Здавалка
Главная | Обратная связь

Эластичность спроса по цене и доходу. Эластичность предложения по цене



Эластичность спроса по цене выступает в следующих основных формах:

  • эластичный спрос (ED > 1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в большей степени, чем цены. Например, рост цены на 1% вызывает снижение величины спроса на 4%;
  • неэластичный спрос (ED < 1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена. Например, рост цены на 1% приводит к снижению спроса лишь на 0,3%;
  • единичная эластичность спроса (ED =1). Она возникает в том случае, когда на каждый 1% изменения цены количество спроса изменяется на 1%;
  • совершенно эластичный спрос (ED = ~). Ситуация, при которой величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены. В этом случае кривая спроса строго горизонтальна;
  • совершенно неэластичный спрос (ED = 0). Ситуация, при которой величина спроса абсолютно не меняется при изменении цены. Такой спрос представлен вертикальной кривой спроса.

Основные формы эластичности спроса по доходу:

  • положительная, при которой объем спроса увеличивается с увеличением дохода. Эта форма относится к нормальным товарам, в частности к предметам роскоши;
  • отрицательная, при которой объем спроса сокращается с сокращением дохода. Эта форма характерна для низших товаров, выступающих в виде некачественных благ;
  • нулевая, когда объем спроса не реагирует на изменение дохода. Она присуща благам, потребление которых нечувствительно к доходам. Это товары первой необходимости.

Эластичность предложения по цене: Эластичность предложения по цене - показатель степени чувствительности, реакция предложения на изменение цены товара. Она рассчитывается по формуле:

Es = (процентное изменение объема предложения)/(процентное изменение цены)

Метод расчета эластичности предложения тот же, что и эластичности спроса, с тем лишь различием, что эластичность предложения всегда положительна, ибо кривая предложения имеет "восходящий" характер. Поэтому необходимости в условном изменении знака эластичности предложения нет. Положительное значение эластичности предложения обусловлено тем, что более высокая цена стимулирует производителей увеличивать выпуск.

В зависимости от величины коэффициента E выделяют:

  • совершенно неэластичное предложение (E = 0)
  • неэластичное предложение (E < 1)
  • предложение, имеющее единичную эластичность (E = 1)
  • эластичное предложение(E > 1)
  • совершенно эластичное предложение (E = ∞)

Использованная литература:

1. Экономическая теория. Учебник. Под ред. В.И. Видянина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевич. М., 2004.

2. Курс экономической теории. Под общ. ред. проф. Чепурина М.Н. и проф. Киселевой Е.А. Киров, 1994, 2000.

3. Политическая экономия: Учебно-методическое пособие для преподавателей. Под ред. А.В.Сидоровича, М.Волкова. М.: Изд-во МГУ, 1993.

4. Общая экономическая теория (политэкономия). Учебник. Под ред. В.И.Видяпина, Г.П.Журавлевой. М.: Высшая школа, 1997.

 

[gl] Тема 10. Теория конкуренции и монополии [:]

Цель: Рассмотреть основные виды конкуренции, а также антимонопольную политику государства

Структура лекции:

1. Сущность конкуренции. Свободная конкуренция.

2. Формы конкурентной борьбы. Монополия. Причины возникновения, типы, особенности функционирования.

3. Монополистическая конкуренция: сущность, формы, методы.

4. Антимонопольная политика.

1. Сущность конкуренции. Свободная конкуренция.Конкуренция — это борьба между предприятиями за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности.

В рыночной системе основное содержание конкуренции — борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех который зависит от дешевизны и качества товаров.

Две основные формы конкуренции:

  • внутриотраслевая
  • межотраслевая

Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между товаропроизводителями одной и той же отрасли, когда предприятия с более высокой, чем средняя, производительностью труда получают дополнительную прибыль, а технически и организационно отсталые предприятия, наоборот, теряют часть индивидуальной стоимости производимых ими товаров и разоряются.

Межотраслевая конкуренция — конкуренция между предприятиями различных отраслей. Она выражается в переливе капиталов отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой долей прибыли.

Различают:

  • совершенную (свободную) конкуренцию
  • несовершенную конкуренцию

Основные признаки свободной конкуренции:

1.Неограниченное число участников конкуренции, свободный доступ на рынок и выход из него: каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить деятельность. Сделать это можно по-разному:

открыть свое дело

приняв непосредственное участие в труде

нанять работников

купить акции

приобрести государственные облигации

положить деньги в банк

инвестировать их в недвижимость

2.Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов - участник конкуренции вкладывает свои деньги не просто так, а ради увеличения дохода.

3.Полная информированность каждого участника конкуренции (о предложении и спросе, ценах, норме прибыли и т.п.) позволяет сделать правильный, наилучший выбор, например, между покупкой дома и приобретением акций (в последнем случае участнику надо знать, какие именно акции принесут ему максимальный доход).

4.Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками. Поскольку их число очень велико, вклад каждого производителя-продавца в общий объем производства и предложения незначителен, поэтому цена, за которую он собирается продавать свой товар, почти не отражается на рыночной. Таким образом, реальные уровни цен устанавливаются некой «невидимой рукой» (механизм рынка).

2. Формы конкурентной борьбы. Монополия.Экономическая природа конкуренции трактуется как соперничество за доступ к редким ресурсам. При этом сфера конкурентного взаимодействия включает следующие формы соперничество: 1) между покупателями и продавцами; 2) между покупателями; 3) между продавцами.

Методы конкурентной борьбы:

Ценовая конкуренция:

- борьба между производителями за сверхприбыль посредством уменьшения издержек производства и снижения за счёт этого цен без изменения ассортимента и качества товаров;

- использование ценовой дискриминации: продажа одного и того же товара по разным ценам, когда ценовые различия не оправданы различиями в издержках производства. Неценовая конкуренция:

- повышение качества продукции путём совершенствования технических характеристик товаров;

- улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя;

- производство товаров-заменителей;

- улучшение обслуживания покупателя, послепродажный сервис;

- использование массовой рекламы и т.п.

Монополия (от греч. моно – один, полео - продаю) – в широком смысле слова – господствующее, доминирующее положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности.

Искусственная монополия – монополия, возникающая в результате специальных организационных мер. В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия, как правило, проигрывают, разоряются, уходят с рынка, в результате происходит концентрация производства и сбыта на крупных предприятиях. Жесткий, разрушительный характер конкуренции между крупными предприятиями толкает их к объединению, слияниям, заключению соглашений, определяющих объемы выпуска продукции, рынки сбыта, цены и нарушающих нормальное функционирование рыночных механизмов.

Естественная монополия. Технологические особенности производства, обусловливающие меньшие издержки производства на данном крупном предприятии, чем на множестве мелких (водо-, газо-, электроснабжение, телефонная связь и т.п.), порождают технологическую или естественную монополию – состояние рынка, при котором удовлетворение спроса в силу технологического преимущества крупных производств эффективнее в условиях отсутствия конкуренции.
Естественная монополия возникает там, где по мере увеличения объема производства происходит существенное снижение издержек производства и при этом товары, производимые естественной монополией, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

Временная монополия, порождаемая научно-техническим прогрессом, возникает на основе монопольного обладания фирмой патентами, лицензиями на какое-либо научно-техническое достижение. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения.

Государственная монополия, базирующаяся на исключительном праве государства, например, на регулирование и предложение денег, производство некоторых общественных товаров покупку вооружения и т.п.

Случайная монополия - результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, позволяющий продавцу повышать цены. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит сознательно поддерживается.

3. Монополистическая конкуренция: сущность, формы, методы.Монополистическая конкуренция — рыночная ситуация, при которой относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.

В данной ситуации не требуется присутствия на рынке тысяч или даже сотен фирм, как при совершенной конкуренции, достаточно и нескольких десятков. В условиях чистой конкуренции фирмы производят стандартизированную или однородную продукцию, при монополистической — дифференцированную.

Дифференциация затрагивает прежде всего качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются неценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована по условиям послепродажного обслуживания, близости к покупателям, интенсивности рекламы и т.п.

Следовательно фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не только (и даже не столько) через цены, но и через всемерную дифференциацию продукции и услуг.

Что же монополистического в этой модели? Каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает в некоторой степени монопольной властью над своим товаром; она может повышать или понижать цену на него независимо от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль. Кроме того, на рынках монополистической конкуренции наряду с мелкими и средними могут действовать и весьма крупные фирмы.

4. Антимонопольная политика.Чтобы избежать этих негативных явлений, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование: административный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство.

Административный контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выделить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства. Бывают случаи, когда фирма, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.

Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную профилактику путем последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. Это - снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот - поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства, продукция которого может конкурировать с товарами монополий, к т.д.

Наиболее эффективной и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Его цель - регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика в то же время не отрицает возможности слияния компаний на «горизонтальной» и «вертикальной» основе.

В монографии Бикебаева А.Ж. «Конкурентное (антимонопольное) право и политика Республики Казахстан» пишет: «Казахстанское конкурентное (антимонопольное) законодательство основывается на модели, базирующейся не на запрете доминирующих субъектов, а на их контроле и регулировании. Таким образом, само по себе обладание доминирующим положением на рынке не является правонарушением. Вместе с тем, факт приобретения хозяйствующим субъектом доминирующего положения на рынке создает для него ряд существенных ограничений в свободе предпринимательской деятельности.»

В соответствии с Указом Президента "О структуре Правительства Республики Казахстан" от 22 января 1999 г. Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции преобразован в Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, которое является исполнительным органом, не входящим в состав Правительства Республики Казахстан.

В соответствии с Указом Президента Республики от 13 октября 1999г. за № 235 Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции и Агентство Республики Казахстан по поддержке малого бизнеса реорганизованы, путем их слияния.

Развитие и укрепление рыночных структур, противостоящих монополиям. Судя по опыту развитых стран, антимонопольная политика ведется по двум направлениям. К первому из них относятся формы и методы регулирования, назначение которых состоит в последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как таковую, они нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение невыгодным для крупного бизнеса. Это снижение таможенных налогов, отмена количественных ограничений (квот), улучшение инвестиционного климата для зарубежных вкладчиков капитала, поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, стимулирование производств, продукция которых может конкурировать с товарами монополий, и др. Указанные методы образуют как бы антимонопольную профилактику.

Второе направление объединяет способы воздействия на монополию. Их пускают в ход, когда совокупность методов первого направления оказалась безрезультатной и предотвратить появление монополии не удалось. Можно выделить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства, и т.д. Хоть и редко, но бывают ситуации, когда корпорация, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.

При демонополизации экономики государственного социализма к указанным направлениям надо добавить разгосударствление и меры по искоренению ведомственного монополизма.

В казахстанской экономике начала 90-х годов разрушение командно-административной системы происходило быстрее, чем демонополизация экономики. В результате отечественные монополии, освободившись от административного диктата государства, вплотную занялись реализацией своих рыночных преимуществ — поднимают цены, ограничивают производство и продажи, экономят на качестве. В осуществляемой экономической реформе необходимо ускорить демонополизацию, каждый шаг которой будет увеличивать эффективность экономических регуляторов.

 

Использованная литература:

1. Экономическая теория. Учебник. Под ред. В.И. Видянина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевич. М., 2004.

2. Бикебаев А.Ж. Конкурентное (антимонопольное) право и политика Республики Казахстан. – Алматы: юридическая фирма «Саят Жолши и Партнеры», 2008.

3. Жилкибаев. Антимонопольное законодательство РК. – Алматы, 1999.

 

[gl] Тема 11.Индивидуальное воспроизводство: сущность и закономерности. Теория капитала и предпринимательской деятельности [:]

Цель: Раскрыть сущность капитала, рассмотреть различные трактовки капитала

Структура лекции:

1.Условия возникновения капитала. Всеобщая формула капитала.

2.Структура стоимости товара, созданного капиталом. Добавленная стоимость.

3.Социально-экономическая сущность предпринимательства, его характерные черты.

4. Основные трактовки предпринимательства: классические, неоклассические, инновационные и т.п. Виды предпринимательской деятельности.

 

1.Условия возникновения капитала. Всеобщая формула капитала.В экономической теории и предпринимательской практике, пожалуй, нет понятия, которое бы использовалось столь часто и одновременно столь неоднозначно. Под капиталом понимают все, что приносит или способно приносить доход. Этот термин употребляется в отношении оборудования завода, фабрики, накопленной суммы денег, произведений искусства, таланта инженера и т.д. Нетрудно увидеть общее во всех приведенных примерах: Капитал - это блага, использование которых позволяет увеличивать производство будущих благ. В предыдущей лекции мы уже говорили, что капитал - это главный элемент производства, выступающий в многообразных формах.

Существуют различные трактовки к определению капитала. В трактовке Смита капитал - это запасы, используемые в процессе производства, от которых капиталист ожидает получить доход. Главным фактором накопления капитала Смит считал бережливоствт^По его словам, она "является непосредственной причиной возрастания капитала". Пропагандируя бережливость, он утверждал, что сбережения образуют фонд для содержания производительных рабочих. Большое значение Смит придавал делению капитала на основной и оборотный. Под последним он понимал капитал, который постоянно уходит от своего владельца в одной форме и возвращается к нему в другой. Основной капитал -это капитал, не вступающий в процесс обращения и остающийся в руках владельцев. Капитал купца Смит целиком относил к оборотному капиталу. (Заметим, что это положение ошибочно).

Последователь А.Смита - Д.Рикардо характеризовал капитал как «часть богатства страны, которая употребляется в производстве и состоит из пищи, одежды, инструментов, сырых материалов, машин и пр., необходимых, чтобы привести в движение труд». Здесь его позиция в принципе совместима с другими представителями классической политической экономии, обращавшимися к теории капитала, но в отличие от них он сумел показать, что из-за неравенства прибыли на вложенный капитал последний «перемещается из одного занятия в другое». М. Блауг, посвятивший свой самый значительный труд «Экономическая мысль в ретроспективе» именно Д. Рикардо, полагает так: «Центральная проблема, ставящаяся Рикардо, а именно: как изменения относительных долей в продукте земли, труда и капитала связаны с нормой накопления капитала, остается одним из непреходящих предметов интереса для современных экономистов.

В отличие от своих предшественников Карл Маркс подошел к капиталу как к категории социального характера. Он утверждал, что капитал - это самовозрастающая стоимость, рождающая так называемую прибавочную стоимость. Причем создателем прироста стоимости (прибавочной стоимости) он считал только труд наемных рабочих. Поэтому К.Маркс считал, что капитал - это прежде всего определенное отношение между различными слоями общества, в особенности между наемными рабочими и капиталистами.

Также в числе трактовок капитала следует упомянуть так называемую теорию воздержания, основателем которого был английский экономист Нассау Уильям Сениор (1790-1864). Труд рассматривался Сениором как «жертва» рабочего, теряющего свой досуг и покой, а капитал - есть «жертва» капиталиста, который воздерживается от того, чтобы всю свою собственность использовать на личное потребление, и значительную часть ее превращает в капитал. На этих заключениях был выдвинут постулат о том, что блага настоящего обладают большей ценностью, чем блага будущего. Отсюда, тот, кто вкладывает свои средства в хозяйственную деятельность, лишает себя возможности реализовать часть своего богатства сегодня, жертвует своими сегодняшними интересами ради будущего, а эта жертвенность заслуживает вознаграждения в виде прибыли и процента.

Американский ученый экономист (1867-1947) Ирвинг Фишер считал, что капитал порождает поток услуг, которые оборачиваются притоком доходов. Чем больше ценятся услуги того или иного капитала, тем выше доходы. Фишер полагал, что величину капитала нужно оценивать на основе величины получаемого от него дохода. Например, если сдача внаем квартиры приносит ежегодно ее владельцу 5000 $ , а в надежном банке он может получить 10% годовых на положенные, на срочный счет деньги, то реальная (настоящая) цена квартиры составляет 50 000 $. Ведь именно такую сумму нужно положить в банк под 10% годовых, чтобы получать ежегодно 5000 $. Таким образом, в понятие капитала Ирвинг Фишер включал любое благо, приносящее доход своему владельцу (даже талант, предпринимательскую способность).

Капитал есть стоимость, приносящая прибавочную стоимость, а его общая формула такова: Д — Т — Д' . Уже из этой последней вытекает вывод, который подтверждается фактами, а именно, что деньги есть та форма, с которой каждый новый капитал начинает своё движение. Из этой же формулы явствует также, что движение капитала необходимым образом обусловливает его превращение из денежной формы в разнообразные формы товаров, равно как и обратное превращение из этих форм в деньги.

Капитал - стоимость, которая в своем движении (а) авансируется, (б) сохраняется в обращении, (в) приносит прибавочную (по сравнению с авансированной) стоимость и принимает форму денег, товаров и вновь денег.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.