Здавалка
Главная | Обратная связь

Участие в публичных слушаниях.



Согласно ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
На публичные слушания должны выноситься следующие проекты и вопросы:
проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;
проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
вопросы о преобразовании муниципального образования.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведенияпубличных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
Обычно орган местного самоуправления, принявший решение о проведении публичных слушаний, публикует объявление о проведении публичных слушаний в официальном печатном средстве массовой информации. В данном объявлении указываются вопросы, выносимые на публичные слушания, а также время и место их проведения. Если на публичные слушания выносится проект муниципального правового акта, в объявлении должен быть определен порядок ознакомления граждан с этим проектом правового акта. Нередко орган местного самоуправления, принявший решение о проведении публичных слушаний,назначает председательствующего на публичных слушаниях. Председательствующий ведет публичные слушания, организует ведение протокола слушаний и подписывает его, а также представляет итоговый документ публичных слушаний. При проведении публичных слушаний всем их участникам должны быть предоставлены равные возможности для выражения своего мнения.

33. Особенности формирования системы органов местного самоуправления.

Одним из важнейших признаков местного само­управления, как в Российской Федерации, так и во всем мире в целом является наличие в его системе спе­циальных органов, призванных решать вопросы мест­ного значения - органов местного самоуправления. Являясь вторым по значимости способом осуществле­ния народом своей власти на местном уровне (после различных способов непосредственного участия насе­ления в решении вопросов, отнесенных к вопросам местного значения), в реальной жизни данные органы занимают несомненное лидирующее положение над любой из предусмотренных законом форм непосред­ственного управления.1

После вступления в силу Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 154-ФЗ) определение понятия «органы местного самоуправле­ния» было закреплено нормативно (ст. 1), что, тем не менее, породило различные точки зрения относительно его смысла.

Под органами местного самоуправления, например, понимались «органы местных самоуправля­ющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответствен­ность за надлежащее осуществление своих полномо­чий». Другие авторы полностью соглашались с форму­лировкой Федерального закона № 154-ФЗ, рассмат­ривая органы местного самоуправления как «выборные органы и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения, и не входящие в систему органов государственной власти». 1

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуп­равления в Российской Федерации» (далее - Феде­ральный закон № 131-ФЗ) предусмотрел несколько иной смысл термина «органы местного самоуправле­ния», определив ему в ст. 2 следующее понятие: «орга­ны местного самоуправления - избираемые непосред­ственно населением и (или) образуемые представи­тельным органом муниципального образования органы, поделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения». Данное определение построено на следующих нормативных принципах:

 


  1. местное самоуправление осуществляется граж­данами через выборные и другие органы местного са­моуправления (ч. 2 ст. 130 Конституции Российской Фе­дерации, ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ);

  2. формирование органов местного самоуправ­ления осуществляется населением посредством муни­ципальных выборов (ст. 23 Федерального закона № 131-ФЗ) и местного референдума (п. 6 ст. 34 Феде­рального закона № 131-ФЗ);

  3. представительный орган местного самоуправ­ления, если это предусмотрено уставом муниципаль­ного образования, вправе избирать главу муниципаль­ного образования (п. 2 ч. 2 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ), а также формировать контрольный орган муниципального образования (ч. 2 ст. 38 Федерально­го закона № 131-ФЗ) и учреждать органы местной ад­министрации с правом юридического лица (ч. 3 ст. 41 Федерального закона № 131-ФЗ);

  4. органы местного самоуправления в соответ­ствии с Конституцией Российской Федерации, Феде­ральным законом № 131-ФЗ и уставами муниципаль­ных образований наделены полномочиями по реше­нию вопросов местного значения (ч. 1 ст. 132 Консти­туции Российской Федерации; ч. 1 ст. 34, ч. 10, 11 ст. 35, ч. 1 ст. 36, ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 38 и ст. 39 Федераль­ного закона № 131-ФЗ).


Известный автор О.В. Урганская высказывает точ­ку зрения о том, что поскольку Конституция Российс­кой Федерации - совокупность органов государствен­ной власти, как Российской Федерации, так и ее субъектов, обозначает термином «система», то и на­селение должно самостоятельно определять и закреп­лять в уставе муниципального образования не структу­ру, а систему органов местного самоуправления.1 Од­нако данное утверждение представляется нам не со­всем верным из-за определенной разницы указанных понятий. Так, «структура», согласно словарю С.И. Оже­гова представляет собой «строение, внутреннее уст­ройство», а «система» согласно тому же словарю - понятие более широкое, включающее в себя помимо устройства еще и «определенный порядок в располо­жении и связи действий». Но в данном случае не все может определяться населением самостоятельно: на­пример, упомянутый «порядок в расположении», явля­ющийся, по сути, порядком распределения органов местного самоуправления по значимости решаемых ими вопросов, устанавливается не гражданами, а фе­деральным законодателем.

Следовательно, более верным будет утверждение о том, что система органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, лишь в рамках Конституции Российской Федерации и феде­рального законодательства.

Исходя из вышесказанного, рассмотрим основные характеристики органов местного самоуправления, являющихся в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ на сегодняшний день обязательными для всех муниципальных образований.

Представительный орган местного самоуп­равления

Данному органу непосредственно посвящена ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ. Несмотря на то, что законом достаточно подробно урегулированы основные вопросы формирования и деятельности представительного органа, само его понятие здесь от­сутствует.

В целом под представительным органом местного самоуправления следует понимать специальный орган, действующий на территории отдельного муниципаль­ного образования, наделенный правом представлять интересы населения данного муниципального образо­вания, в том числе правом принятия от его имени ре­шений.1

В системе органов местного самоуправления представительному органу отводится особое место, поскольку именно он непосредственно выражает волю всего населения муниципального образования, формализуя ее в своих решениях. Некоторые авторы в подтверждение данной точки зрения приводят следу­ющие аргументы: ч. 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации устанавливает, что местное самоуправле­ние осуществляется гражданами через выборные и иные органы местного самоуправления, при этом «иные» органы не называются. Отсюда делается вы­вод, что приоритет в законодательстве (в первую оче­редь в Конституции Российской Федерации) отдается именно представительным (выборным) органам.2

Рассматривая представительный орган в качестве главного управленческого института в системе мест­ного самоуправления, необходимо выделить следую­щие его основные характеристики:

1. Представительский характер деятельности. Об этом уже говорилось выше, добавим только то, что представительское направление деятельности ор­ганов местного самоуправления влечет за собой осо­бенный порядок установления их полномочий. Соглас­но данному порядку в ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ устанавливаются общеобязательные для всех представительных органов местного самоуправ­ления вопросы исключительной компетенции, круг ко­торых не может быть уменьшен уставом муниципально­го образования.

2. Выборность. Часть 2 ст. 3 Европейской хартии местного самоуп­равления говорит о том, что право местного самоуп­равления осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Статья 130 Конституции Российской Федерации также устанавливает необходимость наличия в системе мест­ного самоуправления выборных органов. И, наконец, все нормативные правовые акты о местном самоуправ­лении, принятые начиная с 1991 г., как на уровне Рос­сийской Федерации, так и на уровне ее субъектов, в обязательном порядке предусматривали наличие вы­борного представительного органа местного самоуп­равления.

3. Временный характер осуществления полномочий. Согласно ч. 3 ст.34 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия представительного органа местного самоуправления носят срочный характер. Однако данный закон не устанавливает конкретный срок та­ких полномочий. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федераль­ного закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основ­ных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» срок полномочий представительного органа муници­пального образования не может превышать пяти лет.

4. Решение вопросов формирования и организации деятельности представительных органов местного самоуправления посредством устава муниципального образования. Согласно ст. 34 и 35 Федерального закона № 131-ФЗ исключительно уставом муниципального образо­вания должны быть урегулированы следующие вопро­сы, касающиеся представительных органов местного самоуправления: порядок формирования, структура, численность, полномочия, срок полномочий, подотчет­ность, подконтрольность и организация деятельности.

Глава муниципального образования

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ главой муниципального образования явля­ется высшее должностное лицо муниципального обра­зования, наделенное уставом муниципального обра­зования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Указанным законом глава муниципального обра­зования включен в структуру органов местного само­управления. Поэтому многие ученые и юристы-практи­ки рассматривают главу муниципального образования в качестве самостоятельного органа местного самоуп­равления.

Однако, по нашему мнению, глава муниципального образования не может считаться органом местного са­моуправления, поскольку само понятие «орган» соглас­но словарю С.И. Ожегова означает в данном случае «государственное или общественное учреждение, организацию». А поскольку глава муниципального обра­зования являет собой физическое лицо, т.е. конкретно­го гражданина, наделенного отдельными управленчес­кими полномочиями, отнести его к организации (пусть даже без права юридического лица) невозможно. На наш взгляд, главу муниципального образования следует рассматривать только в качестве выборного должностного лица местного самоуправления. 1 Подтвер­ждением данной точки зрения выступает следующее: во-первых, согласно ч. 2 ст. 36 Федерального закона № 131 -ФЗ глава муниципального образования может быть избран на муниципальных выборах либо избран представительным органом муниципального образования из своего состава. Других способов формирования данного института муниципального управ­ления закон не предусматривает. Это определяет один из основных признаков главы в качестве элемен­та структуры органов местного самоуправления - вы­борность; во-вторых, общая характеристика главы муни­ципального образования совпадает с определением должностного лица местного самоуправления, пред­ставленным в ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которой должностным лицом местного самоуправления является «выборное либо заключив­шее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по орга­низации деятельности органа местного самоуправле­ния».1 О выборности главы муниципального образова­ния мы уже упоминали выше, кроме того, налицо и на­личие у него исполнительно-распорядительных полно­мочий по решению вопросов местного значения.

Однако Федеральный закон № 131-ФЗ, опуская термин «выборное», характеризует главу муниципального образования в первую очередь как высшее долж­ностное лицо местного самоуправления. Данное поло­жение закономерно, поскольку компетенция главы му­ниципального образования в качестве должностного лица местного самоуправления не ограничивается указанными исполнительно-распорядительными пол­номочиями. Согласно ч. 4 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования обладает правом представлять муниципальное образова­ние в отношениях с органами местного самоуправле­ния других муниципальных образований, органами го­сударственной власти, гражданами и организациями, а также правом действовать от имени муниципального образования без доверенности. Указанные полномо­чия, которые необходимо рассматривать как предста­вительские, делают главу муниципального образова­ния по статусу выше других должностных лиц местного самоуправления.2 Поэтому законодатель, употребляя по отношению к главе муниципального образования термин «высшее должностное лицо», исходит именно из этого симбиоза представительских и исполнительс­ких функций, характерных для данного субъекта систе­мы местного самоуправления.

Федеральный закон № 131-ФЗ (ст. 36) определяет лишь основные полномочия главы муниципального об­разования, к которым относятся:

 


  1. подписание и обнародование нормативно-пра­вовых актов, принятых представительным органом му­ниципального образования;

  2. издание в пределах своих полномочий правовых актов;

  3. предъявление требования о созыве внеочеред­ного заседания представительного органа муници­пального образования.


В остальном, полномочия главы муниципального образования должны быть определены уставом данно­го муниципального образования. При этом круг таких полномочий напрямую будет зависеть от трех основ­ных факторов:

 


  • от места главы в системе местного самоуправ­ления. Это определяется в первую очередь тем, каким способом был избран глава муниципального образо­вания. Совершенно очевидно, что глава, избранный из состава представительного органа, никогда не смо­жет в полной мере «бороться за власть» с данным орга­ном. С другой стороны, глава муниципального образо­вания, избранный на муниципальных выборах, может серьезно поспорить с представительным органом муниципального образования при разделе полномочий (за рамками обязательной компетенции) и доже обой­ти его в данном вопросе;

  • от перечня вопросов местного значения. Здесь, помимо правового статуса самого муниципального об­разования (поселение, муниципальный район, городс­кой округ и т.д.), оказывающего непосредственное влияние на указанный перечень, существенную роль будет играть и то, в какой степени муниципальное об­разование исполняет свои полномочия самостоятель­но, не передавая их в порядке, установленном Феде­ральным законом №131 -ФЗ, на другой уровень управ­ления. Естественно, что чем шире круг вопросов мест­ного значения, тем больше возможностей у главы му­ниципального образования распространить на них свою компетенцию;

  • от того, входит ли глава муниципального образо­вания в состав представительного органа муниципаль­ного образования на правах председателя с правом решающего голоса (для глав, избранных на муници­пальных выборах или представительным органом) или возглавляет местную администрацию (для глав, избранных на муниципальных выборах). В первом случае у него появятся дополнительные полномочия по орга­низации деятельности представительного органа му­ниципального образования, во втором — полномочия главы местной администрации.


Нельзя не сказать, еще об одной важной особен­ности взаимоотношений между главой и представительным органом муниципального образования — пра­вом «вето» главы на решения, принятые представи­тельным органом. В соответствии с ч. 13 ст. 35 Феде­рального закона № 131-ФЗ, глава муниципального образования, являющийся главой местной админист­рации, имеет право отклонить нормативно-правовой акт представительного органа местного самоуправле­ния, направленный ему на подписание.

И хотя законодатель предусмотрел для представи­тельного органа возможность преодоления такого «вето», само наличие у главы муниципального образо­вания этого права, а также специфичность его полно­мочий в целом позволяют говорить о существовании на местном уровне принципа «разделения властей», характерного для системы органов государственной власти.

Местная администрация

Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ мест­ная администрация - это исполнительно-распоряди­тельный орган местного самоуправления, наделенный уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномо­чиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуп­равления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местная администрация наряду с представитель­ным органом и главой муниципального образования входит в число органов местного самоуправления, на­личие которого на территории каждого муниципально­го образования является обязательным. При этом мест­ная администрация является единственным органом местного самоуправления из предусмотренных Феде­ральным законом № 131-ФЗ, который является посто­янно действующим, т.е. возможность прекращения ее полномочий законодательно не установлена. Эта осо­бенность делает местную администрацию «внутрен­ним стержнем», основой системы местного самоуп­равления любого муниципального образования. В этой связи отдельные авторы называют местную админист­рацию «органом общей компетенции в сфере испол­нительно-распорядительной деятельности».1

Руководство местной администрацией осуществ­ляется главой местной администрации на принципах единоначалия. Законом предусмотрены два способа формирования этого должностного лица.

 


  1. Главой местной администрацией является глава муниципального образования. При этом, согласно абз. 4ч. 2 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава му­ниципального образования не сможет одновременно занимать должность председателя представительного органа.

  2. Главой местной администрации является лицо, назначаемое на должность по контракту, заключае­мому по результатам конкурса на замещение должно­сти главы местной администрации на срок полномо­чий, определяемый уставом муниципального образо­вания.


Вопросы определения компетенции местной ад­министрации в решении вопросов местного значения решаются населением и уполномоченными органами местного самоуправления самостоятельно путем за­крепления данной компетенции в уставе муниципаль­ного образования. Федеральный закон № 131-ФЗ не предусматривает ни направлений деятельности мест­ной администрации, ни отдельных конкретных вопро­сов, входящих в круг ее обязанностей.

34. Представительные органы местного самоуправления.

Представительный орган местного самоуправления – это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования[6].

Основными принципами функционирования представительных органов местного самоуправления являются:

1. обязательность представительных органов в системе местного самоуправления – Федеральным Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено обязательное наличие в муниципальном образовании выборного органа местного самоуправления;

2. принцип выборности – представительные органы местного самоуправления формируются на основе всеобщего, равного, общего избирательного права, путем тайного голосования;

3. принцип представительного характера выборных органов местного самоуправления – представительный орган наделен правом и обязанностью, представлять и учитывать интересы населения муниципального образования;

4. принцип самостоятельности – наделение представительных органов местного самоуправления собственной компетенцией по решению вопросов местного значения;

5. принцип ответственности представительного органа местного самоуправления – т.е. ответственность представительного органа наступает путем утраты доверия населения. Санкции в данном случае могут быть выражены в форме отзыва депутата представительного органа, либо в досрочном прекращении полномочий представительного органа;

6. принцип обеспечения законности в деятельности представительного органа местного самоуправления – в соответствии с данным принципом представительные органы обязаны строго соблюдать требования законности в собственной повседневной работе, а также добиваться исполнения закона всеми другими субъектами в сфере местного самоуправления;

7. принцип гласности в работе представительных органов местного самоуправления – представительные органы действуют открыто, публично, систематически информируют граждан о своей работе. Гласность реализуется через встречи и приёмы депутатами избирателей, через отчеты депутатов перед избирателями, освещение деятельности представительных органов в СМИ;

8. принцип коллегиальности– представительный орган местного самоуправления принимает решение в коллегиальном порядке. В связи с этим выделяют такое понятие как кворум. Кворум – это нормативно установленное минимально необходимое число депутатов для официального рассмотрения и решения вопросов местного значения. Заседания представительного органа могут быть правомочны при условии регистрации не менее 2/3 от числа избранных депутатов. Акты представительного органа местного самоуправления считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от числа избранных депутатов[7].

В соответствии со ст. 15 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права, при тайном голосовании в соответствии с Федеральными Законами и законами субъектов РФ. Численный состав представительного органа определяется уставом муниципального образования. При этом существует прямая зависимость между размером муниципального образования, численностью его населения и численным составом представительного органа местного самоуправления. Обычно в состав представительного органа входит от 5 до 60 депутатов. Наименование представительного органа определяется уставом муниципального образования – представительными органами местного самоуправления являются думы, муниципальные собрания, комитеты, советы и т. д.

В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об исполнении;

4) установление местных налогов и сборов;

5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, которые предусмотрены уставами муниципального образования[8].

Федеральный Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы. Другие полномочия представительных органов местного самоуправления определяются в Уставе муниципального образования. К таким полномочиям обычно относятся назначение даты выборов главы муниципального образования, назначение местного референдума, принятие Устава муниципального образования, передача полномочий органам территориально общественного самоуправления, согласование назначения должностных лиц местного самоуправления, а также выражение недоверия к главе муниципального образования.

Срок полномочий представительного органа не может быть менее двух лет, но не более 5-ти[9]. Конкретный срок полномочий представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования, и составляет, как правило, 4 года. В отдельных поселениях Уставом муниципального образования, в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов собраниями, сходами граждан. В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» согласно Уставам муниципальных образований, избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа и председательствовать на его заседании.

Структура или внутреннее строение представительных органов местного самоуправления определяется муниципальным образованием самостоятельно, закрепляется в Уставе муниципального образования и регламенте представительного органа местного самоуправления.

Представительный орган включает следующие структурные звенья:

1. руководящие органы и должностные лица представительного органа. Это, например, председатель и заместитель председателя представительного органа. Они избираются из числа депутатов на первом заседании представительного органа нового созыва, функции председателя подразделяются на внешние и внутренние. Внешние функции связаны с представлением этого органа перед населением муниципального образования, организациями и органами государственной власти. Председатель принимает меры по учету интересов населения и обеспечению гласности в работе представительного органа. От имени представительного органа председатель заключает договоры. Внутренние функции председателя связаны с координацией деятельности представительного органа и руководством работы аппарата представительного органа, так, председатель созывает заседания представительного органа, руководит подготовкой заседаний, председательствует на заседании, дает поручение депутатским комиссиям и подписывает акты представительного органа. Заместитель председателя представительного органа в отсутствие председателя исполняет его обязанности. Если Уставом муниципального образования предусмотрена должность главы муниципального образования, то он может быть наделен правом входить в состав представительного органа и председательствовать на его заседаниях. В этом случае председатель и заместитель председателя представительного органа не избираются, их функции выполняет глава муниципального образования;

2. функционально отраслевые подразделения. Это постоянные и временные комиссии. Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению представительного органа, а также для содействия реализации его решений, контроля за их исполнением, представительный орган местного самоуправления образует комиссии и комитеты. В состав комиссий и комитетов входят депутаты представительного органа. Представительный орган определяет задачи, полномочия, порядок работы и срок работы комиссий и комитетов. Данные органы подконтрольны и подотчетны представительному органу. Решение комитетов и комиссий носит рекомендательный характер;

3. депутаты представительного органа могут объединяться в группы, фракции по партийной принадлежности, политическим илииным интересам. Такие группы и фракции регистрируются представительным органом. Права фракций и групп по партийной принадлежности определяются регламентом представительного органа, а также положениями о депутатских группах и фракциях. Депутаты представительного органа, избранные от смежных территориальных избирательных округов, могут объединяться в территориальные депутатские группы, эти группы взаимодействуют с расположенными на их территории организациями и структурными подразделениями местной администрации. Территориальные депутатские группы изучают общественное мнение, ведут прием избирателей и решают иные вопросы.

Основной формой деятельности представительного органа является заседание, периодичность созыва которого определяется Уставом муниципального образования и регламентом представительного органа. Заседания представительного органа, как правило, проводятся не реже одного раза в месяц. Одно или несколько последовательных заседаний представительного органа с общей повесткой дня либо определённый период работы представительного органа называется сессией.Существуют следующие виды заседаний:

1. очередные заседания – созываются главой муниципального образования, либо председателем представительного органа в соответствии с планом работы представительного органа;

2. внеочередные заседания– созываются по мере необходимости, в силу определенных обстоятельств. Они проводятся по предложению председателя представительного органа по требованию определённой группы депутатов представительного органа, а также по требованию главы муниципального образования;

Кроме того, заседания могут быть: открытыми(предполагается присутствие всех заинтересованных участников, а также представителей общественности и СМИ) изакрытыми(закрытые заседания проводятся в особых случаях, например, для обсуждения вопроса об отзыве председателя представительного органа местного самоуправления, о досрочном прекращении полномочий депутатов представительного органа и т. д., помимо депутатов на закрытых заседаниях, могут присутствовать глава муниципального образования и прокурор).

35. Глава муниципального образования.

Глава местной администрации – Глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования[1]

Ключевая роль в построении системы стратегического управления муниципальным образованием, а также в самом процессе стратегического управления, несомненно, должна принадлежать администрации муниципального образования. Ею должны быть реализованы функции координации и методического сопровождения процесса управления развитием территории (стратегического управления муниципальным образованием). Однако большинство современных муниципальных администраций не могут осуществлять указанные функции: нет ни специальных подразделений, ни людей, способных выполнять соответствующую работу. Поэтому построение системы стратегического управления предполагает внесение изменений в структуру и систему управления администрации. Это является следствием расширения осуществляемых ею функций и необходимости по-новому организовывать работу в современных условиях.

Структура местной администрации представляет собой сложное организационно-функциональное единство, поскольку деятельность местной администрации связана с непосредственным выполнением вопросов местного значения, для чего требуется привлечение значительного числа служащих, работников, обладающих специальными познаниями, опытом и навыками, поэтому структура местной администрации должна способствовать наиболее эффективному осуществлению местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые, функциональные, территориальные, вспомогательные органы местной администрации, они наделяются специальными полномочиями в определенной отрасли или сфере муниципального хозяйства.

Местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Слова «исполнительно-распорядительный орган» означают, что администрация является исполнительным органом при выполнении решений населения, представительного органа местного самоуправления, а также при осуществлении отдельных государственных полномочий и решений, принятых органами государственной власти в пределах их компетенции.

Распорядительным в пределах своей компетенции органом администрация является в отношениях с нижестоящими органами местного самоуправления предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами муниципального образования Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

Возглавлять исполнительный орган – местную администрацию будет: глава муниципального образования (избранный населением непосредственно); Глава администрации муниципального образования (должностное лицо, назначаемое на должность по контракту).

В соответствии со ст. 25 деятельность на основе контракта представляет собой так называемую моноцентристскую (или моносубъектную) модель управления на муниципальном уровне. Эта модель предусматривает, что Глава администрации муниципального образования – муниципальное должностное лицо, назначаемое на должность по контракту на основе результатов конкурса и обладающее[2]:

а) исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения;

б) возможность (при условии наделения его федеральным законом или законом субъекта РФ) осуществлять администрацию городского округа или муниципального района.

Глава местной администрации самостоятельно решает следующие вопросы: непосредственно руководит органами и структурными подразделениями местной администрации, издаёт распоряжения по вопросам организации работы местной администрации, определяет структуру местной администрации, определяет штаты и численность местной администрации, несёт персональную ответственность за деятельность местной администрации.[3]

Глава администрации города ежегодно отчитывается перед жителями поселения и Советом о своей работе. Глава администрации обладает всем объёмом прав по реализации возложенных на администрацию функций, в том числе полномочий, которыми наделены заместитель и специалисты администрации, является представитель нанимателя, осуществляющим полномочия нанимателя от имени муниципального образования.

Полномочия Главы администрации поселения, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае смерти, отставки по собственному желанию, расторжения контракта, отрешения от должности,

признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным, признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим,

вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда, выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства, прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.

В соответствии с действующим законодательством с Главой администрации поселения может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления[4]:

– Совета или главы поселения в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения;

– Губернатора Кемеровской области – в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами;

– Главы администрации поселения – в связи с нарушением условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти Кемеровской области.

В случае временного отсутствия главы администрации поселения (в связи с болезнью или отпуском), а также досрочного прекращения полномочий Главы местной администрации его полномочия осуществляет заместитель Главы администрации города.

Более подробно остановимся на правах и обязанностях Главы администрации муниципального образования, как организационный механизм приобретения правового статуса Главы администрации муниципального образования, которые регламентированы действующим законодательством, Уставом муниципального образования и контрактом.

Глава администрации имеет право самостоятельно решать все вопросы деятельности администрации муниципального образования[5], действовать от имени администрации без доверенности и представлять ее интересы в органах государственной власти, органах местного самоуправления, судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах, а также во всех других органах и организациях в рамках своей компетенции, заключать договоры, в том числе трудовые в пределах установленных действующим законодательством и Уставом муниципального образования, выдавать доверенности и совершать иные юридические и фактические действия, связанные с исполнением своих должностных обязанностей, издавать постановления и распоряжения в пределах своих полномочий, от имени администрации вести переписку по вопросам своей компетенции, самостоятельно решать вопросы организации деятельности структурных подразделений администрации и ее органов в пределах компетенции, осуществляет общее руководство деятельностью структурных подразделений администрации и ее органов, муниципальных учреждений, частично или полностью финансируемых из средств муниципального бюджета, требовать от подчиненных ему сотрудников безусловного соблюдения требований трудовой и производственной дисциплины и при наличии в том оснований и необходимости применять меры поощрения и наказания, открывать в банках расчетные и иные счета, разрабатывать и утверждать штатное расписание администрации и ее органов, в соответствии с трудовым законодательством осуществлять прием и увольнение сотрудников администрации, распределять обязанности между работниками администрации.

Таким образом, статус Главы администрации представляет собой комплекс прав и обязанностей, закрепленных за должностью Главы администрации.

36. Исполнительные и контрольные органы местного самоуправления.

37. Особенности правового статуса выборных должностных лиц местного самоуправления.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборное должностное лицо местного самоуправления -должностноелицоместного самоуправления, избираемоена основевсеоб- щегоравного и прямого избирательного правапри тайном голосовании на муниципальных выборах.

Наиболее яркими представителями выборных должностных лиц местного самоуправления являются главы муници- пальных образований и депутаты представительных органов местного самоуправления.

На федеральном уровне отсутствует специальный закон, регулирующий особенности их правового статуса. Проект федерального закона «Об основах статуса выборного лица местного самоуправления в Российской Федерации» был отклонен Президентом РФ еще в 2000 г. и с тех пор находится в согласительной комиссии, созданной совместно Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания РФ. В 79 субъектах Российской Федерации есть законы о статусе выборных должностных лиц местного самоуправления, хотя, как правило, это законы о статусе депутатов представительных органов местного самоуправления. Встречаются законы, регулирующие особенности правового статуса выборных должностных лиц органов местного самоуправления:-

о статусе выборных должностных лиц местного самоуправления (например, Республика Карелия, Краснодарский край, Амурская, Рязанская области); -

о статусе депутата представительного органа местного самоуправления (например, Республика Карелия, Краснодарский край, Белгородская область); -

о статусе главы муниципального образования (например, Республика Башкортостан, Кировская, Рязанская, Тверская области); -

о приостановлении полномочий главы муниципального образования (Иркутская область); -

о социальных гарантиях выборных должностных лиц местного самоуправления (Вологодская область); -

о социальных гарантиях главам муниципальных образований (например, Алтайский край, Белгородская, Вологодская области).

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 40) внесены достаточно существенные изменения в правовой статус выборных должностных лиц местного самоуправления.

Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. В Федеральном законе 1995 г. ранее была установлена только минимальная продолжительность срока полномочий.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборногооргана местного самоуправления нового созыва. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступ- ления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления. Решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий выборного должностного лица местного самоуправления применяются только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.

В новом Законе, как и раньше, предусмотрена возможность осуществления полномочий выборными должностными лицами местного самоуправления на постоянной основе, но внесены существенные коррективы. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек - 1 депутат. Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

В Федеральном законе достаточно жестко установлен запрет на совмещение работы на выборных должностях и должностях муниципальной службы. Ранее федеральное законодательство было достаточно противоречиво и суды рассматривали огромное количество споров - муниципальные служащие не могли быть депутатами, но депутаты могли быть муниципальными служащими. Сейчас в соответствии со статьей 41 Федерального закона «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации» выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, занимать иные государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, а также государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы. Кроме того, депутаты представительного органа муниципального образования не могут одновременно исполнять полномочиявыборных должностных лиц местного самоуправления, замещать должности руководителей муниципальных органов, муниципальных учреждений и предприятий, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом.

Все выборные лица местного самоуправления избираются населением муниципального образования, представляют интересы населения со- ответствующей территории, и депутат представляет соответствующий орган местного самоуправления перед населением. Анализируя статус выборных должностных лиц местного самоуправления, следует отметить, что депутат обладает определенными особенностями.

Как правило, формами депутатской деятельности депутата представительного органа местного самоуправления являются: участие в заседаниях представительного органа местного самоуправления; участие в работе комитетов, комиссий, рабочих групп, создаваемых представительным органом местного самоуправления; участие в выполнении поручений представительного органа местного самоуправления; обращение с депутатским запросом; работа с избирателями.

Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, предусмотренных действующим законодательством, уставом муниципального образования и регламентом представительного органа местного самоуправления.

В целях эффективного осуществления своих полномочий депутат имеет право: -

участвовать при рассмотрении в органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся на территории муниципального образования, любых вопросов, затрагивающих интересы избирателей; -

осуществлять по поручению представительного органа местного самоуправления контроль за исполнением решений, принятых представительным органомместного самоуправления;-

проверять по поручению представительного органа местного самоуправления, а также по собственной инициативе с привлечением соответствующихдолжностных лиц местного самоуправления, общественных объединений сведения о нарушении прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций; -

осуществлять контроль за рассмотрением направленных им предложений, заявлений и жалоб в органы местного самоуправления предприятий, учреждений и организаций, принимать личное участие в их рассмотрении; -

проводить собрания избирателей округа, встречи с трудовыми коллективами и местными общественными организациями; -

участвовать в работе различных объединений избирателей, органов общественного территориального управления, трудовых коллективов, граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.

Выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут наделяться собственной компетенцией по решению вопросов местного значения.

В своей деятельности выборные должностные лица местного самоуправления обладают значительными гарантиями, которые представляют совокупность организационных, материальных, социальных и иных механизмов, форм или способов обеспечения реализации прав и обязанностей.

Одной из наиболее важных гарантий являются неприкосновенность. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на те случаи, когда депутатом, членомвыборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Другой важной гарантией является право на депутатский запрос. Депутат, группа депутатов представительного органа местного самоуправления имеют право на внесение депутатского запроса в любой орган власти или организацию, к их должностным лицам по вопросам, входящим в их компетенцию. Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, работающего в данном органе на постоянной оплачиваемой основе, время работы на должности главы муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления засчи- тывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности, а также в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной и муниципальной службе. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или службу в течение одного года после прекращения их полномочий, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Депутату, выполнявшему депутатские обязанности на постоянной оплачиваемой основе, а также главе муниципального образования и выборному должностному лицу по окончании их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с его согласия на другом предприятии, в учреждении, организации. Депутат представительного органа местного самоуправления, не работающий на постоянной основе, не может быть освобожден от должности или переведен на нижеоплачиваемую должность на постоянном месте работы без согласия представительного органа местного самоуправления.

По решению представительного органа местного самоуправления жизнь и здоровье депутата, главы муниципального образования, выборных должностных лиц местного самоуправления могут подлежать страхованию за счет местного бюджета.

Депутат, глава муниципального образования, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования пользуются правом бесплатного проезда водным, железнодорожным и автомобильным транспортом и на всех видах городского пассажирского транспорта, за исключением такси, а также правом внеочередного приобретения проездных документов. Порядок бесплатного проезда, связанных с ним расчетов с транспортными организациями, а также условия использования депутатом, главой муниципального образования, выборным должностным лицом личного автотранспорта в связи с осуществлением ими своей деятельности определяются представительным органом местного самоуправления.

Глава муниципального образования, выборные должностные лица местного самоуправления продолжают получать назначенную им заработную плату (с учетом индексации) до устройства на новое место работы в течение одного года после освобождения их от должности в следующих случаях: после окончания срока полномочий и при неизбрании на должность на новый срок полномочий; при упразднении должности; после удовлетворения заявления о добровольной отставке, если они проработали в этой должности не менее одного года.

В соответствии со статьей 41 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае: 1)

смерти; 2)

отставки по собственному желанию; 3)

признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 4)

признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; 5)

вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; 6)

выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; 7)

прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного до- говора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; 8)

отзыва избирателями; 9)

досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;10)

в иных случаях, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Из практики Верховного Суда РФ. Ссылки на законодательство о муниципальной службе, как на основание для прекращения депутатских полномочий, не могут быть приняты во внимание, поскольку нормами указанного законодательства установлены ограничения для муниципальных служащих. Несоблюдение ограничений, установленных законом для муниципальных служащих, может служить основанием для прекращения муниципальной службы, но не депутатских полномочий .

Из практики Верховного Суда РФ. В практике судов была выработана правовая позиция, в соответствии с которой отсутствуют основания для отказа в регистрации избранных депутатов представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или для прекращения их полномочий по тем мотивам, что они не освободили свои государственные или муниципальные должности. В равной мере это касается и глав муниципальных образований, поскольку они в силу прямого указания Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» не являются муниципальными служащими.

Вместе с тем это общее правило может быть изменено субъектом Российской Федерации, который в своем региональном законодательстве может установить нормы, запрещающие совмещение выборной должности в органах местного самоуправления со статусом депутата представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Формы такого запрета могут быть различными: не только прямое указание на это в законе о статуседепутата представительного органа власти, но и в других формах, например в виде ограничения порядка регистрации избранного депутата, не выполнившего обязательства освободить ранее занимаемую должность, в законах о выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации209.

Из практики Верховного Суда РФ. Сама по себе норма о начале течения срока полномочий депутата с момента его избрания не подтверждает законность наделения его депутатскими полномочиями. Порядок наделения депутата полно- мочиями определяется специальными законами о выборах, а не законами остатусе депутата представительного органа местного самоуправления. Если специальным законом Воронежской области о выборах установлена недопустимость наделения избранного депутата полномочиями до сложения им своих служебных обязанностей, соответствующие избирательные комиссии не имели права выдавать таким депутатам удостоверения депутатов, поскольку имелись основания для признания итогов голосования недействительными по мотиву нарушения областного законодательства о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, а также по мотиву неисполнения такими депутатами обязательства сложить с себя полномочия служащего210.

Из практики Верховного Суда РФ. Субъекты Российской Федерации могут вводить своими законами ограничения, связанные со статусом депутатов представительных органов государственной власти и выборных лиц местного самоуправления, что не выходит за пределы полномочий представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации .

38. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления.

Эффективность местного самоуправления определяется прежде всего материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в рас­поряжении муниципальных образований и составляющими в своей совокупности финансово-экономические основы местного самоуправления.

Как институт муниципального права финансово-экономичес­кие основы местного самоуправления представляют собой со­вокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих об­щественные отношения, связанные сформированием и исполь­зованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципаль­ных образований.

Финансово-экономические основы, обеспечивая хозяйствен­ную самостоятельность местного самоуправления, служат прежде всего удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем укрепление и развитие финансово-экономических основ мест­ного самоуправления оказывают влияние на экономическое и фи­нансовое положение в стране в целом. Но при этом следует учиты­вать, что финансовая и экономическая самостоятельность муници­пальных образований во многом обусловлена состоянием экономи­ки нашего общества, его финансов и госбюджетным финансированием.

Финансово-экономические основы местного самоуправления составляют: а) муниципальная собственность; б) местные бюдже­ты и иные финансовые ресурсы местного самоуправления; в) имущество, находящееся в государственной собственности и передан­ное в управление органам местного самоуправления, а также, в соответствии с законом, иная собственность, служащая удовлетво­рению потребностей населения муниципального образования. Признание и гарантированность государством местного само­управления предполагает, что государство берет на себя опреде­ленные обязательства по созданию необходимых экономических, финансовых условий для развития местно­го самоуправления, принимает меры по поддержанию режима финансовой дисциплины. Европейская Хартия местного самоуправления устанавливает:

а) органы местного самоуправления имеют право, в рамках:
национальной финансовой политики, на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий,

б) финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым им Конституцией и законом полномочиям;

в) по меньшей мере часть финансовых ресурсов органов местного самоуправления должна пополняться за счет местных сборов, налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом;

г) финансовые системы, на которых основываются ресурс местных органов самоуправления, должны быть достаточно раз образными и гибкими с тем, чтобы следовать, насколько это практически возможно, за реальным изменением издержек, возникающих при осуществлении местными органами своих полномочий, например, в связи с необходимостью финансировать выборы.

д) защита более слабых, в финансовом отношении, орган местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, направленных на корректировку последствий неравномерного распределения возможных источников финансирования, а также лежащих на этих органах расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их собственной компетенции (ст. 9).

Эти положения можно рассматривать в качестве общих принципов, которые должны определять экономическую и финансов налоговую политику демократического государства применительно к местным органам власти, получая отражение в законодательстве данной страны.

Органы государственной власти Российской Федерации и государственной власти ее субъектов обязаны содействовать развита финансово-экономических Основ местного самоуправления. В этих целях они в соответствии с Законом об общих принцип организации местного самоуправления:

• регулируют законами порядок передачи объектов государе венной собственности в муниципальную собственность;

• передают органам местного самоуправления материальные финансовые средства, необходимые им для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться законом данные органы; разрабатывают и устанавливают государственные мини­мальные социальные стандарты;

• регулируют отношения между федеральным бюджетом и местными бюджетами, между бюджетом субъекта Россий­ской Федерации и местными бюджетами;

• обеспечивают сбалансированность минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

• обеспечивают гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления;

• компенсируют местному самоуправлению дополнительные расходы, возникающие в результате решений, принятых ор­ганами государственной власти;

• участвуют в решении местных задач через целевые федераль­ные и региональные программы.

Муниципальная собственность. Местный бюджет.

Конституция РФ определяет экономические условия местного самоуправления. Это находит свое выражение прежде всего:

в признании и равной правовой защите наряду с другими фор­мами собственности муниципальной собственности (ст. 8);

в праве органов местного самоуправления самостоятельно уп­равлять муниципальной собственностью (ст. 132).

Муниципальная собственность, порядок ее образования, владе­ния, пользования и распоряжения закрепляются также ГК РФ, Законом Об общих принципах организации местного самоуправле­ния, другими законами и нормативными правовыми актами

Понятие «муниципальная собственность» было введено в Рос­сийской Федерации Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О соб­ственности в РСФСР» .утратившим силу после введения в действие части первой ГК РФ с 1 января 1995 г.

Согласно ст. 215 ГК РФ муниципальной собственностью явля­ется имущество, принадлежащее на праве собственности город­ским, сельским поселениям, а также другим муниципальным об­разованиям.

Управление муниципальной собственностью осуществляется органами местного самоуправления, что не делает их собственни­ками муниципального имущества.

В муниц







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.