Здавалка
Главная | Обратная связь

Заседания представительных органов местного самоуправления, порядок их подготовки и проведения



Основной формой работы представительного органа муниципального образования являются заседания.

Федеральный закон не содержит правовых норм, регламентирующих порядок проведения таких заседаний, указывая в пункте 14 ст. 35 только на то, что организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, — председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

Порядок, правила и процедуры работы представительного органа устанавливаются прежде всего уставом муниципального образования и регламентом данного органа местного самоуправления в соответствии с основными требованиями, содержащимися в законах субъектов Российской Федерации.

Так, согласно закону г. Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» представительным органом местного самоуправления в городе является муниципальное собрание (ст. 12). Оно состоит из депутатов, избираемых жителями муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы. Полномочия муниципального собрания определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами города Москвы.

В том же законе закрепляются основные требования, предъявляемые к организации работы муниципального собрания (представительного органа муниципального образования):

— заседание такого органа местного самоуправления правомочно, если на нем присутствуют более половины от установленного числа депутатов;

— решения муниципального собрания принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено данным законом и уставом муниципального образования;

— на заседаниях вправе присутствовать депутаты Московской городской Думы, должностные лица органов государственной власти города Москвы, представители органов территориального общественного самоуправления, представители общественных объединений, жители муниципального образования, представители средств массовой информации.

В процедуре (порядке) проведения заседаний представительного органа муниципального образования можно выделить несколько стадий:

определение правомочности заседания (определение кворума);

утверждение повестки дня;

обсуждение вопросов (доклады, содоклады, прения), голосование по обсуждаемому вопросу и принятие решений по итогам проведенного голосования.

Проиллюстрируем это на примере Регламента муниципалитета города Ярославля, являющегося представительным органом городского самоуправления, утвержденного решением от 7 июля 2000 г. No 20.

В нем, в частности, определяются:

— сроки и порядок проведения первого после избрания заседания представительного органа;

— должностные лица, которые могут принимать участие в открытых и закрытых заседаниях муниципалитета, а также порядок их освещения средствами массовой информации;

— порядок созыва очередных заседаний муниципалитета в соответствии с утвержденным планом его работы, а также день недели и время, в которые, как правило, проходят такие заседания;

— основания и порядок созыва внеочередных заседаний муниципалитета;

— порядок объявления о созыве заседания муниципалитета, времени и месте, вопросах, выносимых на его обсуждение, а также вручения депутатам извещений и необходимых материалов;

— права и обязанности депутата на заседании муниципалитета;

— права и обязанности председательствующего;

— продолжительность выступлений с докладами и содокладами, в прениях, в пункте повестки дня «Разное», со справками, вопросами, формулировками предложений, по порядку ведения, мотивам голосования и т.д.;

— кворумы для открытия заседаний и принятия решений;

— порядок образования из числа депутатов счетной комиссии и иных рабочих органов;

— порядок включения вопросов, проектов решений и поправок к ним в повестку дня заседаний муниципалитета;

— основные элементы процедуры рассмотрения вопроса на заседаниях муниципалитета:

порядок подготовки и содержание проекта решения;

порядок проведения прений по обсуждаемому вопросу;

порядок голосования, принятия и решений муниципалитета;

порядок вступления решения в силу;

порядок осуществления контроля за исполнением решений муниципалитета;

порядок ведения протокола заседания.

К числу иных форм работы представительного органа муниципального образования могут быть отнесены:

а) депутатские слушания, на которых могут обсуждаться: муниципальные правовые акты, требующие публичного обсуждения, проект бюджета и отчет о его исполнении, другие вопросы, решение которых отнесено к ведению местного самоуправления;

б) участие в формах, предусмотренных в уставе муниципального образования, в юридических процедурах назначения должностных лиц;

в) деятельность постоянных комиссий (комитетов), образуемых из числа депутатов и осуществляющих, как правило, деятельность по подготовке и предварительному рассмотрению проектов решений; осуществлению функции контроля за их реализацией; даче заключений и предложений по соответствующим разделам проекта бюджета и т.д.

В соответствии с пунктом 3 ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» важнейшей формой работы представительного орган муниципального образования является принятие им по вопросам, отнесенным к его компетенции, двух видов решений:

устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования;

определяющих вопросы организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Согласно пункту 13 ст. 35 Закона решения после их принятия направляются главе муниципального образования для подписания и обнародования. Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, имеет право отклонить решение. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит решение, то оно вновь рассматривается представительным органом. Если при повторном рассмотрении указанный акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, то он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.