Здавалка
Главная | Обратная связь

Учреждение «Университет «Туран»



   
    УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры «Мировая и национальная экономика» учреждения «Университет «Туран» Протокол № ___ от «___» ___ 2013 г. Заведующая кафедрой _______________ Закирова Д.И.  

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС-КОНТЕНТ

(ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ, ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ И РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ, СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)

«Экономическая теория»

Специальность: 5В050600-Экономика, 5В050700-Менеджмент, 5В050800-Учет и аудит, 5В050900-Финансы, 5В051100-Маркетинг, 5В051300-Мировая экономика, 5В090900-Логистика, 5В091200-Ресторанное дело и гостиничный бизнес, 5В070300-Информационные системы

По дисциплине: Экономическая теория

 

Автор: Закирова Дильнара Икрамхановна, PhD, доцент кафедры

«Мировая и национальная экономика» университета «Туран»

Технология обучения: кредитная

Форма обучения:очное/заочное

Языковое отделение: русское

Система оценки знаний студентов: рейтинговая

 

 

Алматы, 2013


[gl] Предмет и метод экономической теории.[:]

Экономическая мысль зародилась еще древности и прошла длительный и сложный путь становления и развития в обществе. Первые представления об экономике как науке возникли в рамках единой научной мысли у мыслителей древности - Ксенофонта, Платона, Аристотеля, Каттона и многих других ученых того времени. Термин «экономия» впервые был введен Аристотелем. Он состоит из двух греческих слов: «ойкос», что означает «дом», «хозяйство», а «номос» - учение, познание, закон.

Первая школа экономической теории - мер­кантилизм. В эпоху заката феодализма в 16-18 вв. «героями времени», т.е. самой богатой кастой, были купцы. Им нужны были тео­рии о развитии торговли и «наука обогащения», и они получили их из рук меркантилистов. Наибольшее распространение мерканти­лизм достиг в Англии, а в числе его главных теоретиков были экономисты Томас Ман (1571-1641, Англия) и Антуан Де Монкретьен (1575-1621, Франция). Последний ввел в оборот тер­мин «политическая экономия» (1615). Основные идеи меркан­тилистов сводились к тому, что главным богатством общества они считали деньги, а источником богатства представляли сферу обращения.

Второй этап в развитии экономической теории - классичес­кая политическая экономия (XVIII в.). Она делится на школу фи­зиократов и рыночную школу Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823). В отличие от меркантилистов физиократы источником богатства общества представляли производство, а не обращение. Но производство понимается ими слишком узко и сво­дится лишь к сельскому хозяйству. Основными их представителя­ми считаются французские экономисты Франсуа Кенэ (1694-1774) и Анн Роберт Жак Тюрго (1727-1781).

На следующем этапе развития экономической теории «отец» политэкономии - Адам Смит и его ученик - Дэвид Рикардо перенесли свои исследования в сферу про­изводства вообще, а сельское хозяйство рассматривали лишь как одну из отраслей последнего. Данные пердставители приняли классическое опреде­ление о том, что первейшее условие роста богатства общества есть свободная и конкурентная рыночная экономика.

Главное достижение классической политической экономии со­стоит в том, что она заложила основы трудовой теории стоимости. А. Смит показал, что стоимость товара определяется трудом, за­траченным на его создание. Другая величайшая заслуга А. Смита заключается в том, что он первый научно раскрыл роль рынка как сложной системы организации общественного хозяйства. Смит дал ей образное название «невидимой руки», незримо управляющей поведением всех экономических агентов.

На всем протяжении исторического развития экономической теории стояла проблема ее идеологизации. Так, меркантилисты выражали интересы купцов, классики - интересы нарождающего­ся класса капиталистов.

Наиболее откровенно идеологизировали экономическую тео­рию марксисты. Они открыто заявили о своих теоретических воз­зрениях по защите интересов рабочего класса. Поэтому их эконо­мическое учение называют пролетарской политической экономи­ей. Главные постулаты их теории - общественная собственность на средства производства и централизованное плановое руководс­тво всей экономикой в интересах трудящихся.

Современная школа экономической науки имеет два основных направления:

1) неоклассическое;

2) кейнсианское.

Первое направление возникло в 70-х годах 19 в. Одним из видных его основателей был Альфред Маршалл (1842-1924). Не­оклассические доктрины пользовались большой популярностью до 30-х годов XX в., когда их «потеснило» кейнсианство, назван­ное так по имени английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). После Великой депрессии 1929-1933 гг. стало понятно, что рынок не способен обеспечивать стабильность эко­номического роста и успешное решение социальных проблем без государственного регулирования. Ключевым моментом дискуссий неоклассиков и кейнсианцев оказался вопрос об экономической роли государства. Сторонники неоклассического направления счи­тают, что для эффективного развития экономики вмешательство государства в экономику должно быть ограничено. Кейнсианцы, напротив, считают, что рыночная экономика может прогрессивно развиваться под контролем государства с помощью активных ме­тодов макро регулирования.

Определяя предметы курсов «экономическая теория», «полит­экономия», «экономике», нужно учитывать их различия.

Экономическая теория изучает экономическое поведение лю­дей в мире ограниченных ресурсов, систему экономических отно­шений по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг на всех этапах развития челове­ческого общества. Политическая экономия — это классовая наука. Она изучает экономические отношения с позиции определенного класса, чьи интересы она выражает. Понятие «экономике» в эконо­мической науке отождествляется с понятием «экономическая тео­рия», однако это наука, изучающая рыночное хозяйство, т.е. объект исследования здесь сводится только к рыночной системе.

В курсе экономической теории предлагается следующая логи­ка изучения системы экономических отношений. В первом разделе рассматриваются общие проблемы предмета и метода курса, моти­вация и целевая функция экономической деятельности человека, а также основы общественного производства.

Второй раздел посвящен фундаментальным проблемам фун­кционирования экономики, среди которых - отношения собствен­ности, формы общественного хозяйства, основные типы экономи­ческих систем; даются общая характеристика рыночного хозяйс­тва, основы теории спроса и предложения и рассматриваются ос­новные подходы к периодизации развития общества.

В третьем разделе анализируется микроэкономика — система отношений, связанных с деятельностью предприятий, рассматри­ваются сущность и закономерности индивидуального воспроиз­водства.

Четвертый раздел — макроэкономика. Рассматриваются вопро­сы воспроизводства на уровне национальной экономики [kgl].

[gl] Тема 1. Место и роль экономической теории в развитии общества[:]

Цель: Рассмотреть предмет и метод экономической теории, место и роль экономической теории в развитии общества.

Структура лекции:

  1. История, логика и структура курса экономической теории
  2. Метод экономической теории
  3. Позитивная и нормативная экономическая наука
  4. Экономическая теория и экономическая политика

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.