Здавалка
Главная | Обратная связь

Отечественные учёные о типах социальных проектов



Помимо представленной типологии проектов многие отечественные учёные выделяют и другие виды социальных проектов.

Так например, в работах Бирженюка Г. М. и Маркова А. П. представлены два типа целевых проектов, которые отличаются друг от друга логикой, алгоритмом и технологией проектирования. Главным основанием для данной типологизации являются факторы и проблемы, послужившие основополагающим началом для формирования проектов. Если углубиться в понятие целевого проекта, то определение будет выглядеть следующим образом.

Целевой проект - это созданная на основе анализа ситуации взаимосвязанная система целей, задач и способов достижения результата, т.е. продуманная последовательность мероприятий, действий и акций, обеспеченная в нормативно-правовом, экономическом и кадровом отношении и ведущая к достижению заранее поставленной цели путем изменения ситуации и создания условий, способствующих разрешению противоречий и трудностей личностного развития; оптимизации социально-культурной и социально-психологической среды обитания человека [3]. На основе этого определения авторы выделяют два типа проекта.

Первый тип условно можно обозначить как оргпроект, предполагающий создание тех или иных форм негосударственных общественных объединений.

В свою очередь, существует несколько вариантов оргпроектов:

— по целям и содержанию деятельности они могут быть или в границах одной проектной области (например, общественные объединения, действующие в сфере политической, экологической, исторической культуры), или в нескольких проектных областях;

— по социальной базе (аудитории проекта): она или четко определенная (т.е. конкретная категория или социальная группа — профессиональная, статусная, этническая, проблемная и др.), или аудитория проекта смешанная.

Оргпроект, как правило, разрабатывается в границах одной проектной области (т.е. цели, задачи и содержание деятельности общественного объединения находятся или в сфере художественной культуры, или в сфере политической культуры и т.д.). Главная особенность оргпроекта заключается в том, что фактором, определяющим его содержание и форму реализации, является область проблематики, в то время как аудитория проекта на этапе анализа ситуации (и даже на этапе рождения основной идеи, замысла проекта) может быть еще не выявлена. Более того, проект, идея которого актуализирована конкретной проблемой в рамках того или иного приоритета, может быть адресован любой социальной группе, но при этом его содержание остается строго в рамках проблемной области [3]. Примером может являться дискуссионный политический клуб, призванный решить соответствующие проблемы в сфере политической культуры. Такой клуб может иметь разный социальный состав — молодежь, подростков, пожилых и т.д., но тематика его диспутов, дискуссий и конференций в любом случае будет связана с общественно-политической проблематикой. Базой реализации проектов может стать любой объект инфраструктуры культуры, образования, досуга, спорта (культурно-досуговые центры, библиотеки, кинотеатры, спортивные залы, учреждения системы образования и т.д.).

Второй тип проектов можно условно обозначит как социально-ориентированный проект, так как проект такого типа предполагает оптимизацию социальных и социально-психологических условий существования человека, группы. Целевой ориентацией проекта может выступать: содействие разрешению, минимизации или профилактики проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства жизнедеятельности человека (группы); создание условий для успешной самореализации личности. Социально-ориентированные проекты имеют различный характер: художественно-творческая адаптация и реабилитация; социально-психологическая адаптация; духовная реабилитация; профессиональная ориентация и реабилитация; физическая реабилитация [3].

Таким образом, типология Бирженюка Г. М. и Маркова А. П. затрагивает важный аспект проектной деятельности, без рассмотрения которого технология написания проектов будет бессмысленной. Так как проблематизация и анализ аудитории проекта являются отправными точками дальнейшего его создания.

Другую, наиболее современную, отвечающую новым экономических отношений, и новому пониманию социокультурного сектора, типологию проектов предлагает кандидат исторических наук Т. В. Козлова в своей статье «Основы проектной деятельности». Она считает, что применение проектных технологий в социокультурной сфере способствует ускорению динамики развития регионов в целом, и поэтому её типология строится в зависимости от объявленных целей и организационных средств, которыми пользуются инициаторы проекта. Исходя из этого, выделяются следующие проекты.

1. Проекты бизнес-характера. Основная сущность таких проектов заключается в извлечение прибыли и организация коммерческих социальных организаций [12]. Примером может являться проект "Последний герой". Компании "Вимм-Билль-Данн" удалось значительно повысить свою узнаваемость и продвинуть торговую марку "J-7", реализовав проект "Последний герой", получивший широкий общественный резонанс.

Т. В. Козлова также отмечает, что совмещая в рамках проекта культурно-ориентированные и коммерческие направления, надо представлять себе возможные трудности и ту опасность, которую несёт культура, основанная на коммерции. В этой связи учреждения, активно осуществляющие коммерческие программы, должны:

ü Чётко дифференцировать стоимость услуг в зависимости от уровня доходов конкретных групп населения. При этом бесплатная и льготная плата должна компенсироваться категориями полной и "повышенной платы" (например, цена на престижные услуги, именные места для высокооплачиваемых граждан).

ü Поддерживать свой положительный "имидж" - специально проводить мероприятия, формирующие благоприятное общественное мнение (благотворительные программы для групп населения, нуждающиеся в социальной защите и поддержке, например олимпиады для детей-инвалидов, аукционы для пожилых людей).

ü Освобождать от платы за обучение малоимущих.

ü Оказывать материальную поддержку деятелям культуры, носителям народных традиций.

ü Участвовать в финансировании престижных мероприятий, имеющих общетерритоиальное значение;

ü Издавать нерекламные бюллетени и др.

Основная задача этих мероприятий - общественность должна быть уверенна, что учреждения культуры работает в интересах человека и общества, а не только с целью извлечения прибыли.

2. Политические проекты основываются на внесение поправок в законодательство, поддержку политических движений и организацию выборных кампаний [12, с. 14 - 15]. Примером является проект "Юношеский парламент" - данная идея осуществляется в Екатеринбурге, где городская дума работает над созданием детской городской думы. Депутаты-дети будут действовать на неосвобождённой основе: обсуждать законопроекты, производить экспертизу городских программ и т. д. Актуальность проекта обусловлена низкой социально-культурной и политической активностью подростков и молодёжи; недостатком реальных механизмов и условий участия молодёжи в решениях актуальных вопросов экономики, политики, культуры.

3. Социальные проекты используют средства бизнеса, но обеспечивают социальные функции (поддержка образовательных организаций, здравоохранения, экологии, благотворительности и пр.) [12, с. 15]. Пример: программа "Охрана зрения" – поддерживая президентскую программу развития здорового образа жизни, НК "СИДАН - КО" реализует проектную работу, предназначенную для детей, живущих в условиях Севера и страдающих из-за специфических климатических условий заболеваниями органов зрения. В рамках данной программы, ведущие московские специалисты-офтальмологи проводят медицинское обследование детей с последующим направлением на лечение. Кроме того, обучается медицинский персонал, организуются кабинеты охраны зрения в городских школах, закупается дорогостоящее медицинское оборудование.

4. Культурные проекты осуществляют поддержку учреждениям, вырабатывающим культурные ценности, развивают предлагаемые ими услуги, внедряют перспективные идеи [12, с. 15]. Пример: проект "Плотницкий центр" позволил заложить основы научно-методического обеспечения по обучению плотников-реставраторов. Этот проект существует в качестве структурного подразделения музея, с целью возрождения и воспроизводства профессии плотника, как одной из составляющих культурного наследия, формирования научно-иформационной, учебно-методической, материально-технической и ресурсной базы для выполнения реставрационных и консервационных работ на памятниках архитектуры деревянного зодчества, с применением традиционных и современных технологий.

5. По организационной структуре социокультурные проекты могут иметь разовое и постоянное существование.

6. По длительности Т. В. Козловой выделяются долгосрочные и кратковременные проекты [12, с.16]. Такое разделение, по моему мнению, осложняет классификацию, так как не уделяется внимание среднесрочным проектам.

7. По культурной ценности проекты могут иметь идеально-концептуальное, организационное и действенное выражение. Например, при работе с людьми, которые занимаются музыкой, идеально-концептуальным проектом будет являться написание песни, действенным – организация выступления, а организационным – обеспечение условий для выступления, то есть продюсирование выступления.

8. По месту возникновения инициативы проекты бывают локальные, межрегиональные, международные.

Похожую классификацию, но с определёнными отличиями предлагает А. В. Калякина в статье «Проектные технологии в сфере культуры». По месту возникновения инициативы она в отличие от Т. В. Козловой выделяет региональные и центральные проекты. По длительности – долгосрочные и кратковременные. В этом вопросе А. В. Калякина солидарна с Т. В. Козловой и также не выделяет среднесрочные проекты в отдельную группу.

Но наиболее целесообразной при анализе культурных проектов А. В. Калякина считает классификацию проектов по принципу целевой ориентации. В зависимости от этого принципа она выделяет локальные, межрегиональные и международные проекты. Локальные проекты разрабатываются и реализуются силам и определённого учреждения культуры и решают задачу приоритетного развития культурной сферы данного города, области или региона. Они также способствуют активизации инициативы местных учреждений культуры, укреплению связей внутри региона и между сопредельными регионами. В том случае, если проект ставит целью влияние на культурную ситуацию в ряде регионов, а порой и в стране в целом, он может быть назван межрегиональным. Если же проект рассчитан на международное культурное сообщество, он становится международным [11].

Представив типологию проектов отечественных учёных можно сделать следующие выводы:

1) Содержание социально-культурных проектов настолько разнообразно и многофункционально, что существует огромное множество классификаций проектов. Касаемо одних вопросов классификации учёные имеют общие точки зрения, а касаемо других вопросов их мнения отличаются.

2) Бирженюк Г. М. и Марков А. П. выделяют два типа проекта(оргпроект и социально-ориентированный проект) и считают их основными для классификации, потому что проблематизация и анализ аудитории проекта являются отправными точками дальнейшего его создании.

3) Кандидат исторических наук Т. В. Козлова предлагает свою типологию проектов, которая в большей степени отвечает новым экономическим отношениям и новому пониманию социокультурного сектора.

4) Существование такой обширной типологии проектов объясняется тем, что на практике, большинство проектов носит смешанный характер, в которых могут совмещаться десятки стандартных видов. Возможно, это обусловлено сложностью объектов социального проектирования, и невозможностью описать с помощью одной стандартной типологии.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.