Здавалка
Главная | Обратная связь

Лекция: темперамент

Психология (лекция 20 10 2011)

Переписать лекцию предыдущую….

 

Лекция: Воля.

1. Понятие Воли. Волевые действия. Проблема свободы воли. Мотивационная структура личности

2. Волевой акт. Его структура. Механизмы его. Борьба мотивов. Функция воли.

3. Физиологические основы воли. Расстройство волевой деятельности и их причины

4. Волевые качества личности и их формирование

 

Вопрос

Воля это одна их сторон эмоционально волевой деятельности личности человека. Все что мы совершаем, все наши действия контролируются нашим сознанием и преследует определенную цель. Такие действия называются произвольными, преднамеренными (имеющие цель) совершаемые сознательно, волевыми называются. Есть ряд действий , когда следует преодолевать препятствия – подлинно волевые. В них проявляется активность личности, связанная со знанием. Воля – это сознательно регулируемое человеком своих действий, требующих преодоления внутренних и внешних препятствий. Внутренние препятствия: лень, привычки. Внешние: погодные условия и т.д.

Воля имеет и личностное понятие – способность преодолевать трудности.

Препятствие – это объективные и жизненные условия внешней среды и внутренней среды организма. Трудность – объективное преодоление препятствий. Трудности выступают в качественных и количественных особенностях, в свойствах предмета, в явлениях, с которыми сталкивается человек. Препятствия возникают, а реальная степень их трудности определяется лишь тогда, когда человек встречается с предметом или явлением. В столкновении с человеком одна и та же трудность может оказаться неодинаковой, т.к. люди разные. В природе материалисты и идеалисты имели разные мнения. Идеалисты считали, что воля – духовная сила, не связана с деятельностью мозга и с окружающей средой. По их мнению воля - высший элемент нашего сознания, она ни к кому не подчинена. Свобода воли ведет к свободе действий. Этим объясняется такое явление как волюнтаризм. Материалисты считали, что Хрущев ярко выраженный волюнтарист. Материалисты имеют свой взгляд на волю. По их мнению, природа воли состоит в том, что само понятие воли заключается в познании законов и возможности планомерно заставлять эти законы работать на себя. Свобода воли, по их мнению, это способность принимать решения со знанием дела. В последние годы при разработке воли выделяют мотивационную сферу личности., т.е совокупность желаний,, стремлений и побуждений личности, которые имеют характер мотивов действия. В мотивах действия, в мотивационной сфере можно рассматривать, угадывать предпосылки активности человека. Различают целую систему побуждений к действию. Для человека существуют более или менее значимые мотивы или более сильные мотивы. Человек при этом руководствуется то одним, то другим мотивом. Пример: что было важно школьнику, то безразлично студенту, т.к. мотивы меняются. В ходе развития личности более слабые мотивы, влечения отступают на задний план. Зато материализуются мотивы высшего качества (порядка). Причины возникновения иерархии мотивов зависят от окружающей среды. Сознательная активность иногда заставляет личности подавлять другие желания и импульсу поведения. Структура мотивов как система побудительных сил, которая является выражением активности личности, есть выражение целостной системы выражения личности

 

2 вопрос.

Волевой акт предполагает наличие цели. в структуре волевого акта можно выделить простые волевые действия, а именно – постановка цели и исполнения, т.е одно звено следует сразу за другим. И сложные волевые действия, которые включают: осознание цели, планирование и исполнение. Свой подход к понятию волевого действия предложил психолог Якобсон. Суть: всякие волевые действия имеют наличие мотивов, обдумывание и исполнение. Цепочка: Цель – мотив – обдумывание – пути решения – это все по его мнению интеллектуальные моменты, заключенные в волевом акте. Принятие решения - очень важный момент в структуре волевого акта. Он считает, что по нему протекают все волевые действия. В психологическом плане принятию решения предшествует борьба мотивов. Волевой акт имеет и может не иметь решения, когда побуждение не встречает внутреннего противодействия. Целевые усилия возникают в волевом акте при принятии решения, связанного с большим внутренним побуждением.

 

3 вопрос.

Всякое управление человеческим поведением невозможно без контроля. Человек управляет своими действиями и движениями благодаря тому, что головной мозг человека посылает импульсы в мышцы и получает от органов движений обратные сигналы о совершении действий. В коре головного мозга осуществляется переработка информации и снова к мышцам идут корректирующие сигналы. Благодаря этой обратной связи человек способен контролировать свое поведение, сознательно управлять им, т.е совершать волевую деятельность. В процессе торможения в коре задерживаются непроизвольные движения, это процесс подавляет чрезмерное возбуждение в состоянии аффекта. Рефлекторная природа волевой регуляции создает оптимальные очаги возбуждения в коре головного мозга. В результате волевой регуляции происходит сличение достигнутого результата с поставленной целью. Это сличение происходит в лобных долях коры мозга. Их поражение (лобных долей) ведет к расстройству волевой деятельности – абулии. Абулия - безвольное поведение, неумение управлять волевыми процессами.

 

Вопрос

Волевая деятельность у разных людей проявляется по-разному. К Волевым качества личности относятся целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, смелость, мужество, дисциплинированность

Целеустремленность – подчинение человеком своего поведения устойчивой жизненной цели. Готовность и решимость подчинить свои действия и все силы для достижения этой цели. Все лишнее как бы отвергается

Самостоятельность – подчинение поведения собственным взглядам и убеждениям. Это яркое проявление воли. Потому что в самостоятельности проявляется принятие решений, а принятие решений связано с проявлением воли. В преодолении различных сопротивление или препятствие и трудностей. Антиподом самостоятельности является внушаемость.

Решительность – способность своевременно привлекать обоснованные и устойчивые решения и без задержки выполнять их. Решительность проявляется в сложных ситуациях, где есть альтернатива выбора.

Настойчивость – способность доводить до конца принятые решения, достигать целей, преодолевать трудности и препятствия.

Выдержка - выражается в способности постоянно контролировать свое поведение.

Импульсивность – склонность действовать по первому побуждению, не рассуждая и не анализируя поступки.

Смелость – проявление волевого усилия, заключающегося в преодолении невзгод, несмотря на опасность для жизни.

Дисциплинированность – сознательное подчинение поведения общественным нормам. Это выражается в том, что человек без принуждения признает обязательное правило, и не только соблюдает их, но и борется за них. Это качество делает человека волевым.

Все эти волевые качества делают человека личностью.

 

Лекция: темперамент

1. Историческое содержание темперамента. Учение о темпераменте.

2. Физиологические основы темперамента. Типы высшей нервной деятельности и темперамент.

3. Типы темперамента. Проблемы изменчивости темперамента.

4. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности.

 

Вопрос

Наблюдая за людьми, не трудно заметить различия в их поведении, чувствах, быстроте движений, в темпе речи. Рассматривая личность, мы говорим, что они отличается своей индивидуальностью, в проявлении быстроты, склонности к бурным переживаниям, к неторопливости в работе и в учении, страстность в эмоциях. Вес это касается не содержания личности, а внешних ее проявлений.

Темперамент – это индивидуальные особенности человека, отражающие динамику протекания психических процессов и поведения личности. Темперамент обусловлен природной организацией человека. Темперамент отражает все психические процессы индивида. Темперамент сказывается на протекании эмоций, волевых усилий, влияет на темп и ритм речи. Темперамент не зависит ни от интересов, не от различий, не от социальных установок. Название темперамент произошло от латинского языка, что означает соотношение частей. Считалось, что особенность чувств и движений человека зависят от соотношения соков в организме. Гиппократ связывал учение о темпераменте (в 5 веке до н.э) с наличием таких соков. По его мнению, в теле человека есть 4 жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Темперамент определялся сочетанием этих соотношений жидкостей. У одних людей преобладает желчь- холерик, у других кровь – сангвиник, у третьих – слизь – флегматик, у четвертых – черная желчь – меланхолик.

Иммануил Кант характеризовал темперамент как психические свойства, характеризующиеся соотношение чувств и разной степени активности.

 

Вопрос

физиологической основой темперамента является общий тип нервной системы. Павлов в своих экспериментах установил, что животное отличается по характеру образования и протеканию условных рефлексов. Отличаются и по темпераменту. На основе опытов он выдели 3 свойства нервных процессов: сила, уравновешенность и подвижность. И разделил собак на: возбудимые, центральные и тормозные.

У центральных по его мнению процессы торможения и возбуждения уравновешенны. Возбудимый тип характеризуется агрессивность характера. Тормозной типа выражается в том, что стоит на животного прикрикнуть, чтобы собака убежала.

Центральный тип состоит из 2х подтипов:

1. Слабая малоподвижность. Эти собаки все игнорируют вокруг себя

2. Собаки бодрые, жизненные и подвижные.

 

Всех собак он разделил на 4





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.