Здавалка
Главная | Обратная связь

Сравнительное национальное право Интеллектуальной собственности (ИС). Национальное авторское право



1. Произведение

2. Охраняемые произведения и нет

3. Права

4. Условия правовой охраны

Произведения – в национальных законах нет сущностного определения понятия. Обычно – из доктрины и судебных решений. Появляются творения, которые нельзя назвать произведениями (по шаблонам). Появляются «произведения, созданные компьютерами». Произведение должно быть результатом творения физического лица. Иногда говорится об оригинальности результата труда. Произведение – слишком многоплановое явление. Представить все то, в чем может отразиться творческая идея, невозможно. авторско-правовая система права следует требованию – произведение должно получить объективную форму различения. Схожесть – сама по себе идея в голове не охраняется. Когда сконструирована и воплощена – начинает охраняться.

Охраноспособность не зависит от способа, жанра. В отношении произведений критерия цены произведения нет. Вопрос: охраняются ли произведения животных, малолетних, душевнобольных, не вкладывавших творческого труда? В США – это легче получает правовую охрану. В СНГ – сложнее. Судебная практика – должно охраняться. Бывает, что произведения животных тоже признаются и охраняются (часто много стоят). В РБ – не получают авторскую охрану.

Перечни охраняемых произведений имеет обычно открытый характер. В нашей правовой системе незакрытые перечни имеют свой смысл (+ Франция и Германия). Дифференцируется охрана для различных видов произведений. Условия охраны уточняются, все поименованные виды должны получить детализацию.

Перечень в США – закрытый. Великобритания 1988 – «охраняются произведения: 1) оригинальные, литературные, драматические 2) звукозаписи, фильмы 3) типографское оформление». Критерий оригинальности есть, но применяется только к 1 группе. Произведения этой группы получают наибольшую авторско-правовую охрану. Других групп – правовая охрана носит усеченный характер.

Неохраняемые произведения – официальные документы и государственная символика, информация как таковая, произведения народного творчества (фольклор). Так везде. В деталях – отклонения.

1. Сообщения о фактах событиях – информация как таковая не охраняется. Всё, что в СМИ, - произведения? Изменение терминологии в белорусском авторском законе. Теперь АП не распространяется на идеи, концепции, факты. У нас есть факты. Изменения потому, что информация – ключевое наполнение объекта АП. Ст.1259 ГК РФ – не охраняются сообщения о событиях и фактах, имеющих характер новостей дня, расписания передвижения транспорта. У нас такого изъятия нет. ст.10 Закона Украины 1994 г – не объекты АП сообщения о новостях дня, обычная пресс-информация.

2. Изъятия – традиционно для официальных документов. На официальные документы и судебные решения не распространяется статус произведения, они не охраняются авторским правом. НО официальные документы МО охраняются. Нормативные документы как официальные документы АП не охраняются. Есть разработчики проектов официальных документов, и у них есть свои права. в законе это не закреплено. Ст.1264 ГК РФ. После вступления в законную силу проекта, прав у автора не остается.

Изъятия из фольклора необходимы в целях охраны культурного наследия государства.

Служебные произведения и произведения, созданные по найму (под заказ). В РФ есть + США. Относится к регулирования договорных отношения в АП. Расхождение в распределении прав. АП сначала возникает у нанимателя. Во Франции и Германии – презумпция на стороне работника. Автором может быть там ЮЛ, но у нас такого быть не может.

Произведения созданные на заказ – в актах РБ нет. служебные + специально заказанные произведения. Непременное условие – указание в договоре, что по найму. В ГК РФ наиболее ярко проблема отражена в ст.1296. если программа создана по заказу, то права все у заказчика. Но автор такой программы, не обладающий по общему праву на нее правами, вправе отстаивать интересы на основе правил. Три года наниматель бездействует – автор вправе использовать ее и ввести в коммерческий оборот. Ст.1297 ГК РФ – компьютерная программа была создана случайно – исключительные права принадлежат исполнителю. Но он вправе использовать ее в целях договора.

Особый правовой режим для сложных произведений, которые создаются в результате объединения усилий авторов или являются составными произведениями. АП Франции – детально регулирует совместные произведения, без сотрудничества с соавторами, коллективные произведения (распределение прав – права ФЛ и ЮЛ, под чьим именем оно раскрыто).

Аудиовизуальные произведения могут разделяться на несколько разных частей, отдельно охраняемых. Сложный объект – включает несколько охраняемых – театрально-зрелищные представления, мультимедийные продукты – у нас нет, в РФ есть. Ст.1240 ГК – продюсер приобретает право использования всех объектов, специально созданных для сложного объекта на основе договора. Условия соглашения об использовании части в целом ничтожны.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.