Здавалка
Главная | Обратная связь

Как понимали равенство полов и разницу между полами




Женский пол занимал привилегированное положение в отношении службы в армии - женщины не служили срочную службу, а мужчины по достижении 18-летнего возраста были обязаны это делать (2 или 3 года в зависимости от рода войск). И это несмотря на статью 132 Конституции СССР, которая гласила: "Всеобщая воинская обязанность является законом. Воинская служба в рядах Вооружённых Сил СССР представляет почётную обязанность граждан СССР". До сих пор активистки женского движения странным образом забывают о нереализованном праве (и обязанности!) женщин служить в армии наравне с мужчинами на срочной службе (срочная служба означает принудительный призыв и службу солдатом).

С определённого момента в СССР равноправие женщин стало пониматься как освобождение от тяжёлых обязанностей, возложение их на мужчин. В примерах, приведенных выше, мы наблюдаем проявление матриархата во внесемейных сферах жизни общества, так как привилегия освобождения от тяжёлых обязанностей - сама по себе благо, доступное только господствующим группам общества.

Если в 1930е годы делались попытки сравнять женщин с мужчинами в выполнении тяжёлых работ (обучали работе на тракторе, бульдозере) с тем, чтобы женщины реальными делами доказали своё равенство с мужчинами, то теперь эти попытки оставили. Изменилось представление о роли женщины. Отныне она была прекрасным, слабым полом, тяжёлые условия не должны были её касаться, так как исказили бы еёженственность. Она была матерью, хранительницей очага и нравственности. Если женщина выполняла тяжёлые работы, то это служило или примером её самоотверженности (однако, эти тяжести призывали поскорее облегчить, например, автоматизировать труд доярок), или служило демонстративным примером равенства женщин с мужчинами в способностях (единичный полёт женщины-космонавтки). Одновременно прилагались усилия к нахождению особых достоинств женщин, ставивших их выше мужчин. Было признано, что женщины более внимательные, аккуратные, выносливые, обладают лучшим эстетическим чувством. Соответственно этому для женщин старались создать лучшие условия - вплоть до того, что женские отделения в городских банях были красивее и лучше оборудованы, чем соседние мужские (мужчинам, сильным, но грубым и беспорядочным существам, сойдёт и так). Мужчины всё более оттеснялись на тяжёлый, вредный и грязный труд (индустрия, транспорт), женщины всё больше утверждались в более лёгких и приятных сферах (конторы, магазины, персонал курортов и т.д.) Существовало убеждение, что мужчины - сильный пол, а потому его можно сильнее нагружать, а женщины - слабый, и ему нужно помогать. Это было ни с чем не сообразно, так как существует достаточно слабых и больных мужчин и достаточно сильных и здоровых женщин. Несообразно ни с чем, кроме логики и интересов матриархата - а это, конечно, стоит любой другой логики.

Женщины занимали большинство мест, связанных с распределением произведённого мужчинами в тяжёлых условиях советского производства и социалистической эксплуатации. Распределение, отпуск и развес жизненных благ, товаров народного потребления, продуктов питания в условиях дефицита всего - знак доверия и благоволения к женщинам как к полу со стороны социалистической элиты (номенклатуры). Очень напоминает советские лагеря по рассказам Шаламова: и те и другие заключённые, но одни работают на хлеборезке, другие - на лесоповале. Зав. складом, продавщица, товаровед, сотрудница профкома, распределяющая путёвки - как много в этом звуке для сердца советского слилось! Как престижно было иметь таких знакомых, иметь блат, возможность достать, как важно для нормальной жизни! Мужчины здесь встречались как исключение, увидеть мужчину за прилавком продуктового магазина невозможно до сих пор. И наоборот, женщины у станка на машиностроительном предприятии были не типичным явлением, хотя в условиях дефицита раб. силы туда брали всех, и некоторые женщины также честно трудились на заводах, наряду с мужчинами. Вопрос лишь в процентном соотношении полов в сфере торговли и распределения - и в сфере материального производства, только и всего. Стоя по разные стороны прилавка магазина, покупатель и продавщица (вся торговля была государственной, ничего частного в стране не было) исполняли разные роли - один был униженным просителем, другая - хозяйкой, которую уже давно распёрло от гордости, и которая может показать товар, а может и не показать, может нахамить, а может и не нахамить - по желанию. Такие отношения также способствовали воспитанию в советских мужчинах чувства уважения к женщине. Видя её в роли начальницы даже в сфере распределения, несомненно важной (ведь это конечный пункт всей работы страны, ради этих продуктов всё и вертится), мужчина должен был по меньшей мере осознать кто есть кто. Это только в случае получения того обязательного ассортимента, который должен был выдаваться в магазинах за деньги всем. Если же вопрос касался дефицита, то тут развивались такие гибкие и сложные фибры души, описать которые под силу лишь большому сатирику. (О том, как проходил отбор на работу в торговлю по половому признаку, поведал писатель В.Чекунов в рассказе "УПК", отрывок из него здесь >)

В советских медицинских книжках и популярных статьях на тему полового воспитания объяснялось: женщина - существо чистое, разборчивое в своих половых чувствах, в то время как мужчина по своим свойствам во время полового желания не разбирает, с какой партнёршей вступает в связь. На официальном языке это называлось: неразборчивость в половых связях. Такие статьи в советских газетах и журналах были явным примером дискриминации мужчин как пола, диффамации и пренебрежения к ним как к ущербным, грязными, неполноценным в сравнении с женщинами существам.

На фоне положения женщин в СССР обращает на себя внимание полное отсутствие каких-либо шагов в направлении улучшения положения мужчин как пола. В советское время мужчинам не было места даже в официальной риторике. Само слово "мужчина" старались употреблять меньше. Немыслимо было услышать словосочетание "охрана отцовства". Вместо слова Отечество для обозначения страны стало употребляться слово Родина. Уделом мужчин был "героизм" на фронте, на производстве (так называлась самая нещадная эксплуатация). С 1960 по 1997 гг. коэффициент брачности населения России уменьшился в 2 раза. Очевидно, условия, ожидавшие людей в семье, не всех устраивали, и некоторых даже отвращали. В период с 1961 по 1981 год разница продолжительности жизни полов в пользу женщин увеличилась с 9 до 12 лет. Если к этому прибавить огромное число абортов - не слишком ли много "достижений" получено за время матриархата? В экономике и общественной жизни этот период назван эпохой "застоя"... Женщины жили в другом мире, более лёгком и привилегированном, что и сказалось на их значительно большей продолжительности жизни. Женщины уходили на пенсию на 5 лет раньше мужчин, и отдыхали по статистике примерно столько же, сколько был их трудовой стаж - 20 лет. Мужчины должны были трудиться до пенсии 25 лет, выходили на пенсию в 60 лет и отдыхали в среднем 3 года.

Культ матери


При матриархате существует культ матери, так же как при патриархате - культ отца. В СССР был культ матери. Мать-женщина постоянно восхвалялась в гос.пропаганде. Например, в книге "Здоровье женщины": "Человек появился на свет. Первое лицо, которое склонилось над ним, - лицо матери. Первое слово, которое он произносит, - слово "мама". Это слово он произносит и в час опасности, и в последнюю минуту жизни."
Сравнительно с библией ("В начале было слово, и слово было бог") в библии о боге сказано скромнее - бог был только в начале всего, а в советском культе матери она (и слово "мать") была и в начале, и в конце всего. Мужчины и женщины полностью восприняли культ, по крайней мере в центральной, европейской части СССР. Другое, более трезвое отношение к женщине, характерное для небелых и неславянских народов, воспринималось как цинизм и осквернение самого святого, что есть в жизни. Говорят, что в СССР не было места религии... Но в СССР были свои символы веры, как и в христианстве: там - Христос и Дева Мария, тут - Коммунизм и Матерь-женщина.

В солдатских стихах из "дембельских альбомов" упоминаний об отце практически нет, но воспоминания о доме, семье, ассоциация с самым надёжным и святым в жизни связана с матерью. Изверившийся во всём молодой человек в казарме высказывает свои мысли о жизни и её ценностях в таких словах:

Что есть святое у солдата? Конечно мать и только мать!
И вот, когда я стал солдатом, Я до конца сумел понять, Как дорого оно и свято, Одно простое слово — мать.
Любви достойна только мать — Она одна умеет ждать.
Пиши, солдат, домой почаще. Пиши, когда не хочется писать — Ведь дома ждет тебя с надеждой Твоя заботливая мать.

Слово "отец" встречается разве что в следующем контексте:
Замполит как мать родная, старшина отец родной — нихрена родня такая лучше буду сиротой.
Но даже в этих иронических строчках отец оказывается на втором месте после матери.

Характерен следующий эпизод из сцены суда над солдатами в повести Сергея Каледина "Стройбат", написанной в брежневскую эпоху, и аргументация адвокатессы:

"... прокурор засел за левый стол, пару раз привстал и наконец утвердился обстоятельно. Маленькая лёгонькая адвокатесса порхнула за правый стол... Пока главный судья говорил своё, адвокатесса достала из сумочки косметичку, зеркальце опёрла о сумочку, стала подводить губы... Хрупенькая адвокатесса проверещала, что подсудимые молоды, а матери их ждут, она просит суд о снисхождении... Садясь на место, она взглянула на часы и нетерпеливо забарабанила пальчиком по столу."

Как видим, вся защита адвоката сводилась к просьбе о снисхождении на основании того, что матери ждут. Отцов никто не вспоминал. И это не преувеличение, это всего лишь художественное отражение реальности.

   
Трептов парк   Мамаев курган  

С культом матери можно связать появление гигантских статуй женщин в священных местах - мемориалах, посвящённых победе над Западом и фашизмом - там, где ещё совсем недавно центральное место занимала мужская статуя. Скульптуры женщины с мечом (Родины-матери) появились в мемориалах в СССР в 1960-70е годы, ранее в мемориалах центральное место занимала мужская скульптура. И это было оправдано хотя бы потому, что на войне сражались и добывали победу мужчины, не женщины. Пример мемориала с центральной мужской фигурой - памятник-ансамбль "Воину-освободителю" в Трептов-парке в Берлине (1949). Пример мемориала с центральной женской фигурой - "Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане" (1961-1967). Центральной фигурой его является уже не солдат, а Мать-Родина - огромная 52-метровая скульптура с мечом, являющаяся смысловым центром композиции. Ещё один, столь же грандиозный мемориал, был открыт в 1981 году в Киеве: "Мемориальный комплекс "Украинский государственный музей истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг."" Центральное место там также занимает женская статуя с мечом, выполненная из блестящего металла, ещё более высокая - 62 метров высоты. Установленная на берегу Днепра, она возвышается и над городом, и над тёмными, скорченными в мучительных позах скульптурами и рельефами мужчин-солдат у её подножия. Авторами всех трёх скульптурных ансамблей являются одни и те же люди: скульптор Е. Вучетич, архитектор Я. Белопольский (Белопольский - кроме последнего проекта). Авторы одни, а какая разница в замысле! Нужно учитывать, что такие проекты утверждаются и согласовываются с руководством страны, никакого художественного произвола в них быть не могло. В общественном сознании произошла замена главенствующей фигуры с мужской на женскую. Мужчина-герой, этот талантливый скромный труженик и заботливый отец, оттесняется куда-то на задний план, на служебную роль. На переднем плане - женщина, как олицетворение всего: материнства, победы, мира, воинственности, защиты, незыблемости основ, страны. Наверное, коммунистическая партия решила просто удалить мужчину-народ с центрального места и поместить на него себя в героическом виде полуголой амазонки. Ассоциация партии с женщиной имеет смысл, так как она направляла и заставляла народ продуктивно трудиться на общее благо, благо большой семьи советских народов (это, кстати, официальное сравнение той поры), оставаясь в более лучшем положении, не особенно потея и надрываясь, так же, как направляла женщина мужчину на уровне обыденной жизни в семье.

В 1965 году женский день 8 марта впервые был объявлен нерабочим. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 г. давал следующее обоснование: "В ознаменование выдающихся заслуг советских женщин в коммунистическом строительстве, в защите Родины в годы Великой Отечественной войны, их героизма и самоотверженности на фронте и в тылу, а также отмечая большой вклад женщин в укрепление дружбы между народами и борьбу за мир". Дата выхода указа - 8 мая, накануне дня Победы. Объявлять мужской день выходным никогда не считали нужным. По-видимому, заслуги мужчин были не так велики, как женские?

Прошло всего 20 лет, и победа в войне уже приписана женщинам, вопреки всем известным фактам. Это ли не проявление культа? Только люди с религиозным мышлением могут так бредить наяву, быть подверженными таким галлюцинациям. По-видимому, КПСС на почве феминизма впала в коллективный транс, экстаз.

И это не единственный пример культа, существовавшего в обществе. Гораздо более важным был культ вождя - Сталина, Ленина, вообще, генсека, правящего в данный момент. В этой связи полезно ознакомиться с докладом Н.С.Хрущова на XX съезде КПСС "О культе личности и его последствиях". Развенчивая культ предыдущего вождя, Хрущёв создавал свой и одновременно внушал веру в скорое пришествие земного рая - коммунизма. Согласно программе КПСС, принятой при Хрущёве в 1961 г., коммунизм ожидался к 1980 году. Он рисовался такими красками: «бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе со всесторонним развитием людей вырастут и производственные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям».

В проблеме абортов мы уже видели глубокое противоречие между матерью и ребёнком. Картина рождаемости в СССР также не указывала на какие-либо проявления особенно глубокой любви женщины к детям - женщины рожали мало детей, чаще всего в городской семье были один или два ребёнка. Если бы женщины любили детей так, как о том твердила советская пропаганда, они бы рожали как можно больше, с десяток, детей и не делали аборты. Несмотря на то, что женщин призывали рожать больше, что женщинам было известно мнение советских педагогов о значительных трудностях, которые будут сопровождать семью с одним ребёнком, о проблемах человека, который был единственным ребёнком в семье, которые будут сказываться на протяжении его жизни, женщины в своём эгоизме зачастую ограничивались минимумом (1 ребёнок), дающим им почётное звание матери. Вероятно, они любили детей. Но не больше, чем остальные вещи - телевизор, дефицитные югославские сапоги и т.п. По крайней мере, жертвовать своим комфортом ради стирки пелёнок на всё новых и новых детей они не желали. (Как уже было выше показано, планированием семьи в СССР занимались женщины единолично, муж не имел возможности повлиять на жену и заставить её родить против её желания; хотя это, конечно, большое достижение демократии и прав человека). Таким образом, низкое количество детей в советской семье также указывает на противоречие между материнством и детством; число детей матери ограничивали до возможного минимума. Каковы бы ни были причины такого явления (о них спорят), ясно, что в СССР не было объективных оснований для культа Матери, для столь прочной ассоциации в общественном сознании, законодательстве и политике понятий семья, материнство и детство.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.