюджетом и местными бюджетами, между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами; • обеспечивают сбалансированность минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности; • обеспечивают гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления; • компенсируют местному самоуправлению дополнительные расходы, возникающие в результате решений, принятых органами государственной власти; • участвуют в решении местных задач через целевые федеральные и региональные программы. Муниципальная собственность. Местный бюджет. Конституция РФ определяет экономические условия местного самоуправления. Это находит свое выражение прежде всего: в признании и равной правовой защите наряду с другими формами собственности муниципальной собственности (ст. 8); в праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью (ст. 132). Муниципальная собственность, порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения закрепляются также ГК РФ, Законом Об общих принципах организации местного самоуправления, другими законами и нормативными правовыми актами Понятие «муниципальная собственность» было введено в Российской Федерации Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» .утратившим силу после введения в действие части первой ГК РФ с 1 января 1995 г. Согласно ст. 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Управление муниципальной собственностью осуществляется органами местного самоуправления, что не делает их собственниками муниципального имущества. В муниц ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|